Напоминание

"Развитие мелкой моторики посредством ручного труда у детей дошкольного возраста"


Автор: Фокина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Центр развития ребёнка №13"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики посредством ручного труда у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО

ТРУДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фокина Н.А.

Воспитатель высшей категории

МОУ Центр развития ребенка №13

Г. Волгоград

Одной из самых актуальных и важных задач для педагогов и родителей

является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. она

играет значительную роль не только в подготовке руки к будущему письму и

формированию навыков самообслуживания, но также неразрывно связана с

речевой и мыслительной функциями. Для начала предлагаем осветить сам

исследуемый термин.

Тема

исследования

развития

мелкой

моторики

у

детей

дошкольного

возраста раскрывается в трудах многих российских и зарубежных ученых,

рассматриваемых данный термин как со стороны физиологии и биологии, так

и с психолого-педагогической точки зрения. Так, например, отечественные

физиологи

И.П.

Павлов,

В.М.

Бехтерев,

И.М.

Сеченов

объясняли

необходимость развития мелкой моторики тем, что центры в головном мозге,

отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко друг

к другу. Соответственно, развивая мелкую моторику, мы активизируем не

только те отделы коры головного мозга, которые непосредственно отвечают

за выполнение произвольных движений рук, но и близлежащих речевых зон.

В педагогике больших успехов в изучении данной темы добилась Мария

Монтессори,

которая

также

заметила

связь

между

развитием

тонких

движений руки и речью детей. В своих работах автор придавала большое

значение

сенсорному

развитию

ребенка

ощущению,

восприятию,

представлению.

Развитие

данных

сенсорных

процессов

закладывает

определенные

предпосылки

для

возникновения

более

сложных

познавательных процессов, таких как памяти, воображения, мышления. В

свою очередь, сенсорное развитие напрямую связано с развитием мелкой

1

моторики рук, т.к. осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи

которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации

об окружающем мире.

По мнению многих педагогов период с момента рождения ребенка до

трех

лет

это

наиболее

важный

и

благоприятный

период

для

развития

интеллектуальных и творческих возможностей. Именно поэтому работу по

развитию

мелкой

моторики

рук

следует

начинать

с

самого

раннего

возраста.

Так,

например,

грудным

младенцам

рекомендуется

массировать

пальчики, тем самым воздействуя на «активные точки», связанные с корой

головного мозга.

Как

уже

отмечалось

ранее,

именно

младший

дошкольный

возраст

является

сензитивным

периодом

для

развития

мелкой

моторики

рук

и

связанных

с

ней

высших

психических

функций.

Для

эффективного

развития

точной

ручной

координации

в

этот

период

крайне

необходимо

чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной

деятельности. Помимо развития мелкой моторики рук благодаря занятиям

по ручному труду у детей совершенствуются умения и навыки работы с

различными

материалами,

приспособлениями

и

инструментами,

а

также

вырабатываются

такие

качества

как

самостоятельность,

аккуратность,

оригинальность подхода к решению задач.

Ручной труд является одним из самых любимых видов деятельности у

детей.

Рисование,

лепка,

аппликации,

выкладывание

узоров

из

мозаики,

конструирование – все это вызывает у дошкольников необычайный интерес

и стимулирует их познавательную активность. Еще одним положительным

аспектом занятий ручным трудом является возможность проведения его в

малых

группах.

Таким

образом,

дети

не

только

совершенствуют

свои

ручные

навыки,

но

и

делятся

своими

впечатлениями,

уч ат с я

взаимодействовать

со

сверстниками,

а

также

получают

положительные

эмоции

от

конечного

результата

своей

деятельности.

Рассмотрим

подробнее некоторые виды ручного труда.

2

Аппликация

и

конструирование.

Бумага

это

один

из

самых

универсальных и доступных материалов, который незаменим для развития

мелкой

моторики.

Детей

в

изготовлении

поделок

из

бумаги

привлекает

возможность

использовать

их

в

дальнейших

играх,

театральных

представлениях,

инсценировках.

При

работе

с

ножницами

и

клеем

дошкольники

приобретают

необходимые

навыки

взаимодействия

с

данными

инструментами,

что

в

будущем

позволяет

им

безгранично

использовать

свое

воображение

для

реализации

своих

задумок

в

изготовлении

аппликаций.

Также

нужно

отметить,

что,

несмотря

на

кажущуюся

простоту

действий

с

бумагой,

конструирование

является

сложным

видом

деятельности,

требующее

от

малыша

усидчивости,

внимательности

и

терпения.

Таким

образом,

при

работе

с

бумагой

совершенствуется не только точность мелких движений, но и развивается

фантазия, воображение,

а также формируются такие черты характера как

целеустремленность,

усердие.

Лепка, как разновидность ручного труда, дает ребенку удивительную

возможность

моделировать

мир

и

свое

представление

о

нем

в

пространственно-пластичных образах. При этом необходимо заметить, что

чем

разнообразнее

материал,

из

которого

лепит

дошкольник,

тем

увлекательнее будет для него данное занятие и тем разнообразнее будут его

знания

об

окружающем

мире.

Занятия

данным

видом

ручного

труда

развивают мелкие мышцы пальцев, глазомер, и что не менее важно,

во

время

лепки

ребенок

знакомится

с

объемными

формами

предметов,

осознает

взаимосвязанность

частей,

развивая

тем

самым

сво е

пространственное

мышление.

Подводя

итоги

вышесказанного,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

развитие

мелкой

моторики

играет

важную

роль

для

общего

развития

ребенка,

оказывая

прямое

влияние

на

речевую

функцию,

а

также

на

формирование

высших

познавательных

процессов.

Работу

по

развитию

тонкой

координации

и

ручной

умелости

необходимо

начинать

с

самого

3

раннего

возраста,

массажируя

пальчики

грудного

малыша.

По

мере

взросления

ребенка

незаменимыми

в

этой

работе

становятся

занятия

по

ручному труду. Рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок,

складывание

мозаики

и

другие

разновидности

ручной

работы

все

это

оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики, а также на

обогащение знаний ребенка об окружающем мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Беззубцева В. Г., «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и

письму»./ В. Г., Беззубцева, Т. Н. Андриевская - М., ГНОМ и Д, 2003.-

82с.

2.

Венгер

Л.А.,

Воспитание

сенсорной

культуры

ребенка:

книга

для

воспитателей

детского

сада.

/

Л.А.

Венгер.,

Е.Г.

Пилюгина

-

М.:

Просвещение , 1998.- 69с.

3.

Выготский

Л.

С.

Вопросы

детской

(возрастной)

психологии

/

Л.

С.

Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.- 156 с.

4.

Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую

моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ,

2010.- 35с.

5.

Галигузова

Л.Н.

Мещерякова

С.Ю.

Как

развивается

малыш

в

раннем

возрасте./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М. Детская психология

для родителей, 2008. – 55с.

6.

Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. /

Голубев В.В. - М.: Академия, 2003.-139 с.

7.

Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. / Н.И. Жинкин,

Книга «В защиту живого слова». - М. Логос, 2006. – 241с.

8.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных

поражениях мозга. -/ А.Р. Лурия - М., Академический проект, 2000 – 81с.

4

9.

Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим

миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс, 2004.- 62 с.

5



В раздел образования