Напоминание

"Развитие творческих способностей на уроках географии в условиях фгос"


Автор: Косова Лариса Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ ООШ с.Раздольное
Населённый пункт: с.Раздольное Моздокский район РСО_-Алания
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей на уроках географии в условиях фгос"
Раздел: среднее образование





Назад




Методика развития творческого мышления и творческих способностей

школьников на уроках географии в условиях реализации ФГОС

Подготовила учитель географии

МБОУ ООШ с. Раздольное

Косова Л.В

Изучение географии – творческий процесс. Одной из главных задач развития творческих

способностей учащихся на уроках географии является:

1. Обеспечение значительного повышения качества учебно-воспитательного процесса;

2. Воспитание интереса знаниям;

3. Постоянное обращение учеников к раннее усвоенным знаниям;

4. Формирование навыков самостоятельной работы;

5. Систематический контроль за знаниями и продуманные формы по предупреждению и

исправлению ошибок учащихся.

Творческая работа-это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа

воображения. Дети любят сам процесс творчества, он приносит им радость. Развитию творческих

способностей учащихся способствуют уроки- КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины,

разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно, проектная деятельность, как

групповая, так и индивидуальная. На сегодняшний день одной из главных педагогических задач

является развитие творческих способностей, где важная роль отводится урокам географии. Как

показывает практика для учителя это наиболее сложная и трудно реализуемая задача. Так как

учителю нужно создать для каждого учащегося такие условия, которые позволяют ему творчески

подойти к решению проблем и это должно происходить в рамках программы. Поэтому, учителю

необходимо выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру

включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения, а именно:

-обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала

-подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания

-воплощать свои знания в жизнь.

Как утверждает психология - все способности человека развиваются в процессе обучения,

необходимо чаще использовать активные методы обучения. Однако применять те или иные методы

активизации педагогу необходимо учитывать уровень развития познавательных способностей

учащихся. Задачи, не соотнесённые с уровнем развития познавательных способностей учащегося не

могут сыграть положительную роль в обучении, так как они могут подорвать веру в свои силы и

способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам,

обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Поэтому, развитие

познавательных способностей учащихся - длительный процесс.

Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. В педагогике это связано с переходом к новым

оптимальным психолого-педагогическим системам – креативным технологиям обучения.

Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности

обусловил особую актуальность проблемы креативности. Перефразируя слова ученого Роберта

Калабы, можно сказать, что креативность есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанная внутри

загадки. Эта тема как никогда актуальна в нынешних условиях в рамках введения ФГОС. В этих

активных общественных преобразований к выпускникам школ предъявляются определенные

требования, в которых совершенно по-новому расставляются акценты.

На первое место выдвигаются качества:

-думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (то есть применять полученные знания);

-обладать творческим мышлением;

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

-практически мыслить;

-генерировать новые идеи;

-грамотно работать с полученной информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать

гипотезы, обобщать, сопоставлять, устанавливать закономерности).

Перед педагогами стоит задача перестройки общего характера обучения, который предполагает

развитие у детей самостоятельного творческого мышления, индивидуализацию и дифференциацию

обучения.

У каждого ребенка существует потребность в творческом самовыражении. География как никакой

другой предмет способствует этому: ведь пройденный путь при изучении географии подводит к

осмыслению того, как люди должны вести себя на планете, чтобы сохранить ее и человечество, к

осознанию личной значимости в современном мире.

Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил

воспитанника. К показателям творческой активности относится: новизна, оригинальность, отход от

шаблона, неожиданность, целесообразность, ценность. Переход школьника на уровень творческой

активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, его самоорганизации.

Творческая активность связана со сложной мотивацией деятельности.

Для пробуждения и развития интереса учебная деятельность должна быть особым образом

организована. Доказано, что познавательная задача охотнее принимается учащимися, если

предшествующей работе подготовлена соответствующая почва - созданы положительные отношения

к учёбе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету. Так же

коллективное решение задачи, способствует активизации умственного поиска учащихся.

Когда объясняется новый материал необходимо построить урок так, что бы ученик был задействован

в процесс осмысления поставленной задачи. В ходе объяснения необходимо ставить вопросы перед

учениками: “Как вы думаете”, “Зачем”, “Почему”. Если педагог при объяснении темы ставит

вопросы и сам на них отвечает, т.е., учащимся выделена пассивная деятельность, они ведут себя

безразлично. Результатом таких уроков являются поверхностные знания, не уменее их обосновать и

применить. Познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного

приобретения знаний. Интерес, который помогает ребёнку охватить различные явления оказывается

движущим мотивом не только для восприятия предмета, но и для развития умственного мышления.

Труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях -

он повышает качество знаний, продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать

трудность, вносит радость в жизнь ребёнка, способствует продолжению образования и

самообразованию, поднимает всю личность ребёнка на более высокую ступень.

На своих уроках я использую учебную модель: Вызов- Осмысление- Размышление. Стадия вызов:

Приёмы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, определение

целей изучения предстоящего материала.

На стадии осмысления можно применить методические приёмы маркировки текста, (галочкой

помечается то, что им известно, плюс – помечается то, что является для них интересным и

неожиданным, вопросительный знак – ставится, если у них возникает желание узнать о чём-то

подробнее), взаимоопрос (два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по

очереди задают друг другу вопросы о прочитанном). На стадии размышление, приёмы которыми

пользовались (вызов, осмысление), логически переходят в стадию размышления (что нового и

важного ученики почерпнули из текста).

Самостоятельная работа учащихся служит средством выполнения задания без

непосредственного участия учителя, но по его заданию. Очень важной ступенью в процессе

подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное

упражнение. (Например: ученики выполняют работу в своих тетрадях, но один ученик громко

объясняет всё то, что он записывает в тетрадь. Весь класс тоже пишет. Если ученик замолкает,

продолжает объяснение другой). Процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым,

темп работы повышается.

При использовании творческих заданий, следует уделять внимание личностному опыту учащихся

и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом,

чтобы ученики проверили свой творческий потенциал, и у них возникла бы внутренняя потребность

формировать в себе творческую личность.

Я считаю, что использование на уроках различных конкурсов, инсценировок и рисунков

пробуждают познавательный интерес учащихся. Одним словом, чем больше педагог найдёт

увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения.

Например: домашнее задание можно усложнить, задав дополнительный вопрос.

Какое море в древности называлось янтарным? Почему?

Откуда берётся ветер?

Это задание выполняется по желанию. Но на следующем уроке обязательно проверить кто справился

с заданием. Также предварительно за несколько уроков можно дать задание: рассказать о каком-либо

географическом объекте. Класс делится на группы. Каждая группа представляет своё государство,

можно использовать фото, рисунки, сувениры костюмы. За творчество исполнения оценка “5”. В

шестом классе по теме “Географические координаты”, можно провести урок-путешествие. Даётся

несколько координат, учащиеся делают остановки в этих пунктах, изучая особенности местности.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся в начале урока можно дать задания на

тренировку сообразительности и проверку эрудиции.

Решая творческие, нестандартные задания учащиеся испытывают радость приобщения к творческому

мышлению. Любое детское открытие, пусть самое маленькое, сродни открытию маститого учёного. В

том и другом случае открыватель испытывает огромное удовлетворение, чувство радости познания.

Такие задания оказывают положительное влияние не только на качество знаний и умений, но

приводит к сдвигам в общем умственном развитии ребёнка. А человек с развитыми творческими

способностями более способен к обучению. Известный немецкий философ Э. Кант отмечал, что «не

мыслям надобно учить, а учить мыслить». Развитие познавательного интереса даст возможность

учащимся демонстрировать свои творческие достижения на уровне самооценки.



В раздел образования