Напоминание

Формирование логического мышления у старших дошкольников через использование занимательного математического материала в практике работы воспитателя ДОУ


Автор: Кичигина Людмила Назиржоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125 "
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Формирование логического мышления у старших дошкольников через использование занимательного математического материала в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у старших дошкольников логического мышления

через использование занимательного математического материала

в практике работы воспитателя ДОУ

Кичигина Людмила Назиржоновна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г .Новокузнецк

Формирование у детей старшего дошкольного возраста логического мышления имеет

важное значение для дальнейшего развития мышления в школьном возрасте. Дошкольный

возраст – сензитивный возраст для развития многих психических функций, в том числе и

для

развития

мышления.

Конец

дошкольного

периода

психологи

характеризуют

преобладанием наглядно - образного мышления или наглядно - схематического мышления.

Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм

детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

Психологи

отмечают,

что

наглядно

-

образное

мышление

является

основой

для

образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием

понятий. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком

возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые

нельзя наглядно представить. В старшем дошкольном возрасте начинается овладение

действиями с числами и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться

формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов,

математических

действий,

без

опоры

на

образы.

Иначе

это

вызовет

трудности

при

школьном

обучении.

В

дошкольном

возрасте

ребенок

овладевает

некоторыми

абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и

т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

Развитие

логического

мышления

детей

процесс

длительный

и

весьма

трудоемкий

прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Основные

направления

развития

логического

мышления

у

детей

дошкольного

возраста:

1. Знакомим детей с признаками предметов, учим:

описывать различные свойства предметов с помощью заданий, игр, упражнений;

находить предмет по заданным признакам (задания, загадки);

дифференцировать признаки: цвет, величину, форму;

1

знакомим со способами применения предметов.

2. Учим детей сравнивать предметы:

искать одинаковые свойства или признаки предметов;

искать различные свойства предметов;

находить в предметах признаки сходства и различия.

3. Учим классифицировать и обобщать предметы:

т. е. находить общий существенный признак предметов и по нему объединять предметы

в однородные группы, по существенному признаку относить предметы к той или

иной группе.

4. Знакомим ребенка с противоположными по значению понятиями.

5. Знакомим ребенка с логической операцией сериацией.

6. Учим понимать количественные и качественные соотношения предметов.

7. Учим детей ориентироваться в пространстве.

8. Учим ребенка ориентироваться во времени (категории «раньше», «позже», «до»,

«после», «потом», «сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»).

9. Учим детей устанавливать последовательность событий.

Логическое развитие ребенка предполагает также

формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи

явлений

умение выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной

связи.

Для обучения в школе нашим воспитанникам понадобится применение таких

мыслительных операций как :

Сравнение требует умения находить сходство и различия между предметами. При

сравнении ребенок должен уметь выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от

других.

Рекомендуется

сначала

учить

ребенка

сравнивать

два

объекта,

затем

группы

объектов. Ребенку легче сначала найти признаки различия объектов затем признаки их

сходства.

Классификация – это разделение множества на группы по какому – либо признаку,

который называется «основанием классификации». С дошкольниками можно проводить

классификацию по названию ( чашки и тарелки, кегли и мячики и т.д.), по размеру

( большие и маленькие), по цвету, по форме и по другим признакам. Например, кто бегает,

кто плавает; что можно, что нельзя есть и т.д. это классификация по заданному основанию.

В

другом

случае

классификация

выполняется

по

основанию,

определенному

детьми

2

самостоятельно.

Педагог

задает

количество

групп,

а

дети

ищут

соответствующие

основания. Например, бытовые приборы, спортивное оборудование.

Обобщение – оформление в словесной форме результатов процессов сравнения.

Оно хорошо понимается ребенком, если является результатом его деятельности. Для

дошкольника

возможны

эмпирические

виды

обобщения,

т.е.

обобщение

результатов

своей деятельности. Для этого нужно соответствующим образом организовывать работу

над

заданием:

подобрать

объекты

деятельности,

задать

вопросы

в

специально

разработанной последовательности.

Процесс

формирования

умственных

действий,

по

П.Я.Гальперину,

представляется

следующим образом:

1. Ознакомление

с

составом

грядущего

действия в

практическом

плане, а

также

с

требованиями (эталонами), которым оно, в конечном счете, обязано соответствовать. Это

ознакомление есть ориентировочная база грядущего действия.

2. Выполнение

заданного

действия

в

наружной

с

настоящими

предметами

либо

их

заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем главным характеристикам

с определенным типом ориентировки в каждом.

3. Выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы либо их

заменители. Перенесения действия из внешнего плана в план громкой речи «Перенесение

деяния в речевой план, - писал П.Я.Гальперин, - значит не лишь выражение деяния в речи,

но до этого всего речевое выполнение предметного действия».

4. Перенесение громкоречевого действия во внутренний план. Свободное проговаривание

действия целиком «про себя».

5. Выполнение

действия

в

плане

внутренней

речи

с

соответствующими

его

преобразованиями

и

сокращениями,

с

уходом

действия,

его

процесса

и

деталей

выполнения из сферы сознательного контроля и переходом на уровень интеллектуальных

умений и навыков.

Логические

игры

математического

содержания

воспитывают

у

детей

познавательный

интерес,

способность

к

творческому

поиску,

желание

и

умение

учиться.

Необычная

игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной

задачи, всегда вызывает интерес у детей. Таковыми называются игры, моделирующие

математические закономерности, отношения и построения. Обычно чтобы найти решение,

требуется предварительно проанализировать условия, вспомнить правила. Ход решения

требует применения умозаключений и методов, присущих математике.

Занимательными могут быть и разные дидактические игры, форма и содержание которых

выглядят

занимательно.

Эти

игры

предназначены

для

развития

у

дошкольников

3

пространственных представлений, логического мышления, позволяют упражняться им в

вычислениях и счёте.

Дошкольники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки,

ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам.

Увлекаясь решением занимательной задачи, ребенок испытывает эмоциональный подъем,

что, в свою очередь, стимулирует его мыслительную активность.

Сущность

занимательности

составляют

новизна,

необычность,

неожиданность.

Занимательный материал, специально создан для умственного развития и требует для

своего решения догадливости, сообразительности. Все это способствует развитию таких

мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.

Однако следует помнить, что занимательность эффективна тогда, когда педагог понимает

ее как фактор, влияющий на психические процессы, осознает цели ее использования в

каждом конкретном случае, потому что назначение занимательности в учебном процессе

многообразно:

первоначальный толчок к познавательному интересу;

опора

для

эмоциональной

памяти,

средство

запоминания

особенно

трудного

материала;

своеобразная разрядка напряженной обстановки, средство переключения эмоций,

внимания, мыслей;

средство повышения эмоционального тонуса познавательной деятельности детей с

недостаточной работоспособностью, мобилизации их внимания и волевых усилий

В

своей

профессиональной

деятельности

широко

используют

занимательность

при

обучении дошкольников математике. При решении занимательных задач дети пользуются

двумя видами поисковых проб:

практическими (действия в перекладывании, подборе)

мыслительными (обдумывание

хода,

предугадывание

результата,

предложение

решения).

В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, то есть, как бы

внезапно приходят к правильному решению.

Каждая занимательная задача включает в себя определенную познавательную нагрузку,

которая,

как

правило,

скрыта

игровой

мотивацией.

Умственная

задача

реализуется

средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются

в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся

в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Многообразие занимательного

4

материала дает основание для его систематизации. На наш взгляд, наиболее подробную

классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова,

которая выделяет три основные группы:

развлечения;

математические игры и задачи;

развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Логические задачи и упражнения будут способствовать развитию мыслительных операций

у старших дошкольников при соблюдении следующих условий:

если логические задачи и упражнения будут отобраны адекватно возрасту детей;

если

логические

задачи

и

упражнения

будут

использоваться

не

только

на

специальных занятиях по математике, но и в повседневной деятельности детей.

Развитие

мыслительных

операций

целесообразно

проводить

в

следующей

последовательности:

формирование системного анализа;

формирование дробного анализа;

соотносительное сравнение частей объектов;

сравнение в рамках определенного свойства (например, при сравнении машинок,

различающихся только по цвету, по величине, по форме).

Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать

внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие,

он забывает предыдущее. В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные

выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он

узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос.

И так далее. Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь

должен быть ответ.

Психолог

и

педагог

Я.И.

Перельман

считал

занимательность

главным

средством,

помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека,

его удивлять, возбуждать в нем процессы мышления, наблюдательность, содействовать

активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности. Как

показывают

исследования

психолога

Н.И.

Гамбург,

шутки,

курьезы

способствуют

активизации мысли, озадачивают и побуждают к поиску.

Развивать

логику

и

абстрактное

мышление

у

детей

шестого

года

жизни

помогают

рисование,

конструирование,

ролевые

игры,

чтение,

а

также

игры

и

упражнения

на

5

развитие логического мышления, которые можно найти в специальной литературе для

родителей и педагогов.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие

математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным

победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе

не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их

отсутствие и в дальнейшем.

Литература

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск., 1994

2. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М., Знание. - 1989.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного

возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989

4. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.. 1977

5. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. /Под ред.

Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой/ Москва., Педагогика, 1985г. – с.125

6. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей

психологии: Психология мышления. - М., 1981. - С. 73.

7. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль, ТОО

«Гринго», 1995г. – с.240.

8. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.И. Поддьякова, Ф.А.

Сохина. – 2-е изд., дораб. – М., 1988

9. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений.-

4-е изд., стереотип.-М.:Академия, 1999.-336с.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

7

Приложение 1

Игры по развитию логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста

Синтез:

1. «Собери картинку»

Цели игры: 1)Учить собирать сюжетную картинку из отдельных разрезных частей с

опорой на образец.

2)Развивать

мышление

у

ребенка,

формировать

навык

сравнения

отдельных

частей

картинки, определения их местонахождения. Развивать зрительное внимание.

Материал: цветные

сюжетные

картинки,

разрезанные

на

7-8

частей

целостные

изображения в отдельных конвертах. ( см. приложение)

Содержание: детям раздаются конверты, в которых лежат картинки и вместе с ними целая

картинка этого же изображения. Дети должны собрать правильно картинку.

2. Посмотри и назови, что должно получиться.

3. Назови целое и его части.

Анализ:

2. «Чего не хватает»

Цель:1) Учить детей подбирать картинки по высоте.

2)Развивать мыслительную операцию - анализ.

Материал: картинки мальчиков разной величены.

Содержание:

детям

предлагается

разложить

картинки

от

самой

маленькой

до

самой

большой в порядке возрастания.

Сравнение:

3. «Найди отличия»

Цели игры: 1) Учить внимательно, рассматривать предметные картинки, замечать отличия

и рассказывать о них.

2) Развивать устойчивость внимания, мыслительную операцию- сравнение.

Материал: пары цветных предметных картинок, имеющих 4-5 отличий.

Содержание: детям раздаются пару картинок, и они должны найти как можно больше

отличий.

Задания:

3. Найди два одинаковых.

4. Найди отличающиеся свойства.

5. Угадай по описанию.

Обобщение:

4. Дидактическая игра « 4-й лишний»

8

Цель: 1) Учить детей классифицировать предметы по группам. Обобщать группу словом,

выделять не подходящий по признакам предмет.

Материал: предметные картинки.

Содержание:

детям

предлагается

из

четырех

картинок

выбрать

лишнюю,

по

определенным признакам.

Задания:

2. Назови одним словом.

4. Найди лишний предмет..

Сравнение:

5 Дидактическая игра «На что похоже»

Цель: 1. Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение.

Материал: предметные картинки.

Содержание: детям предлагается посмотреть на картинки и сказать, на какую фигуру они

похожа.

Остальные игры представлены в приложении.

Часть этих игр были апробированы на практике. Например: « Найди два одинаковых»,

«Разложи в порядке возрастания», «Чего не хватает» и т.д.

Этими воздействиями прежде всего были охвачены дети, которые в стартовой диагностики

дали

низкий

и

средний

уровни.

В

ходе

специальных

воздействий

я

обучала

детей

пользоваться различными мыслительными операциями. Например при проведение игры

«Посмотри и назови» я учила детей выделять отдельные признаки предмета и затем

находить сходства с другими предметами. В ходе обучения я использовала такие приемы:

образец

выполнения,

наводящие

вопросы,

помощь

детям,

которая

заключалась

в

наводящих подсказках, например, посмотри на грибочек.

9

Приложение 2

Занимательные считалки

1. Найди правильные соответствия между числами и картинками

2. Найди правильные соответствия между числами и картинками

3. На какой строке нарисовано 8 карандашей?

10

4. На какой строке нарисовано 5 муравьев?

5. На какой строке нарисовано 4 бабочки?

11

Приложение 3

Математические игры

«Цепочка примеров»

Эта игра подходит для индивидуальной работы с 6-7-летними детьми, которые уже

хорошо усвоили базовый уровень элементарной арифметики

Цель заключается в упражнениях дошкольников в арифметических действиях.

1.

В ходе игры две группы участников садятся напротив друг друга на стулья.

2.

Первый малыш с мячом в руках объявляет простую задачу, например, 2+1, после

чего бросает мяч кому-то из соперничающей группы.

3.

Новый обладатель мяча должен дать ответ и бросить мяч команде соперников

4.

Поймавший мяч должен придумать новый пример, где участвует ответ из первого

примера и т. д.

5.

Если кто-то даст неверное решение, задаст нерешаемый пример или дающий в

результате не целое число, то он выбывает из игры. Побеждает та группа, где «уцелело»

больше участников.

«Отгадай число»

Эта игра для старших дошкольников ставит целью закрепить их способности

сравнивать числа

1.

Ребёнок по заданию ведущего быстро должен назвать число или числа меньше 6,

но больше 4; больше 7, но меньше 9 и т. д.

2.

Если ребёнок справился, то получает флажок.

3.

Если детей разделить на две группы, то можно проигравшего исключать из игры.

Обе приведённые игры имеют простую задачу – участники должны осуществить

математическую операцию или назвать число, основываясь на знании последовательности

чисел и отношении между ними. Интереса и занимательности играм добавляет бросание

мяча, приёмы стимулирования работы мозга, игровая постановка цели.

12

Приложение 4

Логические игры

«Только одно свойство»

Материалом этой игры для старших школьников служат геометрические фигуры

(треугольники, круги, прямоугольники и квадраты) двух размеров и четырёх цветов. Набор

этих фигур нужно изготовить заблаговременно. То есть, на каждого участника игры должно

приходиться по 64 фигуры разных цветов и размеров.

Целью игры является закрепление у дошкольников знаний о свойствах геометрических

фигур, развития способности моментально отыскать необходимую фигуру и дать ей

характеристику.

1.

Например, у двух участников игры имеется полный комплект вышеупомянутых фигур.

2.

Первый участник кладёт любую фигуру на стол. Второй участник должен выложить на

свою половину стола фигуру, которая отличается от первой лишь одним каким-нибудь

признаком. Например, если первый игрок выложил маленький красный квадрат, то второй

может предложить большой красный квадрат или маленький красный круг и далее по такому

же алгоритму.

3.

Ошибкой будет считаться то, если второй участник выложит либо точно такую же

фигуру, либо отличающуюся двумя или всеми тремя признаками. В таком случае игрок

лишается этой фигуры.

4.

Проигрывает тот игрок, который первым лишится всех фигур, но можно придумать и

другие варианты исхода игры.

Эта игра напоминает принцип домино. Процесс игры требует быстрой ориентации

участников в формах, цветах и размерах фигур, что помогает развиваться

обоснованности действий, мышлению и развитию логики.

13

Приложение 5

Дидактические игры

«Числовой ряд»

Целью этой игры для ребят старшего дошкольного возраста является закрепление

запоминания последовательности ряда натуральных чисел

1.

В игре принимают участие двое детей, которые сидят за одним столом и перед собой

раскладывают вниз лицевой стороной карточки с числами от единицы до десяти.

2.

Каждому ребёнку при этом достаётся большее количество карточек (например, 13),

поскольку на некоторых из них цифры повторяются.

3.

Каждый игрок по очереди должен брать карточку, открывать её и класть перед собой.

4.

Когда открывается следующая карточка, то игрок смотрит на указанное на ней число:

если оно оказалось меньше, чем число на первой карточке, то он кладёт вторую карточку слева

от первой, а если больше – то справа.

5.

Если же откроется карточка с числом-дубликатом, то он кладёт её на прежнее место, а

ход переходит к соседу.

6.

Выигрыш за тем участником, который первым составил свой ряд.

Игры на смекалку

«Назови число»

Это занятие призвано упражнять умение дошкольников делать устные вычисления

Старший ребёнок или взрослый в ходе игры говорит: «Задумай число, которое я попытаюсь

разгадать. Прибавь 6 к задуманному числу, затем отними 2 от суммы, потом также отними

задуманное число, а к остатку прибавь единицу. Должно получиться 5, правильно?». Эта

загадка на смекалку, ведь задуманное число в ней роли не играет, но здесь важно уметь

вычислять устно, чтобы не запутаться.

При решении логических задачек специальной математической подготовки не требуется, здесь

нужны лишь сообразительность и находчивость.

14

«Сколько конфет взять?»

Целью данной игры является научить детей соотносить с результатом условия задачи

Нужно в начале игры сформулировать условия задачи: «В непрозрачном пакете находятся два

сорта конфет. Какое наименьшее число конфет нужно вытащить из пакета наугад, чтобы среди

них обязательно оказались две конфеты одного вида. Путём логического размышления

ребёнок должен найти правильный ответ (минимум три).

Аналогичное решение имеет задача про яблоки: «В блюде было три яблока. Мама угостила

яблоками трёх детей, дав каждому по яблоку. При этом одно яблоко осталось в блюде. Как так

получилось?». Для того чтобы найти ответ, решающий задачку, ребёнок должен использовать

размышления и соотнести условия с результатом. Тогда он поймёт, что один из детей взял

яблоко вместе с блюдом.

С помощью занимательной математики у дошкольников должны закрепляться первые

математические знания, навыки счёта по порядку и количеству. Здесь дети учатся делать

первые вычисления, используя операции вычитания и сложения. Но и увлекательной

математикой не следует заниматься долее 15 минут в день. При этом учиться счёту

можно не только сидя за столом, но даже и во время прогулки: можно, например,

пересчитывать ступеньки лестницы, детей, играющих во дворе, а за обедом можно посчитать

число пирожков в вазе.

Занимательные игры на развитие памяти

Занимательная игра на развитие памяти «Фотография»

На стол раскладываются различные геометрические фигуры и малышу предлагается

выполнить интересное задание. Ребёнок смотрит на расположение фигур секунд 10, а затем

отворачивается. Расположение фигур на поверхности меняется. Малыш должен восстановить

предыдущее расположение фигур.

15

Приложение 6

Занимательные задачки на внимательность и логику

1.

На столе горело 5 свечей, 2 свечи погасло. Сколько свечей осталось?

2.

У дуба выросло 4 толстые ветки, на каждой толстой ветке выросло ещё по 2 тонкие

ветки. На каждой тонкой ветке висит по одному яблоку. Сколько всего яблок висит на дубе?

3.

В пакете находится 4 яблока. Как раздать эти яблоки четырём девочкам, чтобы в пакете

осталось одно яблоко?

4.

Если взять лист бумаги, сложить пополам и разрезать, как показано на рисунке, сколько

листочков бумаги получится?

5.

Сколько концов у трёх палок? А у трех с половиной палок?

16



В раздел образования