Автор: Васильева Дарья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей №12 " городского округа город Стерлитамак Р
Населённый пункт: Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Воспитание патриотизма начинается со школьной скамьи и составляет важнейшее направление
работы учителя по формированию морально-политических качеств нового человека.
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность Васильева
Д.В., Берзина Р.В., 2017 106 с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в
любви и служении своему Отечеству и родному краю. Воспитание чувства патриотизма у
подрастающего поколения, процесс трудный и продолжительный, который требует от учителя
большой личной убеждённости и вдохновения. Эту работу необходимо вести постоянно и
планомерно, во всех возрастных классах, также в разных формах работы и по различным
направлениям: воспитание любви к ближним, к школе, к своей малой родине, к своей стране [1, с.
141]. В процессе воспитания чувств патриотизма у младших школьников, учитель может
использовать различные формы и методы организации деятельности детей: – наблюдения
(например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района,
улицы и т.п.); – рассказ, объяснения учителя в сочетании с показом нужных объектов и
непосредственными наблюдениями обучающихся; – использование детских художественных
произведений, репродукций картин (их рассматривание и обсуждение); – разучивание с
обучающимися песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание
музыкальных произведений; – привлечение детей к посильному общественно полезному труду в
ближайшем для детей окружении (труд на участке школы, совместный труд с родителями по
благоустройству территории школы и т.п.); – личный пример учителя, любящего свою работу, свою
улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни [2, с. 41].
Патриотическое воспитание обучающихся осуществляется, прежде всего, в процессе учебной
работы. И в этом большая роль отводится урокам чтения. Содержание прочитанных на уроке
произведений, живое слово, образный рассказ, кино, диафильм – первые помощники учителя в
этой серьезной работе. Немалое значение в этом деле имеют внеклассные и внешкольные
работы, успех которых зависит от того, как учитель сумеет привлечь к себе в помощники ребят. Во
внеурочное время ребята пополнят свои знания об истории Российского государства, о ее боевых
и трудовых подвигах народа. Это очень ответственно – научить ценить историю своей земли,
дорожить ее памятниками, преклоняться перед людьми, чьим мужеством и тру- 107 дом рождена
и утверждена слава Родины. Познание родной земли – это и политинформация, и сбор, и поход, и
встреча с интересными людьми, и беседа, и минута молчания у памятника. В деле воспитания
имеет большое значение патриотическое воспитание на героических традициях. Говоря о
воспитании на героических традициях, имеется в виду работа, связанная с примерами воинского и
трудового героизма людей. Годы Великой Отечественной войны в этом плане дают огромный
материал для воспитания учащихся. Интересными и особенно важными для воспитания детей
являются встречи с участниками Великой Отечественной войны, с участниками тех самых
страшных дней в истории нашей страны, с теми, кто лицом к лицу столкнулся с этой бедой, и
несмотря ни на что отстоял нашу Землю. В вопросах патриотического воспитания младших
школьников учителю предоставлено широкое поле деятельности. От его подготовленности,
умения, организаторских способностей во многом зависит решение этой важной задачи, стоящей
перед современной школой. В ходе знакомства младших школьников с достопримечательностями
родного города, учитель повествует детям о разных архитектурных постройках, соборах, храмах. В
данном случае не нужно досконально рассматривать их архитектуру, пользоваться особой
терминологией. Необходимо лишь выделить нечто главное, что выделяет рассматриваемое
архитектурное сооружение от общего числа иных. В работе с детьми нужно применять такую
форму работы, как мотивированные прогулки и экскурсии, потому, что узнать и полюбить город
только по иллюстрациям нереально. Ученики обязаны знать тот район, где они живут, созидать
красоту улиц, по коим проходят ежедневно. Младшим школьникам будет интересно узнавать, в
честь кого была названа та или иная улица в их родном городе, узнавать об истории этих людей,
об их подвигах. Все это будет способствовать тому, что дети станут гордиться своим городом и
своей страной. Таким образом, патриотическое воспитание младших школьников является
важнейшей и благородной задачей современной школы, основой ее воспитательной работы.
Пламенная любовь к Родине, чувство гордости и достоинства людей, стремление служить своему
народу, своей стране в сочетании с чувством дружбы и уважения к людям других стран должно
стать неотъемлемой частью морального 108 облика человека нового общества. Школа призвана
воспитывать у младших школьников чувство любви к Родине, стремление служить на благо
процветания государства.
Библиографический список
1. Агапова И.А., Давыдова М.И. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. –
224 с.
2. Бодина Е.А, Ащеулова К.В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и
классных руководителей средних школ. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 96 с.