Напоминание

"Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр"


Автор: Фокина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Центр развития ребёнка №13"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Фокина Н.А.

Воспитатель высшей категории

МОУ Центр развития ребенка №13

Г. Волгоград

Язык

и

речь

традиционно

рассматриваются

наукой

как

важнейшее

средство коммуникации, познания окружающего мира. Еще с древних времен

речевому общению придавалось огромное значение, т.к. при помощи языка

люди передавали необходимые для жизнедеятельности знания, накопленные

многими

поколениями

ранее,

воспитывали

детей

и

обучали

их

своим

традициям и обычаям. Таким образом, речь стала необходимым требованием

для

выживания

человечества.

Однако

процесс

овладения

речью

не

происходит сам по себе, а развивается при активном взаимодействии ребенка

со взрослыми, с предметами окружающего мира. Помимо наличия речевого

окружения, важно чтобы у дошкольника сформировалась сама потребность

использовать речь как основное средство общения с семьей, сверстниками.

Всем

известно,

что

дошкольный

возраст

является

сензитивным

периодом

для

развития

речи

ребенка.

Особенно

ярко

это

проявляется

у

детей

раннего

дошкольного

возраста

(до

3-4

лет),

когда

стремительно

пополняется

словарный

запас,

улучшается

звуковое

оформление,

формируется

грамматический

строй

речи,

фразы

становятся

более

развернутыми.

Многие

ученые

разделяют

точку

зрения

о

том,

что

несформированная в дошкольный период речь влечет за собой отставание в

развитии всех остальных высших психических функций. Именно поэтому

речевое развитие ребенка является приоритетным направлением в работе

педагога.

В любой возрастной период развитие того или иного навыка требует

больших усилий и времени. Чтобы облегчить процесс усвоения навыка, в

том

числе

и

речевого,

необходимо

организовывать

образовательный

1

процесс с учетом актуальных возможностей учащихся, зоной ближайшего

развития и опираться на ведущий вид деятельности в данном возрасте. Ни

для

кого

не

секрет,

что

игровая

деятельность

является

ведущей

у

дошкольников.

И

здесь

на

помощь

приходит

такое

понятие

как

дидактическая игра.

Дидактические игры представляют собой специально разработанные и

приспособленные для целей обучения игры. Они способствуют сенсорному

воспитанию

детей,

развитию

познавательных

процессов,

выступают

как

средство

развития

речи,

мышления,

воображения,

памяти,

а

также

расширения

и

закрепления

знаний

об

окружающем

мире.

Такая

форма

работы учит дошкольников применять имеющиеся у них знания в разных

игровых ситуациях, активизирует когнитивные процессы, а также вносит

психотерапевтический аспект в деятельность, доставляя детям радость от

занятий и проделанной работы.

Согласно

мнению

отечественного

педагога

Бондаренко

А.К.

все

многообразие дидактических игр можно объединить в 3 основных вида:

1)

игры с предметами; 2) настольно-печатные игры; 3) словесные игры.

Игры с предметами необходимы для знакомства детей с реальными

предметами,

их

свойствами,

величинами,

цветами.

При

этом

происходит

уточнение

знаний

об

окружающем

мире,

совершенствование

речи

(обогащение словарного запаса, улучшение описательной функции речи и

т.д.), а также развитие когнитивных функций.

Настольно-печатные

дидактические

игры

больше

направлены

на

систематизацию

имеющихся

у

детей

знаний,

на

развитие

мыслительных

процессов,

а

именно

таких

мыслительных

операций

как

анализ,

синтез,

обобщение

и

т.д.

Данный

вид

дидактических

игр

представлен

парными

картинками, разрезными кубиками, пазлами, лабиринтами.

В

рамках

изучаемой

темы

больший

интерес

представляют

для

нас

словесные

дидактические

игры,

которые,

в

первую

очередь,

направлены

непосредственно на развитие речи дошкольников. Работа с данным видом

2

игр

развивает

все

направления

речевой

функции:

обогащение

и

активизация словарного запаса ребенка, умение формулировать и выражать

свою

мысль,

формирование

правильного

звукопроизношения,

развитие

фонематического слуха и связной речи. Предлагаем рассмотреть подробно,

каким

образом

дидактическая

игра

влияет

на

совершенствование

вышеперечисленных направлений развития речи.

В

играх

на

расширение

словарного

запаса

детям,

как

правило,

предлагается назвать и описать некоторые свойства (цвет, форма, текстура)

предметов, которые демонстрирует им воспитатель. Эффективными играми

для

решения

данной

дидактической

цели

являются:

«Что

это

такое?»,

«Угадай по описанию», «Чьи это детки?».

Для

развития

звуковой

культуры

речи

и

фонематического

слуха

используют игры, в которых ребенок должен на слух определить имитации

звуков предметов окружающего мира, крики животных, а затем безошибочно

воспроизвести их. Данный класс представляют такие игры как «Кто так

кричит?», «Шумовые баночки» и «Кто топает?».

Важным направлением работы специалистов с дошкольниками является

развитие

грамматического

строя

и

связной

речи.

Дидактические

игры,

направленные

на

решение

данной

педагогической

задачи,

обучают

правильному согласованию существительных в роде и числе, употреблению

других частей речи для более убедительного изложения своих мыслей и

чувств, а также совершенствуют навыки словообразования и интонационной

выразительности

повествовательных,

вопросительных

и

восклицательных

предложений. Примерами таких игр являются: «Кто пришел и кто ушел»,

«Что делает мишка?», «Купание куклы».

Таким образом, речевое развитие дошкольников – это целенаправленный

и систематический процесс, который требует от педагогов немалых усилий и

хорошей подготовки. Благодаря использованию дидактических игр процесс

обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной для детей

игровой форме, что и делает его более эффективным и результативным.

3

Важным

положительным

аспектом

является

возможность

предъявления

дидактических

игр

детям

разного

возраста,

т.е.

развивать

речь

и

другие

когнитивные сферы можно уже с самых ранних лет, что также благоприятно

сказывается на общем развитии ребенка.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бондаренко

А.К. Дидактические

игры

в

детском

саду

М.:

Просвещение, 1991.

2.

Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М.:

Ювента, 2009.

3.

Невская

В.

П.

Речевые

игры

и

упражнения.

Пособие

для

учителей-

дефектологов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.

4.

Рыжова

Н.В.

Развитие

речи

в

детском

саду

Ярославль:

Академия

развития, 2007.

5.

Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,

2003.

6.

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2011.

7.

Ушакова

О.

С.

Развитие

речи

дошкольников

М.:

Изд-во

Института

Психотерапии, 2001.

8.

Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет: программа,

методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. –

М.: Вентана-Граф, 2010.

9.

Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2014.

4



В раздел образования