Автор: Леверовская Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 70 им. Великой Победы
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект метапраедметного логопедического занятия на тему "Дружба" 3 класс
Раздел: начальное образование
Конспект метапредметного логопедического занятия
в 3 классе на тему: "Дружба".
Цель:
Логокоррекция устной и письменной речи учащихся в разнообразной речевой
деятельности.
Задачи:
1. Обогащение и уточнение словарного запаса по теме.
2.
Формирование
умения
правильно
понимать
пословицы,
поговорки,
фразеологизмы, осознавать их афоризм.
3.
Упражнение
в
использовании
словарей
для
уточнения
лексического
значения слов и синонимии.
4. Совершенствование графической зоркости и зрительного восприятия.
5. Развитие речеслухового внимания и согласованности движений.
6. Формирование положительной учебной мотивации.
Оборудование:
Компьютер, розовые листы со слитным написанием слов, слово «дружба»
выделено другим шрифтом; чистые листы бумаги, карточки с пословицами и
поговорками,
разделенные
на
две
части;
текст
стихотворения
Я.Акима
"Жадина"- на желтых листах; карточки с указанием темы занятия и видов
деятельности, словари: В.И.Даль «Пословицы русского народа», С.И.Ожегов
«Толковый словарь русского языка», Т.В. Розе «Большой фразеологический
словарь для детей».
I.
Введение в тему.
- Прослушайте песню известного детского композитора В. Шаинского
и определите тему нашего занятия.
Слушание песни " Дружба крепкая".
Определение темы занятия детьми.
II.
- Объясните, как вы понимаете значение слов « дружба» и «друг»
(ответы детей).
III.
- Давайте обратимся за помощью к словарю и уточним их значение
(закрепление
правил
работы
со
словарем,
самостоятельная
деятельность, ответы детей).
IV.
- Возьмите розовые листы с заданием, прочтите выделенное слово.
Остальные слова записаны без пропусков, прочитайте и отделите их
друг от друга вертикальной линией.
Дружбадружитьдружнодружокподружкадружелюбныйудружилдруж
ищедружочекдружныйдружественныйдружескийраздружитьподру
житьсодружествоватьподруженька.
Прочтите слова, которые у вас получились.
Выделите и назовите корень в этих словах.
Выпишите
слова
в
следующем
порядке:
существительные,
прилагательные, глаголы.
Найдите
слова
с
уменьшительно-ласкательным
суффиксом,
запишите, выделите суффикс.
Найдите
слово
с
увеличительным
суффиксом.
Запишите
его,
выделите суффикс.
Назовите
слово,
в
котором
соединились
любовь
и
дружба.
Запишите его, выделите корни, Какая орфограмма есть в этом
слове. Подчеркните соединительную гласную.
V.
- Мы с вами увидели, что у слова дружба есть много родственных слов.
Люди
издавна
ценили
дружбу,
друзей
и
сложили
об
этом
много
пословиц поговорок, в которых заключена народная мудрость и есть
смысл, они приучают нас к краткости и чистоте речи.
Попробуйте составить из данных фраз три пословицы о дружбе. Будем
работать парами, помня о том, что одна голова хорошо, а две - лучше.
Пословицы и поговорки о дружбе.
Не имей сто рублей
а человек - друзьями
Любят того
лучше новых двух
Нет друга - ищи
тогда и в деле будет успех
Крепкую дружбу
кто не обидит никого
Старый друг
и я скажу кто ты
Скажи мне кто твой
и топором не разрубишь
Все за одного, один за всех
а имей сто друзей
Дерево сильно корнями
а нашел - береги
- Прочтите пословицы, которые у вас получились. Один читает
первую часть пословицы, другой - вторую. Попробуйте объяснить их
смысл.
Для
уточнения
смысла
пословиц
и
поговорок
можно
воспользоваться словарем В.И.Даля «Пословицы русского народа».
V.
-
Не
каждый
человек
может
стать
другом
и
в
этом
можно
убедиться, прочитав стихотворение, которое есть у вас на желтом листе.
Читать
его
будем
поочередно
каждое
четверостишие,
(девочки
начинают) при этом девочки на каждое слово хлопают, а мальчики -
топают.
Чтение стихотворения детьми сначала про себя, а затем поочередно
вслух, выполняя заданное движение.
VI.
-
О
жадном
человеке
можно
сказать:
«Зимой
снега
не
выпросишь».
Народ
очень
внимателен
и
приметлив,
какая-то
особенность человека, характеризующая его качества и хорошие, и
плохие дает жизнь меткому выражению, и со временем становится
фразеологизмом (их еще называют крылатыми выражениями). С ними
вы можете познакомиться в «Большом фразеологическом словаре».
Возьмите голубые листы, прочтите выражения и подберите к
прочитанному фразеологизму синоним (синоним - это слово , близкое
по значению). На белом листе бумаги обведите свою руку, на каждом
пальчике запишите синоним к фразеологизму.
не робкого десятка – смелый;
семи пядей во лбу – умный;
работает не покладая рук – трудолюбивый;
золотое сердце – добрый;
как за каменной стеной – надежный.
- Прочтите слова, которыми вы заменили фразеологические обороты
(дети читают), запомните их как свои пять пальцев, ибо есть народная
мудрость: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».
VII.
Итог занятия.
- Какое слово мы чаще всего употребляли в речи на занятии? (открыть
карточку на доске со словом «дружба»).
- Вспомните, что мы использовали для того, чтобы лучше понять смысл
этого слова (дети вспоминают виды деятельности, а педагог открывает
карточки со словами: словари, пословицы и поговорки, стихотворение,
фразеологизмы, слова)
На экране появляется изображение кота Леопольда. Детям предлагается
вспомнить и произнести всем вместе его фразу, ставшую крылатым
выражением: «Ребята, давайте жить дружно!».