Автор: Никишина Дарья Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Александровский районный центр дополнительного образования "ДАР"
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование песочной терапии на логопедических занятиях"
Раздел: дополнительное образование
«Использование песочной терапии на
логопедических занятиях»
Наши
руки
уникальны,
они
наделены
большим
количеством
рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему
человека. Существует прямая связь рук и мозга. Чем выше двигательная
активность пальцев, тем лучше развита речь.
Ученые рекомендуют родителям уже в раннем возрасте играть с детьми
в пальчиковые игры, развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.
Для этого можно использовать игры с песком.
Песок развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно
строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными,
числительными,
подбирать
уменьшительно
–
ласкательные
формы,
классифицировать предметы.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка
форма деятельности.
Игры с песком способствуют:
развитию мелкой моторики рук;
развитию тактильно-кинестетической чувствительности;
учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения;
развитию общей речи;
развитию внимания;
развитию памяти;
развитию логики;
развитию звуковой стороны речи;
развитию лексико-грамматического строя речи;
развитию связной речи
Логопедические занятия с песком закладывают базу для дальнейшего
формирования
навыков
позитивной
коммуникации.
Важно,
что
песочные
игры
открывают
потенциальные
возможности
ребенка,
развивая
его
творчество и фантазию.
Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший
воспитательный
и
образовательный
эффект,
нежели
стандартные
формы
обучения.
Во-первых,
усиливается
желание
ребёнка
узнавать
что-то
новое,
экспериментировать и работать самостоятельно;
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность;
В-третьих,
в
играх
с
песком
более
гармонично
и
интенсивно
развиваются
все
познавательные
функции
(восприятие,
внимание,
память, мышление), а главное для нас — речь и моторика;
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что
способствует
развитию
сюжетно-ролевой
игры
и
коммуникативных
навыков ребёнка.
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
имеющими
нарушения
звукопроизношения используются различные виды песочной терапии.
Каждый вид песка имеет свою особенность и способствует развитию у
детей познавательных функций.
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
используется
три
вида
песочной терапии, это:
1.
Кинетический песок;
2.
Арт-стол с кварцевым песком для рисования;
3.
Короб с чистым и промытым песком.
Кинетический песок.
Цель: Развитие мелкой и общей моторики рук, концентрация внимания,
снятие стресса, усовершенствование навыков воображения и мышления.
Для работы с данным видом песка я использую следующие игры:
Игра
«Отпечатки».
На
песке
оставляются
ребенком
различные
отпечатки: ладошек, кулачков, ребер ладоней;
Игра
«Куличики».
Детям
предлагаются
различные
формочки,
с
помощью которых они делают различные поделки;
Игра «Веселые буквы». Ребенок сгребает песок ребрами ладоней и
лепит из него буквы.
Игра «Лабиринт». Дошкольник самостоятельно создает лабиринты с
помощью
песка,
которые
использует
в
самостоятельной
игровой
деятельности.
Арт-стол с кварцевым песком для рисования.
Цель:
формирование
правильного
произношения
и
правописания,
развитие речи, внимания, обогащение словарного запаса у детей.
При использовании арт-стола с кварцевым песком я применяю следующие
игры:
Игра «Животные». Дети в данной игре учатся с помощью пальчиков
изображать различных животных.
Игра «Учимся считать». В игре дети изображают цифры на арт-столе с
помощью пальчиков учатся не только считать, но и писать.
Игра
«Допиши
букву».
На
световом
столе,
дети
дописывают
или
превращают буквы. Пример: "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
Игра
«Рисунки».
С
помощью
световой
подцветки
на
песке
можно
создавать различные узоры и рисунки (пример: солнышко, бабочка).
Короб с чистым и промытым песком.
Цель:
Развитие
коммуникативных
навыков,
фонематического
слуха,
сообразительности,
стабилизация
эмоционального
состояния
и
усовершенствование навыков творческой активности.
Для реализации данной цели я применяю следующие виды игр:
Игра
«Отгадай
загадку».
Взрослый
загадывает
загадку
на
определенную тему, а ребенку необходимо отгадать ее, в песочнице
закопана отгадка. Найдя то, что спрятано, он проверяет правильность
ответа.
Игра «Составь слово». В данной игре участвуют группы детей, они
делятся на команды и выполняют разные задания, соревнуясь между
собой.
Игра «Клад». Один играющий закапывает в песочнице сокровища, а
другому необходимо его найти.