Напоминание

Взаимосвязь тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста


Автор: Аверина Елена Валериевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Научная статья
Тема: Взаимосвязь тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь тревожности и самооценки детей

старшего дошкольного возраста

Аннотация:

в

статье

рассматривается

понятие

тревожности

и

самооценки детей старшего дошкольного возраста, факторы, которые влияют

на их формирование, а также взаимосвязь данных состояний у старших

дошкольников.

Ключевые

слова:

дошкольный

возраст,

тревожность,

самооценка,

взаимосвязь тревожности и самооценки.

Всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка выступает

одной из главных задач педагогики и психологии. Успешность в обучении,

развитие

важных

социальных

качеств

ребенка

зависит

от

множества

факторов, среди которых можно назвать психологическое здоровье ребенка и

развитую эмоциональную сферу.

По

мнению

И.В.

Сизовой,

психологическое

самоощущение

современных

детей,

характеризуется

нехваткой

любви,

теплых

надежных

отношений в семье, эмоциональной привязанности, что приводит к развитию

детской

тревожности,

беспокойства,

появлению

страхов

и

навязчивых

состояний [1].

Устойчивые

негативные

эмоциональные

состояния

становятся

причиной

повышенной

заболеваемости

дошкольников,

формированию

н е же л ат е л ь н ы х

л и ч н о с т н ы х

о с о бе н н о с т е й

м н и т е л ь н о с т и ,

раздражительности, неуверенности в себе и других.

Детская

тревожность,

как

негативное

эмоциональное

состояние

ребенка стало объектом изучения многих известных авторов: Р.С. Немова,

А.М. Прихожан, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина.

В

учебнике

«Психология

личности»,

тревога

определена

как

«эмоциональное

состояние,

возникающее

в

ситуациях

неопределенной

опасности

и

проявляющееся

в

ожидании

неблагополучного

развития

событий».

А

под

тревожностью

авторы

учебника

предлагают

понимать

«склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким

порогом

возникновения

реакции

тревоги;

один

из

основных

параметров

индивидуальных

различий,

тревожность

обычно

повышена

при

нервно-

психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых

людей, переживающих последствия психической травмы, у многих групп лиц

с отклоняющимся поведением. В целом тревожность является субъективным

проявлением неблагополучия личности» [2].

Состояние тревожности, которое может испытывать ребенок, не только

влияет

на

общее

самочувствие

ребенка,

влияет

на

развитие

личности

дошкольника, но и может значительно влиять на формирование самооценки

дошкольника.

Самооценка

ребенка

выступает

главным

стержнем

формирования

личности, складываясь в раннем детстве, самооценка влияет на отношение

ребенка к окружающему миру и самому себе.

О

взаимосвязи

тревожности

и

самооценки

пишут

многие

авторы.

Например

Р.М.

Гимаева

и

Т.А.

Колесникова,

указывая

на

взаимосвязь

тревожности

и

самооценки

считают,

что

«при

повышенной

тревожности

возможна

более

высокая

самооценка

как

проявление

механизма

компенсации» [3].

А, например, И.В. Сизова, наоборот указывает на то, что «типичным

проявлением

заниженной

самооценки

является

повышенная

тревожность,

выражающаяся

в

склонности

испытывать

беспокойство

в

самых

разных

жизненных ситуациях» [4].

Споры авторов обусловлены как раз тем, что связь тревожности и

самооценки конечно же существует, но только у одних детей при завышенной

тревожности

наблюдается

и

завышенная

самооценка,

а

у

других

при

завышенной тревожности наоборот наблюдается заниженная самооценка.

Такая

разница

во

взглядах

психологов,

обусловлена

тем,

что

самооценка

относиться

к

числу

наиболее

сложных

для

измерения

конструктов, включающая отношение ребенка к самому себе и его знание о

себе.

В

отечественной

психологии

самооценка

определена

как

«индивидуально-личностное

образование,

побуждающее

и

регулирующее

деятельность и поведение человека» [5].

Многими

исследователями,

например

Л.И.

Божович,

Р.Б.

Стеркин,

понятие

самооценки

рассматривается

с

позиции

психологического

новообразования

и

важного

звена

мотивационно-потребностной

сферы

личности ребенка, а значит самооценка включена во множество связей и

отношений

с

другими

психическими

образованиями.

Взаимосвязь

проявляется в том, что самооценка, развивающаяся под воздействием других

психических образований, в тоже время оказывает на них существенное

влияние. Поэтому у одних детей заниженная самооценка выступает фактором

повышенной тревожности, а у других детей, наоборот пониженной.

Таким образом, изучение взаимосвязи тревожности и самооценки детей

старшего дошкольного возраста выступает сегодня достаточно актуальной

темой и требует более детального исследования и изучения.

Библиография

1.

Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего

дошкольного возраста /И.В. Сизова // Специальное образование. – 2015.

- № 11. Том 1. – С.236.

2.

Психология личности: учебное пособие / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич,

А. Рыбакова. - Москва : Русайнс, 2018. – С.291.

3.

Гимаева

Р.

М.,

Колесникова

Т.

А.

Взаимосвязь

тревожности

и

самооценки

в

дошкольном

возрасте

//

Научно-методический

электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 128.

4.

Сизова И.В. Взаимосвязь самооценки и тревожности у детей старшего

дошкольного возраста /И.В. Сизова // Специальное образование. – 2015.

- № 11. Том 1. – С.238.

5.

Чернышева Н.С., Маркова Д.М. Шкала самооценки компетентности и

социального

принятия

дошкольника

(С.

Хартер

и

Р.

Пайк)

/

Н.С.

Чернышева // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2

(20). – С. 155.



В раздел образования