Автор: Кирюшина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль конструирования в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
« Роль конструирования в ДОУ»
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной
на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское
конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью,
отвечающей потребностям и интересам детей. Одной из основных задач
работы на год, является развитие основных конструктивных способностей
детей.
Я начинала свою работу по этому направлению с диагностики,
Несколько детей группы хорошо строят постройки по образцу,
умеют видоизменять постройки, соблюдают пропорции, хорошо
ориентируются в названии основных деталей. После работы
ребята аккуратно складывают строительный материал. Но есть и
такие дети, которые проявляли незначительный интерес к
конструированию, путаются в названии деталей, не умеют
преобразовывать постройку самостоятельно, испытывают
трудности на занятиях, им не удается пока без индивидуальной
помощи создавать постройки. Девочки в группе практически не
играют конструктором.
Поэтому, используя программу под редакцией М.А. Васильевой, а так же
программу Куцаковой Л.В., я поставила для себя следующие воспитательно-
образовательные задачи на учебный год: учить детей различать и называть
строительные детали, строить по образцу воспитателя, по замыслу, по
условию. Познакомить с конструированием по чертежам и схемам. Учить
анализировать образец и чертёж постройки, сооружать постройки из
крупного и мелкого строительного материала.
Для решения поставленных задач большое значение имеет организация
предметно-развивающей среды по конструированию.
В нашей группе я выделила специальное место для игр со строительным
материалом. Там имеется крупный деревянный и пластмассовый
конструкторы, конструктор «Зиг-ЗАг»,» геометрическое», «Лего» зоопарк
флик – фляк и другие. Там же у нас находятся игрушки для обыгрывания
(дикие и домашние животные средних размеров, деревья, машины разных
размеров, сказочные персонажи, куклы) Использование игрушек в
конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и
способствуют дальнейшему развитию игровой деятельности детей.
Большинство детей просто обожают конструировать , поэтому конструктор
—эта та вещь , которая должна быть не только в детском саду, и в
каждом доме . Это занятие способствуют всестороннему развитию как
умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию.
Конструирование разнообразно по содержанию . При создании какой-
либо модели, постройки, дети учатся строить последовательность
действий , развивают моторику рук , творческое воображение, знание о
цвете, форме, пропорции, развивает память , внимание, воображения.
Умение фантазировать, воображать, творчески подходить к работе.
1
Занятие по конструированию провожу 2 раза в месяц, чередуя их с
занятиями по аппликации. Всего предусматривается 18 занятий в год.
Конструирование из строительного материала-13(из них по образцу и
преобразование образца по условиям-8, по условиям-3, по собственному
замыслу-2). Конструирование из бумаги-5.
Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста,
мы рассматривали фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами
мостов, мы их подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имею
разное значение, строение. У детей появилось более расширенное
представление об этих сооружениях.
На занятиях я использую крупный и мелкий деревянный конструктор, так как
детей у нас много, предоставляем право выбора с каким материалом работать
на занятии. Все занятия проводятся в игровой форме, используем
сюрпризные моменты. Продолжаем учить детей строить постройки по
образцу. Постройки мы строили с конкретной целью: домик для матрёшек,
мост для машин и пешеходов и т.д. Вначале мы с детьми рассматривали
образец в целом. Затем выделяли части, из которых состоит образец,
определяли назначение этих частей и их пространственное расположение по
отношению друг к другу (крыша расположена на перекрытиях). Далее
выделяли, из каких деталей сделаны эти части и как они расположены
(крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования
образца соответствует последовательности возведения постройки. Далее дети
самостоятельно выполняют работу. В процессе выполнения постройки
детьми мы следим за тем, чтобы дети точно следовали образцу, правильно
отбирали детали и правильно их использовали, помогает отдельным детям
( не мешая при этом другим) советом, вопросом («А проедет ли твоя машинка
в эти ворота?»).
Использую в работе различные ситуации, проблемы, спрашиваю детей: «Чем
этот гараж отличается от того, который мы строили на прошлом занятии?»
Прошу двух-трёх детей сосчитать детали, которые понадобились для
сооружения той или иной части постройки. Затем ребёнку с машиной
предлагаем поставить её в гараж - она не помещается. Спрашиваем: «Что
нужно сделать, чтобы машинка уместилась? Правильно, перестроить гараж,
1
чтобы он стал шире. Как это сделать?» Детям не показываем приёмы
преобразования образца, а предлагаем решить эту проблему самостоятельно.
В ходе работы наблюдаем, как дети отбирают материал, советуем, поощряем
придуманные конструктивные решения. Таким образом дети учатся
соразмерять постройки с игрушками, проявлять творчество, комбинируя
детали, украшая постройку.
Если же у ребёнка не получается постройки, мы обращаем его внимание на
образец и вместе с ним пытаемся разобраться в его затруднениях. Если я
вижу, что многие дети не могут выполнить задание, или замечаю ошибки
общие для нескольких детей, то я еще раз объясняю и показываю, акцентируя
внимание детей на моментах, вызывающих у них трудности. Далее я даю
анализ детской деятельности, так же привлекаю к анализу и самих детей,
спрашиваю, из каких деталей состоит постройка, из каких деталей сделаны
эти части и т.д. я отмечаю не только результаты детей (правильность и
аккуратность построек), но и сам процесс: как дети рассматривали образец,
подбирали материал, выполняли отдельные действия и т.д. В конце занятия я
показываю детям, как можно играть с данной постройкой и предоставляю им
для этого время. После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают
постройки и укладывают всё на место.
В середине года в качестве образца я использовала схемы построек. Это
более сложный вид конструирования. Применяя наглядные схемы на
занятиях, я объясняла детям подробно, как правильно выбрать и разместить
детали в пространстве, с чего начать, а так же стараемся отрабатывать у детей
технику их точного соединения, учим ребят выделять в предметах те
свойства, которые должны быть переданы в постройке. Поэтому одной из
основных задач таких занятий является обучение детей умению
анализировать чертёж.
Также познакомила детей с тем, что одни детали можно заменить другими,
соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на
широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить
брусок.
После проведённых занятий мы обязательно закрепляем с детьми
полученные знания и умения в процессе игр, в индивидуальной работе. я
предлагаю детям строительный материал, вовлекая их игру (-Ребята, давайте
построим большой, красивый корабль и отправимся на нём в путешествие).
Во второй половине дня с ребятами проводила дидактические игры на
закрепление знаний строительных деталей: «Подбери детали», «Найди
детали». В игре «Найди детали» дети находили детали, у которых есть
прямоугольные стороны (круглые, треугольные), находили детали, которые
могут кататься.
Основные наши помощники - это родители. Поэтому для родителей была
оформлена папка передвижка по теме: «Развитие конструктивных
способностей у детей дошкольного возраста», проводились индивидуальные
беседы с родителями, консультация на тему: «Конструируем из Лего».
На данный момент дети стали уже различать детали по форме и величине,
знают названия основных деталей, правильно пользуются словесными
обозначениями: длинный – короткий, широкий- узкий, высокий - низкий,
создают постройки по образцу, по условию, умеют отбирать нужные детали,
умеют видоизменять образец. В процессе обучения дети усвоили, что детали
обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на
плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани
устойчив.
С задачей развития основных конструктивных способностей детей, я считаю,
справилась в полном объеме.