Напоминание

"Нравственно-правовое воспитание детей с ОВЗ"


Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: Село Ашап, Ординский район, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-правовое воспитание детей с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Нравственно - правовое воспитание детей с ОВЗ.

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит

от гражданских качеств подрастающего поколения. В последние годы

наблюдается рост и ужесточение преступности среди детей. Дети становятся

реальной угрозой здоровью, безопасности, жизни людей. Все мы согласимся

с тем, что детская преступность – одна из острейших проблем сегодняшнего

дня. Уверенно идёт процесс омоложения правонарушителей. Растёт среди

них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений.

На современном этапе развития российского общества гражданское

образование школьников становится предметом государственной политики и

обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной

школы. В настоящее время всё больше внимания уделяется проблемам

правового образования детей с ограниченными возможностями. Это

объясняется двумя основными причинами:

Необходимостью рассматривать правовое образование, как

непрерывный и систематический процесс в течение всего периода

школьного обучения.

Степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков

в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия

ребёнка с обществом.

Изучение вопросов по правовому воспитанию имеет

принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего

выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а также воспитания в

нём устойчивых качеств истинного гражданина.

Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых

человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав

личности есть одно из главных условий физического и психологического

благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой

связи большое значение для позитивной социализации имеют правовые

нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их

участием.

Кроме того, социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит,

потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно

определяет его действия и поступки.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и

непременно оценивает свои действия с точки зрения требований

общественного правового сознания. Подростки с отклонениями в развитии

имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не

задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем,

как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и

неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих

действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности,

что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому

воспитанию с детьми с ОВЗ необходимо начинать с начальных классов, так

как в правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен,

когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются и

основы правосознания как фундамент формирования личности должны

закладываться как можно раньше. Школьники с отклонениями в развитии

имеют, как правило, довольно низкий уровень нравственно – правовой

культуры. Так как основные принципы права связаны с нравственными

категориями, это позволит подготовить базу для дальнейшего воспитания.

Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность

несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет, что

противоправные действия детей до 14 лет не влекут за собой для них

уголовную ответственность. Отвечают за детей родители или воспитатели. В

период от 14 до 18 лет школьники наказываются только за тяжкие

преступления, причём меры пресечения к ним применяются менее строгие,

чем по отношению к взрослым. Противоправное поведение школьников чаще

всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Агрессивность

может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек.

Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает

логических доказательств в споре. Поэтому, естественно, такие действия не

представляют собой серьёзной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться

их не допускать. Агрессия как проявление неприспособленности к

социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она

выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в

избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской

защиты детей.

Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью

определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный

характер. Она может проявиться в нарочитом нарушении тишины,

возражениях старшим (нередко в вызывающей и обидной форме), стычках на

местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного

имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением

взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение

обстановки наступает, когда старшие раздражённо требуют призвать

хулиганов к порядку или боязливо отстраняются от конфликта. Подростам

нравится дразнить таких взрослых. Причём даже дальнейшее последствие он

расценивает, как несправедливое, так как сам заранее не знает, куда его

заведёт этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём

винят взрослых. Правильным в таких обстоятельствах будет поведение

взрослых, которые поведут с молодыми людьми спокойный, неторопливый,

доброжелательный разговор, аргументированно доказывая неправильность их

поведения и твёрдо пресекая возможность обострения ситуации.

Присвоение детьми чужих вещей вызывается их недостаточной этической

воспитанностью. В среднем школьном возрасте воруют педагогически

запущенные учащиеся. У них своя «философия» на этот счёт: красть у своих

нельзя, у чужих можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого

человека у подавляющего большинства правонарушителей – подростков не

связано с направленностью на личное обогащение. Отобранные вещи и

деньги – это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товарищам и

знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки

не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения.

Они считают себя храбрецами, мятежными и романтическими нарушителями

спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Весьма распространённым явлением бывает присвоение чужого подростками

в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, например, случаи

нашествия подростков на соседские сады, хотя они вовсе не нуждаются в

плодах. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и

закалить себя в трудных и рискованных делах, почувствовать себя

действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.

Изучение и профилактика преступности среди учащихся с ОВЗ, а также

правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования

мотивов преступного поведения, поскольку мотив непосредственно связан с

личностью и её особенностями, склонностями, влечениями и интересами. В

мотивах выражается не какая – то отдельная черта личности, а в

определённом смысле весь человек, все характерные для него свойства и

особенности. В мотиве выявляются потребности и интересы, он формируется

под влиянием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их

удовлетворения мотивы могут изменяться и обогащаться. Одни мотивы

являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных.

Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедливо

утверждение, что она такова, каков мотив её поведения.

Выявление и изучение мотивов преступного поведения детей с ОВЗ важно и

для верного выбора методов воспитательного воздействия на отдельных

преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более

общих задач профилактики подростковой преступности. Поэтому серьёзное

внимание следует уделять мотивам преступлений школьников, основной их

процент связан с тяжёлым материальным положением, стремлением

удовлетворить неотложные жизненно важные потребности.

Опыт показывает, что наличие знаний у школьников с нарушением

интеллекта не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям

поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и

обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с

детьми с ОВЗ педагогам требуется хорошо разбираться в особенностях

личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.

Эффективность правового воспитания учащихся с ОВЗ во многом зависит от

целенаправленной и систематической работы педагогов и родителей по

повышению собственной правовой культуры.

Основными формами изучения норм действующего законодательства для

педагогов являются лекции специалистов, семинары и конференции,

методические объединения. Важную роль играет также самостоятельное

изучение юридической литературы и активное участие в организации и

проведении мероприятий по правовому воспитанию школьников.

Особенно тщательно нужно продумывать меры по повышению правовой

культуры родителей учащихся, которые, согласно Конституции РФ, обязаны

заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами общества и

нести ответственность за соблюдение их детьми морально – правовых норм.

Система работы по повышению правовой культуры родителей должна

включать в себя как групповые, так и индивидуальные мероприятия. К числу

групповых видов правовой пропаганды среди родителей относятся такие, как

родительские собрания, конференции, лектории педагогических и правовых

знаний. Эти формы положительно влияют на основную массу родителей.

От того, как организовано правовое воспитание школьников, во многом

зависит их жизненное самоопределение. Это обусловлено тем, что

приобретение знаний в процессе правового воспитания закономерно связано

с углублением познания социальной действительности и развитием интереса

к нравственным и правовым идеалам современного общества; в процессе

правового воспитания укрепляется способность личности правильно

ориентироваться и поступать в сложной конфликтной ситуации;

целенаправленное правовое воспитание укрепляет и развивает правосознание

несовершеннолетних.



В раздел образования