Напоминание

"Роль конструирования в ДОУ"


Автор: Кирюшина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль конструирования в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Роль конструирования в ДОУ»

Конструирование является практической деятельностью детей, направленной

на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское

конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью,

отвечающей потребностям и интересам детей. Одной из основных задач

работы на год, является развитие основных конструктивных способностей

детей.

Я начинала свою работу по этому направлению с диагностики,

Несколько детей группы хорошо строят постройки по образцу,

умеют видоизменять постройки, соблюдают пропорции, хорошо

ориентируются в названии основных деталей. После работы

ребята аккуратно складывают строительный материал. Но есть и

такие дети, которые проявляли незначительный интерес к

конструированию, путаются в названии деталей, не умеют

преобразовывать постройку самостоятельно, испытывают

трудности на занятиях, им не удается пока без индивидуальной

помощи создавать постройки. Девочки в группе практически не

играют конструктором.

Поэтому, используя программу под редакцией М.А. Васильевой, а так же

программу Куцаковой Л.В., я поставила для себя следующие воспитательно-

образовательные задачи на учебный год: учить детей различать и называть

строительные детали, строить по образцу воспитателя, по замыслу, по

условию. Познакомить с конструированием по чертежам и схемам. Учить

анализировать образец и чертёж постройки, сооружать постройки из

крупного и мелкого строительного материала.

Для решения поставленных задач большое значение имеет организация

предметно-развивающей среды по конструированию.

В нашей группе я выделила специальное место для игр со строительным

материалом. Там имеется крупный деревянный и пластмассовый

конструкторы, конструктор «Зиг-ЗАг»,» геометрическое», «Лего» зоопарк

флик – фляк и другие. Там же у нас находятся игрушки для обыгрывания

(дикие и домашние животные средних размеров, деревья, машины разных

размеров, сказочные персонажи, куклы) Использование игрушек в

конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и

способствуют дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Большинство детей просто обожают конструировать , поэтому конструктор

—эта та вещь , которая должна быть не только в детском саду, и в

каждом доме . Это занятие способствуют всестороннему развитию как

умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.

Конструирование разнообразно по содержанию . При создании какой-

либо модели, постройки, дети учатся строить последовательность

действий , развивают моторику рук , творческое воображение, знание о

цвете, форме, пропорции, развивает память , внимание, воображения.

Умение фантазировать, воображать, творчески подходить к работе.

1

Занятие по конструированию провожу 2 раза в месяц, чередуя их с

занятиями по аппликации. Всего предусматривается 18 занятий в год.

Конструирование из строительного материала-13(из них по образцу и

преобразование образца по условиям-8, по условиям-3, по собственному

замыслу-2). Конструирование из бумаги-5.

Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста,

мы рассматривали фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами

мостов, мы их подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имею

разное значение, строение. У детей появилось более расширенное

представление об этих сооружениях.

На занятиях я использую крупный и мелкий деревянный конструктор, так как

детей у нас много, предоставляем право выбора с каким материалом работать

на занятии. Все занятия проводятся в игровой форме, используем

сюрпризные моменты. Продолжаем учить детей строить постройки по

образцу. Постройки мы строили с конкретной целью: домик для матрёшек,

мост для машин и пешеходов и т.д. Вначале мы с детьми рассматривали

образец в целом. Затем выделяли части, из которых состоит образец,

определяли назначение этих частей и их пространственное расположение по

отношению друг к другу (крыша расположена на перекрытиях). Далее

выделяли, из каких деталей сделаны эти части и как они расположены

(крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования

образца соответствует последовательности возведения постройки. Далее дети

самостоятельно выполняют работу. В процессе выполнения постройки

детьми мы следим за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно

отбирали детали и правильно их использовали, помогает отдельным детям

( не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машинка

в эти ворота?»).

Использую в работе различные ситуации, проблемы, спрашиваю детей: «Чем

этот гараж отличается от того, который мы строили на прошлом занятии?»

Прошу двух-трёх детей сосчитать детали, которые понадобились для

сооружения той или иной части постройки. Затем ребёнку с машиной

предлагаем поставить её в гараж - она не помещается. Спрашиваем: «Что

нужно сделать, чтобы машинка уместилась? Правильно, перестроить гараж,

1

чтобы он стал шире. Как это сделать?» Детям не показываем приёмы

преобразования образца, а предлагаем решить эту проблему самостоятельно.

В ходе работы наблюдаем, как дети отбирают материал, советуем, поощряем

придуманные конструктивные решения. Таким образом дети учатся

соразмерять постройки с игрушками, проявлять творчество, комбинируя

детали, украшая постройку.

Если же у ребёнка не получается постройки, мы обращаем его внимание на

образец и вместе с ним пытаемся разобраться в его затруднениях. Если я

вижу, что многие дети не могут выполнить задание, или замечаю ошибки

общие для нескольких детей, то я еще раз объясняю и показываю, акцентируя

внимание детей на моментах, вызывающих у них трудности. Далее я даю

анализ детской деятельности, так же привлекаю к анализу и самих детей,

спрашиваю, из каких деталей состоит постройка, из каких деталей сделаны

эти части и т.д. я отмечаю не только результаты детей (правильность и

аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец,

подбирали материал, выполняли отдельные действия и т.д. В конце занятия я

показываю детям, как можно играть с данной постройкой и предоставляю им

для этого время. После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают

постройки и укладывают всё на место.

В середине года в качестве образца я использовала схемы построек. Это

более сложный вид конструирования. Применяя наглядные схемы на

занятиях, я объясняла детям подробно, как правильно выбрать и разместить

детали в пространстве, с чего начать, а так же стараемся отрабатывать у детей

технику их точного соединения, учим ребят выделять в предметах те

свойства, которые должны быть переданы в постройке. Поэтому одной из

основных задач таких занятий является обучение детей умению

анализировать чертёж.

Также познакомила детей с тем, что одни детали можно заменить другими,

соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на

широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить

брусок.

После проведённых занятий мы обязательно закрепляем с детьми

полученные знания и умения в процессе игр, в индивидуальной работе. я

предлагаю детям строительный материал, вовлекая их игру (-Ребята, давайте

построим большой, красивый корабль и отправимся на нём в путешествие).

Во второй половине дня с ребятами проводила дидактические игры на

закрепление знаний строительных деталей: «Подбери детали», «Найди

детали». В игре «Найди детали» дети находили детали, у которых есть

прямоугольные стороны (круглые, треугольные), находили детали, которые

могут кататься.

Основные наши помощники - это родители. Поэтому для родителей была

оформлена папка передвижка по теме: «Развитие конструктивных

способностей у детей дошкольного возраста», проводились индивидуальные

беседы с родителями, консультация на тему: «Конструируем из Лего».

На данный момент дети стали уже различать детали по форме и величине,

знают названия основных деталей, правильно пользуются словесными

обозначениями: длинный – короткий, широкий- узкий, высокий - низкий,

создают постройки по образцу, по условию, умеют отбирать нужные детали,

умеют видоизменять образец. В процессе обучения дети усвоили, что детали

обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на

плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани

устойчив.

С задачей развития основных конструктивных способностей детей, я считаю,

справилась в полном объеме.



В раздел образования