Напоминание

Педагогический мониторинг как средство управления здоровьесберегающей деятельностью


Автор: Никитина Екатерина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №31
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический мониторинг как средство управления здоровьесберегающей деятельностью
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогический мониторинг как средство управления здоровьесберегающей

деятельностью

На

современном

этапе

развития

человеческого

общества

такие

универсальные

ценности,

как

«жизнь»

и

«здоровье»

человека

приобретают

особое

значение.

В

"Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г." Законе РФ "Об образовании" и

других государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи сохранения

здоровья

детей,

оптимизации

учебного

процесса,

разработки

здоровьесберегающих

технологий обучения и формирования ответственного отношения к здоровью и здоровому

образу жизни. В ФГОС второго поколения общего начального образования говорится о

необходимости формирования установки на безопасный, здоровый образ жизни. Таким

образом,

здоровье

и

образование

сегодня

являются

приоритетными

направлениями

политики государства.

Следует отметить и то, что на сегодняшний день недостаточно изучено влияние

физического

воспитания

в

образовательном

процессе

на

формирование

культуры

отношения к своему здоровью у младших школьников, в то время как этот возраст

является самым благодатным для решения выше указанной проблемы.

Мониторинг

качества

образования

является

важным

инструментом

разработки

социальной

политики

в

области

образования.

Основная

задача

мониторинга

-

отслеживание

динамики,

определение

эффективных

мер,

реализация

которых

обеспечивала бы положительную динамику развития личности ребенка в социуме.

В этой связи именно педагогический мониторинг становится реально действенным

механизмом выделения факторов обеспечивающих или напротив, тормозящих достижение

максимально возможной эффективности образовательного процесса по формированию

здоровьесберегающей

среды

у

обучающихся

начальной

школы.

Педагогический

мониторинг подразумевает научное обоснование наблюдение за состоянием и развитием

процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся.

Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования

убедили

педагогов

и

руководителей

системы

образования

в

том,

что

необходимо

принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Эти

положения

вошли

в

последнее

время

в

важнейшие

государственные

документы,

определяющие стратегию развития образования.

В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» одним из

приоритетных направлений является здоровье школьников. При установлении требований

к условиям реализации образовательных программ большее внимание необходимо уделить

качественной

организации

сбалансированного

горячего

питания,

медицинского

обслуживания

и

спортивных

занятий

школьников.

Своевременная

диспансеризация,

реализация

профилактических

программ,

организация

внеурочных

спортивных

мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной

степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако ещё более важен переход от

одинаковых

для

всех

обязательных

занятий

к

индивидуальному

мониторингу

и

программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание

таких

образовательных

программ,

которые

адекватно

возрасту

учащихся

вызывают

заинтересованное отношение к учёбе.

Образовательный

процесс

должен

быть

организован

таким

образом,

чтобы

исправить

ситуацию

неблагополучия,

чтобы

получение

образования

происходило

без

ущерба здоровью детей.

Педагогический мониторинг здоровья обучающихся представляет собой систему

психолого-педагогических

и

медико-физиологических

мероприятий

по

наблюдению,

измерению, анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья по параметрам физического и

психического

развития,

психофизиологической

и

функциональной

подготовленности,

уровня

знаний,

умений

и

навыков

учащихся.

Мониторинг

решает

информационные,

диагностические, коррекционные и контрольные педагогические задачи в соответствии с

задачами

образования.

Целью

мониторинга

является

определение

целесообразности,

приоритетности,

эффективности

управленческих

решений,

рационально сти

использования

здоровьесберегающих

педагогических

средств,

реализуемых

в

воспитательно-образовательном

процессе,

а

также

психолого-педагогических,

оздоровительных и других мероприятий по его оптимизации. Педагогический мониторинг

обеспечивает

педагогов

и

администрацию

школы

качественной

своевременной

информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет, насколько

формы,

методы

обучения,

режим

учебной

работы

адекватны

заявленным

целям

и

возрастным

особенностям

школьников.

Мониторинг,

будучи

тесно

связанным

с

медицинским,

психологическим

и

социологическим

отслеживаниями,

означает

особо

пристальное внимание к процессам психического и личностного развития учащихся. Здесь

речь

идет

не

о

результатах

обучения

(накопления

знаний,

усвоения

умений

и

формирования

навыков),

а

в

целом

о

процессе

формирования

личности

учащихся,

культуры здоровья, здорового образа жизни. При внедрении педагогического мониторинга

основное внимание направляется на процессуальные характеристики обучения, т.е. на

особенности течения самой воспитательно-образовательной деятельности (ее трудности,

препятствия, искажения), а также характер ее влияния на развитие и здоровье школьников.

Основными объектами педагогического мониторинга выступают:

1)

уровень

здоровья

обучающихся

по

показателям

болезненности

и

заболеваемости, данным периодических медицинских осмотров;

2) уровень и гармоничность физического развития;

3) уровень психического развития и личностные особенности обучающихся;

4)

гигиенические

характеристики

воспитательно-образовательного

процесса:

учебная среда, учебное расписание, суммарная учебная нагрузка, недельные программы,

режимные моменты внеучебной деятельности;

5)

организация

внутришкольной

жизни:

питание

школьников,

спортивная

и

физкультурно-оздоровительная деятельность, медицинское обслуживание.

Разнообразие объектов, подлежащих мониторированию с целью оценки качества

организации

воспитательно-образовательного

процесса

и

здоровья

обучающихся,

предполагает

объединение

усилий

многих

служб

и

их

специалистов

-

педагогов,

психологов,

школьных

врачей,

педиатрической

службы,

специалистов

служб

Роспотребнадзора и др.

Как уже говорилось, цель системы оценки качества организации учебного процесса

- определение степени соответствия показателей деятельности общеобразовательных

учреждений, в том числе физического воспитания и здоровьесберегающей деятельности,

модели благополучия организации учебного процесса.

Таким образом, межведомственный подход к разработке и внедрению

педагогического мониторинга здоровья обучающихся как необходимого и существенного

элемента обучения позволит обеспечить эффективность этого процесса, соответствие

содержания во с питательно-образовательного процесса личностным, интеллектуальным,

адаптационно-приспособительным возможностям и профессиональным интересам и

склонностям обучающихся, повышение уровня их здоровья.



В раздел образования