Напоминание

"Влияние особенностей детской психики на обучение детей Правилам дорожного движения"


Автор: Кучкина Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: город Сибай, Республика Башкортостан
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Влияние особенностей детской психики на обучение детей Правилам дорожного движения"
Дата публикации: 11.10.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Материал к Месячнику безопасности дорожного движения

Консультация для родителей на тему:

«Влияние особенностей детской психики на

обучение детей Правилам дорожного движения»

Т.А. Кучкина, воспитатель,

МДОБУ «Центр развития ребёнка –

детский сад «Берёзка»

Правила

дорожного

движения

документ,

регламентирующий

единый порядок дорожного движения. Но, уважаемы родители, необходимо

усвоить самим и передать детям, что Правила – всего лишь предписания

участникам

движения,

они

могут

быть

нарушены

любым

участником

движения практически в любой момент времени. А значит, дорога остается

крайне опасным местом и для тех, кто соблюдает Правила. Вряд ли

родителей,

потерявших

ребенка,

утешит

сознание

правоты

малыша,

обходившего стоящий трамвай, как и положено, спереди, и угодившего под

колеса

едущей

по

рельсам

машины.

Роптать

бессмысленно.

Мы

просто

должны научить своих детей искусству самосохранения.

Серьёзное

упущение

в

обучении

детей Правилам

дорожного

движения заключается в том, что мы преподносим их в рафинированном

виде: обучая детей, мы идеализируем других участников движения. Но в

жизни-то ребенок нередко видит совсем другое. Оказывается, водитель может

проехать на красный свет, не пропустить нас на пешеходном переходе, не

подать сигнал поворота.… А сколько водителей ежедневно задерживается

работниками

ГИБДД

в

нетрезвом

состоянии?

А

сколько

ещё

не

задерживается, ведь при каждом водителе не поставишь работника ГИБДД?

А наркоманы за рулём? Они спокойно ездят по нашим улицам, иногда до

первого инспекторского поста, иногда до несчастного случая. Но поверьте,

рано или поздно случается беда. Поэтому важно донести до детей мысль:

Правила

соблюдать

необходимо,

чтоб

не

случилось

беды.

Но

есть

безответственные

люди,

которые

не

соблюдают

Правила,

и

лучше

перестраховаться на случай встречи с ними.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, не забывайте показать

ему те нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей, чтобы

при переходе дорог, перекрестков маленький пешеход научился принимать

компенсаторные действия по отношению к другим участникам движения, т.е.

культивируйте в ребенке инстинкт самосохранения.

Дети

все

очень

разные.

Кто,

как

не

родители,

должны,

зная

все

особенности

своего

ребенка

помочь

ему

выработать

наиболее

верный

индивидуальный

алгоритм

действий

при

переходе

улицы,

правильного

поведения на остановке транспорта?

Ваш ребенок непоседлив, легко отвлекается и выходит из себя, его

движения

порывисты

и

не

всегда

целенаправленны?

Скорее

всего,

он

холерик. Вам обязательно следует иметь в виду, что при продолжительной, с

его

точки

зрения,

задержке

при

переходе

дороги

если

еще

на

противоположной стороне стоит «нужный» автобус или кто-то из знакомых)

нередко возникает специфическое состояние эмоционального дискомфорта,

поскольку

такая

задержка

явно

противоречит

его

психофизиологической

сути. Ребенок стремиться прервать такую задержку даже за счет увеличения

риска. Он может попытаться лавировать между машинами или перебежать

дорогу перед близко идущим транспортом.

Меланхолики часто очень неуверенные в себе дети. Такой ребенок

теряется

в

сложных

дорожных

ситуациях,

начинает

переход

в

режиме

психического напряжения. А если учесть, что человеку приходится в течение

дня

неоднократно

пересекать

проезжую

часть,

то

постепенно

в

ребенке

накапливается чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление

и, в конечном итоге, возникает чувство страха.

Флегматичные дети могут быть настолько погружены в себя, свой

внутренний мир, что просто не увидят красного сигнала светофора или

приближающегося автомобиля.

Изучайте особенности своих детей и обязательно учитывайте их при

обучении Правилам дорожного движения. И какой бы тип темперамента не

доминировал, нужно, чтобы ребенок при подходе к проезжей части умел

настроиться на переход, не спешил, не суетился, не отвлекался.

Особенностями

психики

ребенка

является

и

то,

что

он,

в

первую

очередь,

-

обращает

внимание

на

большие

предметы.

Спросите

любого

малыша,

какая

машина

«страшнее»

(опаснее),

и

он

ответит

большая

(грузовая). Но представьте себе дорогу, пол которой движутся легковые и

грузовые автомобили. У готовящегося к переходу ребенка, как правило, все

внимание поглощено большой машиной – она гудит, угрожающе фырчит, и

маленький

пешеход,

пропуская

это

транспортное

средство,

уже

не

воспринимает

автомобили

поменьше,

ведь

они

почти

бесшумны

и

относительно невелики. Выбегая на проезжую часть, ребенок оказывается

под колесами этого «безобидного» автомобиля. Обучите ребенка умению

переключать

внимание,

покажите,

как

внезапно

могут

выехать

юркие

«легковушки» из-за больших грузовых машин.

Особое внимание уделяйте детям с дефектами зрения, слуха.

В зимнее время обращайте внимание детей на снежные бордюры вдоль

дороги.

На

них

опасно

вставать:

очень

легко

соскользнуть

под

колеса

проезжающих

машин.

Даже

поток

воздуха

от

проезжающего

мимо

транспорта может увлечь ребенка за собой. Зимние шапки, туго затянутые

шарфы

ограничивают

движение,

ухудшают

слух.

Поэтому

при

переходе

проезжей части нужно неоднократно оценивать обстановку.

Летнее время тоже имеет свои особенности. Во-первых, значительно

возрастает количество автотранспорта, потому что на дороги выезжают те

водители, которые зимой не пользовались машиной, и навыки вождения у

них, естественно ослабли. Наконец, на дороге появляются мотоциклы – от

них пешеходы за зимний период вообще отвыкли. Ребенку нужно показать,

как

неожиданно

эти

транспортные

средства

появляются

из-за

автобусов,

машин, создавая угрозу для пешеходов.

И

последнее,

что

хочется

пожелать

родителям:

изучайте

своего

малыша, присматривайтесь к нему, любите его. Любите его так, чтобы он

чувствовал ответственность за эту любовь, видел, что самые родные люди

беспокоятся

за

него

и

всегда

с

нетерпением

ждут

его

возвращения.

Не

забывайте, отправляя куда-нибудь сына или дочь, лишний раз напомнить об

осторожности, об особенностях погоды.

Уверяю

вас,

это

очень

дисциплинирует.

А

накануне

разберите

в

разговоре, как лучше и безопаснее добраться до того места, куда отправится

ваше чадо. И если однажды, отправляясь на работу, вы услышите из уст

ребенка наставления о внимательности уже в ваш адрес – значит, труды не

пропали даром.

Вот так, постепенно вникая в суть не только самих Правил, сколько в

суть

дорожных

ситуаций,

вы

научите

тому,

что

глубоко

спрятано

за

категоричными словами «запрещается» - «разрешается».

Очень хочется, чтобы вы, родители, прониклись сознанием того, что

накормить, одеть малыша, проверить дневник и дать мелочь на жвачку – не

главное. Важнее научить ребенка видеть не только то, что находится на

поверхности дорожных аксиом, но и предвосхищать критические ситуации

на

дороге.

Иными

словами,

позаботьтесь

о

том,

чтобы

дорога

в

школу

привела к цели, не оборвавшись в начале или на полпути.

Список использованной литературы.

1. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках:

Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010.

2. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с

детьми старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б.

Стеркина, М. Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

3.

Безопасно сть:

Учебное

по собие

по

о сновам

бе з о п а с н о с т и

жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О.

Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

4.

Как

обеспечить

безопасность

дошкольников:

Конспекты

занятий

по

основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей

детского сада. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – 5-е

изд. – М.: Просвещение, 2005.

5. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н. Н. Авдеева, О. Л.

Князева, Р. Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

6. Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М. :

Просвещение, 2000.

7.

Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст.

возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К. Ю.

Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

8.

Храмцова

Т.

Г.

Воспитание

безопасного

поведения

в

быту

детей

дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество

России, 2005. .



В раздел образования