Напоминание

Программа повышения уровня психолого-педагогического просвещения родителей на основе взаимодействия со школой


Автор: Качаловская Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: Краснодарский край, Северский район, село Михайловское
Наименование материала: Программа
Тема: Программа повышения уровня психолого-педагогического просвещения родителей на основе взаимодействия со школой
Раздел: начальное образование





Назад





Программа повышения уровня психолого-педагогического

просвещения родителей на основе взаимодействия со школой
Проблема вовлечения родителей в педагогический процесс приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число родителей, являющихся активными помощниками учителя, неуклонно падает. Это связано с загруженностью родителей производственными и иными отношениями, связанными с материальным обеспечением детей, слабое психолого- педагогическое просвещение родителей со стороны образовательного учреждения, порой нежелание самих родителей вникать в проблемы своих детей, а также привычка полагаться на школу без собственного участия, оставаясь во всех случаях равнодушными к проблемам своих детей Необходим поиск методов вовлечения родителей в педагогический процесс в целях повышения уровня их психолого-педагогического просвещения. Именно образовательные учреждения должны первыми выявлять семьи, в которых родители имеют низкий уровень психолого-педагогического просвещения. Необходимо подобрать такие методы их вовлечения в школьную жизнь ребенка, которые увлекут не на короткое время, а на весь этап школьного образования ребенка с соблюдением преемственности между младшим, средним и старшим периодами школьного образования. проблема повышения уровня психолого-педагогического просвещения родителей, в том числе учащихся младших классов, должна решаться во взаимодействии системы: родитель – ребенок – родитель – педагог – родитель – ребенок. Необходим поиск наиболее эффективных методов повышения уровня психолого-педагогического просвещения родителей, а школа в этом случае должна выступать как институт такого просвещения. Программа предложена на 4 месяца. Занятия проводятся 30 – 40 минут, 2 раза в неделю. Цель программы – повышение уровня психолого-педагогического просвещения родителей младших школьников. Задачи программы: - снятие эмоционального напряжения у родителей, настрой на совместную работу; - развитие чувства принадлежности к школе; - развитие навыков позитивного социального поведения; - развитие чувства значимости образования; - выяснение ожиданий и опасений родителей; - общая ориентация педагога в проблемах родителей; - приобщение родителей к процессу обучения ребенка; - формирование педагогической культуры и грамотности родителей; - развитие межличностного доверия между родителями и педагогом; - активизация знаний и представлений о себе, как о родителе; - воспитание интереса родителей к собственным детям;
- повышение у родителей знаний о духовном мире ребенка; - формирование позитивного отношения к процессу образования; - развитие у родителей умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; - развитие у родителей способности понимать эмоциональное состояние ребенка; - воспитание уважения к труду педагога. В предлагаемой программе учитывается, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с семейным воспитанием. № занятия (тренин -га) Содержание Цель Занятие 1 Вступление в контакт. - беседа с педагогом; - экскурсия с педагогом по школе; Цели занятия №1: - снятие эмоционального напряжения, настрой на совместную работу; - развить чувство принадлежности к школе; - развивать навыки позитивного социального поведения; - учить ощущать значимость образования. Тренин г 1 Тренинг для родителей. Тема: Знакомство. Любовь и семья. Что такое семейное благополучие? Слагаемые семейного счастья. Содержание занятия. I. Вступление в контакт. 1. Пригласить родителей сесть в круг. 2. Знакомство участников с целями и задачами тренинга. II. Процедура знакомства. Цели: Знакомство участников друг с другом и групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей. Формирование
Упражнение № 1. Каждый произносит свое имя, группа повторяет его три раза. Упражнение №2. «Намек» (работа в парах). III. Разогрев группы. 1. Психогимнастическое упражнение. 2. Упражнение. а) Посидите, как сидит: - рассерженный Буратино; - побитая собака, - кошка, выслеживающая мышку; - пчелка на цветке; - как взлетает космонавт; - наездница на лошади; - поросенок. б) Походите, как ходят: - стеклянная игрушка; - песочная игрушка; - деревянная игрушка, - балерина, которая идет в магазин; - как Ромео ждет Джульетту; - стюардесса. в) Попрыгайте, как прыгает: - кузнечик; - горный козел; - кенгуру; - лягушка; - заяц убегает от волка. 3. Обсуждение выполненных упражнений. IV. Основная часть. 1. Знакомство со сказкой Е. Ивановой «Холм прощения» (аудио кассета), 2. Обсуждение, обмен мнениями. Какие чувства возникли? Что вспомнили? 3. Рассказ о том, что такое семейное благополучие, характеристика несчастливых семей, о принципах и правилах бесконфликтных отношений в семье. 4. Обсуждение, обмен мнениями об услышанном. 5. Упражнение «Камешек в ботинке». 6. Обсуждение. 7. Упражнение «Претензии». 8. Упражнение. На листках записать девиз вашей семьи; педагогической культуры и грамотности родителей
положительные и отрицательные черты супруга. 9. Обсуждение, обмен мнениями. V. Выход в реальность. Заключительный этап. 1. Упражнение на расслабление и эмоииональную поддержку «Верный друг» ( релаксационная музыка). 2. Упражнение «Подержимся» (метод минидраматизации истории из реальной жизни). Консультация для родителей «Эмоциональное неблагополучие детей и его причины» Занятие 2. Участи родителя в уроке-наблюдении - дать родителю возможность ощутить свою принадлежность к классу и школе; - развивать у родителя чувство значимости образования; - приобщить родителя к процессу обучения ребенка. Тренин г 2 Тренинг для родителей Тема: Мы и наши родители. Семейные линии. Воспроизводство отношений и конфликтов. Роль мужчины-отца в семье. Содержание занятия. I. Вступительное слово ведущего (объяснение цели занятия; напомнить правила групповой работы). Упражнение «Вспышка». II. Разминка. 1. Упражнение «Приветствие». 2. Психогимнастическое упражнение. 3. Упражнение «Коровы, собаки, кошки». 4. Упражнение «Браво». 5. Обсуждение, обмен мнениями. III. Основная часть. 1. Упражнение «Комната моего детства» (метод транса, релаксационная музыка). 2. Обсуждение, обмен мнениями (в парах). 3. Рассказ о прародительской семье, о ее влиянии на отношения в нашей собственной семье; о Цели: Формирование педагогической культуры и грамотности родителей Развитие межличностного доверия; обучение расслаблению, раскованности; активизация знаний и представлений о себе, акцент на позитивных сторонах собственной личности.
роли мужчины-отца в семье. 4. Чтение стихотворения «Все дети за столом?». 5. Обсуждение, обмен мнениями. 6. Упражнение «Семейная история». 7. Обсуждение, обмен мнением. 8. Телесная терапия. 1) Упражнение «музыкальные пальчики». 2) «Прикосновение» (в парах). 3) «Глубокий сон» или «Шарнира» (выкручивание конечностей рук, ног, головы). 4) «Эмбрион» (три раза меняются ). 9. Обсуждение, обмен мнением. 10.Упражнение «Почувствуй себя любимым». 11.Обсуждение, обмен мнением. 12. Упражнение «Почесать спинку». 13. Упражнение «Спасибо за прекрасный день». IV. Рефлексия и окончание занятия. Занятие 3 Беседа со школьным психологом на тему «Ваш ребенок уникален» Цели: - развивать чувство интереса к собственному ребенку; - повышать у родителей знания о духовном мире ребенка; - формировать позитивное отношение к процессу образования. Занятие 4. Участие в уроке «урок - практическое участие» Цели: - повышать у родителей уважение к труду педагога; - развивать; чувство эмпатии к педагогу и ребенку - укреплять чувство единства с ребенком и школой.
Тренин г 3 Тренинг для родителей Тема: Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей? Родительское программирование. Ход занятия. I. Вступительное слово ведущего (объяснение цели занятия; напомнить правила групповой работы). Упражнение «Вспышка». II. Разминка. 1. Упражнение «Снежный ком». 2. Упражнение «Что я люблю делать». 3. Упражнение «Коровы, собаки, кошки». 4. Упражнение «Браво» (для отсутствующих на прошлом занятии). 5. Методика« Волшебное дерево« (знакомство). 6. Игра« Луноход». 7. Обсуждение выполненных упражнений. Рефлексия. III. Основная часть. 1. Прослушивание сказки «Мальчик Агао». 2. Обсуждение. 3. Упражнение «Узнай себя и своего ребенка». 4. Теоретическая часть. Рассказ ведущего о видах семейного программирования, о роли родительских ожидании, что они могут спровоцировать и породить у детей: как наши страхи становятся страхами детей. 5. Обсуждение, обмен мнениями. 6. Предлагается ситуация «Чему необходимо научить ребенка?» 7. Обсуждение, обмен мнениями. 8. Упражнение «Оправдание чужих надежд». 9. Упражнение «Рубка дров». 10.Обсуждение, обмен мнениями. 11 .Гештальт-молитва «Я - это я. А ты – это ты». 12. Упражнение «Дрожащее желе». 13.Игра «Говорящие очки». 14.Обсуждение, обмен мнениями. 15. Упражнение «Спасибо за прекрасный день». IV. Рефлексия и окончание занятия. IV. Рефлексия и окончание занятия. 1. Оценить с помощью десяти пальцев; усталость, свой интерес к происходящему на Цели: Развитие межличностного доверия; обучение расслаблению, раскованности; активизация знаний и представлений о себе; развитие рефлексии. Формирование педагогической культуры и грамотности родителей
занятиях, желание прийти в следующий раз. 2. Упражнение «Вспышка». V. Домашнее задание: Занятие 5. Консультация для родителей «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия школьников» Цель: Формирование педагогической культуры и грамотности родителей Тренин г 4 Тренинг для родителей Тема: Мир детский и мир взрослый. Как любить детей. Наше отношение к ребенку. Искусство быть родителем. Содержание занятия. I. Вступительное слово ведущего (объяснение цели занятия, напомнить правила групповой работы). Упражнение «Вспышка». II. Разминка. 1. Упражнение «Счет до 20». 2. Упражнение «Любимая песня» (В. Леви). а) Пропойте, как поет -лягушка (проквакайте эту песню): -кошка; -кoровa; -курочки-наседки: -африканские аборигены; -кавказские горцы; -оленеводы Чукотки. б) Изобрази: горячий утюг: -горячий чайник: -телефон; -белье; -юлу; -дрель; -пилу; -закипающее и сбежавшее молоко; игристое шампанское. 3. Игра «Все вместе». 4. Игра «Только вместе» (в парах). 5. Упражнение с МЯЧОМ. Цели: Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции самого ребенка. Формирование педагогической культуры и грамотности родителей
- Бросить мяч и сказать комплимент другому. 6. Обсуждение, обмен мнениями. 7. Обсуждение домашнего задания в форме групповой дискуссии в большом кругу. 8. Упражнение «Волшебное дерево». 9. Упражнение «Почесать спинку». III. Основная часть. 1. Прослушивание сказки Дмитрия Соколова «Золотая птица» (аудио кассета). 2.Обсуждение, обмен мнениями. 3. Рассказ ведущего о традиционных воспитания, о задачах и принципах семейного воспитания. 4. Тест-игра «Какой вы родитель». 5. Дискуссия обсуждение. 6. Упражнение «Погружение» (участникам предлагается несколько ситуаций взаимодействия между родителями и детьми, дается задание представить себя на месте ребенка). 7. Дискуссия, обсуждение (участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации). 8. Упражнение «Билль о правах» (ведущий делит группы на две половины). 9. Упражнение «Рубка дров». 10. Упражнение «Дрожащее желе». 1l.Обсуждение, обмен мнениями. 12.Гештальд-молитва. 13.Упражнение «Спасибо за прекрасный день». IV. Рефлексия. Окончание занятия. 1. Оценить с помощью десяти пальцев: усталость, свой интерес к происходящему на занятии, желание прийти в следующий раз. 2. Упражнение «Вспышка» (по кругу).
V
Домашнее задание. Занятие 6. Участие в уроке «урок – соревнование» Цели: - первичное знакомство с чувством радости; - развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное
состояние; - развитие способности понимать эмоциональное состояние ребенка. Тренин г 5

Тренинг для родителей Тема: Язык принятия и язык непринятия. Наши конфликты с детьми (элемент проигрывание ролей). Какими нас видят дети? Обсуждение детских рисунков «Моя семья».

Содержание занятия. 1. Вступительное слово ведущего (объяснение цели занятия, напомнить правила групповой работы). 2. Упражнение «Вспышка». II. Разминка. 1. Упражнение «Давай обнимемся». 2. Игра «Чужие коленки». (1) . 3. Психогимнастичсекое упражнение «Сейчас я буду ... » 1) Изобрази: - паровоз с гудком медвежонка; -морскую волну; - дрель, - игристое шампанское; - самолет. 2) Потанцуйте танец: маленьких щенят; - котят; - жеребят; - лягушат; - зайчат. 7. Упражнение «Путаница». 8. Упражнение с мячом. 9. Обсуждение, обмен мнениями. 10. Обсуждение домашнего задания в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами 11. Упражнение «Вспышка». III. Основная информационная часть. 1. Рассказ о зонах принятия, об относительно принимающем родителе, о том, от каких ситуаций, личностных свойств родителя и личностных качеств ребенка - зависит изменение соотношения зон принятия и непринятия. Цели: Знакомство с понятием «принятия» ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя. Определение языка принятия и языка непринятия. Развитие межличностного общения в группе. Формирование педагогической культуры и грамотности родителей
2. Обсуждение с участниками группы, что значит: 1) Язык принятия, язык непринятия. 2) от чего зависит принятие или, наоборот, непринятие ребенка? 3) Что означают: - оценка поступка («мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»), - оценка личности («ты очень жадный мальчик»). 4) Временный язык («сегодня у тебя это задание не получилось») и постоянный язык («у тебя никогда ничего не получается как следует» ). 5) Невербальные проявления языка принятия и непринятия (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы). 3. Упражнение «Сказать имя своего ребенка: ласково, в гневе, разочарованно». 4/Все наблюдают, затем высказываются. 5. Психогимнастическое упражнение: передача чувства по кругу с помощью тактильных ощущений с закрытыми глазами. 6. Представление о проблемах родителей (принятие и неприятие ребенка). 7. Упражнение «Вытянутая рука» (в парах). 8. Рассказ о конфликте, о происхождении конфликтов, обсуждение различных способов поведения в конфликте. 9.Упражнение «Разожми кулак». 10. Обсуждение, обмен мнениями. 11. Обсуждение рисунков детей «Моя семья». 12 . Упражнение «Постукивание» ( в парах). 13. Упражнение «Дрожащее желе». 14. Упражнение «Спасибо за прекрасный день».

IV. Рефлексия. Окончание занятия. 1. Оценить на пальцах интерес, желание прийти в следующий раз. 2. Упражнение «Вспышка». Домашнее задание. Занятие 7. Участие в празднике «Весна красна» Цели - проявление творческих способностей
родителя; - развитие способности понимать и выражать эмоционального состояния другого человека. - создание положительного эмоционального фона, настрой родителей и детей на совместную работу. Занятие 8. Ознакомление родителя с информацией о школе: уставом, программой обучения, тематическим планами. Цель - знакомство с правилами школы; - изучение планов школы; - поиск путей контакта с педагогами и специалистами школы. Занятие 9. Участие в Родительском семинаре Мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей. Специалист должен говорить о проблеме простым языком, образно, живо, убедительно. Цели - расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания Занятие 10 Участие в Родительском семинаре Групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые Цели - совместная выработка оптимального подхода
родителями. Книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении специально подобранных педагогом к семинару научно- популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания. к решению той или иной жизненной ситуации.


В раздел образования