Напоминание

Проект "Использование ИКТ в логопедической работе"


Автор: Шичкова Наталья Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №222" комбинированного вида
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Использование ИКТ в логопедической работе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида Индустриального района г. Барнаула
Проект

«Использование ИКТ

в логопедической работе»

Автор
: Шичкова Наталья Владимировна, учитель-логопед г. Барнаул, 2016 г.

Оглавление
Аннотация 3 Актуальность темы проекта 4 Цели и задачи проекта 5 Возможные риски и пути их преодоления 5 Этапы и механизм реализации проекта 7 Образ конечного результата, критерии его оценки 8 Ресурсное обеспечение 9 Перспективы проекта 9 Приложение

Аннотация
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возмож- ности для развития образовательного процесса. В логопедической работе можно широко использовать компьютерные игры, презентации Power Point. Широкое ис- пользование возможностей сети Интернет позволяет значительно облегчить ком- муникативную часть процесса обучения (логопед – родители) за счет применения виртуальных дневников и проведения онлайн-консультаций. Кроме того, всем специалистам открыты пути для получения профессионального образования (по- вышения профессиональной квалификации) путем дистанционного обучения (ве- бинары, дистанционные курсы профессиональной подготовки и т.п.). Использование ИКТ – это, конечно же, непрерывное получение новых зна- ний, демонстрация и подача нового материала с применением игровых моментов. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, память, восприятие и воображение. А главное – у них повышается интерес к логопедиче- ским занятиям и усидчивость, чего иногда так не хватает детям с синдромом де - фицита внимания и гиперактивности. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний спе- циалиста и ребенка, продвигает их в общем развитии. Создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания ребенка и специалиста, как и для более успешного взаимодействия педагога и родителей. Данный проект направлен на внедрение информационно-компьютерных тех- нологий в коррекционно-педагогическую работу. Он помогает обеспечить доступ- ность логопедической помощи в период развития и формирования речи дошколь- ников в условиях группы компенсирующей направленности. Поэтому проект адаптирован для коррекционной работы с детьми 6-7 лет, посещающих речевую группу в ОНР III уровня в МБДОУ «Детский сад №222» комбинированного вида г. Барнаула. Проект носит открытый характер. Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа: I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.) II этап – организационно-проектировочный (ноябрь 2016 – январь 2017 г.) III этап – практический (по май 2017 г.) IV этап – аналитический (май 2017 г.)

Актуальность темы проекта
Образование, представляя собой одно из основных средств развития лично- сти человека в социальном плане, должно шагать в ногу со временем, т.е. подвер- гаться изменениям и инновациям, которые соответствуют запросам общества в данную эпоху. Тема инноваций в образовании особенно остро поднимается в последнее вре- мя. Непрекращающийся технический прогресс, глобализация общественных от- ношений, доступность информации требуют и нового подхода к образовательной деятельности. Поэтому тема использования информационно-компьютерных тех- нологий в процессе образовании (и коррекционной деятельности в частности) яв - ляется очень
актуальной в настоящее время.
Педагогическая инновация - нововведение в   педагогическую деятельность, изменения в   содержании и   технологии обучения и   воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Однако стоит различать новации и инновации. Новация - это именно сред- ство (новый метод, методика, технология, программа и   т.п.), а   инновация - это процесс освоения этого средства. Инновация - это целенаправленное изменение, вносящее в   среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход си- стемы из одного состояния в   другое. Т.е. в рамках нашего проекта будет происхо- дить
актуальное в настоящее время
внедрение и освоение в коррекционно- образовательном процессе современных компьютерных технологий. За время ра- боты проекта будет создана система коррекции детей с использованием ИКТ, включающая в том числе как новые средства взаимодействия логопед-родители, так и новые средства профессиональной подготовки специалиста. Реализация проекта будет осуществляться через различные формы организа- ции: - дистанционное проф. обучение ( повышение квалификации); - консультации для родителей; - индивидуальные беседы; - использование презентаций и компьютерных логопедических игр на инди- видуальных логопедических занятиях; - участие в вебинарах, посвященных речевым проблемам; - участие в дистанционных профессиональных конкурсах.
Новизна проекта
состоит в осуществлении особого, высокотехнологичного подхода к коррекции и развитию речи ребенка, а так же в разработке и примене- нии новой системы взаимодействия с семьями, чьи дети посещают речевую груп- пу.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:
внедрение ИКТ в коррекционный процесс МБДОУ.
Задачи:
1. Получение новых знаний, демонстрация и подача материалов с использо - ванием ИКТ. 2. Создание условий для организации коррекционной непосредственно орга- низованной деятельности с детьми. 3. Применение новых форм сотрудничества с родителями.
Ценность проекта
- Создание высокотехнологических условий для оказания своевременной коррекционной логопедической помощи и изменение материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса в МБДОУ. - Реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда. - Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого разви- тия.
Срок реализации проекта
: сентябрь 2016 – май 2017 года (промежуточ- ный).
Участники проекта:
воспитанники подготовительной речевой группы с ОНР III уровня, учитель-логопед, родители.
Возможные риски

и пути их преодоления
В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмот - рели пути их преодоления.
Факторы, представляющие возможности (благоприятные факторы)

внешней среды
- семьи и дети продолжат получать высококвалифицированную помощь учи- теля-логопеда (отсутствуют структурные изменения коррекционной работы); - интернет-ресурсы дают возможность легко подобрать дидактическое сопро- вождение образовательной услуги; - возможность изучения опыта других образовательных учреждений (напри- мер, общеобразовательных школ, где система онлайн-контакта с родителями уже достаточно широко развита); - конкурсы проектов, проводимые в области образования, могут оказать фи- нансовую и организационную поддержку в осуществлении планов ОУ.

Факторы, представляющие угрозы для осуществления проекта
- низкая компетентность родителей в вопросах применения ИКТ; - недостаточное материально-техническое обеспечение в семье.
Сильные стороны ДОУ
- у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми с применением компьютерной техники на индивидуальных занятиях; - техническое оснащение ДОУ позволяет осуществлять доступ в сеть Интер- нет; - функционирует сайт ДОУ, имеется электронная почта, что позволит обеспе - чить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям в рамках проекта.
Слабые стороны ДОУ
Слабых сторон ДОУ в рамках данного проекта не обнаружено.
Определение возможной стратегии

реализации проекта

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых

возможностей:
- Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования речи детей, обозначив проблемы и приоритетные направления их преодоления. - Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласив их к сотрудничеству. - Провести опрос родителей подготовительной речевой группы детей с ОНР III уровня МБДОУ «Детский сад №222» с целью получения информации об уров - не готовности семей к использованию ИКТ в коррекционном процессе.
Использование сильных сторон для смягчения угроз:
- Разработать краткое методическое пособие по использованию ИКТ в до- машних занятиях с детьми (отдельно по использованию интернет-ресурсов, отдельно по выполнению домашних заданий). - Предусмотреть дублирование домашних онлайн-заданий классическими ва- риантами (бумажными копиями) для нейтрализации угрозы слабого матери- ально-технического оснащения семьи (отсутствие компьютера, отсутствие доступа в сеть Интернет и т.п.).

Этапы и механизм реализации проекта

I этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г.)
1. Обследование, составление информационного банка детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении. 2. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого ре- бенка. 3. Разработка плана работы по проекту с учетом п.2.
II этап – организационно-проектировочный

(ноябрь 2016 – январь 2017 г.)
1. Проведение родительского собрания с презентацией проекта 2. Анкетирование родителей по вопросу компетентности в использовании ИКТ. 3. Создание и подбор флеш-игр для использования в индивидуальной кор- рекционной работе (см. Приложение) 4. Создание страницы проекта в сети Интернет (либо отдельного ресурса, либо в форме группы одной из социальных сетей) для контактирования с родите- лями. 5. Разработка кратких методических пособий для родителей. 6. Консультирование родителей по способу участия в проекте.
III этап – практический (по май 2017 г.)
1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий с использованием ИКТ. 2. Консультирование родителей с применение онлайн-технологий. 3. Проведение открытых логопедических занятий для педагогов МБДОУ с це- лью популяризации проекта.
IV этап – аналитический
1. Анализ результатов выполнения проекта. 2. Анкетирование - опрос удовлетворенностью качеством предоставляемых услуг.
В течение года
1. Участие в дистанционных педагогических конкурсах. 2. Участие учителя-логопеда в вебинарах логопедической тематики. 3. Обучение учителя-логопеда на дистанционных курсах профессиональной подготовки в Московском социально-гуманитарном институте (1080 часов, с 16.06.2016 по 16.03. 2017 г.)

Образ конечного результата,

критерии его оценки

Результат проекта
– модель организации коррекционно-развивающей ра- боты с детьми 6-7 лет в условиях речевой группы с ОНР III уровня с использовани- ем информационно-компьютерных технологий.
Ожидаемые результаты проекта

Качественные
- Снижение количества детей, нуждающихся в логопедическом сопровожде- нии (механизм оценки – количественный анализ); - Наличие апробированной схемы логопедической работы с использованием ИКТ. - Создание банка компьютерных дидактических материалов. - Обогащенная предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда. - Удовлетворенность родителей и педагогов в качестве предоставляемых услуг (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей). - Расширение информационного поля о деятельности ДОУ. - Повышение квалификации учителя-логопеда (механизм оценки - докумен- ты об образовании).
Количественные
- Выполнение ФГОС ДО по повышению качества образования и предоставле- ния равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу. - Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте 6-7 лет. Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. - Высокая и регулярная посещаемость ребенком коррекционных занятий в связи с высокой заинтересованностью. - Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к старшему до- школьному возрасту.
Эффективность проекта мы будем оценивать
- По увеличению спроса на посещение логопедической группы: качество услуги; положительные отзывы родителей; по стабильной привлекательности учреждения для родительского контингента. - По интересу к опыту учреждения руководителей других ДОУ и желанию апробации в своих детских садах.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые:
учитель-логопед (1 ставка)
Информационные:
кабинет логопеда оснащен большим количеством современной методической литературы, компьютером с доступом к сети Интер- нет, функционирует сайт ДОУ.
Временные:
проект рассчитан на 1 учебный год, считаем, что данного вре- мени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально-технические
: в ДОУ: - кабинет логопеда с различными наглядными и методическими пособиями, дополнительные компьютерные программы и оборудование; - методический кабинет имеет наглядные, дидактические пособия по различ- ным линиям развития детей, компьютерное и мультимедийное оборудование.
Структура управления проектом
Автор проекта: - осуществляет общее руководство; - отслеживает выполнение плана реализации проекта; - анализирует удовлетворенность родителей качеством оказываемой услуги; - анализирует результаты выполнения проекта; - оформляет нормативно-правовой и методический материал к проекту; - создает условия осуществления образовательного процесса; - поддерживает информационное наполнение онлайн-ресурсов; - организует работу по проведению мероприятий с детьми; - формирует банк компьютерных дидактических материалов; - анализирует результаты диагностики детей; - координирует взаимосвязь между участниками проекта; - консультирует других участников проекта.
Перспективы проекта
Предоставление услуги в рамках идеи данного проекта позволяет реализо- вать современный подход к уровню дошкольного образования. Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом коррекционной логопеди- ческой группы (на ближайшие 5 лет). Опыт реализации проекта может быть ис- пользован другими учреждениями, так как в ходе его реализации будут разработа- ны содержательные аспекты применения информационно-компьютерных техно- логий при предоставлении логопедических услуг детям.


В раздел образования