Напоминание

"Средства оптимизации обучения русскому языку как неродному"


Автор: Мясоедов Антон Владимирович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ВСОШ №8
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Средства оптимизации обучения русскому языку как неродному"
Раздел: полное образование





Назад




Современное состояние преподавания требует повышения эффективности языковой подготовки

студентов неязыковых вузов. В свою очередь решение этой проблемы возможно только при условии

комплексного проектирования системы формирования речевой коммуникативной культуры. Идеи

поиска альтернативных форм образовательных систем, разработки инновационной стратегии

образовательного процесса, интегрированной образовательной технологии, рассмотрения

педагогического творчества в контексте мирового культурного процесса достаточно настойчиво звучат в

последнее время в публицистике и специальной литературе, становятся предметом обсуждения на

конференциях и симпозиумах [1]. Учитывая то, что преподаватель стремится привить обучаемым

культуру речевого общения, возвести культуру речи в ранг важнейшей составляющей любой учебной

дисциплины, поскольку это один из элементов общей культуры, сформировать ценностное и

уважительное отношение к русскому языку как к средству культурно-профессиональной коммуникации,

однообразные технологии не представляются результативными. Идеи проективного, модульного,

контекстного обучения, способствующие развитию творческой инициативы, навыков самореализации

могут и должны применяться в процессе языковой подготовки будущих специалистов. Проблемы

оптимизации обучения русскому языку как неродному, формирования речевой культуры,

общекультурной подготовки будущих специалистов требуют от студентов быстрого (в рамках одного

семестра) освоения русского литературного языка в плане нормированности, стилистики, речевой

культуры [2]. В систему подготовки необходимо включать различные образовательные технологии.

Наверное, не секрет, что механизм речевой деятельности студентов-первокурсников далек от

совершенства, они зачастую не могут адаптировать свою речь к конкретной речевой ситуации. Не все

первокурсники

могут осознанно и грамотно пользоваться и родным, и русским языками как средством выражения

мыслей, самовыражения. Поэтому при решении вопроса оптимизации обучения русскому языку как

неродному мы первостепенное значение уделяем средствам повышения степени владения русским

языком. В ходе учебного процесса необходимо помочь студентам организовать свою учебную

деятельность, овладеть учебными операциями, причем, осознавая цели обучения, основания

выполняемых действий, оценивая условия учебной деятельности и отбирая наиболее эффективные

способы трансформации информации в знания. Это во многом способствует успешному усвоению

курса «Русский язык и культура речи». Что касается форм и приемов, используемых при обучении

культуре речевой коммуникации, опыт работы показал, что весьма эффективными являются беседа и

лекция-беседа, разыгрывание речевой ситуации, речевой анализ коммуникативной ситуации,

прослушивание текста-эталона, чтение текста с последующим орфоэпическим анализом, публичное

выступление, резюмирование прослушанного текста, орфоэпический тренинг, ролевые игры,

тестирование, дискуссия, анализ собственных коммуникативных ситуаций с точки зрения роли языка в

этой ситуации и др.

В целях оптимизации обучения русскому языку как неродному в ГОУ ВПО «Майкопсикй

государственный технологический университет» на кафедре сервиса, туризма и связей с

общественностью применяются новые образовательные технологии, в которых доминируют игровые

процедуры, используется принцип моделирования, предусматривается интенсивное межличностное

общение, реализуется принцип партнерства.

В практике преподавания русского языка и культуры речи одним из предпочтительных вариантов

проведения семинарских занятий стала презентация «Как повысить свою речевую культуру?». Заранее

студентам объявляется тема дискуссии (/или «мозгового штурма», диспута и др.). На занятии все

происходящее записывается на видеокамеру. На следующем занятии - просматривается видеофильм,

проводится анализ речевого поведения каждого из участников, исправляются допущенные речевые

ошибки. Суть метода - организация групповой формы мышления, группового творчества. Это

достигается при соблюдении некоторых принципов: создание доброжелательной

обстановки, раскрепощенности; присутствие самокритики; размышления вслух, высказывание всех

своих идей, доводов; поощрение, уважение любого мнения; исключение однозначного и жесткого

вывода.

Ставится задача: изучить себя (оценить) со стороны (с экрана), «презентовать» себя, опираясь на свои

знания, опыт, языковое чутье, методом рассуждения определить, каково твое речевое поведение в

конкретной ситуации общения, аргументировать свой выбор. При выполнении этого задания

наблюдается актуализация особого, свободного мышления. Изучая себя со стороны, обучающиеся

видят свои плюсы и минусы в речевом отношении.

В целях оптимизации обучения русскому языку как неродному используется на занятиях по

формированию речевой коммуникативной культуры такая форма работы, как деловая игра, при

которой воспроизводится конкретная ситуация, с большей или меньшей степенью повторяющая

обстоятельства реальной деятельности.

Примером такой ситуации, которая «разыгрывается» на занятиях по русскому языку, служит ситуация

«Визит к руководителю фирмы по вопросу трудоустройства». Ситуацию можно отнести к разряду

типичных. Процедура ее проигрывания состоит из нескольких этапов: предварительная подготовка

(студентам заранее сообщается тема предстоящего занятия, ставится задача повторить лекцию на

тему «Деловое общение», позаботиться о внешнем виде, соответствующем ситуации, спрогнозировать

ход беседы, подготовить самопрезентацию); введение в проблему (в начале занятия преподаватель

обосновывает актуальность темы, социальное значение положительного окончания

диалога, указывает на связь ее с реальными аспектами жизни); распределение ролей (результативное

общение) и постановка задачи (руководитель, т.е. работодатель, секретарь, молодой специалист);

воспроизведение конкретной ситуации (возможно в нескольких вариантах, в зависимости от количества

желающих и их фантазии); подведение итогов в коллективной беседе (отметить общий положительный

результат, сопоставить с реальной ситуацией, определив степень схожести, выделить правильные и

ошибочные моменты, оценить внешний вид, уровень речевой культуры, порекомендовать литературу

по теме).

Достаточно эффективна и, что не менее важно, находит отклик и поддержку у студентов такая форма

занятий, как творческая работа. На таких занятиях выявляются и развиваются способности

обучающихся, стимулируется их творческая активность. Их основная цель - практическое применение

знаний плюс приобщение к индивидуальной творческой деятельности, апробация своих возможностей.

На занятиях по русскому языку предпринимаются такие творческие работы, как составление различных

видов текстов (обвинительной речи; хвалебной речи; тостов на корпоративной вечеринке, в кругу

друзей, родных; научных докладов, в том числе, например, на такие необычные темы, как «Не все то

золото, что блестит», «Сила есть - ума не надо»); автобиографий, помимо личных, которые могут

принадлежать, например, Карлсону или Кощею Бессмертному; редактирование текста (предлагаемый

текст затруднителен в понимании смысла, содержит грамматические, лексические, стилистические

ошибки). Особенно насыщенными и интересными бывают те занятия, где обучаемые занимаются

«конструированием» текста официально-делового или публицистического стиля, пробуя себя в

качестве директора, спичрайтера, журналиста. Самое ценное в творческих работах то, что они

вырабатывают стремление к проявлению творчества, индивидуальности в любом виде речевой

деятельности.

В итоге необходимо отметить, что при всем многообразии некоторые описанные выше формы работы и

педагогические технологии имеют общие характеристики: 1) способы мышления и принципы

деятельности, формируемые этими методами, не находятся в оппозиции к традиционным способам

получения знаний и выработке навыков, а являются сопутствующими, дополнительными и

обеспечивающими развитие личности и ее самодвижение к познанию; 2) они отражают формирование

новой образовательной парадигмы, способствуют развитию мышления и сами являются способом

поиска нового знания; 3) вместе с тем они соответствуют личностноориентированному и личностно-

деятельностному подходу: опираются на субъектный

опыт обучающихся, их ценностные ориентиры, их способности, обеспечивают развитие личностного

потенциала.

Литература:1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. 320 с.

2. Граудина Л.К. Культура русской речи. М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. 560 с.



В раздел образования