Напоминание

"Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод родителей"


Автор: Аристова Мария Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1400
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод родителей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности реагирования детей дошкольного возраста на развод

родителей

Аристова М.Н.

В

настоящее

время

достаточно

большое

количество

семей,

расторгающих брак, сталкиваются с судебным спором, где объектом является

ребенок,

в

процессе

определения

места

жительства

и

порядка

общения

с

отдельно проживающим родителем. Так согласно статистики Верховного суда

РФ судебной практики число бракоразводных процессов, где главным объектом

спора являются дети, а именно по вопросам связанных с определением места

жительства

ребенка

после

развода

родителей,

в

2010

году

отмечен

значительный скачок — 24 281 дела, для сравнения в 2009 году- 20 531 дело.

Существуют некоторые зарубежные исследования, посвященных теме

влияния развода родителей на детей. Отечественные исследователи немногие

рассматривали особенности влияния такой психотравмирующей ситуации, как

развода

родителей,

на

психологическое

состояние

ребенка

в

период

дошкольного детства (от 3 до 6 лет). В данной работе мы попытались оценить

различные

факторы,

влияющие

на

психологическое

состояние

ребенка

и

выделить основные особенности реакций детей на развод родителей. Были

выделены несколько параметров для оценки влияния развода на ребенка такие,

как: участие второго родителя в воспитании ребенка, возрастные особенности

детей дошкольного возраста, особенности протекания взаимоотношений между

супругами в период и после развода (уровень конфликтности в семье), а также

времени, прошедшего после развода.

Целью настоящей работы являлось изучение влияния развода в семье на

психологическое состояние детей дошкольного возраста.

Исследование проходило в рамках сплошной выборки с участие детей и

родителей

в

условиях

детского

сада

города

Москвы.

Семьи

состояли

в

основном из разведенных матерей и детей дошкольного возраста (N=25 семей).

В исследовании использовались такие методы в работе с родителями, как:

авторская анкета; анамнестической опросник Г.В. Бурменской; модификация

методики «Родительское сочинение». С детьми использовались: проективная

методика

«Рисунок

семьи»;

полупроективная

методика

«Тест-фильм»

Рене

Жиля; детский тематический апперцептивный тест.

Изначально

в

процессе

работы

были

выделены

особенности

характерные для детей дошкольного возраста, переживающих ситуацию развода

родителей

такие,

как:

эмоциональные

реакции

(повышение

тревожности,

плаксивости, тоска по отцу, чувство вины и другие); изменение в поведении

ребенка

(упрямство,

проявление

агрессивного

поведения,

непослушание,

демонстративное поведение и т.д.); изменение в характере взаимодействия с

окружающими людьми (изоляция, замкнутость, отстраненность в общении и

т.д.) и невротические реакции (ухудшение сна, аппетита, энурез и др.).

При

исследовании

такого

фактора,

влияющего

на

особенности

протекания адаптации ребенка к переживаемой ситуации (развода родителей),

как

возрастные

особенности

детей

дошкольного

возраста

на

основании

полученных результатов можно сделать следующий вывод, что дети старшего

дошкольного

возраста

(5-6

лет)

быстрее

адаптируются

и

справляются

со

стрессовой

ситуацией

развода

родителей,

чем

дети

младшего

дошкольного

возраста (3-4 года).

При оценки следующего параметра, как участие в воспитании и жизни

ребенка

до

развода

отдельно

проживающего

родителя

и

особенностей

психологического состояния ребенка после раздельного проживания родителей

можно отметить, что для детей, в семьях которых степень участия отца было

минимальным

отмечаются

наличие

сложностей

в

адаптации

ребенка,

социальном

взаимодействии

с

окружающими

людьми,

а

также

некоторые

особенности

невротического

характера

(энурез,

ухудшение

сна

и

т.д.),

как

отдаленные последствия влияния психотравмирующей ситуации. Тогда как при

высокой и средней степени участия отца в жизни ребенка характерно снижение

отдаленных

последствий

развода,

оказывающие

влияния

на

ребенка

и

характеризуется лучшей адаптации к психотравмирующей ситуации.

Постразводный период и влияние его на особенности психологического

состояния ребенка строилось на выделение группы семей в зависимости от

времени, которое прошло после развода, основываясь на фазах, выделяемые

О.А. Карабановой: послеразводная фаза (до одного года); фаза перестройки (от

года до двух лет) и фаза стабилизации (от двух лет и более) (Карабанова О.А.,

2006).

На

основании

полученных

результатов

можно

выделить

следующие

характеристики: высокие показатели изменений в эмоциональном состоянии

ребенка и изменения

в уровне социального взаимодействия характерно для

детей, семьи которых находятся на первой стадии переживания развода. В

эмоциональном

состоянии

отмечают

выраженные

особенности:

повышение

плаксивости ребенка, уровня тревожности, чувства тоски по отцу. В характере

изменений в социальной коммуникации выделяют: изоляцию и замкнутость

ребенка,

нежелание

активно

участвовать

в

занятиях,

играх

и

другие

особенности.

На

последующих

фазах

протекания

постразводного

периода

снижается

влияние

отдаленных

последствий

переживания

ребенком

и

характерна

стабилизация

психологического

состояния

ребенка

дошкольного

возраста.

При рассмотрении фактора уровня конфликтности между супругами в

период и после развода необходимо отметить, что в нашей работе для анализа

данного фактора мы использовали шкалирование зарубежных исследователей

К.Б. Гаррити и М.А. Барриса. Они выделяют пять уровней конфликта между

родителями

в

разведенных

семьях:

минимальный;

умеренно

выраженный;

средний;

высокий;

максимальный.

При

изучении

исследуемых

семей,

мы

выделили основные две группы семей: с минимальным и высоким уровнях

конфликтных

отношений.

Для

семей

с

минимальным

уровня

конфликта

характерно мирное урегулирование ситуации развода, без судебных споров по

поводу

общения

отдельно

проживающего

родителя

с

ребенком,

форма

проявления конфликта до развода является эмоциональное напряжение между

супругами,

а

также

проявление

вербальной

агрессии

(крики,

ругань)

без

присутствия ребенка. Родители с высоконфликтными отношениями выделяли,

что бракоразводный процесс проходил в условиях судебного разбирательства по

определению места жительства ребенка или общения с отдельно проживающим

родителем, форма проявление конфликта – физическая агрессия относительно

супруги или детей, наблюдаются сложности в общении или отсутствием встреч

ребенка с отдельно проживающим родителем.

При

сравнении

данных

групп

семей

по

параметру

остаточных

последствий

влияния

психотравмирующей

ситуации

на

психологическое

состояние ребенка является снижение степени реагирования на развод в семьях

с мирным урегулированием отношений. В высоконфликтных семьях выделяют

высокие показатели в особенностях проявления поведенческих, эмоциональных

реакций на развод родителей и сложностью адаптации к данной ситуации.

Таким

образом,

на

основании

проведенного

исследования

можно

отметить факторы, которые действительно влияют на особенности переживания

ребенком психотравмирующей ситуации и адаптации к новым условиям семьи в

постразводный период: возрастные особенности детей дошкольного возраста,

степень

участия

второго

родителя

в

воспитании

ребенка

до

развода,

фаза

постразводного

периода

семьи

и

уровня

конфликтности

в

семье.

Данные

факторы

также

необходимо

учитывать

при

оказании

психологической

и

психотерапевтической

помощи

семьям,

переживающих

бракоразводный

процесс.

Список литературы:

1.

Карабанова,

О.А.

Психология

семейных

отношений

и

основы

семейного консультирования: учебное пособие/ О.А. Карабанова. – Москва:

Гадарики, 2006.– 320 с.

2.

Олифирович,

Н.И.

Психология

семейных

кризисов

/

Н.И.

Олифирович,

Т.А.

Зинкевич–Куземкина,

Т.Ф.

Велента.

Санкт–Петербург:

Речь, 2007.– 360 с.

3.

Сафуанов,

Ф.С.

Психолого–психиатрическая

экспертиза

по

судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка:

учебник / Ф.С. Сафуанов, Н.К. Харитонова, О.А. Русаковская. — Москва:

Генезис, 2011.— 192 с.

4.

Фигдор, Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой

(психологическое исследование) / Г.Фигдор. – Москва: Наука, 1995.– 376 с.



В раздел образования