Напоминание

Преемственность уровней образования в условиях ФГОС


Автор: Петухова Евгения Львовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №131
Населённый пункт: Красносельского района г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Преемственность уровней образования в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Преемственность уровней образования в условиях ФГОС

Главным

направлением

становления

и

развития

современного

образования

является

переход

на

новые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

(ФГОС).

Основная

задача

которых

создать

социально-педагогическую

среду,

которая

будет

спо собствовать

формированию и развитию детей, реализовать социально-образовательные

проекты,

культурно-образовательные

инициативы. Преемственность ФГОС

начального

общего

образования

и

ФГОС

основного

общего

образования

предусматривает

преемственность

в

достижении

новых

образовательных

результатов,

преемственность

требований

к

структуре

основных

образовательных программ начального и основного общего образования,

преемственность

сопровождения

педагога

в

переходе

на

федеральные

государственные стандарты нового поколения.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного

образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость

пересмотра

целей,

задач

и

содержания

воспитательно-образовательной

деятельности.

Согласно

новому

Закону

«Об

образовании»

дошкольное

образование впервые получило статус первого уровня общего образования в

России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и

интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Вместе с

тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного

образования»

является

обеспечение

преемственности

целей,

задач

и

содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ

различных уровней (преемственность основных образовательных программ

дошкольного и начального общего образования). Также сегодня важнейшим

приоритетом

образования

в

России,

является

обеспечение

КАЧЕСТВА

ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия.

Приоритетным

условием

достижения

такого

качества

являет ся

обеспеченность непрерывности образования.

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего

времени

речь

шла

о

преемственности

в

обучении. Для

начала

выделим

понятие «преемственность».

Преемственность

в

образовании

это

система

связей,

которая

обеспечивает

взаимодействие

основных

задач,

содержания

и

методов

обучения

и

воспит ания для

создания

единого

непрерывного

образовательного процесса на смежных этапах становления и развития

ребенка.

Условием для реализации принципа преемственности образования на

разных

уровнях

в

ФГОС

начального

образования

является

системно-

деятельностный подход

как

механизм

достижения

цели

и

основного

результата образования – становления будущей личности обучающегося на

основе

усвоения

универсальных

учебных

понятий, познания

и

освоения

мира.

На современном этапе преемственность в обучении рассматривается

как

одно

из

условий

постоянного

образования

обучающегося

и

предусматривает реализацию основных видов преемственности, таких как

- целевая преемственность

– это согласованность целей и задач воспитания

и обучения на отдельных уровнях становления и развития ученика;

-

содержательная

преемственность

это

объединение

содержания,

повторения, разработки единых курсов постижения и изучения отдельных

учебных программ;

-

психологическая

преемственность

это

совершенствование

форм

организации учебной деятельности и способов обучения с учетом общих

возрастных особенностей каждого ученика;

-

административная

преемственность

это

отработанная

нормативно-

правовая база образовательного учреждения;

- технологическая преемственность

– это преемственность форм, средств,

приемов и методов воспитания и обучения, а также создание новых методик,

технологий,

разработка

общих

подходов

к

организации

образовательной

деятельности на всех ее уровнях.

ФГОС

создает

основу

для

перехода

от

«школы

знаний»

к

«школе

деятельности». «Школа деятельности» на разных уровнях характеризуется

тем, что:

-

дошкольный

этап

образования

позволяет

с формировать

подготовительные интересы к обучению;

- начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска

знаний;

- основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний

и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки

целеполагания и рефлексии;

- старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному

целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной

цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в

учебной,

проектной

и

учебно-исследовательской

деятельности

на

предпрофессиональном уровне;

-

профессиональный

уровень

позволяет

закреплять

навыки

и

способности

к

самостоятельному

развитию

и

обучению,

способствует

закреплению способностей применения полученных знаний.

Основа

преемственности

в

условиях

ФГОС

в

начальной

школе

призвана

помочь

учащимся

в

полной

мере

проявлять

свои

способности,

развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность

реализации этих задач во многом зависит от сформированности у детей

познавательных интересов в детском саду. И дает возможность развивать

самостоятельность в использовании знаний в общей школе [22,23].

Интерес ребенка к обучению - это его память, внимание, мышление.

Развитие

познавательного

интереса

ребенка

решается

средствами

преемственности на разных уровнях обучения. Ребенка необходимо научить

думать,

пояснять

получаемые

итоги,

сопоставлять,

высказывать

предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать

выводы.

С

введением

ФГОС

принципиально

изменились

ориентиры

современной

школы,

основная

задача

которой

сегодня

это

развитие

надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих

перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования

понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти

знания в практической деятельности.

Проблема преемственности и взаимосвязи в обучении и воспитании

многозначна.

Преемственность

как

дидактическая

категория

явилась

объектом исследования различных ученых (Ю. К. Бабанский, Ш. И. Ганелин,

Б. С. Гершунский, С. М. Годник, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Л. В. Занков,

В. К. Кудрявцев, Э. М. Кузьмина, В. Н. Максимова, В. Э. Татарин, Д. П.

Эльконин и др.)

На

современном

этапе

преемственность

между

дошкольным

и

младшим школьным возрастом – одно из условий непрерывного образования

ребенка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и

применять

знания.

Преемственность

объективная

необходимая

связь

между новым и старым в процессе развития.

Таким образом, под преемственностью в обучении мы будем понимать

связь

между

этапами

в

процессе

обучения

и

развития.

Связь,

когда

достигнутый

уровень

интеллектуального

развития

является

источником

формирования

всякого

возрастного

новообразования,

а

становление

новообразования

прочно

базируется

на

достигнутом

уровне

развития.

Преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не

травмирующего психику ребенка, перехода от одной ступени обучения к

другой.

Список литературы

1.

Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М.; АРКТИ, 2007.

Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М.; Линка — Пресс,2014.

2.

Васильев Ю.В., Педагогическое управление в школе. – М.: Высшая

школа, 1990.

3.

Давыдов В.В. Развивающее образование теоретические основания

преемственности

дошкольной

и

начальной

школьной

ступеней

/

В.В.

Давыдов, Кудрявцев В.Т. // Вопросы психологии. 1997. № 1.

4.

Концепция непрерывного образования (Утверждена 17.06. 2003 г.

ФКС МО РФ)

5.

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и

начальное звено) утверждена Федеральным координационным советом по

общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003

6.

Майер

А.

А.,

Тимофеева

Л.

Л. Условия

и

основания

преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте

стандартизации // Управление ДОУ. — 2015. — 141 с.

7.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

Утверждено приказом от 04 февраля 2010 г., Пр-271.

8.

Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря

2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года,

регистрационный номер 19644)

9.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

начального общего образования

10. Чащина

О.

Ю.,

Аллерборн

С.

Н.

Преемственность

уровней

дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой

ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.



В раздел образования