Автор: Звягина Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22"
Населённый пункт: Тульская область, Богородицкий район, поселок Товарковский
Наименование материала: аттестационная работа
Тема: "ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель: Звягина Ольга Валентиновна
Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в слож-
ное время. Время, когда в нашей стране произошли большие изменения и
произошла переоценка жизненных ценностей. И все, что касается патриотиз-
ма отошло на задний план. Поэтому мы – воспитатели и должны вместе с
родителями работать над патриотическим воспитанием подрастающего по-
коления. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет
человек, начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в пред-
метно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит,
слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоцио-
нально – насыщенные, запоминающиеся образы. Доступны ли малышам пер-
вые чувства гражданственности и патриотизма? Я работаю в детском саду
много лет и исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать
утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и
близким, родному поселку, родной природе, к своей Родине. А это и есть
начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процес-
се целенаправленного воспитания.
Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-
личностного развития детей — я считаю важной частью своей педагогиче-
ской деятельности.
Для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость и по-
датливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-
то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы пове-
дения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными
и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития лич-
ности. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Ро-
дина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это
когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы
она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас
надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с дет-
ства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского
сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, приме-
нительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность
участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, пред-
ставителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких
качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего
мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнрав-
ственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит,
прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его
воспитают,
какими
впечатлениями
обогатят.
Патриотизм
формируется
у
каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его
личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти пережива-
ния были яркими, незабываемыми.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Методологической и теоретической основой опыта являются положе-
ния философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на
развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педаго-
гике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и правил
поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и мето-
дике
педагогических
исследований
(В.П.Беспалько,
В.С.Безрукова,
В.И.Журавлев, М.Н.Скаткин). Существенное влияние на логику проведенно-
го исследования оказали положения детской психологии и дошкольной пе-
дагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей до-
школьного
возраста
(В.Г.Ананьев,
Л.С.Выготский,
А.Н.Леонтьев,
С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.).
В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авто-
ров, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кря-
жева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие
познавательных
способностей дошкольников»,
Никитин
Б.П.
«Ступеньки
творчества или развивающие игры».
Цель
моей
педагогической
деятельности-
формирование
духовно-
нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье,
детскому саду.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, дет-
скому саду, улице, городу;
2.
Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
3.
Воспитания уважения к труду;
4.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, вниматель-
ности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них за-
ботится.
5.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную дея-
тельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Главной задачей в патриотическом воспитании должен стать выбор из
массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: приро-
да и мир животных; семья, родной дом, детский сад, поселок, край, страна;
труд людей, традиции.
Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания в группе
для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь, каждый день ребенка в
детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми
играми.
Для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с
родным домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже пер-
выми любимыми игрушками. Поэтому в младшей группе основное внимание
уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме.
Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого
к большему — детский сад, родной поселок, страна. Собирая и рассматривая
фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя по-
дарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях,
я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вме-
сте, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с
членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы постепенно
подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Малыши принимают свой
дом таким, каков он есть, и любят его. Это чувство «родного дома» ложится
в основу любви к Родине.
Для меня воспитателя, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой дет-
ский сад, чтобы жизнь детей была в нем интересной, насыщенной, запоми-
нающейся. Привязанность к садику связана с тем, как много знают о нем ма-
лыши, как они в нем ориентируются, чувствуют себя хозяевами. Для этого я
организовала экскурсии по детскому саду, познакомила с сотрудниками.
В младшем возрасте круг интересов детей выходит уже за пределы
родного дома и детского сада. С родителями они гуляют по улицам родного
поселка, ездят загород, отдыхают в разных местах родной страны. В садике
участвуют в различных праздниках, с удовольствием знакомятся с работой
родителей. Так начинается формироваться их интерес к социальной жизни. И
моя задача, как воспитателя углубить и развивать его.
Хочется также отметить, что народное творчество – это тоже патриоти-
ческое воспитание. Произведения устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей,
традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными
праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо под-
вести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, сов-
местно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В
процессе работы я знакомила детей с родным краем через художественную
литературу, иллюстрации, использовала наглядные предметы и материалы
(национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В
этом помогает музей - изба русского быта в образовательном учреждении.
Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в исто-
рию быта родного края.
В младшем возрасте необходимо воспитывать у детей эмоциональную
отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать бе-
режное отношение к ней, побуждать желание трудиться в природе. Они
удивляются, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явле-
ние. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, ин-
тереса к ней, и это нужно поддерживать и укреплять. Я стараюсь в своей ра-
боте доступно рассказать малышам о том, что дает нам природа, знакомлю
детей с правилами поведения в природе.
Важное место в патриотическом воспитании принадлежит организа-
ции подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр. Всю работу по пат-
риотическому воспитанию с детьми младшего возраста я провожу в игровой
форме.
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста,
проходит в тесной связи с семьёй.
Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный
план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с худо-
жественной литературой, игры, работа с родителями.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИ-
ТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
I неделя - Беседа «Моя семья».
II неделя - Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».
III неделя - Рисование «Портрет семьи».
IV неделя - Беседа «Мама, папа, я – семья».
Октябрь
I неделя - Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».
II неделя - Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие
важны».
III неделя - Чтение художественной литературы: сказка «Гуси–лебеди».
IV неделя - Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной
сказки «Репка».
Ноябрь
I неделя - Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского
сада, с помещениями).
II неделя - Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».
III неделя - Беседа «Моя любимая игрушка».
IV неделя- Целевая прогулка (растения участка, природа родного края).
Декабрь
I неделя - Беседа «Хорошо у нас в саду».
II неделя - Наблюдение за трудом помощника воспитателя.
III неделя - Беседа «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.
IV неделя - Рисование «Украсим улицу города к новому году».
Январь
III неделя- Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».
IV неделя - Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой».
Февраль
I неделя - «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края).
II неделя - Рассказ о празднике «День защитника Отечества».
III неделя - Беседа «Как стать сильным?».
IV неделя - Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».
Март
I неделя - Беседа «Я и моя мама».
II неделя - Рисование «Моя любимая мама».
III неделя - Рассматривание предметов народно-прикладного искусства: мат-
решек, глиняных игрушек.
IV неделя - Беседа «Домашние животные у нас дома».
Апрель
I неделя- Конструирование «Мы построим новый дом».
II неделя - Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детско-
го сада.
III неделя - Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной
сказки «Теремок».
IV неделя - Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом, огромный дом».
Май
I неделя - Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».
II неделя - Чтение стихотворений о природе.
III неделя - Беседа «Наш город».
IV неделя - Целевая прогулка по территории детского сада.
Мною определены основные принципы, которые легли в основу мое-
го педагогического опыта.
1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально –
личностное формирование и развитие морального облика человека. В про-
цессе обучения дети выступают, как активные исследователи окружающего
мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёр-
ство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога
с детьми.
2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю
подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой
детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.
3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подо-
брана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, досто-
примечательностей.
4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение
материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания посте-
пенно, в определённой системе.
5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал дол-
жен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у
детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к дости-
жению результата.
6.
Принцип
воспитывающего
и
развивающего
обучения.
Благодаря
нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила
поведения, быстрее развиваются.
7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные
во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты
Для детей
Воспитанники должны:
- Знать имя, отчество родителей.
- Знать, где работают их родители.
- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них,
бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за рас-
тениями.
- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь ока-
зывать посильную помощь взрослым.
- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобно-
сти не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать
животных, не уничтожать насекомых.
- Знать название своего города, название некоторых улиц.
Для педагога
Педагоги должны:
- Создать развивающую среду в группах детского сада.
- Систематизировать собственные педагогические знания по патриотическо-
му воспитанию детей дошкольного возраста.
- Организация взаимодействия с родителями по патриотическому воспита-
нию дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий про-
цесс.
Новизна опыта. Своеобразие данного опыта заключается в комплекс-
ном и системном подходе к патриотическому воспитанию, пронизывающем
все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.
Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где
основанием является повышение личной компетентности в вопросе патрио-
тического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей
среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство де-
тей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с дет-
ским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со стра-
ной.
Технология опыта. Работу по воспитанию патриотических чувств я
начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические ос-
новы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста,
свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у
дошкольников
основ
патриотизма
использовала
следующую
технологию:
М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой
«Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и
начальной школе».
В диагностике принимали участие 24 ребенка в возрасте 2-3 лет. На
начало учебного года первичная диагностика показала, что 70% детей не мо-
гут назвать членов семьи, дом и улицу на которой проживают, имеют низкий
уровень развития речи, внимания; у 17 % детей – средний уровень; у 13% де-
тей высокий уровень знаний. Диагностика позволила выявить типичные за-
труднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо
корректировать содержание педагогической работы.
Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом воз-
растных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество знаний де-
тей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более
интересным и привлекательным, я использовала различные методы и прие-
мы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; ис-
пользование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование;
оформление семейных альбомов.
Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, я больше внима-
ние уделяю комплексному подходу в формировании у дошкольников основ
патриотического воспитания.
Система и последовательность работы по патриотическому воспита-
нию детей представлена следующими тематическими блоками:
«Мой дом. Моя семья»,
«Детский сад»,
«Труд взрослых»,
«Родной поселок».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
1)
специально организованные занятия
2)
беседы,
3)
наблюдение,
4)
чтение художественной литературы,
5)
сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры,
6)
тематические праздники,
7)
целевые прогулки, экскурсии.
Блок 1 «Моя семья. Мой дом»
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положи-
тельных взаимоотношений детей и в формировании положительных мораль-
но-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления де-
тей с семьёй я организую сюжетно – ролевые игры :«Семья», «Дочки – мате-
ри» - где дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочув-
ствие, оказывать помощь друг другу.
Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту,
учатся культуре общения.
В игре «Строители» дети учатся трудиться в коллективе. В группе обо-
рудован уголок ряженых и есть все необходимые атрибуты для сюжетно–
ролевых игр.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно
подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабуш-
кины руки», А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что
сказала бы мама», К.Д. Ушинский «Петушок с семьей» и др.
При чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знако-
мила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на
такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, жела-
ние заботиться об окружающих людях.
Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания тру-
диться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формирова-
ла основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выпол-
нения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать
друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нуж-
но дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила
поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисципли-
нированными.
Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Чей малыш», «Назови
ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удоволь-
ствием с ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», «Лохматый
пес», «Гуси, гуси», «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое
место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Курочка-хохлатка», которые учат
детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как ре-
шительность, дисциплинированность, ответственность, формирование воле-
вых качеств личности, желание помочь другому.
Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника
отечества. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями
оформили семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи. Рисовали
посуду для кукол, портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним
из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение
их к трудовой деятельности. Важную роль в воспитании дружеских взаимо-
отношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала
детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.
Провела открытое занятие на районном методическом объединении
«Обидчивый цветок».
Блок 2. «Мой детский сад»
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному
краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с дет-
ским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со
своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми
правила поведения в каждом помещении группы. Например, в столовой (ко-
гда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери).
Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью по-
знакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой), де-
ти посмотрели расположение и оборудование медкабинета, познакомить с
некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Валентина
Ивановна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в дет-
ском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окон-
чании экскурсии детей угостили витаминами. Экскурсия на кухню произвела
на детей большое эмоциональное впечатление. Дети познакомились с пова-
ром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий
цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами
увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.
Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления
детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по
всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных ме-
стах детского сада. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отноше-
ния к растениям и животным.
Блок 3. «Мой родной поселок»
Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое род-
ной поселок, город, но их необходимо с этим понятием знакомить.
Работа по воспитанию любви к родному поселку, началась с бесед, в
ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном поселке.
Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного поселка, где де-
ти узнали знакомые здания. Были проведены экскурсии с детьми средней
группы к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись по
улице, где расположен детский сад, объяснила, что у каждой улице есть свое
название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно за-
помнить название своей улицы, номер своего дома.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и по-
нятие «поселок». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во
время праздников, каких-либо общественных событий.
В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы
родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, со-
общала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные иг-
ры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно -
прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сде-
лал русский народ.
Познакомила детей с жилищем русского человека; разъяснила понятие
«горница», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям
русского характера, русским традициям. Закрепляла полученные знания, в
мини - музее детского сада «Ремесла и быта», при посещении которого дети-
приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей
страны.
Русская
культурная
традиция
предлагает
проверенную
веками
народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный об-
разовательный
и
воспитательный материал,
пропитанный духовностью
и
нравственностью. Основная цель создания мини-музея «Ремесла и быта» -
развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них
представлений о жизни предков.
С детьми провела открытое занятие внутри детского сада в подгото-
вительной группе «В гости к домовенку Кузи». Провела открытый мастер
класс с родителями для районного методического объединения «Я – Семья
– Род – Народ». В младшей группе провела НОД «День Победы» с целью
расширять и углублять знания детей о великом празднике.
Блок 4. «Труд взрослых»
Детей своей группы я прежде всего начала знакомить с трудом со-
трудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях.
В первую очередь познакомила с трудом помощника воспитателя, с
которым дети сталкиваются каждый день.
Организовала экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, где позна-
комила детей младшей группы с трудом медицинской сестры, поваром.
Кроме этого, в течение года знакомила детей с трудом шофера, дворника.
Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение.
Приходила вместе с детьми в кабинет медсестры, на кухню, где
наблюдали как трудится повар, медсестра дети рассматривали предметы, не-
обходимые взрослым для работы, я предложила взрослым рассказать о сво-
ей работе детям.
За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Зна-
ния закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых
произведений художественной литературы.
Моя главная задача — вызвать у детей чувство уважения к людям тру-
да, желание оказать им посильную помощь.
Для развития патриотических знаний дошкольников использую
метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям.
Мной разработаны такие проекты как:
- «Цветы вокруг нас». Цель – знакомство детей с разнообразием цветов.
- «Домашние животные» - в этом проекте поставила задачу расширить
и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных,
их характерных особенностях, научить детей ухаживать за домашними жи-
вотными, воспитать любознательность, чувство сопереживания ко всему жи-
вому.
- «Пасха» - приобщение, расширение знаний детей о традиции празд-
нования Пасхи.
- «Моя мамочка самая – самая». В ходе работы над проектом закрепила
знание детей имён своих мам, старалась вызвать чувство гордости и уваже-
ния к самому дорогому человеку на земле - маме.
- «Моя малая Родина». Действующий проект формирует любовь к по-
селку в котором родился.
Оформили с детьми «Красную книгу Тульского края».
Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул
воспитания любви к родному краю.
В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания
детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, кото-
рые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим ви-
дом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занима-
ет организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В
группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть
пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.
Я оформила презентации:
- «Жизнь в детском саду»
- «Моя семья»
- Презентация «Родина»
- Презентация группы
- Современные образовательные технологии
- «Домашние животные»
- «Здоровый образ жизни»
- «Я-семья-род-народ»
- Сюжетно-ролевая игра
- «Предметно-развивающая среда в группе»
- «Уголок патриотического воспитания»
- Презентация форума ММСО 2018
В группе оформлен мини - музей «Хлеб - всему голова», где представ-
лены различные экспонаты: колоски зерен пшеницы, ржи; картинки сельско-
хозяйственных машин; альбом профессий и т.д.
Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнат-
ные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги
с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города.
В книжном уголке выставлена детская и художественная литература
соответственно
возрасту
детей,
находятся
фотоальбомы
«Наш
город»
(гербгорода, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авто-
ров),
«Наши родители» (профессии).
На районном методическом объединении показала презентацию «Уго-
лок патриотического воспитания в детском саду».
Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как ак-
тивными участниками педагогического процесса.
Совместно с родителями моих воспитанников, я стараюсь учить детей
искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости,
внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это являет-
ся предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей
страны, формированию нравственных ценностей.
Наши родители вместе с детьми принимают активное участие в жизни
группы, детского сада.
-Районный
смотр
–конкурс
чтецов
«Наследники
Великой
Победы»
2014 г.
-Участие детей младшей группы в конкурсе творческих работ обучаю-
щихся Тульской области «Моя родословная» 2016 г.
-Участие детей младшей группы в смотре конкурсе «Наш спортивный
детский сад» на уровне образовательного учреждения, 2016г
-Участие детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет в областной вы-
ставке рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества «Вся пре-
лесть природы родного края» 2017г.
-Участие детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет в конкурсе «В
мире животных», на районном уровне 2018г.
С помощью родителей был оформлен альбом «Портфолио группы».
Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к
новому году и уборке участка на улице.
Мною для родителей были подготовлены консультации: «Влияние се-
мьи на развитие ребенка», «Чудесное свойство улыбки», «Игровой калейдо-
скоп», «Играйте вместе с детьми», «Как играть с ребенком дома», «Влияние
народных промыслов», «Как отвечать на детские вопросы», «Почему дети
разные», «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возрас-
та», «Трудовое воспитание дошкольников»
Результативность опыта.
Мониторинг за 3 года показал, что качество проводимой работы по
патриотическому воспитанию дошкольников повысился на 50%.
- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых,
эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.
-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельно-
сти с другими детьми.
- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках.
Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе
в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть люби-
мые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).
- Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жиз-
ни, с доверием относятся к воспитателю.
- Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогаще-
ния социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентируются в
ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).
- Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в дет-
ском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного
из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить
самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение
детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интере-
сующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания но-
вых объектов действительности.
Анализируя свою работу сделала для себя вывод: чтобы современный
воспитатель был интересен современному ребенку, он должен сам развивать-
ся. В апреле 2018 года, прошла обучение на форуме ММСО-2018 «Новая
экосистема образования» Совершенствование профессиональных педагоги-
ческих компетенций, который состоялся в Москве. Приняла там участие в IV
Всероссийском форуме - конференции Всероссийской общественной органи-
зации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образо-
вания «Воспитатели России» на тему «Детский сад глазами родителя» в рам-
ках Московского международного салона образования. Очень – очень много
впечатлений, новых знаний я получила от этого форума. А сколько было ма-
стер
классов,
неформальных
встреч,
диалогов
с
метрами,
Педагогами
с
большой буквы, авторами книг по дошкольному воспитанию. К.Ю. Белая,
В.И.Яшина, О.С.Ушакова ,И.Л.Кириллов, В.И.Слободчиков и много других.
Для работы приобрела книги, да еще с автографом К.Ю.Белая.
На будущее, наметила следующие задачи:
- продолжать пополнять методическую литературу, практический ма-
териал;
- обогащать и совершенствовать воспитание патриотических чувств,
ведь это было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания
маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие
человеческие ценности;
- Разработать и провести проект «Мой город Тула»
Данный педагогический опыт возможно применять в работе детских образо-
вательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу до-
школьного образования.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только из живого источника
человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусствен-
ный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заме-
нить личности в деле воспитания».
Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к
родному городу и родной стране.
Список литературы
1.
Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное
и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: Перспек-
тива, 2012. 248 c.
2.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников (методиче-
ское пособие). М.: ЦГЛ.
3.
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:
практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
4.
Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное
воспитание дошкольника. М.: Школьная пресса, 2007.
5.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,
1989. 192 с.
Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников //
Воспитатель ДОУ (практический журнал). №4. 2010. С. 4.
6.
Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 96 с.
7.
Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для
воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1988. 94 с.
8.
Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие познавательных и волевых
процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965. 420 с.
9.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное посо-
бие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
208 с.
10.
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей до-
школьного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.:
Айрис-пресс, 2003.
11.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва:
Просвещение, 1990. 160 с.
12.
Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А, Микляева Н.В.
Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду
и начальной школе. М. : Дрофа, 2010. 156 с.
13.
Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника.
Киев: Рад. шк., 1985. 128 с.