Автор: Хлуева Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 "Веселинка"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Развитие речи детей раннего возраста через фольклор"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №47 «Веселинка»
«Развитие речи
детей раннего
возраста
через фольклор»
Из опыта работы
Воспитателя первой категории
Хлуевой Натальи Евгеньевны
Значимость:
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина
заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку,
а значит и культуре. Дети раннего возраста, усваивая родной язык,
овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью.
Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм
фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ – создание оптимальных условий для развитие речи
детей через фольклор.
ЗАДАЧИ :
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить детей с малыми формами фольклора .
Создать условия для приобщения детей к ценностям народного
творчества. развитие речи через фольклор.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
•
Развивать умение видеть прекрасное в народном творчестве.
•
Развивать в сознании ребёнка чувство принадлежности к своей
культуре, а также уважение к культурам других национальностей.
•
Развивать коммуникативные навыки детей во время общения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
•
Воспитывать интерес к народному творчеству.
•
Воспитывать умение ребёнка использовать народное творчество в
своей речи.
Ранний возраст является самым благоприятным для
развития речи ребёнка. Основная задача развития
речи ребёнка – овладение нормами и правилами
родного для него языка.
Устное народное творчество таит в себе
неисчерпаемые возможности для пробуждения
познавательной активности, самостоятельности, яркой
индивидуальности малыша, для развития речевых
навыков.
Малые формы фольклора
используем ежедневно в
различных играх, как
например, в игре по
сенсорному развитию
«Подбери по цвету»
использую потешку «Краски
сегодня ужасно устали, радугу
в небе они рисовали…»
Внедрение в работу игр и упражнений по ознакомлению
детей с народным творчеством способствует поэтапному
обогащению речи детей понятиями, формирует
интеллектуальный багаж знаний, дает возможность ребёнку
проявить себя в воображаемой ситуации.
Использование в работе произведений народного творчества даёт
возможность воспитателю проявить творчество,
индивидуальность и в то же время сделать процесс познания
интересным, доступным.
В хороводной игре
«Мы по лесу идём»
чита
ем
потешку
«По лесочку мы
идём…»
Фольклорные произведения учат
детей понимать доброе и злое,
противостоять плохому, защищать
слабых.
Через сказку, потешки,
песенки у малышей
складываются более глубокие
представления о труде
человека.
Учим потешку «Кто у нас
хороший?»
Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с
малышами
В период адаптации помогают
хороводы с пением «Мы на
дудочке играем ду-ду-ду…»,
«Угостили бабушку…»
В своей работе использовала два
направления
Использование фольклора в
непосредственно
организованной
образовательной
деятельности: речевое
развитие и ознакомление с
художественной литературой.
Использование фольклорных
произведений в совместно –
партнёрской деятельности.
Использование фольклора
Утренний приём детей
Утренняя гимнастика
Организация режимных
моментов
Приём пищи
Непосредственно организованная
образовательная
деятельность
Подготовка ко сну
Прогулка
Игровая деятельность
Индивидуальная работа
Образовательная деятельность
Непосредственно организованную образовательную
деятельность с использованием русского фольклора я
рассматривала не как традиционную форму обучения, а
как яркое общение с малышами. Ведь в глазах у детей
разыгрывается красочное действие: звери разговаривают
человеческими голосами, поют, пляшут. Привнесение
настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда
и некоторого баловства – вот в чём приоритет
фольклорных игр
НООД по ознакомлению с художественной литературой.
Рассказывание сказки «Стоит в поле теремок»
.
НООД по художественно-эстетическому развитию
(рисование) на тему: «Дождик»
. С малышами п
оём
песенку «Дождик-дождик, веселей
…
»
.
Использование фольклора
в разных видах деятельности
В игре с сенсорным
ковриком говорю: «Наше
солнышко в окне
Золотой круг в вышине.
Круглый мячик здесь
лежит,
В ручки к вам он
поспешит».
В индивидуальной работе по
ознакомлению с окружающим
миром использую малые
формы фольклора. Например,
в трудовых поручениях
загадываем загадки про
овощи
:
«Пришла Таня в желтом
сарафане:
Стали Таню раздевать, Давай
плакать и рыдать».
«
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют?
»
В песочной терапии использу
е
м
загадки, песенки, стишки «Сыпь в
ведерко песок…»
Игровая зона
В самостоятельной игровой
деятельности дети проговаривают
знакомые потешки: «Кушай, кушай,
девочка…», «Ладушки-ладушки,
испечём оладушки…»
Также поют колыбельные
«Баю-баю-баюшок, кладу
Таню на пушок…»
Организация культурно –
гигиенических навыков
Так, во время умывания, используем потешку : «Водичка, водичка,
умой моё личико!» Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с
удовольствием подставляют руки под струю воды, а некоторые
самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Подготовка к прогулке
Одевание сложный режимный процесс. Малыши не любят
одеваться. И вот для того, чтобы дети быстрее осваивали
навыки, необходимые для одевания, мы вместе с помощником
воспитателя проговариваем потешку: «Вот они сапожки…»
Потешка помогает и в процессе кормления. Чтобы
вызвать у детей желание есть, произносим: «На моей
тарелочке рыженькая белочка…», «Кастрюля-хитрюля
нам кашки сварила
…
».
Не все дети ложились спать,
некоторые испытывали чувство
тревоги, тоски по тоски по дому,
маме. Такое поведение не редкость
в первые дни пребывания ребёнка в
детском саду. Таким детям поём
песенки «Ходит сон по лавочке…»,
«Спи, усни, детка Андрюшенька…» и
другие.
Наш уголок театрализованной деятельности. С
детьми показываем сказки «Курочка Ряба»,
«Репка». Дети играют в пальчиковый
театр
.
Совместно с родителями создана
библиотека
красочных книг с потешками для
детей.
Работа с родителями
•
Знакомство с развивающей средой в группе, проигрывание речевых игр.
•
Родительское собрание «Фольклор в жизни ребенка
», с показом презентации
«Устное народное творчество в воспитании детей»
•
Консультаци
и
«Как организовывать праздник в семье»
,
«Как выбрать полезную
сказку для малыша»
, «Баюшки-баю» - всё про детский сон», «Учите с нами»,
«Расти коса до пояса!».О внешнем виде ребёнка в детском саду и дома»,
«Справиться с непослушанием помогут потешки».
•
Привлечение родителей к с
оздани
ю
пальчик
ого
театра. Изготовление
атрибутов,
масок.
Пополн
ение
уго
лка
ряжения:
пошив русских народных
костюмов.
•
Досуг вместе с родителями«Вечер загадок».
•
Беседы «Как одевать ребёнка на прогулку» с заучиванием потешки «Наша
Маша маленька…», «О поведении ребёнка за столом» с использованием
знакомых потешек, прибауток.
•
Фольклорный праздник «Бабушкины забавушки»
В нашей приёмной размещаем консультации, папки-передвижки для
родителей.
Результаты проведенной работы :
•
В результате проведённой работы были созданы
оптимальные условия для развитие речи детей.
•
Приобщились к ценностям народного творчества,
научились видеть прекрасное в нем, стали проявлять
интерес к нему.
•
Начали использовать потешки, песенки в своей речи.
•
Стали более коммуникабельными,
раскрепощенными.
•
Фольклор положительно повлиял на развитие речи
детей.
Это только начало жизненного пути.
И пусть уже в самом начале этот путь будет
освещён солнцем наро
дного поэтического творчества!
Спасибо за внимание!