Автор: Гритчина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: Тюменская область город Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка НОД по развитию речи
Тема: "Сказочная страна"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе
Тема: «Сказочная страна»
Цель:
Прививать любовь детей к русским народным и авторским сказкам
Образовательные задачи:
Познакомить детей с историей создания сказок.
Уточнить знания детей о русских народных и авторских сказках.
Уточнить знания детей о разнообразии сказок.
Развивающие задачи:
Развивать интерес и эмоционально положительное отношение к сказкам.
Развивать связную речь детей.
Развивать умение пересказывать сюжет сказки, по средствам кукольного театра.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание читать сказки, понимать смысл сказок.
Воспитывать чувство патриотизма, гордость за великих предков, эстетический вкус к
литературным произведениям.
Предварительная работа:
1. Построение четырех домиков со съемными замками, с открывающимися окошками.
2. Заучивание физкультминуток.
3. Чтение литературных произведений, рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотров
мультипликаций сказок, проведение дидактических игр.
Материалы и оборудование:
Мягкие модули для четырех домиков со съемными замками, массажные дорожки картинки с
изображением сказочных героев, кукольный театр, сундук с атрибутами.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята! Мы сегодня с вами отправимся в большую страну. А называется она
страна сказок.
- А вы любите сказки? (Любим)
Какие русские народные сказки вы знаете? («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Машенька и
медведь и т. д.)
- Молодцы ребята! Вы много сказок знаете. А знаете ли вы, почему сказки называются
русскими народными? ( )
Русский
народ
сочинял
сказки,
чтобы
рассказывать
своим
детям,
учить
в
жизни
различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И
так сказки переходили от взрослых к детям. Вот поэтому их и назвали народные.
А какие, еще бывают сказки? ( авторские).
Правильно авторские. А каких, писателей вы знаете? ().
А сейчас нам пора отправиться в деревню «Сказкино», где живут сказки. Отправимся мы на
паровозе. Вагончики, стройтесь!
Дети встают за воспитателем и «поезд» отправляется.
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню «Сказкино»
Компанию ребят.
Чух, чух, чух.
Воспитатель обращает внимание детей на домики и предлагает «поезду» остановиться.
Воспитатель: Вот мы и приехали в деревню «Сказкино». Посмотрите, какие красивые домики.
На каждом домике висит замок. А чтобы нам его открыть необходимо, отгадать загадку.
Слушайте внимательно.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк, за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки
«Красная шапочка».
Правильно!
- Куда шла Красная шапочка? ( )
- Что она несла бабушке? ( ).
- Кого по дороге повстречала Красная шапочка? ( ).
- Кто спас бабушку и Красную шапочку? ( ).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Давайте откроем следующий замок.
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же, их дочурку звали? (Снегурочка)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки
«Снегурочка».
- Хорошо! Откуда, появилась Снегурочка? ( )
- Кем стала Снегурочка, для бабушки и дедушки? ( )
- Что произошло со Снегурочкой? ( )
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей)
Ребята смотрите, какая красивая полянка, давайте на ней немного отдохнем.
Динамическая пауза:
Стоит в поле теремок, теремок
(Дети поднимают руки над головой, имитируют «крышу»)
Он не низок, не высок.
(Дети приседают и встают)
На двери висит замок, да замок
Кто бы тот замок открыть бы нам помог?
(Сцепляют пальцы рук «в замок»)
Слева зайка, справа мышка
Отодвиньте – ка задвижку;
(Расцепляют пальцы рук) 2 раза.
- Мы немного отдохнули, а теперь давайте постараемся открыть оставшиеся замочки. Слушайте
внимательно.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
- Кто, такая Дюймовочка? ( )
- Кто унес ее из дома, и зачем? ( )
- Кто спас Дюймовочку от холода, и дал приют? ( )
- Кому, помогла Дюймовочка? ( )
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы ребята! У нас остался последний домик. Вы готовы узнать, кто там живет? ( )
На лесной опушке
Сидит она в избушке.
Спокойно жить не хочет,
Царевичей морочит.
Ступа с метелкой ей дорога,
Это зловредная...(Баба-Яга)
Выходит к детям Баба-Яга.
Баба-Яга: Здравствуйте гости дорогие! Вы пришли к нам в сказочную страну, а сказки вы
знаете( ). Вот я сейчас и узнаю. У меня в избушке есть волшебный сундук, в нем предметы
живут, а кому они принадлежат, вы и должны мне сказать.
Дидактическая игра «Чья вещь?»
1.Фонендоскоп (Айболит) – К. Чуковский
2. Сапоги (Кот в сапогах) – Ш. Перро
3. Ключик (Буратино) – А. Толстой
4. Гармошка (Крокодил Гена) – Эдуард Успенский
5. Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке) – А. Пушкин
Баба-Яга:
Ребята, а скажите, чьи это сказки, народные или авторские? ( ) А теперь, я, предлагая поиграть,
язычок нам свой размять. Повторяйте вместе со мной.
Дидактическая игра «Сказочные чистоговорки».
Он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит–ит – добрый доктор Айболит.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.
Ок-ок-ок - лису выгнал петушок.
Ру-ру-ру - лиса спряталась в нору.
Воспитатель: Баба-Яга, мы приготовили для тебя подарок. Ребята не только знают много
сказок, но и умеют их показывать. Для этого нам нужно, чтобы ты поколдовала, и мы должны
оказаться в кукольном театре.
Баба-Яга: (Колдует, дети разбирают кукол и показывают сказку «Теремок»).
Подведение итогов:
Баба-Яга: Ребята, вам понравилось в сказочной стране? Что больше всего вам запомнилось?
Молодцы ребята! У меня для вас есть подарок. Это большая книга сказок, которую вы будите
читать в группе..
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться домой. Ребята, образуйте «поезд».
Дети встают за воспитателем, образуют «поезд».
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят,
Везут обратно в группу
Компанию ребят!
Чух, чух, чух.