Автор: Романцова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Борисоглебский детский сад комбинированного вида №7
Населённый пункт: Воронежская обл.,г.Борисоглебск
Наименование материала: статья
Тема: " Компитентностная модель специалиста "
Раздел: дошкольное образование
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
СПЕЦИАЛИСТА
Компетентностная модель специалиста - это
наглядно-логическое представление характеристики
специалиста, составленное с целью четкого определения
компонентов, входящих в состав компетентностной
модели, и позволяющих отразить требования к
профессиональному уровню специалиста.
Модель-образец специалиста носит явно выраженный
прогностический характер, ее задача в том, чтобы
отразить желаемое состояние объекта и обеспечить его
развитие именно в этом направлении.
Наиболее важной характеристикой компетентного
специалиста является профессиональная
компетентность.
Профессиональная
компетентность
- это характеристика деловых и
личностных качеств специалиста,
отражающая не только уровень знаний
умений и опыта, достаточных для
достижения целей профессиональной
деятельности, но и социально-
нравственную позицию личности.
Структура компетентности
специалиста
Структура компетентности специалиста состоит из мотивационного, когнитивного и
операционально-деятельностного компонентов.
Мотивационный компонент отражает характеристику настроенности на усвоение
знаний и умений. Только при осознании необходимости формирования знаний,
умений и положительной мотивации возможна продуктивная работа по
формированию профессиональной компетентности.
Когнитивный компонент складывается из совокупности знаний об изучаемой сфере
деятельности и о себе как субъекте социально-экономических отношений, а также
знаний необходимых нормативных актов, владение специальными знаниями по
профессии.
Операционально-деятельностный компонент составляют умения и навыки
познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера.
Во всех сферах деятельности особое значение имеют такие качества, как
социальная ответственность, самостоятельность и оперативность в принятии
решений, готовность к демократическому общению, социально активному действию,
включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и
другие.
Составляющие компетентности
По А.К. Марковой можно полагать, что
компетентность складывается из следующих
составляющих:
специальная – владение профессиональной деятельностью
на высшем уровне;
социальная – способность к сотрудничеству,
ответственность, умение понимать другого человека;
владение приемами профессионального общения;
личностная – владение приемами рефлексии, саморегуляции,
личностного самовыражения, а также средствами
противостояния профессиональной деформации;
индивидуальная – способность к самореализации, развитие
индивидуальности, рациональная организация труда без
нагрузок и усталости.