Автор: Путятова Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экспериментирование во второй младшей группе"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка Путятовой Г.Н., воспитателя МБДОУ № 16
«Ласточка» ст. Новорождественской
Экспериментирование во второй младшей группе.
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи
окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного
учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом
обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании
картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах,
установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Экспериментально игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к
исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез,
классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и
любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по
ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний,
с этическими правилами жизни в обществе.
Дошкольное детство–это начальный этап человеческой личности.
Познание окружающей действительности должно идти через практическое
получение и применение знаний, умений и навыков. Уже в дошкольном
возрасте дети достигают больших успехов в познании.
Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
предполагает решение следующих задач:
- формирование у детей диалектического мышления, то есть способности
видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с
помощью наглядных средств;
- развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их
в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости,
критичности, самостоятельности
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском
саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные
процессы.
• Развивается речь.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность
преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения
определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности,
формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения
общего уровня двигательной активности.
Место экспериментирования в течении дня в зависимости от характера
наблюдений и экспериментов, их проведение в распорядке дня может быть
разным:
- случайные эксперименты. Проводятся экспромтом в той ситуации, которая
сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в
уголке природы, в группе или на участке.
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.
- плановые эксперименты. Воспитатель заранее определяет
задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы
руководства экспериментом.
- эксперименты как ответ на детские вопрос. Выслушав вопрос, воспитатель
не отвечает на него, а предлагает ребенку самому найти ответ, проведя
несложное наблюдение, опыт или эксперимент. Если работа не сложная, то
она проводится как случайный эксперимент, если требуется подготовка,
воспитатель ее планирует.
В своей работе с детьми мы используем следующие приемы
руководства опытами и экспериментами:
1. Работа руками детей при помощи воспитателя
2. Совместная работа воспитателя и детей
3. Помощь воспитателя детям
Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста,
занятия по детскому экспериментированию мы начинаем проводить со
2-й младшей группы.
При наборе группы детей 3-летнего возраста в начале учебного года
первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, – их адаптация к условиям
детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для
ребенка в большинстве случаев – это стресс.
Одна из главных задач воспитателя в период адаптации – заинтересовать,
увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а для
этого его нужно постоянно удивлять. Но чем можно удивить ребенка?
Игрушки в данном случае дают кратковременный эффект.
Л. Г. Пыжьянова в статье «Как помочь ребенку в период
адаптации» отмечала, что игры с водой действуют на детей умиротворяюще
и обладают большими развивающими возможностями. В период адаптации
главным фактором является их успокаивающее и расслабляющее
воздействие.
Выбор игры в зависимости от эмоционального состояния ребенка
позволит его ободрить, развеселить, успокоить, переключить внимание.
С детьми 3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое
активно нами используется, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и
в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.
С помощью игровых персонажей предлагаем детям простейшие
проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы
колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и
др.
Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию,
пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами
некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей;
льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на
предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают
разные звуки; и др.
Мы проводим следующие эксперименты:
- «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из
влажного песка можно лепить.
- "С кем подружится Капелька" знакомим детей с тем, что вода бывает
чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей.
- «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то
появится тень.
- «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это
замороженная вода. И др.
- «Тонет - не тонет»
- «Какая вода на вкус»
- «Течет – не течет»
- «Льется – переливается»
В этом возрасте в экспериментировании воспитатель ставит цель опыта,
помогает детям продумать план его проведения, и вместе с детьми
осуществляет необходимые действия. Постепенно привлекаем детей к
прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы
подуем на одуванчик?"
Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование,
выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым,
развивая собственную исследовательскую активность детей. Например,
в опыте по ознакомлению со свойством воды – прозрачная.
Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко.
В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что
происходит. Затем совместно делаем выводы:
Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может
поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной.
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей нами
систематически проводятся консультации по исследовательской деятельности
дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию мы
рекомендовали родителям создать дома уголки экспериментирования. Для
этого постоянно обновляем наглядную информацию по проведению
исследовательской деятельности.
Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в
группе.
Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к
исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее стали
обращаться за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Также родителям были предложены консультации по вопросам успешной
адаптации детей к ДОО, используя игры с водой в домашних условиях.
В ходе наблюдений за детьми мы вместе с родителями отметили, что
процесс адаптации детей к ДОО проходит стабильно, дети быстро
включаются в воспитательно-образовательный процесс, с увлечением играют
и с водой и с песком