Напоминание

ЗДОРОВЬЕ – БОГАТСТВО ВО ВСЕ ВРЕМЕНА


Автор: Львова Оксана Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г.о. Звенигород
Наименование материала: Общешкольное внеклассное мероприятие
Тема: ЗДОРОВЬЕ – БОГАТСТВО ВО ВСЕ ВРЕМЕНА
Раздел: среднее образование





Назад




ЗДОРОВЬЕ – БОГАТСТВО ВО ВСЕ ВРЕМЕНА

(общешкольное внеклассное мероприятие)

Для

проведения

мероприятия

выбираются

команды

8–12

человек

от

каждого класса в зависимости от желания участников; разрешается привлекать

для

выступления

спортсменов,

специализирующихся

на

различных

видах

спорта, инструкторов по каратэ, йоге, ушу и другим видам единоборств, по

оздоровительным системам (по выбору участников), музыкальных работников и

т. д.

I. Подготовка мероприятия.

План подготовки к мероприятию

1.

Команды

выбирают

для

себя

различные

оздоровительные

системы,

школы

в

разные

времена.

Им

также

предлагается

небольшой

справочный

материал,

на

основе

которого

учащиеся

самостоятельно

готовят

сценарий-

выступление, музыкальное сопровождение, костюмы и т. д.

2. Команды выбирают для рекламы любой вид оздоровительных занятий

для современных молодых людей.

3. Выбирается жюри: специалисты по различным видам спорта, учителя

биологии, физкультуры, истории, ИЗО, медработники, учащиеся, вожатые.

4. Зал оформляется плакатами с рекламой здорового образа жизни по

выбранной теме. Работы оцениваются до начала мероприятия и затем могут

использоваться при желании учащимися для выступления.

Тематика выступлений

1. Готов ли ты стать воином, охотником?

(Состязания юношей любого первобытного племени.)

2. Мифы Древней Греции. (Афинская воспитательная система.)

3.

Спартанцы

суровость

или

жестокость?

(Спартанская

система

воспитания.)

4. Цигун – “метод уничтожения болезней и удлинения жизни”. Китайская

гимнастика.

5. Йога – путь самосовершенствования.

6. Рыцарские турниры Средневековья.

7. Олимпийские игры современности. (История и реальность.)

(Время выступления – 5–7 минут.)

Тематика рекламы

1. Атлетическая гимнастика.

2. Аэробика.

3. Бег.

4. Танцы.

5. Степ-аэробика.

6. Стретчинг или шейпинг.

7. Бодибилдинг или культуризм.

8. Оздоровительная ходьба.

9. “Моржи”.

10. “Детка” Порфирия Иванова.

Основные требования к участникам выступления

1. Краткое

и

достоверное

изложение

событий,

основных

принципов

оздоровительной системы.

2. Зрелищность выступления (костюмы, эмоциональность, артистичность и

т. д.).

3. Включение

основных

видов

упражнений

в

выступление

учетом

возможностей).

4. Музыкальное оформление, сценарий.

Последовательность представления рекламы

1. Демонстрация печатного издания (плакат, газета и т. д.) с рекламой.

2. Чтение стихов, исполнение песен, доказывающих важность выбранного

метода оздоровления.

3. Показ основных упражнений.

4. Музыкальное сопровождение.

(Реклама – 2–3 минуты.)

Справочные материалы готовятся эрудитами, которые затем участвуют в

конкурсе “Вопрос на засыпку”.

Информация к размышлению

для каждой команды по выбранной теме

1. Состязания юношей первобытных племен происходили ежегодно.

Мальчиков, достигших определенного возраста и развития, по разрешению

вождей допускали к состязаниям. В зависимости от места проживания племени

соревновались

юноши

по-разному.

Племена

охотников

проверяли

зоркость,

силу, выносливость, хитрость. Мальчики показывали свое умение метать копье,

дротик,

стрелять

из

лука,

быстро

бегать,

прыгать.

Те,

кто

выдерживал

испытания,

посвящались

в

воины,

участвовали

в

охоте

наравне

со

всеми

мужчинами

племени.

Слабые,

в

зависимости

от

обычаев

племени,

или

изгонялись,

или

допускались

к

состязаниям

на

следующий

год.

Племена,

живущие на берегах океана, моря, включали состязания: плавание, ныряние,

греблю, рыбную ловлю.

2. Афинская воспитательная система.

Первые школы появились в Афинах в VII в до н. э. В 6–7 лет мальчики

начинали

посещать

частные

школы:

грамматическую,

музыкальную

и

гимнастическую одновременно. Бесплатно обучались те дети, чьи родители

погибли на поле боя, защищая отчизну. С шестнадцатилетнего возраста юноши

воспитывались в общественных гимназиях, где большое значение придавалось

физическому

воспитанию.

Помимо

этого,

уделялось

внимание

посещению

театров,

беседам

с

взрослыми.

В

18

лет

юноше

торжественно

вручали

на

городской площади экипировку воина. В течение двух лет юноша обучался

военным наукам, нес сторожевую службу на границах государства. Высокие

государственные должности могли занимать лишь те, кто закончил гимназию.

3. Спартанская система воспитания.

Как только в семье рождался ребенок, его несли к старейшинам-геронтам.

Слабых детей сбрасывали с обрыва горного хребта Тайчета. С 7 лет мальчики

воспитывались в государственных школах. Основными занятиями считались

охота (на зверей и рабов), физические упражнения, религиозные и военные

танцы.

Грамоте

уделялось

мало

времени.

Воспитанников

приучали

быть

сильными,

закаленными,

неприхотливыми,

выносливыми.

За

любую

провинность следовало жестокое наказание. В 14 лет спартанцев в присутствии

всех граждан секли розгами. Слабые умирали, выжившие получали награды.

Поваров из Спарты изгоняли, пища должна была состоять лишь из простых

блюд. Лаконика – третье название Спарты. Говорили спартанцы мало, но

остроумно, емко. Мать, провожая сына, говорила: “Со щитом или на щите!”

Юноши объединялись в союзы-агелы. Они всегда были обязаны соревноваться,

воевать и даже жениться одновременно.

4. Цигун – китайская гимнастика.

Насчитывает

трехтысячелетнюю

историю.

Это

эффективное

средство

лечения и сохранения здоровья, имеющее оригинальные национальные черты.

Ци

означает

воздух,

является

движущей

силой

жизненной

активности

человека. Гун и гунфу – упражнения, методы, заставляющие истинное ци, его

жизненную силу функционировать в теле человека нормально. Цигун включает

тренировку

сознания,

тренировку

дыхания

и

тренировку

тела.

Тренировка

сознания требует, чтобы мысли были сконцентрированы на одном объекте с

погружением

коры

головного

мозга

в

особое

заторможенное

состояние.

Тренировка тела включает шесть видов: ходьба, стоя, сидя, лежа, на коленях,

массаж.

Дыхательная

гимнастика

при

этом

обязательна.

Итак,

цигун

складывается

из

правильного

дыхания,

удобной

позиции

и

умения

сосредоточиться. Движение снаружи и покой внутри – главный принцип цигун.

5. Йога – путь самосовершенствования.

Йога – таинственная наука мудрецов Индии, возникла в глубине веков и

была обобщена во II в. до н. э. мудрецом Патанджали. Есть четыре основных

направления йоги: карма-йога, бхакти-йога, джнани-йога и раджа-йога – система

психической тренировки.

Составной

частью

раджи-йоги

является

хатха-йога,

обеспечивающая

хорошую

физическую

подготовку,

отличное

здоровье

и

долголетие.

Тело

человека – единое целое, состоящее из правой (солнечной) и левой (лунной)

половин, ответственных за жизнедеятельность. Занятия йогой обеспечивают

уравновешенность

физических

и

психических

процессов.

Йога

наращивает

выносливость,

но

не

силу,

призывает

к

умеренности,

уравновешенному

расположению духа. Каждая асана избирательно действует на тот или иной

орган, систему органов или даже на весь организм. Забота йогов о здоровье тела

– не основная цель йоги. Тело – это сосуд для души. Заниматься йогой нужно

обязательно под руководством наставника. Каждый, кто постигнет все восемь

частей

науки

йогов,

становится

ясновидящим,

знает

наперед

все

события,

определяет все мысли и чувства, понимает все языки, умеет определять время

своей смерти.

6. Рыцарские турниры Средневековья.

В

период

господства

христианства

забота

о

теле

считалась

греховной,

главное – душа. Душа принадлежит богу. Олимпийские игры греков преданы

забвению,

статуи

богов

разрушены,

поклонение

им

запрещено.

Олимпиады

забыты почти на тысячу лет. Тем не менее в крестовых походах оттачивалось

воинское мастерство рыцарей. Рыцарские турниры были прекрасным смотром

боевой готовности воинов. Рыцарские доспехи защищали их участников во

время боев, но и сами состязания были жестокими. Поединки пеших, конных

рыцарей с использованием тяжелых пик, мечей, топоров и других видов оружия

требовали необычайной силы, ловкости, выносливости. Кроме того, рыцари

должны

были

уметь

сочинять

баллады

в

честь

любимых

дам,

которым

и

посвящались рыцарские турниры. Рыцари были объектом поклонения дам и

основным воинским контингентом в период крестовых походов, остальным

жителям нельзя было иметь оружие и доспехи.

7. Олимпийские игры.

Согласно

эллинской

мифологии,

сам

Зевс

был

основоположником

олимпийских игр. Впервые он провел их, празднуя победу над своим отцом

Кроном, в результате которой он захватил абсолютную власть на земле и на

небе. Игры носили сначала ритуальный характер, чтобы отблагодарить богов за

победу, хороший урожай. Каждый эллин желал быть похожим на бессмертных

богов, стремился стать совершенным. Праздники постепенно забылись из-за

ссор,

раздоров.

По

совету

оракулов,

чтобы

прекратить

вражду

афинян

и

спартанцев,

олимпийские

игры

были

возобновлены.

Раз

в

четыре

года

провозглашалось

перемирие

примерно

на

три

месяца,

чтобы

добраться

до

Олимпии.

Если

кто-то

нарушал

положение

о

перемирии,

то

на

него

накладывался крупный денежный штраф, и его не допускали к участию в

олимпиаде. Вряд ли кто-то точно определит, когда родился этот праздник. В 776

году до н. э. впервые официально на мраморной доске было записано имя

победителя в беге. Женщинам было запрещено приходить на стадион во время

проведения

игр,

кроме

жрицы

плодородия

Деметры.

Немало

удивительных

историй написано о победителях олимпиад. В их честь сооружались статуи, их

имена были записаны на мраморных досках. Главной наградой был всеобщий

почет и венок из ветвей оливы. На тысячу лет впали в забвение олимпиады. В

конце XVIII – начале XIX вв. в результате раскопок археологов в долине реки

Алфея обнаружили место, где проходили олимпиады. То, что начали археологи,

продолжил и развил Пьер де Кубертен. В 1892 г. он выступил в Сорбонне с

докладом

“Возрождение

олимпиад”.

В

1894

году

состоялся

первый

Международный конгресс и был создан Международный олимпийский комитет,

и,

наконец,

6

апреля

1896

года

в

Афинах

в

торжественной

и

радостной

обстановке Игры были открыты. Современные олимпийские игры, проводимые

каждые 4 года в разных странах, доказывают, что идеи олимпиад живут вечно.

II. Выступления команд, конкурсы.

1. Представление команд.

Участники команд проходят под звуки музыки и начинается представление.

2. Конкурс “Вопрос на засыпку”.

После выступления каждой команды эрудитам задаются 3–5 вопросов по

теме их выступления. Если ответ был неверен, то отвечает представитель той

команды, которая задала вопрос.

Соответственно

распределяются

и

баллы.

За

это

время

готовится

выступление следующей команды.

3. Викторина для болельщиков.

После завершения выступления, пока подводятся итоги, с болельщиками

проводится викторина.

Вопросы викторины

1. Назовите известных вам победителей олимпийских игр древности.

(Геракл победил великана Антея, подняв в воздух и лишив материнской

поддержки Геи (богини Земли). Бибон поднял над головой камень весом 143,5 кг

одной рукой. Другие легенды и предания о самых первых Олимпийских играх

можно отыскать в книге: Ю. В. Шанина “Герои античных стадионов”.)

2. Почему дистанция в беге в разных городах была неодинаковой?

(По древней традиции, она должна быть равна 600 ступням жреца Зевса.

Так как ступни ног у жрецов были разные, то дистанция (стадий) тоже была

неодинаковой. Самый большой стадий был в Олимпии. 192,27 м, по преданию,

отмерял

сам

Геракл.

От

этого

слова

“стадий”

произошло

наше

слово

“стадион”.)

3. Назовите длину дистанции марафонского бега. Почему она именно такой

длины?

(42 км 195 м. Весть о победе афинян в 490 году до н. э. принес в Афины

быстроногий

Филлипид.

Он

вбежал

на

городскую

площадь

и

сообщил:

“Радуйтесь, афиняне, мы победили!” – и умер.)

4. Назовите знаменитых ученых, участников и чемпионов Олимпийских

игр.

(Пифагор

был

участником

кулачных

боев.

Обладателями

наград

были

философы Платон, Сократ, прекрасным борцом и наездником был Гиппократ.

Доктор

Б.

Спок

в

1924

году

на

VIII

Олимпийских

играх

в

Париже

был

чемпионом по академической гребле в составе восьмёрки.)

5.

Когда

женщины

стали

принимать

участие

в

соревнованиях

на

олимпийском стадионе?

(В четырехлетнем промежутке между олимпиадами мужчин проходили на

том же стадионе в Олимпии женские игры в честь богини Геры – гереи.)

6.

Как

звали

женщину,

впервые

проникшую

на

стадион

во

время

Олимпиады и оставшуюся в живых?

(Ференика, или Каллипатера. Она сама обучала своего сына Пейседора

кулачному бою. Переодевшись в мужскую одежду, стояла она однажды в

толпе наставников и наблюдала за единоборством сына. Когда же он победил

пятерых соперников в тяжелом кулачном бою, Ференика бросилась, чтобы

обнять сына-чемпиона. Однако слетевшая с нее одежда выдала женщину.

Судьи должны были сбросить ее со скалы, но она была дочерью, сестрой и

матерью

олимпийских

венценосцев.

Ее

оставили

в

живых,

но

с

тех

пор

наставники также находились в обнаженном виде на стадионе, как и атлеты.)

7.

Назовите

русского

борца

призера

четырех

олимпиад.

(Александр

Карелин.)

8.

Назовите

первого

российского

олимпийского

чемпиона

по

теннису.

(Евгений Кафельников.)

9. В каком году проходила Олимпиада в Москве? (1980 год.)

После окончания викторины лучшие участники поощряются небольшими

подарками.

4. Реклама здорового образа жизни.

Выступают команды с рекламой оздоровительных занятий (по выбранной

теме).

По окончании выступления подводятся итоги. Победители награждаются

венками, призами, зрители аплодируют.

III. Заключительная часть.

Подведение общих итогов мероприятия.

Награждение команды-победительницы.



В раздел образования