Проект "Использование ИКТ в логопедической работе"
Автор: Шичкова Наталья Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №222" комбинированного вида Населённый пункт: г. Барнаул Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Использование ИКТ в логопедической работе" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида
Индустриального района г. Барнаула
Проект
«Использование ИКТ
в логопедической работе»
Автор : Шичкова Наталья Владимировна,
учитель-логопед
г. Барнаул, 2016 г.
Оглавление
Аннотация
3
Актуальность темы проекта
4
Цели и задачи проекта
5
Возможные риски и пути их преодоления
5
Этапы и механизм реализации проекта
7
Образ конечного результата, критерии его оценки
8
Ресурсное обеспечение
9
Перспективы проекта
9
Приложение
Аннотация
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возмож-
ности для развития образовательного процесса. В логопедической работе можно
широко использовать компьютерные игры, презентации Power Point. Широкое ис-
пользование возможностей сети Интернет позволяет значительно облегчить ком-
муникативную часть процесса обучения (логопед – родители) за счет применения
виртуальных дневников и проведения онлайн-консультаций.
Кроме того, всем
специалистам открыты пути для получения профессионального образования (по-
вышения профессиональной квалификации) путем дистанционного обучения (ве-
бинары, дистанционные курсы профессиональной подготовки и т.п.).
Использование ИКТ – это, конечно же, непрерывное получение новых зна-
ний, демонстрация и подача нового материала с применением игровых моментов.
Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У
них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, память,
восприятие и воображение. А главное – у них повышается интерес к логопедиче-
ским занятиям и усидчивость, чего иногда так не хватает детям с синдромом де -
фицита внимания и гиперактивности.
Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью
ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний спе-
циалиста и ребенка, продвигает их в общем развитии. Создаются благоприятные
условия для лучшего взаимопонимания ребенка и специалиста, как и для более
успешного взаимодействия педагога и родителей.
Данный проект направлен на внедрение информационно-компьютерных тех-
нологий в коррекционно-педагогическую работу. Он помогает обеспечить доступ-
ность логопедической помощи в период развития и формирования речи дошколь-
ников
в
условиях
группы
компенсирующей
направленности.
Поэтому
проект
адаптирован для коррекционной работы с детьми 6-7 лет, посещающих речевую
группу в ОНР III уровня в МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида г.
Барнаула.
Проект носит открытый характер.
Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:
I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.)
II этап – организационно-проектировочный (ноябрь 2016 – январь 2017 г.)
III этап – практический (по май 2017 г.)
IV этап – аналитический (май 2017 г.)
Актуальность темы проекта
Образование, представляя собой одно из основных средств развития лично-
сти человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвер-
гаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в
данную эпоху.
Тема инноваций в образовании особенно остро поднимается в последнее вре-
мя. Непрекращающийся технический прогресс, глобализация общественных от-
ношений, доступность информации требуют и нового подхода к образовательной
деятельности. Поэтому тема использования информационно-компьютерных тех-
нологий в процессе образовании (и коррекционной деятельности в частности) яв -
ляется очень актуальной в настоящее время.
Педагогическая инновация - нововведение в
педагогическую деятельность,
изменения в
содержании и
технологии обучения и
воспитания, имеющие целью
повышение их эффективности.
Однако стоит различать новации и инновации. Новация - это именно сред-
ство (новый метод, методика, технология, программа и
т.п.), а
инновация - это
процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение,
вносящее в
среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход си-
стемы из одного состояния в
другое. Т.е. в рамках нашего проекта будет происхо-
дить актуальное в настоящее время внедрение и освоение в коррекционно-
образовательном процессе современных компьютерных технологий. За время ра-
боты проекта будет создана система коррекции детей с использованием ИКТ,
включающая в том числе как новые средства взаимодействия логопед-родители,
так и новые средства профессиональной подготовки специалиста.
Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организа-
ции:
- дистанционное проф. обучение ( повышение квалификации);
- консультации для родителей;
- индивидуальные беседы;
- использование презентаций и компьютерных логопедических игр на инди-
видуальных логопедических занятиях;
- участие в вебинарах, посвященных речевым проблемам;
- участие в дистанционных профессиональных конкурсах.
Новизна проекта состоит в осуществлении особого, высокотехнологичного
подхода к коррекции и развитию речи ребенка, а так же в разработке и примене-
нии новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую груп-
пу.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: внедрение ИКТ в коррекционный процесс МБДОУ.
Задачи:
1. Получение новых знаний, демонстрация и подача материалов с использо -
ванием ИКТ.
2. Создание условий для организации коррекционной непосредственно орга-
низованной деятельности с детьми.
3. Применение новых форм сотрудничества с родителями.
Ценность проекта
-
Создание
высокотехнологических
условий
для
оказания
своевременной
коррекционной логопедической помощи и изменение материально-технического
и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ.
- Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить
многолетний педагогический опыт учителя-логопеда.
- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого разви-
тия.
Срок реализации проекта : сентябрь 2016 – май 2017 года (промежуточ-
ный).
Участники проекта: воспитанники подготовительной речевой группы с
ОНР III уровня, учитель-логопед, родители.
Возможные риски
и пути их преодоления
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмот -
рели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы)
внешней среды
- семьи и дети продолжат получать высококвалифицированную помощь учи-
теля-логопеда (отсутствуют структурные изменения коррекционной работы);
- интернет-ресурсы дают возможность легко подобрать дидактическое сопро-
вождение образовательной услуги;
- возможность изучения опыта других образовательных учреждений (напри-
мер, общеобразовательных школ, где система онлайн-контакта с родителями уже
достаточно широко развита);
- конкурсы проектов, проводимые в области образования, могут оказать фи-
нансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ.
Факторы, представляющие угрозы для осуществления проекта
- низкая компетентность родителей в вопросах применения ИКТ;
- недостаточное материально-техническое обеспечение в семье.
Сильные стороны ДОУ
- у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми с применением
компьютерной техники на индивидуальных занятиях;
- техническое оснащение ДОУ позволяет осуществлять доступ в сеть Интер-
нет;
- функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспе -
чить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи
детям в рамках проекта.
Слабые стороны ДОУ
Слабых сторон ДОУ в рамках данного проекта не обнаружено.
Определение возможной стратегии
реализации проекта
Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых
возможностей:
- Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных
обследования речи детей, обозначив проблемы и приоритетные направления их
преодоления.
- Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласив их
к сотрудничеству.
- Провести опрос родителей подготовительной речевой группы детей с ОНР
III уровня МБДОУ «Детский сад №222» с целью получения информации об уров -
не готовности семей к использованию ИКТ в коррекционном процессе.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
- Разработать краткое методическое пособие по использованию ИКТ в до-
машних
занятиях
с
детьми
(отдельно
по
использованию
интернет-ресурсов,
отдельно по выполнению домашних заданий).
- Предусмотреть дублирование домашних онлайн-заданий классическими ва-
риантами
(бумажными
копиями)
для
нейтрализации
угрозы
слабого
матери-
ально-технического оснащения семьи (отсутствие компьютера, отсутствие доступа
в сеть Интернет и т.п.).
Этапы и механизм реализации проекта
I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.)
1. Обследование, составление информационного банка детей, нуждающихся в
логопедическом сопровождении.
2. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ре-
бенка.
3. Разработка плана работы по проекту с учетом п.2.
II этап – организационно-проектировочный
(ноябрь 2016 – январь 2017 г.)
1. Проведение родительского собрания с презентацией проекта
2. Анкетирование родителей по вопросу компетентности в использовании
ИКТ.
3. Создание и подбор флеш-игр для использования в индивидуальной кор-
рекционной работе (см. Приложение)
4. Создание страницы проекта в сети Интернет (либо отдельного ресурса,
либо в форме группы одной из социальных сетей) для контактирования с родите-
лями.
5. Разработка кратких методических пособий для родителей.
6. Консультирование родителей по способу участия в проекте.
III этап – практический (по май 2017 г.)
1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием
ИКТ.
2. Консультирование родителей с применение онлайн-технологий.
3. Проведение открытых логопедических занятий для педагогов МБДОУ с це-
лью популяризации проекта.
IV этап – аналитический
1. Анализ результатов выполнения проекта.
2. Анкетирование - опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых
услуг.
В течение года
1. Участие в дистанционных педагогических конкурсах.
2. Участие учителя-логопеда в вебинарах логопедической тематики.
3. Обучение учителя-логопеда на дистанционных курсах профессиональной
подготовки
в
Московском
социально-гуманитарном
институте
(1080
часов,
с
16.06.2016 по 16.03. 2017 г.)
Образ конечного результата,
критерии его оценки
Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей ра-
боты с детьми 6-7 лет в условиях речевой группы с ОНР III уровня с использовани-
ем информационно-компьютерных технологий.
Ожидаемые результаты проекта
Качественные
- Снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровожде-
нии (механизм оценки – количественный анализ);
- Наличие апробированной схемы логопедической работы с использованием
ИКТ.
- Создание банка компьютерных дидактических материалов.
- Обогащенная предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда.
-
Удовлетворенность
родителей
и
педагогов
в
качестве
предоставляемых
услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
- Расширение информационного поля о деятельности ДОУ.
- Повышение квалификации учителя-логопеда (механизм оценки - докумен-
ты об образовании).
Количественные
- Выполнение ФГОС ДО по повышению качества образования и предоставле-
ния равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
- Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных
партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте
6-7 лет. Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
- Высокая и регулярная посещаемость ребенком коррекционных занятий в
связи с высокой заинтересованностью.
- Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему до-
школьному возрасту.
Эффективность проекта мы будем оценивать
- По увеличению спроса на посещение логопедической группы: качество
услуги;
положительные
отзывы
родителей;
по
стабильной
привлекательности
учреждения для родительского контингента.
- По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию
апробации в своих детских садах.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые: учитель-логопед (1 ставка)
Информационные: кабинет логопеда оснащен большим количеством
современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интер-
нет, функционирует сайт ДОУ.
Временные: проект рассчитан на 1 учебный год, считаем, что данного вре-
мени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально-технические : в ДОУ:
- кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями,
дополнительные компьютерные программы и оборудование;
- методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различ-
ным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Структура управления проектом
Автор проекта:
- осуществляет общее руководство;
- отслеживает выполнение плана реализации проекта;
- анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги;
- анализирует результаты выполнения проекта;
- оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту;
- создает условия осуществления образовательного процесса;
- поддерживает информационное наполнение онлайн-ресурсов;
- организует работу по проведению мероприятий с детьми;
- формирует банк компьютерных дидактических материалов;
- анализирует результаты диагностики детей;
- координирует взаимосвязь между участниками проекта;
- консультирует других участников проекта.
Перспективы проекта
Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта позволяет реализо-
вать современный подход к уровню дошкольного образования.
Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного
проектирования работы педагогическим коллективом коррекционной логопеди-
ческой группы (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть ис-
пользован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработа-
ны содержательные аспекты применения информационно-компьютерных техно-
логий при предоставлении логопедических услуг детям.