Автор: Мамонова Светлана Юрьевна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-д/с № 19 "Ягодка"
Населённый пункт: г.о.Ступино Московской области
Наименование материала: консультация для воспителей
Тема: Как подвижные игры развивают речь дошкольников?
Раздел: дошкольное образование
Мамонова Светлана Юрьевна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ ЦРР-д/с № 19 «Ягодка»
городского округа Ступино
Московской области
Как подвижные игры развивают речь дошкольников?
Консультация для воспитателей
Современная система образования ставит перед педагогами цель - воспитать
всесторонне развитого человека, но ребёнок уже в дошкольном возрасте
испытывает
вредное
воздействие
гиподинамии.
По
мнению
психологов,
маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в
движениях.
Чем
разнообразнее
движения,
тем
больше
информации
поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Поэтому,
повышая
эффективность
образовательного
процесса,
полезно
включать
подвижные игры, которые способствуют развитию речи дошкольников.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В
эти
годы
ребенок
приобретает
первоначальные
знания
об
окружающей
жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к
труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,
складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе
которой развивается духовные и физические силы ребенка: его внимание,
память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того,
игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ
усвоения общественного опыта.
Физиологи
уже
давно
доказали
,
что
чувство
движения
тесно
связано
с
памятью
,
языком
,
обучением
и
эмоциями
.
Физические
движения
стимулируют
мозг
.
Психологи
утверждают
: «
Неподвижный
ребенок
не
обучается
» ,
так
как
движения
и
речь
тесно
связаны
на
неврологическом
уровне
.
Они
два
выхода
одного
и
того
же
мыслительного
процесса
.
Часть
мозга
,
отвечающая
за
речь
,
активизируется
не
только
,
когда
мы
говорим
,
но
и
когда
жестикулируем
,
выполняем
определенные
движения
.
Следовательно
,
движения
,
сопровождаемые
речью
и
,
наоборот
,
речь
,
сопровождаемая
движениями
,
способствуют
лучшему
запоминанию
текста
,
его
эмоциональному
восприятию
.
Самыми
привлекательными
для
детей
являются
игры
,
которые
дают
возможность
подвигаться
,
попрыгать
побегать
,
т
.
е
.
подвижные
игры
.
Подвижную
игру
можно
и
нужно
приспособить
к
интересам
развития
языка
ребенка
.
Подвижные
игры
воспитывают
у
детей
:
самостоятельность
,
инициативу
,
выдержку
,
решительность
,
чувство
товарищества
;
развитие
фразовой
речи
,
автоматизацию
звуков
в
тексте
,
развитие
темпа
и
ритма
речи
.
Под
воздействием
взрослого
,
подвижная
игра
,
как
и
любая
дидактическая
,
направлена
на
достижение
определённых
целей
воспитания
и
обучения
.
Проведение
игр
,
сопровождающихся
движением
,
позволяет
снять
нагрузку
,
связанную
с
долгим
пребыванием
в
неудобной
позе
,
повышает
работоспособность
,
улучшает
качество
усвоения
знаний
.
Игры
малой
подвижности
используются
в
НОД
,
как
в
соответствии
с
тематикой
,
так
и
в
качестве
физкультминутки
.
Развитие
ребенка
идет
от
движения
и
эмоции
к
слову
,
поэтому
народные
игры
являются
прекрасным
помощником
в
организации
детей
.
Дети
с
большим
удовольствием
,
а
самое
главное
,
с
пользой
играют
в
них
,
т
.
к
.
текст
игры
связывает
движения
детей
одним
ритмом
,
координирует
их
,
поднимает
настроение
,
развивает
речь
,
доставляет
радость
.
Подвижные
игры
вызывают
активную
работу
мысли,
способствуют
расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В
подвижных народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;
движения
точны
и
образны.
Каждая
такая
игра
начинается
считалкой,
занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и
проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь.
Подвижная
игра
активизирует
все
системы
организма:
кровообращение,
дыхание, зрение, слух, она приносит ребенку положительные эмоции. Все
это
вместе
взятое
и
позволяют
говорить
об
оздоровительном
эффекте
подвижных игр. Для ребенка крайне важно, из каких двигательных действий
состоит
игра,
с
какой
интенсивностью
она
проводится,
как
отвечает на
полученную нагрузку детский организм.
Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы как моторика
мелких
мышц
кисти,
координационные
способности,
дыхание,
осанка,
фонематический слух.
Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники
достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми
программного материала. Именно в условиях игры появляется возможность
обеспечить нужное количество повторений на разном материале. Один из
важных
моментов
успешности
обучения
в
ходе
подвижных
игр
—
заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться
живо,
эмоционально,
непринужденно.
При
выборе
игры
необходимо
учитывать
тему,
которую
дошкольники
изучают
на
данный
момент.
Подвижные
игры,
соединенные
с
дидактическими
задачами
обучения,
повышают
результативность
работы
педагога.
Предлагаю
несколько
подвижных игр, которые использую в своей практике.
Литература:
1. Инновации в логопедическую практику.// Составитель О.Е. Громова, Лнка-
пресс, 2008
2. Детские народные подвижные игры. //Составитель А. В. Кенеман, Т. И.
Осокина М: «Просвещение» «Владос» 1995
3.Выготский Л.С. Сборник сочинений.-М., 1984.-Т.6.
4.Л. В. Виноградова «Игротека. Детская площадка», «Расти, первоклашка» №
6/7
5.Птрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи
дошкольников (программа «Я-человек»). Кн.1.-М.: Школьная Пресса, 2004.