Автор: Фокина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "Центр развития ребёнка №13"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики посредством ручного труда у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО
ТРУДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Фокина Н.А.
Воспитатель высшей категории
МОУ Центр развития ребенка №13
Г. Волгоград
Одной из самых актуальных и важных задач для педагогов и родителей
является развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, т.к. она
играет значительную роль не только в подготовке руки к будущему письму и
формированию навыков самообслуживания, но также неразрывно связана с
речевой и мыслительной функциями. Для начала предлагаем осветить сам
исследуемый термин.
Тема
исследования
развития
мелкой
моторики
у
детей
дошкольного
возраста раскрывается в трудах многих российских и зарубежных ученых,
рассматриваемых данный термин как со стороны физиологии и биологии, так
и с психолого-педагогической точки зрения. Так, например, отечественные
физиологи
И.П.
Павлов,
В.М.
Бехтерев,
И.М.
Сеченов
объясняли
необходимость развития мелкой моторики тем, что центры в головном мозге,
отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко друг
к другу. Соответственно, развивая мелкую моторику, мы активизируем не
только те отделы коры головного мозга, которые непосредственно отвечают
за выполнение произвольных движений рук, но и близлежащих речевых зон.
В педагогике больших успехов в изучении данной темы добилась Мария
Монтессори,
которая
также
заметила
связь
между
развитием
тонких
движений руки и речью детей. В своих работах автор придавала большое
значение
сенсорному
развитию
ребенка
–
ощущению,
восприятию,
представлению.
Развитие
данных
сенсорных
процессов
закладывает
определенные
предпосылки
для
возникновения
более
сложных
познавательных процессов, таких как памяти, воображения, мышления. В
свою очередь, сенсорное развитие напрямую связано с развитием мелкой
1
моторики рук, т.к. осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи
которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации
об окружающем мире.
По мнению многих педагогов период с момента рождения ребенка до
трех
лет
–
это
наиболее
важный
и
благоприятный
период
для
развития
интеллектуальных и творческих возможностей. Именно поэтому работу по
развитию
мелкой
моторики
рук
следует
начинать
с
самого
раннего
возраста.
Так,
например,
грудным
младенцам
рекомендуется
массировать
пальчики, тем самым воздействуя на «активные точки», связанные с корой
головного мозга.
Как
уже
отмечалось
ранее,
именно
младший
дошкольный
возраст
является
сензитивным
периодом
для
развития
мелкой
моторики
рук
и
связанных
с
ней
высших
психических
функций.
Для
эффективного
развития
точной
ручной
координации
в
этот
период
крайне
необходимо
чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной
деятельности. Помимо развития мелкой моторики рук благодаря занятиям
по ручному труду у детей совершенствуются умения и навыки работы с
различными
материалами,
приспособлениями
и
инструментами,
а
также
вырабатываются
такие
качества
как
самостоятельность,
аккуратность,
оригинальность подхода к решению задач.
Ручной труд является одним из самых любимых видов деятельности у
детей.
Рисование,
лепка,
аппликации,
выкладывание
узоров
из
мозаики,
конструирование – все это вызывает у дошкольников необычайный интерес
и стимулирует их познавательную активность. Еще одним положительным
аспектом занятий ручным трудом является возможность проведения его в
малых
группах.
Таким
образом,
дети
не
только
совершенствуют
свои
ручные
навыки,
но
и
делятся
своими
впечатлениями,
уч ат с я
взаимодействовать
со
сверстниками,
а
также
получают
положительные
эмоции
от
конечного
результата
своей
деятельности.
Рассмотрим
подробнее некоторые виды ручного труда.
2
Аппликация
и
конструирование.
Бумага
–
это
один
из
самых
универсальных и доступных материалов, который незаменим для развития
мелкой
моторики.
Детей
в
изготовлении
поделок
из
бумаги
привлекает
возможность
использовать
их
в
дальнейших
играх,
театральных
представлениях,
инсценировках.
При
работе
с
ножницами
и
клеем
дошкольники
приобретают
необходимые
навыки
взаимодействия
с
данными
инструментами,
что
в
будущем
позволяет
им
безгранично
использовать
свое
воображение
для
реализации
своих
задумок
в
изготовлении
аппликаций.
Также
нужно
отметить,
что,
несмотря
на
кажущуюся
простоту
действий
с
бумагой,
конструирование
является
сложным
видом
деятельности,
требующее
от
малыша
усидчивости,
внимательности
и
терпения.
Таким
образом,
при
работе
с
бумагой
совершенствуется не только точность мелких движений, но и развивается
фантазия, воображение,
а также формируются такие черты характера как
целеустремленность,
усердие.
Лепка, как разновидность ручного труда, дает ребенку удивительную
возможность
моделировать
мир
и
свое
представление
о
нем
в
пространственно-пластичных образах. При этом необходимо заметить, что
чем
разнообразнее
материал,
из
которого
лепит
дошкольник,
тем
увлекательнее будет для него данное занятие и тем разнообразнее будут его
знания
об
окружающем
мире.
Занятия
данным
видом
ручного
труда
развивают мелкие мышцы пальцев, глазомер, и что не менее важно,
во
время
лепки
ребенок
знакомится
с
объемными
формами
предметов,
осознает
взаимосвязанность
частей,
развивая
тем
самым
сво е
пространственное
мышление.
Подводя
итоги
вышесказанного,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
развитие
мелкой
моторики
играет
важную
роль
для
общего
развития
ребенка,
оказывая
прямое
влияние
на
речевую
функцию,
а
также
на
формирование
высших
познавательных
процессов.
Работу
по
развитию
тонкой
координации
и
ручной
умелости
необходимо
начинать
с
самого
3
раннего
возраста,
массажируя
пальчики
грудного
малыша.
По
мере
взросления
ребенка
незаменимыми
в
этой
работе
становятся
занятия
по
ручному труду. Рисование, лепка, конструирование, изготовление поделок,
складывание
мозаики
и
другие
разновидности
ручной
работы
–
все
это
оказывает значительное влияние на развитие мелкой моторики, а также на
обогащение знаний ребенка об окружающем мире.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Беззубцева В. Г., «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и
письму»./ В. Г., Беззубцева, Т. Н. Андриевская - М., ГНОМ и Д, 2003.-
82с.
2.
Венгер
Л.А.,
Воспитание
сенсорной
культуры
ребенка:
книга
для
воспитателей
детского
сада.
/
Л.А.
Венгер.,
Е.Г.
Пилюгина
-
М.:
Просвещение , 1998.- 69с.
3.
Выготский
Л.
С.
Вопросы
детской
(возрастной)
психологии
/
Л.
С.
Выготский Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4.- 156 с.
4.
Гаврина С. Е., Щербинина С. В. Умные пальчики. Развиваем мелкую
моторику. / С. Е. Гаврина, С. В. Щербинина– Спб: Питер, Изд.: АСТ,
2010.- 35с.
5.
Галигузова
Л.Н.
Мещерякова
С.Ю.
Как
развивается
малыш
в
раннем
возрасте./ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова - М. Детская психология
для родителей, 2008. – 55с.
6.
Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. /
Голубев В.В. - М.: Академия, 2003.-139 с.
7.
Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. / Н.И. Жинкин,
Книга «В защиту живого слова». - М. Логос, 2006. – 241с.
8.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных
поражениях мозга. -/ А.Р. Лурия - М., Академический проект, 2000 – 81с.
4
9.
Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим
миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс, 2004.- 62 с.
5