Автор: Умрихина Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская"
Населённый пункт: Ст.Архонская,Пригородного района, РСО-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока
по русскому языку
в 4 «Б» классе
Тема: «Мягкий знак на конце слов
после шипящих
»
Учитель Умрихина Н.Ю.
2017-18 уч. год
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления детьми правописания мягкого
знака на конце слов
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
-предметный результат:
формировать представление о геометрических фигурах – треугольник,
четырехугольник, пятиугольник, многоугольник;
создать условия для нахождения детьми углов, вершин и сторон многоугольников;
закреплять вычислительный навык увеличения (уменьшения) числа на 1,2;
организовать деятельность учащихся по дальнейшему закреплению правил
обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных;
организовать деятельность учащихся по изучению гласных букв.
- метапредметный результат:
развивать умение осуществлять планирование, самоконтроль, самооценку;
развивать устную речь детей;
развивать умение устанавливать закономерности;
способствовать развитию у школьников монологической и диалогической речи.
- личностный результат:
развивать коммуникативные умения и навыки;
воспитывать интерес к изучению русского языка,
развивать аккуратность в ведении тетради;
формировать умение работать в парах;
формировать желание преодолевать трудности.
Методы обучения:
-постановка проблемной задачи;
-организация исследовательской деятельности;
-поиск решения поставленных задач.
Формы организации:
-фронтальная работа;
-работа в парах;
-индивидуальная работа учащихся.
Средства обучения
Для учителя:
компьютер, мультимедийная установка, презентация,
листы с девизом урока,
листы с глаголами – задачами урока,
листы с планом урока, маркер, цветные магниты,
Для детей:
линейки, простой карандаш, ручка
цветные карандаши,
тетрадь по русскому языку, учебник,
Технологическая карта урока русского языка
Этап
Деятельность учителя
Деятельнос
ть
учащихся
Универсальн
ые действия
1. Самоопределение к
деятельности
Психологический настрой на
занятие.
- Ребята, сегодня на уроке мы
продолжаем открывать тайны
русского языка. Я желаю вам,
чтобы сегодняшний урок был
для вас интересным,
познавательным. И начать
урок с прочтения притчи.
Подготовка к
восприятию
нового
материала.
Личностные:
самоопределение
;
регулятивные:
целеполагание
2. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности
Игра «Рассыпалось
предложение»
Давайте прочитаем
предложение и определим
тему нашего урока.
( Просит знаний настоящих
мягкий знак после
шипящих)
Собирают
предложение.
Читают
предложение,
определяю
тему и цели
урока и
объясняют,
чем будем
заниматься на
данном уроке.
Регулятивные:
целеполагание,
контроль,
саморегуляция;
коммуникативн
ые:
планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками;
познавательные
: общеучебные,
построение
логической цепи
рассуждений.
3. Постановка учебной
задачи
- Догадались, о чем мы будем
говорить на уроке?
- Сегодня мы поговорим о
написании мягкого знака после
шипящих на конце слова.
- Каковы цели нашего урока?
На какие вопросы нам надо
ответить в ходе урока? Давайте
составим план работы.
Примерный план.
1.
Тема и цель
урока
2.
Работа со
словарными
словами
3.
Работа с
таблицей
4.
Закрепление
материала
5.
Итог урока
- поговорим о
написании
мягкого знака
после
шипящих на
конце слова
Дети с
учителем
планируют
деятельность
на уроке.
.
Регулятивные:
целеполагание;
познавательные
: постановка
формулирования
проблемы,
умение
осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание,
анализ с целью
выделения
признаков, выбор
оснований и
критериев для
сравнения,
классификация
объектов;
коммуникативн
ые: умение
выражать свои
мысли
4. Построение проекта
выхода из затруднения
Следуя нашему плану урока,
мы с вами уже определили
тему и цели урока и переходим
с вами ко второй ступени.
- Продолжаем работать
дальше…
Спишите слова с доски: пом…
щь, б…речь, наст…жь, м…
гуч. Вставьте пропущенные
буквы, определите части речи.
- Чем похожи и чем
Работают со
словарными
словами.
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование
;
коммуникативн
ые:
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации,
умение выражать
свои мысли;
различаются эти слова?
- Обменяйтесь тетрадями,
проверьте работу друг у друга.
А) Работа с учебником. Работа
с таблицей.
Открываем учебник стр 78.
Рассмотрите таблицу и
ответьте мне на вопросы:
У слов каких частей речи на
конце после шипящих пишется
мягкий знак?
(существительное,
прилагательное, глагол,
наречие)
К каких случаях у имен
существительных пишется
мягкий знак?( 3 скл,ж.р)
В каких случаях не пишется?
( 1 скл.,Р.п, мн.ч)
Играем с вами в игру «4
лишний»
(слайд)
Итак, следующая часть речи «
Имя прилагательное» . Когда
пишется мягкий знак на конце.
Когда не пишется?( у
прилагательных в краткой
форме) Работа в
парах( слайд)
Следующая часть речи
«Глагол»
Когда мягкий знак пишется?
Выполним задание на доске.
Следующая часть речи
«Наречие» Итак мягкий знак
всегда у наречий после
шипящих, кроме слов
уж,замуж,невтерпеж.
Выполните задание по
рядам. Составьте из слов
предложение и запишите его.
Работают с
учебником,
отвечают на
вопросы
учителя,
рассуждают.
познавательные
: моделирование,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение
гипотез и их
обоснование
5.
Физкультминутка.
Я называю слова, если в слове
есть ь знак , то - хлопаем, если
нет - приседаем.
Речь,
мяч,
трескуч,
настежь,
прочь, борщ, мелочь, клеишь.
Организация
отдыха детей
Выполнение
заданий.
6. Первичное закрепление.
Работа в парах.
У.с.79 у.2
Работа в парах.
Дифференцированная работа
Разноуровневые задания.
На столах карточки.
Выберите себе тот вариант,
который вам по силам. Запишите
в тетрадь данное слово и
образуйте от него слово нужной
части речи с шипящим на конце.
Не ошибитесь в правописании ь!
Карточка зеленого цвета - 1
уровень, карточка оранжевого
цвета - 2 уровень, карточка
желтого цвета- 3 уровень и
розового цвета- 4 уровень.
1в. Тихий – (тишь)
Ножевой – (нож)
Чаща - (чащ)
2в. Свежий – (свеж)
Тягучий – (тягуч)
Блестеть (блестящ)
3в
Сберегать – (сберечь)
Верить – (веришь)
Смазка – (смажь)
4в
Отмахиваться – (наотмашь)
Скачки – (вскачь)
Не терпится – (невтерпёж)
Дети
работают в
парах,
помогая друг
другу.
Регулятивные:
контроль,
оценка,
коррекция;
познавательные
: закрепление,
анализ, синтез,
умение
группировать
объекты на
основе
существенных
признаков
7.Самостояте
льная
работа
(тест)
Работа с тестами.
1. Определите слово с мягким
знаком.
А) Нож…
В) Много встреч...
С) Реч…
Выполняют
самостоятель
но тест
Регулятивные:
контроль,
оценка,
коррекция,
осознание
качества и
D) Он пригож…
Е) Камыш…
2.Определите слово с мягким
знаком.
А) С…ел
В) Под…езд
С) Суб…ект
D) Бул…он
Е) Двух…ярусный
3. Определите слово с мягким
знаком.
А) Тиш…
В) Из груш...
С) Багаж…
D) Он хорош…
Е) Плащ…
4.Определите слово с мягким
знаком.
А) Об…ект
В) Ин…екция
С) Трёх…ярусный
D) Под…езд
Е) Павил…он
5.Определите слово без мягкого
знака.
А) Вещ…
В) Рож...
С) Много училищ…
D) Доч…
Е) Танцуеш…
6.Определите слово без мягкого
знака.
А) Навзнич…
В) Тиш...
С) Багаж…
D) Доч…
Е) Моеш…
уровня усвоения;
личностные:
самоопределение
;
8. Рефлексия деятельности
- Давайте вспомним, какие
задачи ставили в начале урока.
Все задачи удалось выполнить
на нашем уроке?
- Что нового узнали?
В каких случаях на конце после
шипящих пишется мягкий
знак?
( Слайд № 9).
На ваших столах лежат
смайлики, попрошу вас
закрасить смайлик в тот цвет
Отвечают на
вопросы
учителя.
Вспоминают,
какие
задачи
ставили в
начале урока,
и
анализируют
какие задачи
выполнили.
Оценивают
Регулятивные:
ролевая
саморегуляция,
планирование,
оценка;
личностные:
смыслообразован
ие;
познавательные
: моделирование,
рефлексия;
коммуникативн
ые: умение с
,который соответствует твоему
настроению после урока и
приклеить к тому этапу урока,
который показался ему более
интересным.
Большое спасибо за урок.
свою работу
на уроке.
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли