Напоминание

Конспект метапраедметного логопедического занятия на тему "Дружба" 3 класс


Автор: Леверовская Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70 им. Великой Победы
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект метапраедметного логопедического занятия на тему "Дружба" 3 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект метапредметного логопедического занятия

в 3 классе на тему: "Дружба".

Цель:

Логокоррекция устной и письменной речи учащихся в разнообразной речевой

деятельности.

Задачи:

1. Обогащение и уточнение словарного запаса по теме.

2.

Формирование

умения

правильно

понимать

пословицы,

поговорки,

фразеологизмы, осознавать их афоризм.

3.

Упражнение

в

использовании

словарей

для

уточнения

лексического

значения слов и синонимии.

4. Совершенствование графической зоркости и зрительного восприятия.

5. Развитие речеслухового внимания и согласованности движений.

6. Формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование:

Компьютер, розовые листы со слитным написанием слов, слово «дружба»

выделено другим шрифтом; чистые листы бумаги, карточки с пословицами и

поговорками,

разделенные

на

две

части;

текст

стихотворения

Я.Акима

"Жадина"- на желтых листах; карточки с указанием темы занятия и видов

деятельности, словари: В.И.Даль «Пословицы русского народа», С.И.Ожегов

«Толковый словарь русского языка», Т.В. Розе «Большой фразеологический

словарь для детей».

I.

Введение в тему.

- Прослушайте песню известного детского композитора В. Шаинского

и определите тему нашего занятия.

Слушание песни " Дружба крепкая".

Определение темы занятия детьми.

II.

- Объясните, как вы понимаете значение слов « дружба» и «друг»

(ответы детей).

III.

- Давайте обратимся за помощью к словарю и уточним их значение

(закрепление

правил

работы

со

словарем,

самостоятельная

деятельность, ответы детей).

IV.

- Возьмите розовые листы с заданием, прочтите выделенное слово.

Остальные слова записаны без пропусков, прочитайте и отделите их

друг от друга вертикальной линией.

Дружбадружитьдружнодружокподружкадружелюбныйудружилдруж

ищедружочекдружныйдружественныйдружескийраздружитьподру

житьсодружествоватьподруженька.

Прочтите слова, которые у вас получились.

Выделите и назовите корень в этих словах.

Выпишите

слова

в

следующем

порядке:

существительные,

прилагательные, глаголы.

Найдите

слова

с

уменьшительно-ласкательным

суффиксом,

запишите, выделите суффикс.

Найдите

слово

с

увеличительным

суффиксом.

Запишите

его,

выделите суффикс.

Назовите

слово,

в

котором

соединились

любовь

и

дружба.

Запишите его, выделите корни, Какая орфограмма есть в этом

слове. Подчеркните соединительную гласную.

V.

- Мы с вами увидели, что у слова дружба есть много родственных слов.

Люди

издавна

ценили

дружбу,

друзей

и

сложили

об

этом

много

пословиц поговорок, в которых заключена народная мудрость и есть

смысл, они приучают нас к краткости и чистоте речи.

Попробуйте составить из данных фраз три пословицы о дружбе. Будем

работать парами, помня о том, что одна голова хорошо, а две - лучше.

Пословицы и поговорки о дружбе.

Не имей сто рублей

а человек - друзьями

Любят того

лучше новых двух

Нет друга - ищи

тогда и в деле будет успех

Крепкую дружбу

кто не обидит никого

Старый друг

и я скажу кто ты

Скажи мне кто твой

и топором не разрубишь

Все за одного, один за всех

а имей сто друзей

Дерево сильно корнями

а нашел - береги

- Прочтите пословицы, которые у вас получились. Один читает

первую часть пословицы, другой - вторую. Попробуйте объяснить их

смысл.

Для

уточнения

смысла

пословиц

и

поговорок

можно

воспользоваться словарем В.И.Даля «Пословицы русского народа».

V.

-

Не

каждый

человек

может

стать

другом

и

в

этом

можно

убедиться, прочитав стихотворение, которое есть у вас на желтом листе.

Читать

его

будем

поочередно

каждое

четверостишие,

(девочки

начинают) при этом девочки на каждое слово хлопают, а мальчики -

топают.

Чтение стихотворения детьми сначала про себя, а затем поочередно

вслух, выполняя заданное движение.

VI.

-

О

жадном

человеке

можно

сказать:

«Зимой

снега

не

выпросишь».

Народ

очень

внимателен

и

приметлив,

какая-то

особенность человека, характеризующая его качества и хорошие, и

плохие дает жизнь меткому выражению, и со временем становится

фразеологизмом (их еще называют крылатыми выражениями). С ними

вы можете познакомиться в «Большом фразеологическом словаре».

Возьмите голубые листы, прочтите выражения и подберите к

прочитанному фразеологизму синоним (синоним - это слово , близкое

по значению). На белом листе бумаги обведите свою руку, на каждом

пальчике запишите синоним к фразеологизму.

не робкого десятка – смелый;

семи пядей во лбу – умный;

работает не покладая рук – трудолюбивый;

золотое сердце – добрый;

как за каменной стеной – надежный.

- Прочтите слова, которыми вы заменили фразеологические обороты

(дети читают), запомните их как свои пять пальцев, ибо есть народная

мудрость: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».

VII.

Итог занятия.

- Какое слово мы чаще всего употребляли в речи на занятии? (открыть

карточку на доске со словом «дружба»).

- Вспомните, что мы использовали для того, чтобы лучше понять смысл

этого слова (дети вспоминают виды деятельности, а педагог открывает

карточки со словами: словари, пословицы и поговорки, стихотворение,

фразеологизмы, слова)

На экране появляется изображение кота Леопольда. Детям предлагается

вспомнить и произнести всем вместе его фразу, ставшую крылатым

выражением: «Ребята, давайте жить дружно!».



В раздел образования