Автор: Шарапова Анна Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 "Лучик"
Населённый пункт: г. Рубцовск, Алтайского края
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна"
Раздел: среднее профессиональное
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Научить ребенка всему, что ему потребуется в жизни, - естественное стремле-
ние родителей. Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой
цель максимально развить их познавательные возможности, подготовить к
посещению детского сада и школы и к самостоятельной (или относительно
самостоятельной) жизни в будущем. Часто эта способность связывается с раз-
витием речи. Однако, для того, чтобы действовать самостоятельно, кроме
умения понимать речь и говорить, необходимо:
1. Поставить цель.
2. Спланировать действия, приводящие к этой цели.
3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.
Например, если вы хотите купить хлеб, вам нужно выбрать одежду по сезону,
надеть ее, взять деньги, запереть дверь, найти магазин, выбрать хлеб, рас-
платиться, найти дорогу домой, открыть дверь и раздеться. И вы должны су-
меть сделать каждый из этих шагов в отдельности, правильно спланировав
порядок выполнения необходимых действий.
Задачей развития познавательной деятельности или когнитивного развития
является развитие мышления, формирование понятий и отработка отдельных
навыков, а также обучение детей умению оперировать несколькими поняти-
ями или навыками одновременно, что позволяет им лучше анализировать
ситуацию, определять цель и планировать свои действия так, чтобы достичь
этой цели.
Ребенка можно обучать в процессе специально организованного занятия за
столом, используя дидактический материал, а также в бытовой деятельности
и в игре.
В занятиях за столом отрабатываются отдельные умения или навыки, кото-
рые затем могут быть использованы в бытовой или игровой ситуации.
В бытовой деятельности перед ребенком ставится цель и подсказываются
необходимые шаги, которые приведут его к этой цели, с постепенным умень-
шением участия взрослого, по мере того, как ребенок заучивает нужную по-
следовательность действий.
Самостоятельно поставить цель, спланировать цепочку действий ребенок мо-
жет в игре. Сюжетная игра также позволяет понять цель и план тех действий,
с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволя-
ет многократно повторять их с комментариями и в нужном темпе для ребен-
ка. Например, игра в поликлинику, во время которой происходило (или
должно произойти) с ребенком во время посещения врача. Кроме того, уме-
ние переносить действия из реальной жизни в игру способствует развитию
абстрактного мышления.
Случается так, что навык отработанный на занятии оказывается и востребо-
ванным только на занятии, так как обращение к нему в быту требует специ-
ального внимания родителей, а собственная игра ребенка оказывается менее
развитой, чем его «академические» навыки. И хотя ребенок правильно ис-
пользует игрушки, например, если это машинка, то он ее катает, он не может
включить в свои игры более сложные навыки и построить развернутый сю-
жет. Например, медведь собрался в гости к бабушке. Сел в машину и поехал.
По дороге заехал в магазин, купил бабушке торт и три апельсина. Потом ма-
шина сломалась, пришлось отвезти ее в ремонт, а самому пересесть в трам-
вай, купить билет и т.д.
Сюжетной игре не случайно уделяется такое внимание: дети не могут сами
научиться играть, сколько бы игрушек у них не было. Общения со сверстника-
ми оказывается недостаточно для того, чтобы этому научиться. Родители ча-
сто не любят играть с детьми, предпочитая обучать их более формальными
методами, в то время, как именно игра является тем полем, где происходит
наиболее значимая часть обучения, связанная с целеполаганием и планиро-
ванием действий.
При правильно построенном обучении, навыки, сформированные на заня-
тии, в быту, в игре, должны использоваться во всех трех ситуациях.
Понятие или навык действительно усвоены ребенком только тогда, когда он
начинает самостоятельно его использовать.
В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дау-
на проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принци-
пы обучения разработаны на основе современных представлений о
развитии детей дошкольного возраста с учетом специфических особен-
ностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним относятся:
1.
Медленное формирование понятий и становление навыков:
Снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
Необходимость большого количества повторений для усвоения
материала;
Низкий уровень обобщения материала;
Утрата тех навыков, которые оказываются достаточно востребо-
ванными.
2.
Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновремен-
но, с чем связаны:
Трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо
объединить новую информацию с уже изученным материа-
лом;
Сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситу-
ации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего об-
стоятельства, паттернами, т.е. однотипными, заученными
многократно повторяемыми действиями;
Трудности при выполнении заданий, требующих оперирова-
ния несколькими признаками предмета или выполнения це-
почки действий;
Нарушения целеполагания и планирования действий.
3.
Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигатель-
ной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного
развития с развитием других сфер.
4.
Особенностью предметно-практического мышления, характерного для
этого возраста, является необходимость использования нескольких
анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение,
слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие ре-
зультаты дает зрительно-телесный анализ, т.е. лучшим объяснением
для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая
взрослому или вместе с ним.
5.
Нарушение сенсорного восприятия, что бывает тесно связано со сни-
женной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зре-
ния и слуха.
6.
Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем и
В основе программы когнитивного развития заложены: предметность мыш-
ления дошкольников, необходимость использовать их чувственный опыт,
опора на наглядно-действенное мышление как базу для дальнейшего пере-
хода к наглядно-образному и логическому мышлению, использование соб-
ственной мотивации ребенка, обучение в игровой форме, а также возмож-
ность индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывающего его осо-
бенности, предпочтения, и скорость обучения.
Как заниматься с ребенком
Основой развития ребенка дошкольного возраста является его деятельность,
т.к. мышление в этом возрасте имеет предметный характер. Ребенок зна-
комится с миром через действия, которые он совершает с окружающими его
предметами. Эти действия ложатся в основу развития его мышления. По этой
причине надо стараться, чтобы деятельность ребенка была насыщенной и
разнообразной. Каждый человек только часть знаний получает в процессе
специальных занятий. Все, что происходит вокруг становится источником ин-
формации, обобщается и используется им. Ребенок, конечно, не является ис-
ключением, для него основные формы получения знаний – это игра и участие
в бытовых делах и только потом – специально организованные дидактиче-
ские занятия.
Для того, чтобы ребенок мог понимать и выполнять ваши задания во время
занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь
просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть
самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок мо-
жет действовать, подражая взрослым. Например, вы даете ребенку чашку и
просите поставить ее на стол, одновременно показывая, как вы ставите свою
чашку. При этом, он должен следовать не своему желанию или привычке, а
выполнить данную ему инструкцию. Таким образом, для подготовки к дидак-
тическим занятиям необходимо, чтобы ребенок научился выполнять простые
просьбы взрослого в бытовых ситуациях. Как правило, дидактические заня-
тия с ребенком можно начинать в возрасте 2.5 – 3 лет.
В основе обучения ребенка дошкольного возраста лежит предметная дея-
тельность, т.к. мышление в этом возрасте носит предметно-практический ха-
рактер. Ребенку необходимо рассмотреть и потрогать, а иногда и погрызть
тот материал, с которым он «работает», чтобы ему было легче соотнести с
словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Поэтому во
время занятий необходимо использовать яркие игрушки, игрушки с различ-
ной фактурой, бытовые предметы. Например, для обучения сортировке мож-
но использовать шарики и кубики, а можно – шишки и желуди или вилки и
ложки. И может быть, шишки и желуди окажутся для ребенка самыми при-
влекательными. Для отработки одних и тех же навыков надо стараться ис-
пользовать разные материалы. Использование картинок возможно только то-
гда, когда ребенок уже знаком с предметами, которые на них изображены. А
вот обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях,
когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.
Важно научить ребенка заниматься за столом. Для этого следует выбирать та-
кие виды деятельности, которые действительно требуют позы сидя за сто-
лом. Всей семьей можно играть в лото, рисовать или лепить, а вот строить
дом из кубиков или катать машинку лучше на полу.
Сядьте за столик напротив ребенка таким образом, чтобы ему было легко
слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия.
Инструкция, которая предлагается ребенку, должна соответствовать его уров-
ню понимания речи. Она должна быть короткой и четкой, часто ее необходи-
мо давать пошагово, говорить медленно, подкрепляя слова жестами. Иногда
вместо словесной инструкции можно показать ребенку, что он должен сде-
лать. Обязательно выдерживайте паузу, давая ребенку возможность поду-
мать и ответить. Не торопите его. Подсказка, предложенная ребенку, когда он
еще не успел «додумать», часто только сбивает его.
Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, помогите ему скон-
центрировать внимание на нужном действии или важной детали, например,
показать ему на схеме ту деталь, которую ему сейчас нужно найти. Если этого
оказывается недостаточно, помогите ребенку выполнении правильного дей-
ствия, взяв его руки в свои или выполнив часть задания вместо него. В любом
случае, постарайтесь, чтобы задание было закончено.
В каждое занятие за столом можно включать разные темы. На начальном эта-
пе обучения каждое задание может занимать 2 – 3 минуты, а все занятие – 10
– 15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность задания может
быть увеличена до 5 – 7 минут, а продолжительность занятия – до 30 – 40 ми-
нут.
Как сделать занятия привлекательными для ребенка
Прежде всего – занятия должны нравиться вам самим. Если занятия вас раз-
дражают, вряд ли они понравятся ребенку. Необходимо использовать соб-
ственную мотивацию ребенка. Хорошо, когда ему нравятся предлагаемые иг-
рушки. Задание, по возможности, должно быть построено таким образом,
чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку, как средство достижения
собственной цели. Его цель и ваша могут часто не совпадать. Например, вы
предлагаете ребенку кидать монетки в копилку для развития мелкой мотори-
ки. Ребенок же делает это потому, что ему очень нравится звук, который раз-
дается, когда монетка ударяется одно копилки. Не всегда удается сделать за-
дание интересным для ребенка (особенно на первых этапах), и тогда он вы-
полняет его ради похвалы взрослого. Хвалите ребенка за хорошо выполнен-
ное задание! Если у него что-то не получается, можно похвалить его за по-
пытку выполнить задание: «Молодец, почти сделал!» и помочь ему выпол-
нить задание до конца. Избегайте негативной оценки действий ребенка и по-
явления у него ощущения «неуспешности».
Если ребенок отказывается от занятий, бросает картинки или игрушки, отво-
рачивается, это сигнал, что задание или форма, в которой они предлагаются
не соответствуют уровню развития ребенка. При этом, у ребенка быстро воз-
никает отвращение ко всему, что напоминает ему ситуацию обучения (поза
сидя за столом, предъявление пособия, особая «менторская» интонация го-
лоса взрослого и т.д.) В таком случае нужно попытаться понять, что именно
вызывает трудности, и предложить ребенку более простые задания. Поста-
райтесь также изменить саму форму занятий, выделите основную цель каж-
дого задания и попытайтесь решить ее в быту или включить в те игры, в кото-
рые вы играете с ребенком. За столом можно в это время заниматься чем-то
другим, нанизывать бусины или играть в пальчиковые игры. Поняв, что иг-
рать с вами интересно, и он действительно может сделать то, что вы просите,
ребенок через некоторое время согласится вернуться к дидактическим играм
за столом.
Как обучать ребенка в игре
Самой главной деятельностью любого маленького ребенка является игра. Но
ребенок не может сам научиться играть, этому его тоже надо научить. Орга-
низовывая игру, вы можете принять на себя роль «продвинутого ребенка».
Играя сами, вы показываете ребенку, что он может делать с игрушками. Воз-
можно, первое время выбудете разыгрывать спектакль, а ребенок будет зри-
телем. Затем, подражая вам, он начнет выполнять отдельные действия с иг-
рушками, а потом научится объединять их в целые сюжеты. Если ребенок уже
играет сам, вы можете подключаться к его играм, внося в них новые сюжет-
ные подробности. Комментируйте свои действия и действия малыша. Ваши
высказывания должны быть простыми, понятными и поддерживающими ре-
бенка эмоционально. Например, «Какой высокий дом у тебя получился! Вот
он сломался, зайка плачет, что же делать? Давай починим домик!». И не сле-
дует говорить так: «Вот какой дом ты построил, только не ломай его! Ну вот, я
так и знала, что ты его сломаешь! Строй опять!». Если первый комментарий
позитивно описывал действия малыша и ставил перед ним задачу, то второй
содержит в себе напоминание о том, чего делать нельзя, и своей декларатив-
ной формой переводит игру в скучное обучение. В тех случаях, когда для обу-
чения требуется несколько повторений, подумайте, как «выстроить мизан-
сцену» так, чтобы это было оправдано и интересно. Например, вы учите ре-
бенка строить ворота из кирпичиков. После того, как ворота построены,
предложите ему провезти сквозь них машинку. Если ворота сломаются, будет
естественным попросить ребенка снова построить их. Таким образом, он
сможет потренироваться в конструировании, а кроме того, будет рад воз-
можности снова сломать их. После занятия-презентации, когда вы проде-
монстрировали ребенку модель поведения, оставьте игрушки в поле его до-
сягаемости и дайте возможность самому попробовать играть ими.
Как обучать ребенка в быту
Для развития представлений об окружающем мире и расширения сенсорно-
го опыта ребенка необходимо включать его в различные виды деятельности,
которыми занимаются другие члены семьи. Мытье полов (шваброй или рука-
ми) способствует развитию точности движений. Стирка и выжимание белья
(руками), мытье посуды, заметание мусора на совок развивают навыки дву-
ручной деятельности и позволяют ребенку получать новые сенсорные ощу-
щения. Очень полезно также предлагать ребенку лепить из теста пирожки,
носить белье в тазике, развешивать его и закреплять прищепками, работать в
огороде и т.д.
Ребенок может помогать вам, выполняя отдельные поручения или подражая
вашим действиям. Например, когда вы готовите салат, можно попросить ре-
бенка достать миску и поставить ее на стол. А затем можно дать ему безопас-
ный одноразовый пластмассовый ножик и предложить резать вареные ово-
щи и зелень вместе с вами. Если у него что-то не получается, покажите ему
правильные движения, действуя его руками. Просьбы, с которыми вы об-
ращаетесь к ребенку, должны быть простыми, но разнообразными. Обсу-
ждайте с ним то, что вы делаете. Особенно выделяйте и интонационно под-
черкивайте эмоциональные моменты: «Ой, лужа!» или «Ой, мокро (горячо,
тяжело и т.д.)». Ребенок должен не просто научиться выполнять отдельные
хозяйственные дела, а заниматься этим регулярно. Обязательно хвалите его
за все, что он сделал, а также за попытки помочь вам. Комментируя и свои и
его действия вы можете повторять и размер, и цвет и другие признаки пред-
метов. Вы можете заниматься обучением счету, накрывая на стол, подбором
пар, раскладывая носки после стирки. Маленькие дети с удовольствием по-
могают родителям по хозяйству, позже их труднее к этому приучить.
Почему нарушение чувствительности влияет на готовность ребенка
заниматься
У многих детей с синдромом Дауна снижена болевая и тактильная чувстви-
тельность, часто нарушения зрения и слуха, поэтому у них возникает так на-
зываемый «сенсорный дефицит», т.е. им не хватает тех ощущений, которые
они получают, или их ощущения смазаны и неточны. Если у ребенка выра-
женный сенсорный дефицит, то он будет всячески стремиться получить раз-
нообразные ощущения для того, чтобы его компенсировать: упорно стучать
игрушками, раскачиваться и т.д. Дидактическое занятие, сидение за столом,
использование карточек или картинок такого ребенка не привлекают, и он бу-
дет от этого уклоняться. Если родители, рассердившись, нашлепают ребенка,
может быть, он будет доволен, поскольку ему, наконец, удалось получить до-
статочно сильные ощущения, которые он действительно почувствовал.
Для предупреждения сенсорного дефицита вы можете крепко обнимать ре-
бенка, «возиться» и бороться с ним или, раздев, заворачивать в грубую ма-
хровую простыню, шерстяное одеяло, или засыпать его подушками, чтобы он
сам из-под них выбирался. В подобные игры чаще играют с мальчиками, но
они также полезны и девочкам. Во время таких игр важно, чтобы всем было
весело, взрослые вели себя эмоционально, помогая ребенку сравнивать и
оценивать новые ощущения.
Со всеми детьми полезно играть в «грязные» игры. Эти игры предполагают
использование песка и воды, муки и воды, теста, пластилина, глины пальчи-
ковых красок, пены для бритья. Хорошо, если ребенок получает разнооб-
разные ощущения от игр с этими материалами не только кистями рук, но и
всем телом. Можно перед купанием раскрашивать его пальчиковыми краска-
ми или мазать пеной для бритья, ставя перед зеркалом, а потом давать мо-
чалку, чтобы ребенок постарался сам отмыться.
Летом при хорошей погоде у ребенка должна быть возможность поползать и
полежать на песке, на траве, построить замки из песка, глины, камешек и ве-
точек. Если ребенок отказывается от таких игр, взрослому стоит показать ему
пример.