Автор: Аристова Мария Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1400
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод родителей"
Раздел: дошкольное образование
Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод
родителей
Аристова М.Н.
В
настоящее
время
достаточно
большое
количество
семей,
расторгающих брак, сталкиваются с судебным спором, где объектом является
ребенок,
в
процессе
определения
места
жительства
и
порядка
общения
с
отдельно проживающим родителем. Так согласно статистики Верховного суда
РФ судебной практики число бракоразводных процессов, где главным объектом
спора являются дети, а именно по вопросам связанных с определением места
жительства
ребенка
после
развода
родителей,
в
2010
году
отмечен
значительный скачок — 24 281 дела, для сравнения в 2009 году- 20 531 дело.
Существуют некоторые зарубежные исследования, посвященных теме
влияния развода родителей на детей. Отечественные исследователи немногие
рассматривали особенности влияния такой психотравмирующей ситуации, как
развода
родителей,
на
психологическое
состояние
ребенка
в
период
дошкольного детства (от 3 до 6 лет). В данной работе мы попытались оценить
различные
факторы,
влияющие
на
психологическое
состояние
ребенка
и
выделить основные особенности реакций детей на развод родителей. Были
выделены несколько параметров для оценки влияния развода на ребенка такие,
как: участие второго родителя в воспитании ребенка, возрастные особенности
детей дошкольного возраста, особенности протекания взаимоотношений между
супругами в период и после развода (уровень конфликтности в семье), а также
времени, прошедшего после развода.
Целью настоящей работы являлось изучение влияния развода в семье на
психологическое состояние детей дошкольного возраста.
Исследование проходило в рамках сплошной выборки с участие детей и
родителей
в
условиях
детского
сада
города
Москвы.
Семьи
состояли
в
основном из разведенных матерей и детей дошкольного возраста (N=25 семей).
В исследовании использовались такие методы в работе с родителями, как:
авторская анкета; анамнестической опросник Г.В. Бурменской; модификация
методики «Родительское сочинение». С детьми использовались: проективная
методика
«Рисунок
семьи»;
полупроективная
методика
«Тест-фильм»
Рене
Жиля; детский тематический апперцептивный тест.
Изначально
в
процессе
работы
были
выделены
особенности
характерные для детей дошкольного возраста, переживающих ситуацию развода
родителей
такие,
как:
эмоциональные
реакции
(повышение
тревожности,
плаксивости, тоска по отцу, чувство вины и другие); изменение в поведении
ребенка
(упрямство,
проявление
агрессивного
поведения,
непослушание,
демонстративное поведение и т.д.); изменение в характере взаимодействия с
окружающими людьми (изоляция, замкнутость, отстраненность в общении и
т.д.) и невротические реакции (ухудшение сна, аппетита, энурез и др.).
При
исследовании
такого
фактора,
влияющего
на
особенности
протекания адаптации ребенка к переживаемой ситуации (развода родителей),
как
возрастные
особенности
детей
дошкольного
возраста
на
основании
полученных результатов можно сделать следующий вывод, что дети старшего
дошкольного
возраста
(5-6
лет)
быстрее
адаптируются
и
справляются
со
стрессовой
ситуацией
развода
родителей,
чем
дети
младшего
дошкольного
возраста (3-4 года).
При оценки следующего параметра, как участие в воспитании и жизни
ребенка
до
развода
отдельно
проживающего
родителя
и
особенностей
психологического состояния ребенка после раздельного проживания родителей
можно отметить, что для детей, в семьях которых степень участия отца было
минимальным
отмечаются
наличие
сложностей
в
адаптации
ребенка,
социальном
взаимодействии
с
окружающими
людьми,
а
также
некоторые
особенности
невротического
характера
(энурез,
ухудшение
сна
и
т.д.),
как
отдаленные последствия влияния психотравмирующей ситуации. Тогда как при
высокой и средней степени участия отца в жизни ребенка характерно снижение
отдаленных
последствий
развода,
оказывающие
влияния
на
ребенка
и
характеризуется лучшей адаптации к психотравмирующей ситуации.
Постразводный период и влияние его на особенности психологического
состояния ребенка строилось на выделение группы семей в зависимости от
времени, которое прошло после развода, основываясь на фазах, выделяемые
О.А. Карабановой: послеразводная фаза (до одного года); фаза перестройки (от
года до двух лет) и фаза стабилизации (от двух лет и более) (Карабанова О.А.,
2006).
На
основании
полученных
результатов
можно
выделить
следующие
характеристики: высокие показатели изменений в эмоциональном состоянии
ребенка и изменения
в уровне социального взаимодействия характерно для
детей, семьи которых находятся на первой стадии переживания развода. В
эмоциональном
состоянии
отмечают
выраженные
особенности:
повышение
плаксивости ребенка, уровня тревожности, чувства тоски по отцу. В характере
изменений в социальной коммуникации выделяют: изоляцию и замкнутость
ребенка,
нежелание
активно
участвовать
в
занятиях,
играх
и
другие
особенности.
На
последующих
фазах
протекания
постразводного
периода
снижается
влияние
отдаленных
последствий
переживания
ребенком
и
характерна
стабилизация
психологического
состояния
ребенка
дошкольного
возраста.
При рассмотрении фактора уровня конфликтности между супругами в
период и после развода необходимо отметить, что в нашей работе для анализа
данного фактора мы использовали шкалирование зарубежных исследователей
К.Б. Гаррити и М.А. Барриса. Они выделяют пять уровней конфликта между
родителями
в
разведенных
семьях:
минимальный;
умеренно
выраженный;
средний;
высокий;
максимальный.
При
изучении
исследуемых
семей,
мы
выделили основные две группы семей: с минимальным и высоким уровнях
конфликтных
отношений.
Для
семей
с
минимальным
уровня
конфликта
характерно мирное урегулирование ситуации развода, без судебных споров по
поводу
общения
отдельно
проживающего
родителя
с
ребенком,
форма
проявления конфликта до развода является эмоциональное напряжение между
супругами,
а
также
проявление
вербальной
агрессии
(крики,
ругань)
без
присутствия ребенка. Родители с высоконфликтными отношениями выделяли,
что бракоразводный процесс проходил в условиях судебного разбирательства по
определению места жительства ребенка или общения с отдельно проживающим
родителем, форма проявление конфликта – физическая агрессия относительно
супруги или детей, наблюдаются сложности в общении или отсутствием встреч
ребенка с отдельно проживающим родителем.
При
сравнении
данных
групп
семей
по
параметру
остаточных
последствий
влияния
психотравмирующей
ситуации
на
психологическое
состояние ребенка является снижение степени реагирования на развод в семьях
с мирным урегулированием отношений. В высоконфликтных семьях выделяют
высокие показатели в особенностях проявления поведенческих, эмоциональных
реакций на развод родителей и сложностью адаптации к данной ситуации.
Таким
образом,
на
основании
проведенного
исследования
можно
отметить факторы, которые действительно влияют на особенности переживания
ребенком психотравмирующей ситуации и адаптации к новым условиям семьи в
постразводный период: возрастные особенности детей дошкольного возраста,
степень
участия
второго
родителя
в
воспитании
ребенка
до
развода,
фаза
постразводного
периода
семьи
и
уровня
конфликтности
в
семье.
Данные
факторы
также
необходимо
учитывать
при
оказании
психологической
и
психотерапевтической
помощи
семьям,
переживающих
бракоразводный
процесс.
Список литературы:
1.
Карабанова,
О.А.
Психология
семейных
отношений
и
основы
семейного консультирования: учебное пособие/ О.А. Карабанова. – Москва:
Гадарики, 2006.– 320 с.
2.
Олифирович,
Н.И.
Психология
семейных
кризисов
/
Н.И.
Олифирович,
Т.А.
Зинкевич–Куземкина,
Т.Ф.
Велента.
–
Санкт–Петербург:
Речь, 2007.– 360 с.
3.
Сафуанов,
Ф.С.
Психолого–психиатрическая
экспертиза
по
судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка:
учебник / Ф.С. Сафуанов, Н.К. Харитонова, О.А. Русаковская. — Москва:
Генезис, 2011.— 192 с.
4.
Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой
(психологическое исследование) / Г.Фигдор. – Москва: Наука, 1995.– 376 с.