Автор: Пигулина Ирина Леонидовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №61"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: семинар для родителей
Тема: "Автоматизация звуков"
Раздел: дошкольное образование
Семинар для родителей детей группы ОНР.
Тема «Автоматизация звуков»
На сегодняшний день часто появляется проблема с автоматизаций звуков
у детей, поставленных логопедом. Одной из причин увеличения этапа
автоматизации - это осложнение ОНР в виде минимальных дизартрических
расстройств. Активную помощь в решении этой проблемы своим детям
оказывают родители. Для взаимодействия с родителями логопед использует
различные формы работы. Итоговым мероприятием является семинар-
практикум для родителей по автоматизации звуков.
План семинара:
1.
Логопед озвучивает цель семинара: Все родители встречают трудности в
автоматизации поставленных звуков у детей. Важно научиться
анализировать своё взаимодействие с детьми при автоматизации звуков.
За круглым столом мы обсудим приёмы, которые помогают в этом. Вы
поделитесь своим семейным опытом, теми приёмами, которые дают
наилучший результат в этом сложном деле. И поиграем в деловую игру.
2.
Выступление логопеда: «Состояние произношения детей в группе».
3.
Результаты анкетирования родителей на тему «Звукопроизношение
Вашего ребёнка».
4.
Круглый стол «Автоматизация звуков дома». Вопросы для обсуждения:
- Как мотивируете к упражнениям на произношение?
- Как приёмы по автоматизации звуков лучше помогают вашему ребёнку,
вызывают у него интерес?
5.
Деловая игра «Мозговой штурм».
Вопросы для обсуждения:
- Какие зрительные опоры помогают произношению звуков? (сочетать
произношение звуков с движениями кистей рук, использование букв)
- Какие вежливые слова помогают автоматизировать звуки С - С′?
(ежедневно употребляемые слова «спасибо», «до свидания»)
- Разделите слова на части, чтобы ребёнку было легче выговаривать звук
[Р]: зебра, барсук, трактор, тигры.
- Какое слово хотел сказать ребёнок, но оно у него не получилось:
«урушок, геберош» (выдал 2 варианта слова сразу)? Почему не
получилось? (слово «гребешок», у ребёнка нарушена слоговая структура
слова)
1
Приложение 1.
Предварительная работа:
1)
Семинар-практикум «Артикуляционные упражнения в коррекции
звукопроизношения детей с ОНР».
2)
Тематическая папка «Исправляем произношение звуков у детей с ОНР».
3)
Консультация «Минимальные дизартрические расстройства и их
коррекция у детей». (для родителей детей, имеющих этот диагноз)
4)
Анкетирование родителей на тему: «Звукопроизношение Вашего
ребёнка».
Приложение 2.
Анкета для родителей
«Звукопроизношение Вашего ребёнка»
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы по теме
«Автоматизация звуков у детей».
Имя ребёнка:__________________________________
1.
Какие звуки поставил логопед Вашему ребёнку: ______________
2.
Какие звуки на данный момент автоматизированы:
в словах:______________________________________________________
в предложениях:________________________________________________
введён в самостоятельную речь:___________________________________
3.
Замечаете ли Вы проблемы в автоматизации звуков у ребёнка?
Нужное подчеркните: да, нет.
Если есть:
4.
На Ваш взгляд, что мешает ребёнку автоматизировать звуки? (нужное
подчеркните)
- Двигательные расстройства речевых органов: трудность в нахождении
нужного положения губ и языка для звука, неточность их движений, слабость,
вялость артикуляционной мускулатуры;
- Слабый фонематический слух;
- Слабая волевая регуляция: лень, нежелание красиво говорить.
- Слабые психические процессы (неустойчивое внимание, слабая память)
5. Каков уровень самоконтроля за произношением у ребёнка. Если он
неправильно произнёс (нужное подчеркните):
- достаточно напомнить «скажи правильно» (без показа образца звука);
- после подсказки родителя: исправляет сразу правильно; исправляет чаще
правильно; исправляет чаще неправильно; не хочет исправить.
6. Удаётся ли следить за поставленными звуками в бытовой обстановке (нужное
подчеркните): всегда, часто, иногда, не удаётся.
7. Какие приёмы помогают в закреплении звуков:
2
- как вызываете интерес к упражнениям на произношение?____________
- как закрепляете звук (занимаетесь по заданиям логопеда, следите за звуками
в быту)?__________________________________________________________
- как развиваете устойчивость речевого внимания и речевую память?______
Благодарим за помощь в нашей работе!
3