Автор: Аверина Елена Валериевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: Взаимосвязь тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Взаимосвязь тревожности и самооценки детей
старшего дошкольного возраста
Аннотация:
в
статье
рассматривается
понятие
тревожности
и
самооценки детей старшего дошкольного возраста, факторы, которые влияют
на их формирование, а также взаимосвязь данных состояний у старших
дошкольников.
Ключевые
слова:
дошкольный
возраст,
тревожность,
самооценка,
взаимосвязь тревожности и самооценки.
Всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка выступает
одной из главных задач педагогики и психологии. Успешность в обучении,
развитие
важных
социальных
качеств
ребенка
зависит
от
множества
факторов, среди которых можно назвать психологическое здоровье ребенка и
развитую эмоциональную сферу.
По
мнению
И.В.
Сизовой,
психологическое
самоощущение
современных
детей,
характеризуется
нехваткой
любви,
теплых
надежных
отношений в семье, эмоциональной привязанности, что приводит к развитию
детской
тревожности,
беспокойства,
появлению
страхов
и
навязчивых
состояний [1].
Устойчивые
негативные
эмоциональные
состояния
становятся
причиной
повышенной
заболеваемости
дошкольников,
формированию
н е же л ат е л ь н ы х
л и ч н о с т н ы х
о с о бе н н о с т е й
–
м н и т е л ь н о с т и ,
раздражительности, неуверенности в себе и других.
Детская
тревожность,
как
негативное
эмоциональное
состояние
ребенка стало объектом изучения многих известных авторов: Р.С. Немова,
А.М. Прихожан, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина.
В
учебнике
«Психология
личности»,
тревога
определена
как
«эмоциональное
состояние,
возникающее
в
ситуациях
неопределенной
опасности
и
проявляющееся
в
ожидании
неблагополучного
развития
событий».
А
под
тревожностью
авторы
учебника
предлагают
понимать
«склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким
порогом
возникновения
реакции
тревоги;
один
из
основных
параметров
индивидуальных
различий,
тревожность
обычно
повышена
при
нервно-
психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых
людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп лиц
с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным
проявлением неблагополучия личности» [2].
Состояние тревожности, которое может испытывать ребенок, не только
влияет
на
общее
самочувствие
ребенка,
влияет
на
развитие
личности
дошкольника, но и может значительно влиять на формирование самооценки
дошкольника.
Самооценка
ребенка
выступает
главным
стержнем
формирования
личности, складываясь в раннем детстве, самооценка влияет на отношение
ребенка к окружающему миру и самому себе.
О
взаимосвязи
тревожности
и
самооценки
пишут
многие
авторы.
Например
Р.М.
Гимаева
и
Т.А.
Колесникова,
указывая
на
взаимосвязь
тревожности
и
самооценки
считают,
что
«при
повышенной
тревожности
возможна
более
высокая
самооценка
как
проявление
механизма
компенсации» [3].
А, например, И.В. Сизова, наоборот указывает на то, что «типичным
проявлением
заниженной
самооценки
является
повышенная
тревожность,
выражающаяся
в
склонности
испытывать
беспокойство
в
самых
разных
жизненных ситуациях» [4].
Споры авторов обусловлены как раз тем, что связь тревожности и
самооценки конечно же существует, но только у одних детей при завышенной
тревожности
наблюдается
и
завышенная
самооценка,
а
у
других
при
завышенной тревожности наоборот наблюдается заниженная самооценка.
Такая
разница
во
взглядах
психологов,
обусловлена
тем,
что
самооценка
относиться
к
числу
наиболее
сложных
для
измерения
конструктов, включающая отношение ребенка к самому себе и его знание о
себе.
В
отечественной
психологии
самооценка
определена
как
«индивидуально-личностное
образование,
побуждающее
и
регулирующее
деятельность и поведение человека» [5].
Многими
исследователями,
например
Л.И.
Божович,
Р.Б.
Стеркин,
понятие
самооценки
рассматривается
с
позиции
психологического
новообразования
и
важного
звена
мотивационно-потребностной
сферы
личности ребенка, а значит самооценка включена во множество связей и
отношений
с
другими
психическими
образованиями.
Взаимосвязь
проявляется в том, что самооценка, развивающаяся под воздействием других
психических образований, в тоже время оказывает на них существенное
влияние. Поэтому у одних детей заниженная самооценка выступает фактором
повышенной тревожности, а у других детей, наоборот пониженной.
Таким образом, изучение взаимосвязи тревожности и самооценки детей
старшего дошкольного возраста выступает сегодня достаточно актуальной
темой и требует более детального исследования и изучения.
Библиография
1.
Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего
дошкольного возраста /И.В. Сизова // Специальное образование. – 2015.
- № 11. Том 1. – С.236.
2.
Психология личности: учебное пособие / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич,
А. Рыбакова. - Москва : Русайнс, 2018. – С.291.
3.
Гимаева
Р.
М.,
Колесникова
Т.
А.
Взаимосвязь
тревожности
и
самооценки
в
дошкольном
возрасте
//
Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 128.
4.
Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего
дошкольного возраста /И.В. Сизова // Специальное образование. – 2015.
- № 11. Том 1. – С.238.
5.
Чернышева Н.С., Маркова Д.М. Шкала самооценки компетентности и
социального
принятия
дошкольника
(С.
Хартер
и
Р.
Пайк)
/
Н.С.
Чернышева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2
(20). – С. 155.