Напоминание

"ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Звягина Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №22"
Населённый пункт: Тульская область, Богородицкий район, поселок Товарковский
Наименование материала: аттестационная работа
Тема: "ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитатель: Звягина Ольга Валентиновна

Нам, современным воспитателям, приходится жить и работать в слож-

ное время. Время, когда в нашей стране произошли большие изменения и

произошла переоценка жизненных ценностей. И все, что касается патриотиз-

ма отошло на задний план. Поэтому мы – воспитатели и должны вместе с

родителями работать над патриотическим воспитанием подрастающего по-

коления. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет

человек, начинается с детства. Процесс познания у детей происходит в пред-

метно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит,

слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоцио-

нально – насыщенные, запоминающиеся образы. Доступны ли малышам пер-

вые чувства гражданственности и патриотизма? Я работаю в детском саду

много лет и исходя из своего опыта работы в этом направлении, могу дать

утвердительный ответ: дошкольникам доступно чувство любви к родным и

близким, родному поселку, родной природе, к своей Родине. А это и есть

начало патриотизма, которое рождается в познании, а формируется в процес-

се целенаправленного воспитания.

Патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-

личностного развития детей — я считаю важной частью своей педагогиче-

ской деятельности.

Для дошкольного периода характерны: наибольшая обучаемость и по-

датливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-

то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы пове-

дения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными

и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития лич-

ности. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Ро-

дина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех. Патриотизм – это

когда тот, кто родился на ее просторах, полюбил ее, прилагает усилия, чтобы

она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас

надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с дет-

ства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского

сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Патриотизм, приме-

нительно к ребенку дошкольного возраста, определяется, как потребность

участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, пред-

ставителей живой природы. При этом у детей должно быть наличие таких

качеств, как сострадание, сочувствие, осознание себя частью окружающего

мира. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнрав-

ственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит,

прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его

воспитают,

какими

впечатлениями

обогатят.

Патриотизм

формируется

у

каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его

личными переживаниями. И наша задача - сделать так, чтобы эти пережива-

ния были яркими, незабываемыми.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Методологической и теоретической основой опыта являются положе-

ния философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на

развитие личности, о единстве общечеловеческого и национального в педаго-

гике (Г.Н.Волков), о воспитании социальных, нравственных норм и правил

поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и мето-

дике

педагогических

исследований

(В.П.Беспалько,

В.С.Безрукова,

В.И.Журавлев, М.Н.Скаткин). Существенное влияние на логику проведенно-

го исследования оказали положения детской психологии и дошкольной пе-

дагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей до-

школьного

возраста

(В.Г.Ананьев,

Л.С.Выготский,

А.Н.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.).

В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авто-

ров, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников», Кря-

жева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие

познавательных

способностей дошкольников»,

Никитин

Б.П.

«Ступеньки

творчества или развивающие игры».

Цель

моей

педагогической

деятельности-

формирование

духовно-

нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье,

детскому саду.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, дет-

скому саду, улице, городу;

2.

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3.

Воспитания уважения к труду;

4.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, вниматель-

ности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них за-

ботится.

5.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную дея-

тельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Главной задачей в патриотическом воспитании должен стать выбор из

массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему: приро-

да и мир животных; семья, родной дом, детский сад, поселок, край, страна;

труд людей, традиции.

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания в группе

для детей теплой и уютной атмосферы. Стараюсь, каждый день ребенка в

детском саду, наполнить радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми

играми.

Для маленького ребенка первые представления о Родине связаны с

родным домом, родителями, близкими людьми, детским садом и даже пер-

выми любимыми игрушками. Поэтому в младшей группе основное внимание

уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме.

Свою работу с детьми я начала с семьи, постепенно переходя от малого

к большему — детский сад, родной поселок, страна. Собирая и рассматривая

фотографии, слушая произведения художественной литературы, готовя по-

дарки для членов семьи, участвуя в совместных с родителями мероприятиях,

я формирую представления о семье как о группе людей, которые живут вме-

сте, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с

членами семьи, значение труда взрослых. В процессе работы постепенно

подвожу детей к пониманию того, что такое семья. Малыши принимают свой

дом таким, каков он есть, и любят его. Это чувство «родного дома» ложится

в основу любви к Родине.

Для меня воспитателя, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой дет-

ский сад, чтобы жизнь детей была в нем интересной, насыщенной, запоми-

нающейся. Привязанность к садику связана с тем, как много знают о нем ма-

лыши, как они в нем ориентируются, чувствуют себя хозяевами. Для этого я

организовала экскурсии по детскому саду, познакомила с сотрудниками.

В младшем возрасте круг интересов детей выходит уже за пределы

родного дома и детского сада. С родителями они гуляют по улицам родного

поселка, ездят загород, отдыхают в разных местах родной страны. В садике

участвуют в различных праздниках, с удовольствием знакомятся с работой

родителей. Так начинается формироваться их интерес к социальной жизни. И

моя задача, как воспитателя углубить и развивать его.

Хочется также отметить, что народное творчество – это тоже патриоти-

ческое воспитание. Произведения устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма. Родной город… Он славен своей историей,

традициями, достопримечательностями, лучшими людьми, национальными

праздниками. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо под-

вести их к пониманию, что их город – частица Родины; здесь живут, сов-

местно трудятся и помогают друг другу люди разных национальностей. В

процессе работы я знакомила детей с родным краем через художественную

литературу, иллюстрации, использовала наглядные предметы и материалы

(национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). В

этом помогает музей - изба русского быта в образовательном учреждении.

Именно здесь для ребенка открывается возможность проникновения в исто-

рию быта родного края.

В младшем возрасте необходимо воспитывать у детей эмоциональную

отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать бе-

режное отношение к ней, побуждать желание трудиться в природе. Они

удивляются, встречая новый цветок, незнакомое животное, необычное явле-

ние. Его вопросы – первые ростки радостного чувства познания природы, ин-

тереса к ней, и это нужно поддерживать и укреплять. Я стараюсь в своей ра-

боте доступно рассказать малышам о том, что дает нам природа, знакомлю

детей с правилами поведения в природе.

Важное место в патриотическом воспитании принадлежит организа-

ции подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых игр. Всю работу по пат-

риотическому воспитанию с детьми младшего возраста я провожу в игровой

форме.

Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста,

проходит в тесной связи с семьёй.

Для выполнения поставленных задач я разработала перспективный

план работы, где были запланированы НОД, беседы, ознакомление с худо-

жественной литературой, игры, работа с родителями.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИ-

ТАНИЮ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Сентябрь

I неделя - Беседа «Моя семья».

II неделя - Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».

III неделя - Рисование «Портрет семьи».

IV неделя - Беседа «Мама, папа, я – семья».

Октябрь

I неделя - Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала».

II неделя - Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие

важны».

III неделя - Чтение художественной литературы: сказка «Гуси–лебеди».

IV неделя - Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной

сказки «Репка».

Ноябрь

I неделя - Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского

сада, с помещениями).

II неделя - Сюжетно-ролевая игра «В детском саду».

III неделя - Беседа «Моя любимая игрушка».

IV неделя- Целевая прогулка (растения участка, природа родного края).

Декабрь

I неделя - Беседа «Хорошо у нас в саду».

II неделя - Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

III неделя - Беседа «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

IV неделя - Рисование «Украсим улицу города к новому году».

Январь

III неделя- Лепка «Угостим новых знакомых оладушками».

IV неделя - Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой».

Февраль

I неделя - «Белая береза под моим окном» (зимняя природа родного края).

II неделя - Рассказ о празднике «День защитника Отечества».

III неделя - Беседа «Как стать сильным?».

IV неделя - Рисование «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».

Март

I неделя - Беседа «Я и моя мама».

II неделя - Рисование «Моя любимая мама».

III неделя - Рассматривание предметов народно-прикладного искусства: мат-

решек, глиняных игрушек.

IV неделя - Беседа «Домашние животные у нас дома».

Апрель

I неделя- Конструирование «Мы построим новый дом».

II неделя - Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детско-

го сада.

III неделя - Театрализованная деятельность: инсценировка русской народной

сказки «Теремок».

IV неделя - Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом, огромный дом».

Май

I неделя - Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют».

II неделя - Чтение стихотворений о природе.

III неделя - Беседа «Наш город».

IV неделя - Целевая прогулка по территории детского сада.

Мною определены основные принципы, которые легли в основу мое-

го педагогического опыта.

1. Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально –

личностное формирование и развитие морального облика человека. В про-

цессе обучения дети выступают, как активные исследователи окружающего

мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнёр-

ство, сочувствие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога

с детьми.

2. Принцип тематического планирования материала. Я предполагаю

подачу материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, мой

детский сад, родная страна, родная природа, родная культура.

3. Принцип наглядности. С целью изучаемого материала была подо-

брана наглядность: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, досто-

примечательностей.

4. Принцип последовательности. Только последовательное изучение

материала (от простого к сложному) позволит детям усвоить знания посте-

пенно, в определённой системе.

5. Принцип занимательности. Я считаю, что изучаемый материал дол-

жен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у

детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к дости-

жению результата.

6.

Принцип

воспитывающего

и

развивающего

обучения.

Благодаря

нравственному воспитанию дети очень быстро усваивают нормы и правила

поведения, быстрее развиваются.

7. Принцип прочности. Я стремлюсь к тому, чтобы знания, полученные

во время обучения, постоянно находили применение в повседневной жизни.

Ожидаемые результаты

Для детей

Воспитанники должны:

- Знать имя, отчество родителей.

- Знать, где работают их родители.

- Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них,

бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за рас-

тениями.

- Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь ока-

зывать посильную помощь взрослым.

- Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобно-

сти не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать

животных, не уничтожать насекомых.

- Знать название своего города, название некоторых улиц.

Для педагога

Педагоги должны:

- Создать развивающую среду в группах детского сада.

- Систематизировать собственные педагогические знания по патриотическо-

му воспитанию детей дошкольного возраста.

- Организация взаимодействия с родителями по патриотическому воспита-

нию дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий про-

цесс.

Новизна опыта. Своеобразие данного опыта заключается в комплекс-

ном и системном подходе к патриотическому воспитанию, пронизывающем

все виды деятельности дошкольника, начиная с младшего возраста.

Концепцию моей работы можно представить в форме пирамиды, где

основанием является повышение личной компетентности в вопросе патрио-

тического воспитания дошкольников. На этой основе создание развивающей

среды, способствующей патриотическому воспитанию, далее знакомство де-

тей с понятием семья, с её историей и настоящим, затем знакомство с дет-

ским садом, знакомство с городом, знакомство с краем, знакомство со стра-

ной.

Технология опыта. Работу по воспитанию патриотических чувств я

начала с детьми младшего дошкольного возраста. Изучив теоретические ос-

новы проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста,

свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у

дошкольников

основ

патриотизма

использовала

следующую

технологию:

М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой

«Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду и

начальной школе».

В диагностике принимали участие 24 ребенка в возрасте 2-3 лет. На

начало учебного года первичная диагностика показала, что 70% детей не мо-

гут назвать членов семьи, дом и улицу на которой проживают, имеют низкий

уровень развития речи, внимания; у 17 % детей – средний уровень; у 13% де-

тей высокий уровень знаний. Диагностика позволила выявить типичные за-

труднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо

корректировать содержание педагогической работы.

Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом воз-

растных особенностей детей. Для того, чтобы улучшить качество знаний де-

тей по данной теме, повысить их активность, сделать процесс обучения более

интересным и привлекательным, я использовала различные методы и прие-

мы: занятия; экскурсии; беседы; рассматривание иллюстраций, альбомов; ис-

пользование средств мультимедиа; работа в книжном уголке; рисование;

оформление семейных альбомов.

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, я больше внима-

ние уделяю комплексному подходу в формировании у дошкольников основ

патриотического воспитания.

Система и последовательность работы по патриотическому воспита-

нию детей представлена следующими тематическими блоками:

«Мой дом. Моя семья»,

«Детский сад»,

«Труд взрослых»,

«Родной поселок».

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

1)

специально организованные занятия

2)

беседы,

3)

наблюдение,

4)

чтение художественной литературы,

5)

сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные игры,

6)

тематические праздники,

7)

целевые прогулки, экскурсии.

Блок 1 «Моя семья. Мой дом»

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положи-

тельных взаимоотношений детей и в формировании положительных мораль-

но-нравственных качеств личности дошкольников. В ходе ознакомления де-

тей с семьёй я организую сюжетно – ролевые игры :«Семья», «Дочки – мате-

ри» - где дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочув-

ствие, оказывать помощь друг другу.

Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту,

учатся культуре общения.

В игре «Строители» дети учатся трудиться в коллективе. В группе обо-

рудован уголок ряженых и есть все необходимые атрибуты для сюжетно–

ролевых игр.

Большую роль в воспитании нравственных качеств играет правильно

подобранная художественная литература: стихотворение Л. Квитко «Бабуш-

кины руки», А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что

сказала бы мама», К.Д. Ушинский «Петушок с семьей» и др.

При чтении сказки «Доктор Айболит» К. Чуковского не только знако-

мила детей с трудом врачей, а в первую очередь обращала их внимание на

такие качества, как сочувствие и сопереживание, доброта и чуткость, жела-

ние заботиться об окружающих людях.

Читая «Федорино горе», акцент делала на воспитание желания тру-

диться и приносить пользу, соблюдать правила личной гигиены, формирова-

ла основы здорового образа жизни. Играя в сказку «Репка», помимо выпол-

нения ролевых действий, ребята получали знания о том, как надо помогать

друг другу; при обыгрывании сказки «Теремок» дети учились тому, как нуж-

но дружить. При разыгрывании сказки «Колобок» ребята закрепляли правила

поведения с незнакомыми людьми, учились быть послушными и дисципли-

нированными.

Вместе с детьми играли в дидактические игры: «Чей малыш», «Назови

ласково», «Мамины помощники», «Собери картинку». С большим удоволь-

ствием с ребятами играли в такие игры: «Салочки- догонялочки», «Лохматый

пес», «Гуси, гуси», «Воробушки и автомобиль», «Смелые мышки», «Пустое

место», «Кто раньше дойдет до флажка?», «Курочка-хохлатка», которые учат

детей не только соблюдать правила, но и развивают такие качества, как ре-

шительность, дисциплинированность, ответственность, формирование воле-

вых качеств личности, желание помочь другому.

Изготовили открытку для мам на 8 Марта и папам на День защитника

отечества. Провела беседы «Моя семья», «Кто Я?». Совместно с родителями

оформили семейный фото – альбом, генеалогическое древо семьи. Рисовали

посуду для кукол, портреты членов семьи, а потом их рассматривали. Одним

из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение

их к трудовой деятельности. Важную роль в воспитании дружеских взаимо-

отношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала

детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений.

Провела открытое занятие на районном методическом объединении

«Обидчивый цветок».

Блок 2. «Мой детский сад»

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному

краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с дет-

ским садом, его территорией. Сначала я организовала знакомство детей со

своей группой: с загадками, с различными заданиями. Придумали с детьми

правила поведения в каждом помещении группы. Например, в столовой (ко-

гда я ем, я глух и нем), в игровых зонах (поиграл – убери).

Затем была проведена экскурсия в медицинский кабинет с целью по-

знакомить детей с профессией медработника детского сада (медсестрой), де-

ти посмотрели расположение и оборудование медкабинета, познакомить с

некоторыми медицинскими принадлежностями и их назначением. Валентина

Ивановна рассказала детям, для чего необходим медицинский кабинет в дет-

ском саду. В ходе экскурсии был сделан замер веса и роста детей. По окон-

чании экскурсии детей угостили витаминами. Экскурсия на кухню произвела

на детей большое эмоциональное впечатление. Дети познакомились с пова-

ром и его помощником, рассмотрели отделы пищеблока (холодный, горячий

цех), назвали знакомые предметы кухонной утвари. Ребята своими глазами

увидели, где и как им готовят вкусную и полезную пищу.

Провела экскурсию по территории детского сада с целью ознакомления

детей с природой, с участками, посмотреть, что на них есть. Прошлись по

всей территории и посмотрели на поделки, которые находятся в разных ме-

стах детского сада. В ходе экскурсии напомнила правила бережного отноше-

ния к растениям и животным.

Блок 3. «Мой родной поселок»

Младшим дошкольникам трудно еще представить себе, что такое род-

ной поселок, город, но их необходимо с этим понятием знакомить.

Работа по воспитанию любви к родному поселку, началась с бесед, в

ходе которых были выявлены имеющиеся знания детей о родном поселке.

Продемонстрировала детям альбом с фотографиями родного поселка, где де-

ти узнали знакомые здания. Были проведены экскурсии с детьми средней

группы к Мемориалу Славы и памятнику погибшим воинам. Прошлись по

улице, где расположен детский сад, объяснила, что у каждой улице есть свое

название, а у каждого дома - свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно за-

помнить название своей улицы, номер своего дома.

Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и по-

нятие «поселок». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во

время праздников, каких-либо общественных событий.

В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы

родной страны в разные времена года. Восхищаясь красотой пейзажей, со-

общала детям название страны и часто его повторяла. Играя в народные иг-

ры, читая и разучивая народные потешки, рассматривая предметы народно -

прикладного искусства, постоянно подчеркивала, что все это придумал, сде-

лал русский народ.

Познакомила детей с жилищем русского человека; разъяснила понятие

«горница», рассказала о ее устройстве, воспитывая интерес к особенностям

русского характера, русским традициям. Закрепляла полученные знания, в

мини - музее детского сада «Ремесла и быта», при посещении которого дети-

приобщаются к историческим ценностям и культурному наследию своей

страны.

Русская

культурная

традиция

предлагает

проверенную

веками

народную методологию воспитания и образования, а так же конкретный об-

разовательный

и

воспитательный материал,

пропитанный духовностью

и

нравственностью. Основная цель создания мини-музея «Ремесла и быта» -

развитие познавательного интереса у дошкольников и формирование у них

представлений о жизни предков.

С детьми провела открытое занятие внутри детского сада в подгото-

вительной группе «В гости к домовенку Кузи». Провела открытый мастер

класс с родителями для районного методического объединения «Я – Семья

– Род – Народ». В младшей группе провела НОД «День Победы» с целью

расширять и углублять знания детей о великом празднике.

Блок 4. «Труд взрослых»

Детей своей группы я прежде всего начала знакомить с трудом со-

трудников детского сада, постоянно подчеркивая их заботу о детях.

В первую очередь познакомила с трудом помощника воспитателя, с

которым дети сталкиваются каждый день.

Организовала экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, где позна-

комила детей младшей группы с трудом медицинской сестры, поваром.

Кроме этого, в течение года знакомила детей с трудом шофера, дворника.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение.

Приходила вместе с детьми в кабинет медсестры, на кухню, где

наблюдали как трудится повар, медсестра дети рассматривали предметы, не-

обходимые взрослым для работы, я предложила взрослым рассказать о сво-

ей работе детям.

За трудом шофера и дворника дети наблюдают во время прогулки. Зна-

ния закрепляются в сюжетно-ролевых играх, а также при чтении некоторых

произведений художественной литературы.

Моя главная задача — вызвать у детей чувство уважения к людям тру-

да, желание оказать им посильную помощь.

Для развития патриотических знаний дошкольников использую

метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям.

Мной разработаны такие проекты как:

- «Цветы вокруг нас». Цель – знакомство детей с разнообразием цветов.

- «Домашние животные» - в этом проекте поставила задачу расширить

и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных,

их характерных особенностях, научить детей ухаживать за домашними жи-

вотными, воспитать любознательность, чувство сопереживания ко всему жи-

вому.

- «Пасха» - приобщение, расширение знаний детей о традиции празд-

нования Пасхи.

- «Моя мамочка самая – самая». В ходе работы над проектом закрепила

знание детей имён своих мам, старалась вызвать чувство гордости и уваже-

ния к самому дорогому человеку на земле - маме.

- «Моя малая Родина». Действующий проект формирует любовь к по-

селку в котором родился.

Оформили с детьми «Красную книгу Тульского края».

Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул

воспитания любви к родному краю.

В группе созданы условия для всестороннего развития и воспитания

детей младшего дошкольного возраста. Оформлены все уголки и зоны, кото-

рые, необходимы детям данного возраста. Так как игра является ведущим ви-

дом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, то большое место занима-

ет организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В

группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть

пространства отдана под организацию сюжетно- ролевой игры.

Я оформила презентации:

- «Жизнь в детском саду»

- «Моя семья»

- Презентация «Родина»

- Презентация группы

- Современные образовательные технологии

- «Домашние животные»

- «Здоровый образ жизни»

- «Я-семья-род-народ»

- Сюжетно-ролевая игра

- «Предметно-развивающая среда в группе»

- «Уголок патриотического воспитания»

- Презентация форума ММСО 2018

В группе оформлен мини - музей «Хлеб - всему голова», где представ-

лены различные экспонаты: колоски зерен пшеницы, ржи; картинки сельско-

хозяйственных машин; альбом профессий и т.д.

Оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнат-

ные растения, природный материал, календарь природы, представлены книги

с иллюстрациями природы края, достопримечательностей родного города.

В книжном уголке выставлена детская и художественная литература

соответственно

возрасту

детей,

находятся

фотоальбомы

«Наш

город»

(гербгорода, карта, достопримечательности, подобраны стихи местных авто-

ров),

«Наши родители» (профессии).

На районном методическом объединении показала презентацию «Уго-

лок патриотического воспитания в детском саду».

Всю работу пронизывает тесное взаимодействие с родителями, как ак-

тивными участниками педагогического процесса.

Совместно с родителями моих воспитанников, я стараюсь учить детей

искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости,

внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Всё это являет-

ся предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей

страны, формированию нравственных ценностей.

Наши родители вместе с детьми принимают активное участие в жизни

группы, детского сада.

-Районный

смотр

–конкурс

чтецов

«Наследники

Великой

Победы»

2014 г.

-Участие детей младшей группы в конкурсе творческих работ обучаю-

щихся Тульской области «Моя родословная» 2016 г.

-Участие детей младшей группы в смотре конкурсе «Наш спортивный

детский сад» на уровне образовательного учреждения, 2016г

-Участие детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет в областной вы-

ставке рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества «Вся пре-

лесть природы родного края» 2017г.

-Участие детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет в конкурсе «В

мире животных», на районном уровне 2018г.

С помощью родителей был оформлен альбом «Портфолио группы».

Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к

новому году и уборке участка на улице.

Мною для родителей были подготовлены консультации: «Влияние се-

мьи на развитие ребенка», «Чудесное свойство улыбки», «Игровой калейдо-

скоп», «Играйте вместе с детьми», «Как играть с ребенком дома», «Влияние

народных промыслов», «Как отвечать на детские вопросы», «Почему дети

разные», «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возрас-

та», «Трудовое воспитание дошкольников»

Результативность опыта.

Мониторинг за 3 года показал, что качество проводимой работы по

патриотическому воспитанию дошкольников повысился на 50%.

- Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых,

эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.

-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельно-

сти с другими детьми.

- Отвечают на вопросы о своей семье и ближайших родственниках.

Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе

в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть люби-

мые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи).

- Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жиз-

ни, с доверием относятся к воспитателю.

- Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации в целях обогаще-

ния социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентируются в

ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).

- Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в дет-

ском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного

из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить

самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение

детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интере-

сующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания но-

вых объектов действительности.

Анализируя свою работу сделала для себя вывод: чтобы современный

воспитатель был интересен современному ребенку, он должен сам развивать-

ся. В апреле 2018 года, прошла обучение на форуме ММСО-2018 «Новая

экосистема образования» Совершенствование профессиональных педагоги-

ческих компетенций, который состоялся в Москве. Приняла там участие в IV

Всероссийском форуме - конференции Всероссийской общественной органи-

зации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образо-

вания «Воспитатели России» на тему «Детский сад глазами родителя» в рам-

ках Московского международного салона образования. Очень – очень много

впечатлений, новых знаний я получила от этого форума. А сколько было ма-

стер

классов,

неформальных

встреч,

диалогов

с

метрами,

Педагогами

с

большой буквы, авторами книг по дошкольному воспитанию. К.Ю. Белая,

В.И.Яшина, О.С.Ушакова ,И.Л.Кириллов, В.И.Слободчиков и много других.

Для работы приобрела книги, да еще с автографом К.Ю.Белая.

На будущее, наметила следующие задачи:

- продолжать пополнять методическую литературу, практический ма-

териал;

- обогащать и совершенствовать воспитание патриотических чувств,

ведь это было – есть и будет одним из главных составляющих воспитания

маленького гражданина, поэтому — очень важно привить ему именно общие

человеческие ценности;

- Разработать и провести проект «Мой город Тула»

Данный педагогический опыт возможно применять в работе детских образо-

вательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу до-

школьного образования.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,

потому что воспитательная сила изливается только из живого источника

человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусствен-

ный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заме-

нить личности в деле воспитания».

Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к

родному городу и родной стране.

Список литературы

1.

Акинина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. Духовно-нравственное

и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М.: Перспек-

тива, 2012. 248 c.

2.

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников (методиче-

ское пособие). М.: ЦГЛ.

3.

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в ДОУ:

практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.

4.

Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное

воспитание дошкольника. М.: Школьная пресса, 2007.

5.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика,

1989. 192 с.

Усачева Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников //

Воспитатель ДОУ (практический журнал). №4. 2010. С. 4.

6.

Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших

дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 96 с.

7.

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для

воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1988. 94 с.

8.

Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие познавательных и волевых

процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965. 420 с.

9.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное посо-

бие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.

208 с.

10.

М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей до-

школьного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.:

Айрис-пресс, 2003.

11.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва:

Просвещение, 1990. 160 с.

12.

Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А, Микляева Н.В.

Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду

и начальной школе. М. : Дрофа, 2010. 156 с.

13.

Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника.

Киев: Рад. шк., 1985. 128 с.



В раздел образования