Напоминание

"Как научить ребенка плавать: способы, игры и упражнения"


Автор: Багмутова Ирина Петровна
Должность: инструктор по физкультуре и плаванию
Учебное заведение: МОУ детский сад № 90
Населённый пункт: г. Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Как научить ребенка плавать: способы, игры и упражнения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методические

рекомендации

«Как научить ребенка плавать: способы, игры и упражнения»

рекомендуется для использования в работе с детьми-дошкольниками

инструктора по плаванию, воспитателя в детском саду, а также родителей.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Плавание, как средство передвижения в воде человек использует с давних

времён. Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития ребёнка,

оно помогает детям укрепить здоровье, помогает обрести стройную фигуру, развивает

такие

важные

качества,

как

упорство,

смелость,

формирует

двигательные

умения

и

навыки.

Умение

плавать

является

навыком,

необходимым

человеку

в

самых

разнообразных ситуациях и чем устойчивее навык плавания, тем больше шансов у ребёнка

выжить

в

чрезвычайных

условиях.

Занятия

плаванием

в

детском

саду

с

детьми

дошкольного возраста доставляют детям удовольствие, это хороший отдых и развлечение,

помогающий детям преодолеть страх перед водой и развить уверенность в себе. Меняется

роль

плавания

в

жизни

человека,

но

умение

плавать

было

и

остается

жизненной

необходимостью. Плавание - это закаливание. Именно закаливанию принадлежит особая

роль

в

укреплении

здоровья.

Оно

помогает

избежать

простудных

заболеваний

и

выработать устойчивость организма к холоду. Такое благоприятное воздействие плавания

на организм было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях. Бассейны

для

плавания

позволили

превратить

данный

вид

деятельности

из

сезонного

в

круглогодичный. Отсюда важное значение массового обучения плаванию детей, начиная с

дошкольного возраста. Нет надобности указывать на значительное количество несчастных

случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать. Большой процент их

падает на детей. Если всех детей с самых ранних лет приучать свободно держаться на

воде, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья. Плавание

благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его

личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые

боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность

на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые

шаги

обучения

плаванию

направлены

на

то,

чтобы

помочь

ребенку

преодолеть

это

неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием имеют огромное воспитательное

значение. Именно плавание развивает дисциплинированность, уравновешенность у детей,

учит

детей

помогать

друг

дружке.

Ведь

умение

плавать,

приобретённое

в

детстве,

сохраняется

на

всю

оставшуюся

жизнь.

Поэтому

физическое

воспитание

детей

дошкольного возраста в бассейне всегда было и остаётся в центре внимания общества.

Таким образом, выбранная тема методических рекомендаций: «Как научить детей

плавать: способы, игры и упражнения» на сегодняшний момент актуальна и окажет

помощь в работе инструкторам по плаванию, воспитателям и родителям.

ЦЕЛЬ методических рекомендаций:

Определить алгоритм обучения плаванию ребенка-дошкольника.

В соответствии с целью определяются основные ЗАДАЧИ:

формирование навыков плавания;

развитие двигательных умений и навыков;

способствовать оздоровлению и сохранению здоровья;

воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.

СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Основными разделами методических рекомендаций являются:

1.

Рекомендации по обучению плаванию

2.

Этапы обучения

3.

Технология обучения

4.

Критерии оценки техники основных плавательных движений

5.

Заключение.

1.

Рекомендации по обучению плаванию

В

своей

работе

по

обучению

детей

плаванию

я

придерживаюсь

принципа

«открытого

обучения».

О т к р ы то е

о бу ч е н и е

н е

о г р а н и ч и ва е т с я

с т р о г о

регламентированными рамками и допускает модификации, как по воле педагога, так и по

воле ребенка. Обучению плаванию предшествуют педагогические наблюдения, поскольку

дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребенок

боится брызг – необходимо научить его опускать лицо в воду, боится захлебнуться –

научить правильно дышать, пытается поднять со дна игрушку – научить нырять и т.д.

Можно выделить несколько принципов «открытого обучения»:

1.

Принцип учета ведущей деятельности. Ребенку хочется купаться и резвиться,

взрослому

научить

ребенка

плавать.

Значит,

надо

превратить

все

задания

и

упражнения в игру (особенно в младшем дошкольном возрасте).

2.

Принцип

свободного

выбора,

или

принцип

субъективности.

Ребенок

сам

выбирает задания, виды деятельности («купаться» или «плавать»), объем нагрузки

(сколько «бассейнов» я намерен сегодня проплыть), самостоятельно переходит из

одной игровой зоны в другую.

3.

Принцип

дополнения

естественного

пространства

двигательного

существования ребенка дидактическим. Задача инструктора – вовремя заметить

пробудившийся

интерес

к

новым

упражнениям

или

возникшую

потребность

ребенка в решении новых (собственных!) задач и организовать дидактический

процесс, предлагая, но, не навязывая ребенку новые виды заданий.

4.

Принцип «от простого к сложному». Превращению игровой ситуации в учебную

способствует

последовательный

переход

от

простого

передвижения

по

дну

к

разучиванию определенных плавательных движений. Данный принцип – условие

освоения

ребенком

все

более

сложных

приемов

плавания,

их

техники

и

самостоятельного выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по

грудь, в рост ребенка).

5.

Принцип

«от

целого

к

частному».

Техника

спортивных

способов

плавания

осваивается

в

логике:

от

общих

представлений

о

конкретном

способе

к

разучиванию отдельных движений, которые затем соединяются.

6.

Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических

особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от

возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Требует отказа от

строгого следования общему алгоритму обучения, импровизации в зависимости от

конкретной ситуации.

Важно использовать при обучении плаванию детей-дошкольников игр и игровых

заданий. Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой

позволяет

проводить

занятия

на

высоком

эмоциональном

уровне

и

успешно

решать

учебные задачи. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов

игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые

робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение

тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения

выполняют нужные движения. Успешно в этом помогают игры, на развитие умения

продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами: такие как «Крокодилы

на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны»,

«Полей

из

ведёрка

на

себя»,

«Поймай

воду»,

«Искупай

носик».

Организуя

игры,

обеспечить каждому ребёнку возможность самостоятельно регулировать свои действия в

воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей

держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда ребёнок толкает (даже если

непреднамеренно) другого

или

пытается

погрузить

его

в

воду.

Всякое

неожиданное

движение

ребёнка

в

таких

случаях

может

вызвать

негативные

эмоции,

значительно

затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть

интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребёнка и напоминать

детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему

предстоит научиться на следующих занятиях.

Элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков

делают

процесс

обучения

увлекательным,

лишают

его

однообразия

и

монотонности,

психологически

не

оправданных

в

работе

с

детьми-дошкольниками,

способствуют

созданию внешней и внутренней мотивации.

В

процессе

обучения

детей

дошкольного

возраста

плаванию

должны

учитываться:

индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья,

развития, интересов;

обязательным является медицинский контроль;

дифференцируются физические нагрузки;

а также используются приёмы педагогического воздействия (похвала, одобрение,

поддержка

взрослым

ребёнка

и

совместное

выполнение

с

ребёнком

данного

плавательного движения в воде);

физические

нагрузки

предлагаются

детям

адекватно

возрасту,

пола

(гендердозировка: девочкам предлагается нагрузка выполнения упражнений в воде

меньше,

чем

мальчикам.

Мальчики

в

воде

проявляют

силу,

выносливость

и

смелость,

девочки

показывают

гибкость

и

пластичность

на

воде),

уровню

физического развития и состоянию здоровья,

постепенно усложняя физические нагрузки, сочетается двигательная активность с

общедоступными

закаливающими

процедурами

(ходьба

и

бег

по

массажным

коврикам и легкоступам, ходьба по камешкам и пробкам);

включаются

в

комплексы

физических

упражнений

элементы

дыхательной

гимнастики (упражнения с успокаивающим эффектом: «Отдых», «Передышка»,

«Воздушный

шарик»,

«Корабль

и

ветер»,

«Дудочка»,

«Насос»;

упражнения

с

тонизирующим эффектом: «Замок», «Ха-дыхание»)

включаются в комплексы физических упражнений упражнения для повышения

выносливости («Кто быстрее», «Эстафета плавающих досок», «Ловцы Жемчуга»,

«Доплыви» и т.д.)

создаются оптимальные условия для игр и занятий детей.

На

занятиях

по

плаванию

с

детьми

дошкольного

возраста

всегда

чередуется

нагрузка и отдых, используя различные виды упражнений. Ребёнку намного легче усвоить

тогда данную информацию.

Основополагающий принцип обучения плавательным умениям и навыкам

предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения в воде, которое он

совершает. Хорошие результаты даёт предварительный показ упражнения на суше и

выполнение вместе с педагогом. С большим интересом дети выполняют упражнения в

соревновательной форме. Следует помнить, что при использовании данного приема дети

должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале - это

выполнение упражнения на оценку: “Кто лучше?”, “Кто дальше?” (продвинет игрушку,

проскользит), “Кто точнее?” (поднырнет под плавающий круг) и т.д.

2.

Этапы обучения

Основные этапы при обучении плаванию

1. Преодоление страха воды через игры.

2. Обучение держаться на поверхности воды.

3. Закрепление правильных движений рук и ног.

4. Изучение стилей плавания.

Первый начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью,

вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с

водой,

сможет

безбоязненно

и

уверенно

с

помощью

взрослого

и

самостоятельно

передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут

им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на

поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы короткое время, получают

представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно,

произвольно выполняют упражнение вдох-выдох несколько раз подряд.

После

этого (третий

этап)

дошкольники

обучаются

плаванию

определенным

способом. В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10-15 м на мелкой

воде, сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную

для разучиваемого способа плавания.

На

последнем, четвертом этапе начального обучения продолжается усвоение и

совершенствование

техники

способа

плавания,

простых

поворотов,

элементарных

прыжков в воду. Дети приобретают умение плавать на глубокой воде (ноги не достают

дна).

Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть привязан к

определенному возрасту детей:

Первый – младший дошкольный возраст;

Второй – средний дошкольный возраст;

Третий - старший дошкольный возраст;

Четвертый – дети подготовительной к школе группы.

Такая

возрастная

периодизация

начального

обучения

дошкольников

плаванию

имеет

относительный

характер:

индивидуальные

данные

и

способности

детей

могут

внести в нее коррективы. Но в целом она позволяет педагогу четко представить себе

основные направления работы с детьми разных возрастных групп.

Каждый этап обучения плаванию детей дошкольников ставит перед педагогом

определенные задачи, определяющие алгоритм обучения.

Первая задача – учить не бояться входить в воду, играть и плескаться в ней. Детям

младших групп требуется показать, как надо входить в воду, и на первых трех-четырех

занятиях страховать при подходе к борту бассейна и спускании по лесенке.

Вторая задача – учить передвигаться по дну бассейна различными способами. Темп

выполнения

каждого

упражнения

зависит

от

способа

передвижения

(шагом,

бегом,

прыжками, на руках по дну) и глубины воды.

Третья задача – учить погружаться в воду, открывать в ней глаза; передвигаться и

ориентироваться под водой. Следует отметить, что первая часть задачи осваивается, хотя и

довольно долго, детьми всех возрастных групп, а вторая часть доступна лишь старшим

дошкольникам.

Четвертая задача – учить выдоху в воду. Решение этой задачи начинается с подводящих

упражнений (выдох в воздух, выдох на воду). К концу года дети должны уметь серию

выдохов в воду.

Пятая задача – учить лежать на воде на груди и на спине – можно решать во всех

возрастных группах, но большинство младших дошкольников в состоянии научиться

лежать только на груди.

Шестая задача – учить скольжению в воде на груди и на спине. Как и при решении и

предыдущей задачи, большинство детей младших групп могут овладеть скольжением

только

на

груди.

Дошкольники

среднего

и

старшего

возраста

успешно

овладевают

скольжением в воде тем и другим способами.

Седьмая задача – учить выполнять попеременные движения ногами во время скольжения

на груди и на спине. Дети младших и даже средних групп овладевают менее сложным

упражнением – движением ног при скольжении на груди. Старшие дошкольники успешно

овладевают и второй частью задачи – научиться двигать ногами при скольжении на спине.

Восьмая задача – учить выполнять попеременные и одновременные движения руками во

время скольжения на груди и спине – может ставиться только перед детьми старших и

подготовительных к школе групп.

Девятая задача – учить сочетать движения руками и ногами при скольжении на груди и

на

спине

следует

ставить

только

перед

старшими

дошкольниками.

Как

показала

практика,

полностью

овладеть

этими

навыками

могут

лишь

дети

подготовительной

группы.

Десятая

задача

учить

облегченным

способам

плавания

ставиться

только

в

подготовительной группе. Конечный итог обучения – умение детей плавать способом

«кроль» на груди и на спине без выноса рук из воды.

Одиннадцатую задачу – учить спортивным способам плавания – следует ставить только

перед детьми подготовительной группы, и то лишь с ознакомительной целью.

3.

Технология обучения

1.

В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные

обучающие средства (обручи, кольца, пенопленовые коврики и т.д.).

2.

В

ходе

занятия

дети

обращают

внимание

на

эти

предметы,

выбирают

понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают манипулировать ими

или выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.

3.

Педагог-инструктор,

наблюдая

за

действиями

детей

(каждого

ребенка

в

отдельности),

предлагает

им

новые

виды

движений

или

действий

с

данными

предметами. При этом педагог следует принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться

в процесс детской игры».

4.

Если ребенок хочет освоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники

демонстрируют способ его выполнения.

5.

Ребенок под наблюдением инструктора выполняет новое действие.

6.

Обязательно звучит похвала или другие ободряющие слова наставника.

7.

К

выполнению

данного

упражнения

могут

по

собственному

желанию

подключиться

и

другие

дети.

Для

поддержания

интереса

к

упражнению

и

совершенствования

соответствующих

умений

педагог

вводит

элемент

соревнования («кто дальше», «кто больше», «кто точнее» и т.д.).

8.

Выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему интерес.

Условия

эффективности

обучения:

наличие

оптимального

количества

игровых

и

обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.); —

умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность

ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий; — умение педагога

учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый

способ

манипуляций

ребенка

с

предметами

и

оборудованием;

подхватив

инициативу

ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям); — умение педагога быть

терпеливым,

не

навязывать

ребенку

новые

упражнения,

лишь

косвенно,

через

деятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и

поощрять

самостоятельный

выбор;

использование

педагогом

игровых

приемов,

обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам.

4.

Критерии оценки техники основных плавательных движений

Оценка

техники

движений

производится

по

наиболее

существенным

ошибкам,

допускаемым занимающимся. Существенные ошибки – это значительные отклонения от

нужных пространственных, силовых или временных параметров выполняемого движения,

пропуски отдельных элементов, вызывающих нарушение общей структуры движений.

Основные плавательные движения и существенные ошибки их выполнения:

Скольжение

на

груди

чрезмерное

прогибание

туловища

(высокий

подъем

головы и плеч).

Скольжение на спине – сгибание туловища в поясничной области (скольжение

«сидя»),

прогиб

туловища

в

поясничной

области

(голова

сильно

запрокинута

назад).

Движения руками при плавании кролем на груди – отставание предплечья и

кисти во время гребка (глажение), гребок в сторону от туловища, неполный гребок,

опускание руки на воду локтем вниз.

Движение руками при плавании кролем на спине – неполный (короткий гребок),

отставание предплечья и кисти во время гребка (глажение), повороты туловища в

сторону гребущей руки, глубокий гребок.

Нельзя ребенка заставлять идти через свой страх.

Допустимо на первых занятиях

барахтаться,

купаться

и

делать

то,

что

доставляет

удовольствие.

Важно

для

ребенка

привыкнуть к воде и чувствовать себя в безопасности.

Нельзя использовать надувной круг или нарукавники во время обучения плаванию.

Тело в надувном круге принимает неправильное положение, это замедляет процесс

обучения плаванию. То же самое можно сказать и о надувных нарукавниках. Самым

правильным приспособлением для обучения плаванию является плавательная доска.

Нельзя начинать учить плавать на животе.

В таком положении вероятность того, что ребенок наглотается воды и испугается

больше. На спине легче научиться держаться на воде, меньше вероятность попадания воды

в рот, нос и глаза, поэтому и начинать обучение плаванию нужно с тренировки на спине.

Нельзя использовать ласты.

Несмотря на то, что с ластами плавать проще, для обучения плаванию они не подходят:

вырабатывается неправильная техника удара ногой.

Нельзя начинать обучение плаванию сразу после еды, должно пройти не менее часа

после последнего принятия пищи.

Динамика обучения плаванию детей прослеживается по диагностике, которая проводится

2 раза в год. Результаты вносятся в таблицу, которая составлена согласно задачам обучения

определенного возраста детей

Как правило, анализ результатов диагностики показывает, что дети, не умеющие

плавать,

нерегулярно

посещали

занятия.

Присутствует

такой

фактор,

как

боязнь

родителей, что дети заболеют после посещения бассейна. Научить ребенка не боятся воды,

обучить простым видам плавания можно только при хорошей посещаемости ребенком

бассейна. Поэтому нужно регулярно приглашать родителей на занятия в бассейн, во время

которых

знакомить

с

условиями

бассейна,

беседовать

о

важности

водных

процедур,

закаливания

и

оздоровления,

а

главное

помнить,

что

плавание

это

жизненно

необходимый навык.

5.

Заключение

Таким

образом,

эффективность

обучения

ребенка-дошкольника

плаванию

в

условиях

дошкольного учреждения будет максимальна при соблюдении следующих условий:

Необходимо

соблюдать

систематическую

организацию

образовательной

деятельности по плаванию

Использовать

игровую

методику

обучения

для

создания

эмоционального

фона

ребенка

Использовать игры на разных этапах обучения, для ознакомления и закрепления

навыков плавания у дошкольников

Осуществлять тесное взаимодействие всего персонала дошкольного учреждения с

целью повышения эффективности организованной образовательной деятельности

Установление делового контакта между семьей и дошкольным учреждением, в ходе

которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Даже если ваш ребенок достиг школьного возраста, но еще не научился плавать, не

стоит отчаиваться. Все вышеописанные советы подойдут для обучения плаванию ребенка

любого возраста.

Для того, чтобы научить ребенка плавать, нужно поддерживать малыша и радоваться

даже незначительным успехам. Покажите ребенку на собственном примере, что уметь

плавать – это очень весело и здорово!

Литература

1.

Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина «Обучение плаванию в детском саду»,

М.1991,

2.

Т.А.Продченко,

Ю.А.Семенов

«Обучение

плаванию

дошкольников

и

младших

школьников», М. 2003,

3.

Н.Г.Пищекова «Обучение плаванию детей дошкольного возраста», М.2008,

4.

Э.Г.Черняев, В.Н.Топоров, «Как научить детей плавать», Киев, 1987



В раздел образования