Автор: Фокина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Центр развития ребёнка №13"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Речевое развитие дошкольников посредством дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Фокина Н.А.
Воспитатель высшей категории
МОУ Центр развития ребенка №13
Г. Волгоград
Язык
и
речь
традиционно
рассматриваются
наукой
как
важнейшее
средство коммуникации, познания окружающего мира. Еще с древних времен
речевому общению придавалось огромное значение, т.к. при помощи языка
люди передавали необходимые для жизнедеятельности знания, накопленные
многими
поколениями
ранее,
воспитывали
детей
и
обучали
их
своим
традициям и обычаям. Таким образом, речь стала необходимым требованием
для
выживания
человечества.
Однако
процесс
овладения
речью
не
происходит сам по себе, а развивается при активном взаимодействии ребенка
со взрослыми, с предметами окружающего мира. Помимо наличия речевого
окружения, важно чтобы у дошкольника сформировалась сама потребность
использовать речь как основное средство общения с семьей, сверстниками.
Всем
известно,
что
дошкольный
возраст
является
сензитивным
периодом
для
развития
речи
ребенка.
Особенно
ярко
это
проявляется
у
детей
раннего
дошкольного
возраста
(до
3-4
лет),
когда
стремительно
пополняется
словарный
запас,
улучшается
звуковое
оформление,
формируется
грамматический
строй
речи,
фразы
становятся
более
развернутыми.
Многие
ученые
разделяют
точку
зрения
о
том,
что
несформированная в дошкольный период речь влечет за собой отставание в
развитии всех остальных высших психических функций. Именно поэтому
речевое развитие ребенка является приоритетным направлением в работе
педагога.
В любой возрастной период развитие того или иного навыка требует
больших усилий и времени. Чтобы облегчить процесс усвоения навыка, в
том
числе
и
речевого,
необходимо
организовывать
образовательный
1
процесс с учетом актуальных возможностей учащихся, зоной ближайшего
развития и опираться на ведущий вид деятельности в данном возрасте. Ни
для
кого
не
секрет,
что
игровая
деятельность
является
ведущей
у
дошкольников.
И
здесь
на
помощь
приходит
такое
понятие
как
дидактическая игра.
Дидактические игры представляют собой специально разработанные и
приспособленные для целей обучения игры. Они способствуют сенсорному
воспитанию
детей,
развитию
познавательных
процессов,
выступают
как
средство
развития
речи,
мышления,
воображения,
памяти,
а
также
расширения
и
закрепления
знаний
об
окружающем
мире.
Такая
форма
работы учит дошкольников применять имеющиеся у них знания в разных
игровых ситуациях, активизирует когнитивные процессы, а также вносит
психотерапевтический аспект в деятельность, доставляя детям радость от
занятий и проделанной работы.
Согласно
мнению
отечественного
педагога
Бондаренко
А.К.
все
многообразие дидактических игр можно объединить в 3 основных вида:
1)
игры с предметами; 2) настольно-печатные игры; 3) словесные игры.
Игры с предметами необходимы для знакомства детей с реальными
предметами,
их
свойствами,
величинами,
цветами.
При
этом
происходит
уточнение
знаний
об
окружающем
мире,
совершенствование
речи
(обогащение словарного запаса, улучшение описательной функции речи и
т.д.), а также развитие когнитивных функций.
Настольно-печатные
дидактические
игры
больше
направлены
на
систематизацию
имеющихся
у
детей
знаний,
на
развитие
мыслительных
процессов,
а
именно
таких
мыслительных
операций
как
анализ,
синтез,
обобщение
и
т.д.
Данный
вид
дидактических
игр
представлен
парными
картинками, разрезными кубиками, пазлами, лабиринтами.
В
рамках
изучаемой
темы
больший
интерес
представляют
для
нас
словесные
дидактические
игры,
которые,
в
первую
очередь,
направлены
непосредственно на развитие речи дошкольников. Работа с данным видом
2
игр
развивает
все
направления
речевой
функции:
обогащение
и
активизация словарного запаса ребенка, умение формулировать и выражать
свою
мысль,
формирование
правильного
звукопроизношения,
развитие
фонематического слуха и связной речи. Предлагаем рассмотреть подробно,
каким
образом
дидактическая
игра
влияет
на
совершенствование
вышеперечисленных направлений развития речи.
В
играх
на
расширение
словарного
запаса
детям,
как
правило,
предлагается назвать и описать некоторые свойства (цвет, форма, текстура)
предметов, которые демонстрирует им воспитатель. Эффективными играми
для
решения
данной
дидактической
цели
являются:
«Что
это
такое?»,
«Угадай по описанию», «Чьи это детки?».
Для
развития
звуковой
культуры
речи
и
фонематического
слуха
используют игры, в которых ребенок должен на слух определить имитации
звуков предметов окружающего мира, крики животных, а затем безошибочно
воспроизвести их. Данный класс представляют такие игры как «Кто так
кричит?», «Шумовые баночки» и «Кто топает?».
Важным направлением работы специалистов с дошкольниками является
развитие
грамматического
строя
и
связной
речи.
Дидактические
игры,
направленные
на
решение
данной
педагогической
задачи,
обучают
правильному согласованию существительных в роде и числе, употреблению
других частей речи для более убедительного изложения своих мыслей и
чувств, а также совершенствуют навыки словообразования и интонационной
выразительности
повествовательных,
вопросительных
и
восклицательных
предложений. Примерами таких игр являются: «Кто пришел и кто ушел»,
«Что делает мишка?», «Купание куклы».
Таким образом, речевое развитие дошкольников – это целенаправленный
и систематический процесс, который требует от педагогов немалых усилий и
хорошей подготовки. Благодаря использованию дидактических игр процесс
обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной для детей
игровой форме, что и делает его более эффективным и результативным.
3
Важным
положительным
аспектом
является
возможность
предъявления
дидактических
игр
детям
разного
возраста,
т.е.
развивать
речь
и
другие
когнитивные сферы можно уже с самых ранних лет, что также благоприятно
сказывается на общем развитии ребенка.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бондаренко
А.К. Дидактические
игры
в
детском
саду
–
М.:
Просвещение, 1991.
2.
Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. – М.:
Ювента, 2009.
3.
Невская
В.
П.
Речевые
игры
и
упражнения.
Пособие
для
учителей-
дефектологов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
4.
Рыжова
Н.В.
Развитие
речи
в
детском
саду
–
Ярославль:
Академия
развития, 2007.
5.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
2003.
6.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.: Академия, 2011.
7.
Ушакова
О.
С.
Развитие
речи
дошкольников
–
М.:
Изд-во
Института
Психотерапии, 2001.
8.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 3-4 лет: программа,
методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. –
М.: Вентана-Граф, 2010.
9.
Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2014.
4