Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования
Автор: Хабарова Марина Алексеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ "ДГГ" Населённый пункт: Дятьково Наименование материала: Статья Тема: Проектирование урока в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования Раздел: среднее образование
Доклад
учителя математики
МАОУ «ДГГ»
Хабаровой Марины Алексеевны
на районном методическом объединении
учителей математики 26.08.2015 г.
по теме
«Проектирование урока в условиях
перехода на федеральные
государственные образовательные
стандарты основного общего
образования»
г.Дятьково 2015
1.
«ФГОС: преемственность НОО и ООО»
В 2015 году, начиная с 5 класса мы переходим от ФГОС НОО( федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования ) к ФГОС
ООО (основного общего образования)
ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство обеспечения
стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства
и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где
•
начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
•
основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям
при решении конкретных задач;
•
старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-
исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.
Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .
Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно -
деятельностный подход.
Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в
котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных
характеристик выпускника.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты
разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления
преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные
положения стандартов начальной и основной ступеней образования.
Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но
углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО –
учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.
Путь достижения цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить
учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в
рамках отдельных дисциплин.
2.
«Проектирование урока в условиях перехода на федеральные
государственные образовательные стандарты основного общего образования»
При проектировании урока в условиях ФГОС ООО должны быть обязательно учтены
ключевые особенности ФГОС основного общего образования.
Во-первых , это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как
отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования
постулирует в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе
освоения универсальных способов деятельности.
Второй ключевой особенностью ФГОС ООО является становление целостной картины
мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития УУД-
универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных.
Следующая третья ключевая особенность ФГОС общего образования — требования к
результатам освоения основной образовательной программы. Различают три группы
планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных),
сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых
способов деятельности.
Понятие и сущность УУД
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить
как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков
учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний,
формирование умений, включая организацию этого процесса.
В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО –
дальнейшее их развитие
Виды универсальных учебных действий
Личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
самоопределение
целеполагание
общеучебные
планирование
сотрудничества
смыслообразование
планирование
логические
постановка вопросов
нравственно-
этическая
ориентация
прогнозирование
постановка и
решение проблемы
разрешение
конфликтов
контроль
управление
поведением
партнёра
коррекция
умение выражать
свои мысли
оценка
саморегуляция
Различают три группы планируемых образовательных результатов, сформулированных не
в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого
предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является
формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать,
воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в
изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.
Планируемые результаты
Личностные результаты - самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая
ориентация.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД - целеполагание, планирование, осуществление учебных действий,
прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД - общеучебные, знаково-символические, информационные,
логические.
Коммуникативные УУД - инициативное сотрудничество, планирование учебного
сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметные результаты - определены с учетом содержания учебных предметов
В чем же отличие традиционного урока и урока по ФГОС?
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы
урока
Учитель сообщает учащимся
Ф о р м у л и р у ю т
с а м и
учащиеся
Сообщение целей и
задач
Учитель формулирует и сообщает
учащимся, чему должны научиться
Ф о р м у л и р у ю т
с а м и
у ч а щ и е с я ,
о п р е д е л и в
границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся,
какую работу они должны
выполнить, чтобы достичь цели
Планирование
учащимися
с п о с о б о в
д о с т и ж е н и я
намеченной цели
Практическая
деятельность
учащихся
Под руководством учителя
учащиеся выполняют ряд
практических задач (ча
ще применяется фронтальный
метод организации деятельности)
Учащиеся
осуществляют
у ч е б н ы е
д е й с т в и я
п о
н а м е ч е н н о м у
п л а н у
(применяется
групповой,
индивидуальный методы)
Осуществление
контроля
Учител ь осуществляет контроль за
выполнением учащимися практи
ческой работы
Учащиеся
осуществляют
контроль
(применяют ся
ф о р м ы
с а м о к о н т р о л я ,
взаимоконтроля)
Осуществление
коррекции
Учитель в ходе выполнения и по
итогам выполненной работы
учащимися осуществляет
коррекцию
Учащиеся
формулируют
з а т р у д н е н и я
и
осуществляют
коррекцию
самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание
учащихся за работу на уроке
Учащиеся
дают
оценку
д е я т е л ь н о с т и
п о
е ё
результатам
(самооценивание,
оценивание
ре зульт атов
деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что
они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует
(чаще – задание одно для всех)
Учащиеся
могут
выбирать
задание
из
предложенных
у ч и т е л е м
с
у ч ё т о м
индивидуальных
возможностей
Изменяются также требования к учителю:
Требования к учителю
•
Четко и точно формулирует задания
•
Не дает новые знания ученикам в готовом виде
•
Не повторяет задание дважды
•
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим
ученикам
•
Не повторяет то, что уже сказали ученики
•
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не
смогли его выполнить с первого раза.
3.
Инструментом урока является технологическая карта урока
Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического
взаимодействия учителя и обучающихся, способ графического проектирования урока,
таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно,
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса,
гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать
действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в
процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной
деятельности.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные
этапы
организации
учебной
деятельност
и
Цель
этап
а
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельност
ь учителя
Деятельность обучающихся
Познавательна
я
Коммуникативна
я
Регулятивна
я
№
Регулятивная
1. Постановка
учебных задач
Создание
проблемной
ситуацииФиксация
новой учебной
задачи
Организовывает
погружение в проблему,
создаёт ситуацию
разрыва
Пытаются решить
задачу известным
способом.
Фиксируют
проблему
Слушают учителя.
Строят понятные для
собеседника
высказывания
Принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу
2. Совместное
исследование
проблемы
Поиск решения
учебной задачи
Организовывает устный
коллективный анализ
учебной задачи.
Фиксирует выдвинутые
учениками гипотезы
Анализируют,
доказывают,
аргументируют свою
точку зрения
Осознанно строят
речевые высказывания,
рефлексия своих
действий
Исследуют
условия учебной
задачи,
обсуждают
предметные
способы решения
3. Моделирование
Фиксация в модели
существенных
отношений
изучаемого объекта
Организует учебное
взаимодействие учеников
(группы) и следующее
обсуждение
составленных моделей
Фиксируют в
графической модели
и буквенной форме
выделенные связи и
отношения
Воспринимают ответы
обучающихся
Осуществляют
самоконтроль
Принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу
4. Конструирование
нового способа
действия
Построение
ориентированной
основы нового
способа действия
Организует учебное
исследование для
выделения понятия
Проводят
коллективное
исследование,
конструируют новый
способ действия или
формируют понятия
Участвуют в
обсуждении
содержания материала
Принимают и
сохраняют
учебную цель и
задачу.
Осуществляют
самоконтроль
5. Переход к этапу
решения частных
задач
Первичный контроль
за правильностью
выполнения способа
действия
Диагностическая работа
(на входе), оценивает
выполнение каждой
операции
Осуществляют
работу по
выполнению
отдельных операций
Учатся формулировать
собственное мнение и
позицию
Осуществляют
самоконтроль
6. Применение
общего способа
действия для
решения частных
задач
Коррекция отработки
способа
Организует
коррекционную работу,
практическую работу,
Применяют новый
способ. Отработка
операций, в которых
допущены ошибки
Строят рассуждения,
понятные для
собеседника. Умеют
использовать речь для
регуляции своего
действия
Самопроверка
Отрабатывают
способ в целом.
Осуществляют
пошаговый
контроль по
результату
7. Контроль на
этапе окончания
учебной темы
Контроль
Диагностическая работа
(на выходе):
-организация
дифференцированной
коррекционной работы,
- контрольно-
оценивающая
деятельность
Выполняют работу,
анализируют,
контролируют и
оценивают результат
Рефлексия своих
действий
Осуществляют
пошаговый
контроль по
результату