Автор: Никитина Екатерина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический мониторинг как средство управления здоровьесберегающей деятельностью
Раздел: начальное образование
Педагогический мониторинг как средство управления здоровьесберегающей
деятельностью
На
современном
этапе
развития
человеческого
общества
такие
универсальные
ценности,
как
«жизнь»
и
«здоровье»
человека
приобретают
особое
значение.
В
"Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г." Законе РФ "Об образовании" и
других государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи сохранения
здоровья
детей,
оптимизации
учебного
процесса,
разработки
здоровьесберегающих
технологий обучения и формирования ответственного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни. В ФГОС второго поколения общего начального образования говорится о
необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни. Таким
образом,
здоровье
и
образование
сегодня
являются
приоритетными
направлениями
политики государства.
Следует отметить и то, что на сегодняшний день недостаточно изучено влияние
физического
воспитания
в
образовательном
процессе
на
формирование
культуры
отношения к своему здоровью у младших школьников, в то время как этот возраст
является самым благодатным для решения выше указанной проблемы.
Мониторинг
качества
образования
является
важным
инструментом
разработки
социальной
политики
в
области
образования.
Основная
задача
мониторинга
-
отслеживание
динамики,
определение
эффективных
мер,
реализация
которых
обеспечивала бы положительную динамику развития личности ребенка в социуме.
В этой связи именно педагогический мониторинг становится реально действенным
механизмом выделения факторов обеспечивающих или напротив, тормозящих достижение
максимально возможной эффективности образовательного процесса по формированию
здоровьесберегающей
среды
у
обучающихся
начальной
школы.
Педагогический
мониторинг подразумевает научное обоснование наблюдение за состоянием и развитием
процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования
убедили
педагогов
и
руководителей
системы
образования
в
том,
что
необходимо
принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Эти
положения
вошли
в
последнее
время
в
важнейшие
государственные
документы,
определяющие стратегию развития образования.
В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» одним из
приоритетных направлений является здоровье школьников. При установлении требований
к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить
качественной
организации
сбалансированного
горячего
питания,
медицинского
обслуживания
и
спортивных
занятий
школьников.
Своевременная
диспансеризация,
реализация
профилактических
программ,
организация
внеурочных
спортивных
мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной
степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако ещё более важен переход от
одинаковых
для
всех
обязательных
занятий
к
индивидуальному
мониторингу
и
программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание
таких
образовательных
программ,
которые
адекватно
возрасту
учащихся
вызывают
заинтересованное отношение к учёбе.
Образовательный
процесс
должен
быть
организован
таким
образом,
чтобы
исправить
ситуацию
неблагополучия,
чтобы
получение
образования
происходило
без
ущерба здоровью детей.
Педагогический мониторинг здоровья обучающихся представляет собой систему
психолого-педагогических
и
медико-физиологических
мероприятий
по
наблюдению,
измерению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья по параметрам физического и
психического
развития,
психофизиологической
и
функциональной
подготовленности,
уровня
знаний,
умений
и
навыков
учащихся.
Мониторинг
решает
информационные,
диагностические, коррекционные и контрольные педагогические задачи в соответствии с
задачами
образования.
Целью
мониторинга
является
определение
целесообразности,
приоритетности,
эффективности
управленческих
решений,
рационально сти
использования
здоровьесберегающих
педагогических
средств,
реализуемых
в
воспитательно-образовательном
процессе,
а
также
психолого-педагогических,
оздоровительных и других мероприятий по его оптимизации. Педагогический мониторинг
обеспечивает
педагогов
и
администрацию
школы
качественной
своевременной
информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько
формы,
методы
обучения,
режим
учебной
работы
адекватны
заявленным
целям
и
возрастным
особенностям
школьников.
Мониторинг,
будучи
тесно
связанным
с
медицинским,
психологическим
и
социологическим
отслеживаниями,
означает
особо
пристальное внимание к процессам психического и личностного развития учащихся. Здесь
речь
идет
не
о
результатах
обучения
(накопления
знаний,
усвоения
умений
и
формирования
навыков),
а
в
целом
о
процессе
формирования
личности
учащихся,
культуры здоровья, здорового образа жизни. При внедрении педагогического мониторинга
основное внимание направляется на процессуальные характеристики обучения, т.е. на
особенности течения самой воспитательно-образовательной деятельности (ее трудности,
препятствия, искажения), а также характер ее влияния на развитие и здоровье школьников.
Основными объектами педагогического мониторинга выступают:
1)
уровень
здоровья
обучающихся
по
показателям
болезненности
и
заболеваемости, данным периодических медицинских осмотров;
2) уровень и гармоничность физического развития;
3) уровень психического развития и личностные особенности обучающихся;
4)
гигиенические
характеристики
воспитательно-образовательного
процесса:
учебная среда, учебное расписание, суммарная учебная нагрузка, недельные программы,
режимные моменты внеучебной деятельности;
5)
организация
внутришкольной
жизни:
питание
школьников,
спортивная
и
физкультурно-оздоровительная деятельность, медицинское обслуживание.
Разнообразие объектов, подлежащих мониторированию с целью оценки качества
организации
воспитательно-образовательного
процесса
и
здоровья
обучающихся,
предполагает
объединение
усилий
многих
служб
и
их
специалистов
-
педагогов,
психологов,
школьных
врачей,
педиатрической
службы,
специалистов
служб
Роспотребнадзора и др.
Как уже говорилось, цель системы оценки качества организации учебного процесса
- определение степени соответствия показателей деятельности общеобразовательных
учреждений, в том числе физического воспитания и здоровьесберегающей деятельности,
модели благополучия организации учебного процесса.
Таким образом, межведомственный подход к разработке и внедрению
педагогического мониторинга здоровья обучающихся как необходимого и существенного
элемента обучения позволит обеспечить эффективность этого процесса, соответствие
содержания во с питательно-образовательного процесса личностным, интеллектуальным,
адаптационно-приспособительным возможностям и профессиональным интересам и
склонностям обучающихся, повышение уровня их здоровья.