Автор: Кулешова Елена Ивановна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Радуга" пгт Клетня
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: "Совершенствование форм работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма"
Раздел: дошкольное образование
«Совершенствование форм работы по
профилактике детского дорожно –
транспортного травматизма»
в МБДОУ д/с «Радуга» пгт Клетня
Брянской области
Автор статьи: Е.И.Кулешова, заведующая
Система работы по предупреждению детского дорожно-транспортного
травматизма
МБДОУ детский сад «Радуга» пгт Клетня Брянской области
осуществляется
в
соответствии
со
следующими
нормативно-правовыми
документами:
на федеральном уровне:
- Федеральный закон от 10.12.95 №196- ФЗ «О безопасности дорожного движения»
-Федеральная целевая программа " Повышение безопасности дорожного
движения в 2017 - 2021 годах "
на уровне образовательного учреждения:
- Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под
ред. Р.Б. Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой:
- Содержание образовательной области «БЕЗОПСНОСТЬ»: формирование основ
безопасности собственной жизнедеятельности, а именно формирование
представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в
них; приобщение к правилам безопасного поведения; передача детям знаний
о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира.
Значительный
пласт
работы
–
это
профилактика
детского
дорожно-
транспортного
травматизма
и
формирования
у
детей
навыков
безопасного
поведения
на
дорогах.
Возрастающая
плотность
уличного
движения
делает
дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики
детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Детский
травматизм
в
нашей
стране
в
десятки
и
сотни
раз
превышающий
травматизм
в
других
странах,
требует
перестать
относиться
к
обучению
безопасному
поведению
ребенка
на
дорогах
как
второстепенному
предмету.
Обучение
детей
правилам
безопасного
поведения
на
дорогах
в
период
нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и
возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на
дороге, — это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто
может его в этом убедить, — взрослый человек. И естественным способом – своим
примером.
На
поведение
детей
на
дороге
влияет
целый
ряд
факторов,
из
которых
необходимо
подчеркнуть
особую
значимость
возрастных
и
физиологических
особенностей детей.
Вопросы
воспитания
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах
у
детей
дошкольного
возраста
являются
составной
частью
всех
современных
комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках
всех
разделов
и
направлений
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
через:
игру,
воспитание
навыков
поведения,
ознакомление
с
окружающим,
развитие
речи,
художественную
литературу,
конструирование,
изобразительное искусство, музыкальное творчество.
Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного
травматизма
в
ДОУ
–
формирование
у
детей
навыков
осознанного
безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется
путем решения нескольких задач:
1.
усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного
поведения на улице;
2.
формирование
у
детей
качественно
новых
двигательных
навыков
и
бдительного
восприятия
окружающей
обстановки.
Ребенок
должен
не
только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или
ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с
движениями других людей и перемещением предметов;
3.
развитие
у
детей
способности
к
предвидению
возможной
опасности
в
конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного
поведения.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям
дошкольного возраста.
Общие представления:
1.
знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
2.
иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на
улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате,
роликовых коньках)
Представления
об
опасных
ситуациях
на
отдельных
участках
пешеходной части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
1.
переходить улицу только на зеленый свет светофора,
2.
не играть на дороге или около проезжей части,
3.
переходить улицу только по пешеходному переходу,
4.
при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –
направо,
5.
знать устройство проезжей части,
6.
знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
7.
знать правила поведения в транспорте,
8.
знать и соблюдать правила поведения во дворе.
По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном
поведении
на
улице.
Дисциплина
на
улице
–
залог
безопасности
пешеходов,
докажите это ребенку на собственном примере.
Яркая
одежда
помогает
водителю
увидеть
ребенка,
а
блеклая
—
затрудняет
видение.
Ребенку
трудно
разглядеть,
что
делается
на
улице,
если
на
глаза
надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.
Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых
цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.
«РЕБЕНОК И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Помните, что перевозить ребенка в автомобиле можно лишь на заднем сидении и
в специальном кресле! РЕБЕНОК – ГЛАВНЫЙ ПАССАЖИР!
Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС. Берегите жизнь и здоровье ребенка
– они бесценны.
Помните, Вы для ребенка всегда являетесь авторитетом и примером в соблюдении
Правил дорожного движения. Поэтому ребенок ведет себя на дороге точно так же,
как и Вы. В целях профилактики возможных ДТП Вам предлагаются несколько
полезных советов.
Находясь на улице, не спешите, переходите проезжую часть размеренным
шагом.
Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребенок
должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.
Переходите
дорогу
только
на
зеленый
сигнал
светофора
и
в
местах,
обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В
противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть
дороги.
Привлекайте ребенка к участию в наблюдениях за обстановкой на дороге:
показывайте ему те автомобили, которые готовятся поворачивать, едут с
большой скоростью и т.д.
Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий:
стоящих
автомобилей,
кустов,
не
осмотрев
предварительно
дорогу.
Это
типичная ошибка родителей. Нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
Взаимодействие с родителями воспитанников по данному разделу также
представлено в виде плана.
По всем направлениям деятельности по профилактике дорожно-транспортного
травматизма определены формы работы:
1.
с детьми: НОД, целевые прогулки, свободная продуктивная
деятельность, музыкально-игровые досуги, праздники, развлечения,
театрализация, беседы, выставки, чтение художественной литературы, игры,
изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы,
викторины.
2.
с родителями: родительские собрания, сотворчество родителей и
воспитателей, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по
предупреждению детского дорожного травматизма, совместное составление
фотоматериалов.
3.
С педагогами: консультации, теоретические и практические занятия,
сотворчество родителей и педагогов, взаимоконтроль среди возрастных
групп и т.д.
В целях обогащения развивающей среды в детском саду подобрана литература для
дошкольников, педагогов, родителей. В каждой возрастной группе оформлен
уголок по ПДД, где представлен наглядный и демонстрационный материал,
изготовлены атрибуты для проведения занятий и игр. На территории детского
сада ежегодно обновляется дорожная разметка и автоплощадка по
обыгрыванию дорожных ситуаций.
С целью формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного
поведения на улично – дорожной сети в МБДОУ д/с «Радуга» в 2017-2018 уч.
году были проведены следующие мероприятия:
с педагогами:
1.
С 24 сентября по 5 октября декада безопасности по ПДД «ОСТОРОЖНО,
ДЕТИ!» совместно с отделом ГИБДД МО МВД России «Жуковский».
Для воспитателей подготовлены инструкции по предупреждению ДДТТ
(сентябрь).
2. С целью повышения квалификации и самообразования педагогов и создания банка
методических материалов старшим воспитателем Прончаковой И.Е. была
организована выставка и обзор методической литературы (октябрь).
3. Воспитателями А.В.Гусенковой и Н.П.Давыдовой организованы консультации с
показом презентации на темы: «Как использовать прогулку для привития
ребенку навыков безопасного поведения на улице», «Как оформить уголок по
ПДД в группе» (ноябрь – декабрь).
с детьми:
1.
Организация мониторинга с целью выявления уровня знаний
дошкольников по ПДД (сентябрь – май).
2.
Целевые прогулки во всех возрастных группах согласно годового
плана.
3.
Развлечение в подготовительной группе №1 совместно с родителями
«Баба – Яга и светофор» (воспитатель Гусенкова А.В.., муз.руководитель
Коробцова И.С..) – ноябрь.
4.
Развлечение в старшей группе (воспитатель Кужекина Н.В. .,
муз.руководитель Коробцова И.С.)- декабрь.
5.
Занятия с дошкольниками на автоплощадке по обыгрыванию дорожных
ситуаций – 1 раз в месяц в дошкольных группах с 3 до 7 лет.
6.
Во всех дошкольных группах по плану каждую неделю проведение
дидактических и подвижных игр, минуток безопасности, чтение
художественной литературы по профилактике ДДТТ.
7.
Работа детей старшего возраста в кружке «Светофорчик» (руководитель
Прончакова И.Е.) – 1 раз в неделю.
8.
Выставки детского творчества по профилактике ДДТТ «Я – пешеход»
среди детей старшего возраста» - декабрь.
Все мероприятия с детьми оформлены фотовыставками в родительских уголках
с родителями:
1.
Родители воспитанников дошкольных групп (воспитатели:
ДавыдоваН.П., Васильева Н.А. подгот. подготовит. №2 (воспитатели
Гусенкова А.В. приняли участие в акции «Безопасность детей – забота
родителей». Воспитатели познакомили родителей воспитанников с
листовками – памятками по формированию у детей устойчивых навыков
безопасного поведения на дорогах.
2.
Информацию по предупреждению ДДТТ родители получают:
- на родительских собраниях;
- в информационном уголке «Безопасная дорога детства» в фойе детского сада
(обновление материала проводится 1 раз в квартал).
Административно-хозяйственная работа:
- Издание приказа о назначении ответственного за работу по ДДТТ:
- Составление плана работы по профилактике безопасности дорожного движения в
ДОУ на год;
- Обновление разметки транспортной площадки на участке;
- Обновление общего стенда по ПДД
- Контроль за организацией работы с детьми в группе по профилактике безопасности
дорожного движения.
Детский сад ежегодно взаимодействует со средствами массовой информации
газета Клетнянского района «Новая жизнь», «Брянской учительской
газетой»:
- Публикация материалов по предупреждению ДДТТ из опыта работы детского сада
(КВН «Знатоки дорожных правил»), который прошел в декабре 2017года. На
празднике присутствовал начальник отдела ГИБДД межмуниципального
отдела МВД России "Жуковский" А.В.Луговой, который вручили участникам
и зрителям праздника светоотражающие элементы.
- Публикация об итоговом мероприятии по ДДТТ «Осторожно: дети!» 5 октября 2018
года были приглашены гости из отдела ГИБДД межмуниципального отдела
МВД России "Жуковский": старший инспектор по пропаганде: майор
полиции — Осадчий Александр Михайлович, который вручили участникам и
зрителям праздника светоотражающие элементы.
- Публикация акции по предупреждению ДДТТ «Автокресло-детям!» 23 октября.
Работа по профилактике ДДТТ в детском саду «Радуга» ведется целенаправленно и
планово.