Напоминание

Формирование логических операций мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством блоков Дьенеша


Автор: Некрасова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: город Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование логических операций мышления у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством блоков Дьенеша
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование логических операций мышления у дошкольников с

тяжелыми нарушениями речи посредством блоков Дьенеша

С. В. Некрасова, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

ЗАТО Северск, Томская область

Одним

из

требований

ФГОС

к

содержанию

и

организации

образовательного

процесса

для

детей

дошкольного

возраста

является

формирование

предпосылок

учебной

деятельности.

И

действительно,

в

современном обществе учебная деятельность стала «второй профессией»

любого человека. Она выполняется им на протяжении всей жизни и во

многом

определяет

продвижение

в

основном

избранном

деле.

Поэтому

направленное

формирование

целостной

учебной

деятельности,

развитие

тесно

связанных

с

ней

интеллектуальных,

познавательных

сил

учащихся

является сегодня ведущей линией обновления образовательной практики. На

первый

план

выходят

и

оцениваются

не

столько

сами

знания,

сколько

средства, инструменты самостоятельного приобретения знаний, независимо

от

того,

к

какой

предметной

области

(русский

язык,

математика,

естествознание или др.) они принадлежат.

Вся

мыслительная

деятельность

человека

состоит

из

логических

операций мышления. Однако практика показывает, что дети с нарушением

речи

отстают

в

овладении

умениями

и

навыками,

предусмотренными

программой.

В

познании

окружающей

действительности

первостепенная

роль принадлежит ощущению и восприятию, на основе которых могут в

дальнейшем

формироваться

такие

процессы,

как

память,

воображение,

мышление.

Дошкольники

с

общим

недоразвитием

речи

не

владеют

в

одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, отмечено

отставание в формировании тех или иных психических процессов (внимания,

памяти, воображения, ощущений, мышления, восприятия).

Дети

с

алалией

трудно

усваивают

эталоны

цвета,

они

с

трудом

запоминают

их

названия,

с

трудом

запоминают

геометрические

формы,

хорошо

изображают

по

показу

геометрические

фигуры.

Алалики

имеют

нарушения в освоении пространственных представлений.

Дизартрики

могут

знать

цвета,

формы

геометрических

фигур,

но

изображают геометрические формы неверно. Они всегда имеют нарушения в

пространственных и временных представлениях.

Процессы

восприятия

у

детей

с

ОНР

замедлены,

недостаточно

избирательны,

часто

фрагментарны

и

не

обобщены.

Дети

с

ОНР

затрудняются

в

обследовании

предметов,

выделении

нужных

свойств,

а

главное – обозначении этих свойств словом. У детей с недоразвитием речи

наблюдается

неустойчивость

внимания,

они

быстро

утомляются,

часто

отвлекаются. Отмечается и своеобразие словесного мышления детей. Им

практически

недоступно

самостоятельное

овладение

языковыми

обобщениями.

Результатом

мышления

является

мысль,

выраженная

в

словах.

Речь

выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Таким

образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Поэтому обучение в детском саду должно быть направлено, прежде всего, на

воспитание у детей полноценной логической аргументации окружающего,

формирование предпосылок учебной деятельности, которые тесно связаны с

освоением мыслительных операций.

Успешному решению задачи развития основных мыслительных операций

у

детей

способствуют

игры

с

блоками

Дьенеша.

Этот

универсальный

материал,

разработанный

венгерским

ученым Золтаном

Дьенешем

(1916-

2014), помогает ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями,

такими

как:

сравнение,

обобщение,

классификация,

абстрагирование,

кодирование и декодирование.

Система

Дьенеша,

пожалуй,

менее

популярна

среди

педагогов

и

родителей, чем, скажем, система Монтессори или Никитина. А между тем,

логические игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают

самого пристального внимания.

Использование игр с блоками Дьенеша для развития логических операций

мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи позволит сформировать у

детей полноценную логическую аргументацию окружающего, способность

четко и логически мыслить, ясно излагать свои мысли, расширить пассивный

и

активный

словарный

запас

лексико-грамматических

структур,

сформировать

связную

речи,

развить

сенсорный

и

интеллектуальный

потенциал.

Нами

была

изучена

методическая

литература

и

разработан

проект по

сенсорному развитию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Работу по сенсорному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи мы

начали

с

проведения

диагностики.

Для

выявления

уровня

развития

мыслительных

операций

нами

использовались

диагностические

методики

Р.С. Немова:

‒ методика «Нелепицы»;

‒ методика «Что здесь лишнее»;

‒ методика «Раздели на группы».

При помощи методики «Нелепицы» оцениваются элементарные образные

представления

ребенка

об

окружающем

мире,

о

логических

связях

и

отношениях,

существующих

между

некоторыми

объектами

этого

мира,

например, животными, их образом жизни, природой.

С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать

логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Методика «Что здесь лишнее» призвана исследовать процессы образно-

логического

мышления,

умственные

операции

анализа

и

обобщения

у

ребенка.

С

помощью

методики

«Раздели

на

группы»,

мы

оценивали

уровень

образно-логического мышления ребенка.

Проанализировав результаты по всем методикам, мы сделали выводы об

уровне

развития

мыслительных

операций

у

детей.

Данные

наглядно

представлены в диаграмме.

Для

реализации

проекта

по

развитию

познавательного

интереса

дошкольников было проведено родительское собрание по теме: «Создание

условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на

котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы.

Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной

работе, в создании условий в группе для успешной реализации проекта.

Для успешного решения поставленных задач совместно с родителями

была

обогащена

образовательная

среда

в

группе.

Были

приобретены

разнообразные

пособия:

дидактические

игры

и

упражнения

с

блоками

Дьенеша,

схемы,

алгоритмы.

Детьми,

с

помощью

родителей

были

изготовлены игры:

- «Найди клад»;

- «Засели домики»;

- «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок?»;

- «Помоги фигурам выбраться из леса»;

- «Логический поезд».

Таким образом, в группе был оформлен центр развивающих игр, где в

постоянном

доступе

(наряду

с

другими

играми)

располагались

блоки

Дьенеша, периодически варьировались и усложнялись игровые задания.

Просветительская и профилактическая работа с родителями велась через

«Уголок

для

родителей»,

где

в

течение

года

имели

возможность

познакомиться

с

материалом

об

особенностях

развития

логического

мышления

детей

старшего

дошкольного

возраста

при

помощи

блоков

Дьенеша; индивидуальные и коллективные консультации.

Формы работы с родителями:

Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет;

Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному

ребенку;

Собрания с показом фрагментов занятий с целью обратить внимание

родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны

развития их ребенка;

Совместные игры - занятия с детьми и родителями во второй половине

дня;

Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;

Подбор

и

демонстрация

специальной

литературы,

направленной

на

развитие логического мышления;

Разъяснительная и образовательная работа.

Таким образом, в группе был оформлен центр развивающих игр, где в

постоянном

доступе

(наряду

с

другими

играми)

располагались

блоки

Дьенеша, периодически варьировались и усложнялись игровые задания.

Нами

был

разработан

и

апробирован

комплекс

игр

на

выявление

и

абстрагирование свойств; на сравнение; на классификацию и обобщение; на

логические действия и операции. Игры с блоками Дьенеша в воспитательно-

образовательной

работе

с

детьми

с

тяжелыми

нарушениями

речи

использовались

как

на

занятиях,

так

и

в

процессе

самостоятельной

деятельности (игра, досуг, отдельные режимные моменты). Свою работу мы

строили на следующих основных принципах:

‒ на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе

материала;

‒ на

интеграции

работы

с

различными

направлениями

воспитательной

работы и видами деятельности детей;

‒ посредством активного включения детей;

‒ на использовании развивающего потенциала игр с блоками Дьенеша в

создании развивающей среды группы максимально.

На первом этапе, прежде чем приступить к целенаправленным играм и

упражнениям,

детям

была

предоставлена

возможность

самостоятельно

познакомиться с логическими блоками. Для начального этапа подбирались

самые простые игры, цель которых в усвоении свойств, слов «такой же», «не

такой» по форме, размеру, толщине.

В работе с детьми использовались опорные карточки-символы, которые

помогают

быстро

сориентироваться

при

выполнении

задания,

правильно

построить свой ответ и подробно описать результат действий.

Пользуясь карточками, дети называли имя каждого блока. В словаре детей

появились различные определения. И дети постепенно выявили свойства

блоков, как по слову, так и с использованием карточек.

Все занятия планировались в игровой форме: это и путешествие, и полет

на космическом корабле и путешествие в город геометрических фигур. Детям

предлагалось

помочь

попавшему

в

беду

герою,

разобраться

в

сказочной

ситуации

все

это

стимулировало

интерес

к

занятию,

умственную

деятельность. Практика показала, увлеченные игрой дети быстро усваивают

материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности,

такой подход предупреждает утомляемость.

Задача последующих занятий усложнялась: у детей развивалось умение

выявлять свойства блоков по слову, без опоры на наглядность. Успешно

проводились игры: «Засели домики», «Кто быстрее спрячет». Предлагались

детям

игры:

«Переводчик»,

«Помоги

Незнайке».

В

этих

играх

дети

рассказывали Незнайке о блоках, переводили в слова то, что обозначает

карточка, научили Незнайку по-разному рассказывать про цвета, величину. А

в играх «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход» - дети учились

оперировать одновременно двумя свойствами.

В дальнейшем дети осваивали игры и упражнения, которые формировали

умения оперировать сразу тремя свойствами. Детям предлагались задания с

логическими действиями и операциями, которые помогали развивать умения

разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить

логические операции «не», «и», «или», с помощью этих операций строить

истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах

предметов.

На

этом

этапе

работы

мы использовали такие

игры

и

упражнения:

«Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели

блоки»,

«Хоровод»,

«Пирамида»,

«Логические

кубики»,

«Украсим

елку

бусами»,

«Архитекторы»,

«Карточки

-

символы

свойств»,

«Логический

поезд», «Мозаика цифр» и другие.

Все занятия планировались в игровой форме: это и путешествие, и полет

на космическом корабле и путешествие в город геометрических фигур. Детям

предлагалось

помочь

попавшему

в

беду

герою,

разобраться

в

сказочной

ситуации

все

это

стимулировало

интерес

к

занятию,

умственную

деятельность. Практика показала, увлеченные игрой дети быстро усваивают

материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности,

такой подход предупреждает утомляемость.

С

помощью

одной

игры

можно

решать

большое

количе ство

образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают и запоминают

цвет, форму, величину и толщину предмета, тренируют мелкую моторику рук,

совершенствуют речь, мышление, внимание, память и воображение.

Самое

главное

для

детей

с

нарушениями

речи

то,

что

приёмы,

используемые в играх с блоками Дьенеша, позволяют активировать словарь

детей.

Развитие

умения

абстрагировать

свойства

предметов,

речевое

оформление результатов практической работы и диалог между детьми для

уточнения свойств предмета не только расширяет словарный запас, но и

развивает коммуникативную функцию речи.

Большое

значение

для

развития

ребенка

имеет

выполнение

заданий,

требующих

сравнения

двух

множеств

разных

по

величине

предметов.

Перцептивные действия, используемые для выполнения подобных заданий,

развивают восприятие детей. Их речь становится более осмысленной.

Игры с блоками Дьенеша неразрывно связаны с развитием речи. Нужно

четко проговаривать одни и те же предложения, добиваясь понимания их

смысла.

Для

проверки

эффективности

разработанного

нами

комплекса

игр

по

развитию

логических

операций

мышления

старших

дошкольников

средствами

логических

блоков

Дьенеша,

мы

провели

контрольный

эксперимент. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том,

что уровень развития логических операций мышления детей повысился.

Играя с блоками, дети научились производить операции над множествами

(сравнение,

разбиение,

классификация,

абстрагирование),

внимательно

слушать

и

решать

простейшие

задачи,

выделяя

признаки

предметов.

Выявлять

свойства

в

объектах,

называть

их,

адекватно

обозначать

их

отсутствие; обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, по трем),

объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,

систематизировать и классифицировать геометрические фигуры.

Блоки Дьенеша помогли:

В развитии пространственных представлений у детей - дети обводят

предметы по контуру, занимаются штриховкой внутри контура предметов,

ориентируются

в

пределах

листа

бумаги,

работают

сверху

вниз,

слева

направо в плоскости и пространстве, пользуясь планом.

В развитии творческих способностей - дети фантазируют, моделируют,

конструируют, составляют изображения предметов с помощью блоков.

В развитии психических функций, связанных с речевой деятельностью -

дети

способны

прокомментировать

свои

действия,

дать

анализ

своей

деятельности, своим способностям.

Таким

образом,

система

работы

по

развитию

логического

мышления

дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша способствует

более

успешному

формированию

у

детей

с

нарушением

речи

основных

приёмов

логического

мышления. Я планирую продолжить работу в этом

направлении

для

того,

чтобы

более

эффективно

решать

проблемы

познавательно-исследовательского развития воспитанников в соответствии с

ФГОС ДО.



В раздел образования