Напоминание

"Предложения с обращениями"


Автор: Некрасова Мария Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 18
Населённый пункт: г.Тимашевск Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Предложения с обращениями"
Дата публикации: 10.10.2018
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока в 5 классе «Предложения с обращениями»

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний.

Цель

урока: создать

условия

для

формирования

знаний

об

обращении

средствами системы вопросов и заданий для самостоятельной работы на

разных этапах уровневого характера.

Задачи:

-обучающие: познакомить обучающихся с обращением, научить находить

обращение

в

предложении,

отличать

его

от

подлежащего,

ставить

знаки

препинания при обращении;

-развивающие: развитие

речи

обучающихся,

творческой

мыслительной

деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.

-воспитательные: воспитание

языковой

культуры,

уважительного

отношения к русскому языку и литературному творчеству.

Методы: словесный, наглядный.

Приёмы: беседа, опрос, использование информационных технологий.

Тип урока усвоение новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Оборудование:

карточки

схемы

для

опорного

конспекта,

карточки

заданиями, сигнальные карточки, компьютер, экран, проектор.

Межпредметные связи: литература

Структура и ход урока

Синтаксическая разминка

I. Вступительное слово учителя.

II. Введение в тему.

III. Овладение новыми знаниями.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление нового материала

VI. Заключительный этап. Рефлексия.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

Синтаксическая разминка

На экране представлены следующие предложения.

1.

Всё привл…кало вн…мание щенка к…ричневый жук пёстр… бабочка р…

скошная стрекоза.

2. Быстры…реки поля и дубравы всё ты вм…стила, родная держава!

Задание: вставить

пропущенные

буквы,

расставить

знаки

препинания,

построить схемы.

После проверки ещё раз проговаривается правило постановки двоеточия при

обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

I. Вступительное слово:

- Друзья мои, прекрасен наш союз!

Эти строчки А.С. Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам. Сегодняшний

наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему?

Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока. Я

желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут

нам в этом удивительные сказки А.С. Пушкина. Желаю вам успеха!

II. Введение в тему

На доске записаны предложения.

1. Гости князю поклонились,

Вышли вон и в путь пустились.

2. Чем вы, гости, торг ведете?

- Прочтите запись на доске.

- Какие мысли у вас появились?

- Первое предложение простое (доказать).

- Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее)

- Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?

- Является ли оно членом предложения? Выделите грамматическую основу.

- А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому

обращаются с речью).

Как можно назвать это особое слово?

-

Итак, тема нашего урока "Обращение" (Записать тему в тетради).

1.

Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?

2.

Какова роль обращения в речи?

3.

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

4.

Какое место занимает обращение в предложении?

Ш. Овладение новыми знаниями.

- Первое открытие мы с вами уже сделали: Обращение называет того, к кому

обращаются

с

речью

и

не

является

членом

предложения. Ваш опорный

конспект по теме «Обращение» мы представим в виде схемы. Посмотрите,

какие блоки входят в схему. (На доске представлена схема с названиями

блоков, которые заполняются по ходу урока)

- Понаблюдаем за собой (звательной) интонацией обращения: за особым

повышением голоса на слове-обращении и паузой после него. (По записи на

интерактивной доске читаю

предложение с интонацией обращения, графически показывая её:

Чем вы, //гости//, торг ведете?

- На примере отрывков из сказок А.С. Пушкина попробуем выяснить, какую

роль

играют

обращения

в

речи.

Читать

будем

выразительно,

соблюдая

нужную интонацию.

Раздаточный материал (работа в группе)

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой

царевне и семи богатырях")

1.И, красуясь, говорила:

“Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи.

2. И ей зеркальце в ответ:

“Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее”.

3.“Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!” – и в комнату вошла.

Дверь тихонько заперла.

4.Приплыла к нему рыбка, спросила:

"Чего тебе надобно, старче?"

Ей старик с поклоном отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка!

5.Говорит старик своей старухе:

"Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна".

6."Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою?

Ступай к морю, говорят тебе честью;

Не пойдёшь, поведут поневоле".

- Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

- Как называются сказки, из которых прозвучал отрывок?

- Какие предложения содержит обращение?

- К кому обращаются?

- Как называют того, к кому обращаются? Чем выражено обращение (словом

или

словосочетанием)?

Почему

именно

это

слово

(сочетание

слов)

использовал автор?

- Какова роль обращений в речи? (Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).

- Заполним соответствующие блоки в нашей схеме.

-

Посмотрите на примеры текстов из сказок и скажите, чем выражено

обращение? (Именами существительными)

- В форме какого падежа стоят эти имена существительные? (В форме Им.п.)

- Роль обращения обычно выполняют существительные в Им.п. Давайте

запишем это в соответствующий блок схемы. Какой член предложения также

выражается именем существительным в форме Им.п.? (Подлежащее)

- Обращение и подлежащее как два брата-близнеца: выглядят одинаково. Но

это разные явления языка, поэтому их нельзя смешивать. Послушайте сказку

лингвистическую и скажите, чем отличаются друг от друга братья-близнецы

– Обращение и Подлежащее.

Жили-были в стране Грамматика два брата-близнеца Подлежащее и

Обращение, как две капли воды похожие друг на друга. Поэтому их часто

путали. Но по характеру братья были абсолютно разными. Первый брат был

ответственным и исполнительным. Он работал в учреждении под названием

«Предложение» и занимал там вместе со своим другом Сказуемым важный

пост. Вместе они составляли грамматическую основу предложения.

Второй брат — Обращение — был менее ответственным, а потому не

получил никакого поста в грамматической основе. Он лишь изредка появлялся в

предложении и все осложнял.

— Что вы еще узнали об отличии обращения от подлежащего? Заполним в

схеме блок «Роль в предложении».

— Перед вами два предложения. Подумайте, в каком из них есть подлежащее,

а в каком — обращение. Как расставлены знаки препинания? Чем выражено

обращение?

(словом,

сочетанием

слов)

Определи

место

обращения

в

предложении (начало, середина, конец предложения). Какой знак препинания

ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и

интонации)? (Один ученик выходит к доске и дает ответ)

1.Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

2. Пошел Балда в ближний лесок,

Поймал двух зайков да в мешок.

Одновременно

ученики

работают

в

тетрадях:

записывают

предложения,

рисуют схемы.

- Обращение может стоять в начале, середине и конце предложения и обычно

выделяется

выделяется

(Заполняется

блоки

«Пунктуация»

и

«Место

в

предложении».

Выступление ученика о звательном падеже. (В «Сказке о рыбаке и рыбке»

нам

встретилось

слово

«старче»

(старик).

Раньше

в

русском

языке

существовал,

кроме

шести

нам

известных,

седьмой

звательный

падеж.

“Старче” и есть форма звательного падежа. Другие примеры звательного

падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В

разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная

от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”,

“Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.)

IV. Физкультминутка.

Уж небо осенью дышало (глубокий вдох и выдох)

Уж реже солнышко блистало (руками тянемся вверх к солнышку)

Короче становился день (сели на корточки)

Лесов таинственная сень (покачиваясь с поднятыми вверх руками встают на

ноги)

С печальным шумом обнажалась (покачиваясь, опускаются на корточки)

Ложился на поля туман (нагнуться с вытянутыми вперёд руками)

Гусей крикливых караван тянулся к югу (стоя на ногах, машут руками как

птицы)

Приближалась довольно скучная пора (шаг на месте)

Стоял ноябрь уж у двора.(остановились)

V. Закрепление нового материала

Работа по карточкам.

Карточка №1

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку

знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.

1) Над тобою солнце светит, Родина моя.

2) Русь, перед лицом всего мира горжусь языком твоим.

3) Тебе, о Родина, сложил я песню эту.

4) Родина моя, будь всегда со мной.

5) Ой ты, Русь, лишь к тебе я любовь берегу.

Карточка №2

Перепишите предложения, распространяя обращения. Объясните постановку

знаков препинания при обращении.

Образец: Россия, я думал о тебе. – Россия моя родная, я думал о тебе.

1) Славься, Россия, бессмертною славой!

2) О Родина, колыбель моя!!!

3) Я вернусь к тебе, Россия.

4) Милее нет на свете края, о Родина моя!

5) Леса, поля и реки, вы олицетворяете красоту моей Родины!

Выполнение упр. № 216 (составить предложения по схемам)

-

Сейчас

я

предлагаю

вам

поработать

с

сигналами.

Я

буду

читать

предложения. Если предложение содержит обращение — поднимаем сигнал

(карточка «да», «нет»)

а) Я вам, друзья, открою тайны здешних мест.

б) Братцы, что он про меня сочиняет?

в) Друзья радуются своим успехам.

г) Друзья, я радуюсь своим успехам.

е) Юля сегодня прекрасно отвечала.

ж) Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля!

VI. Заключительный этап

- Друзья мои, прекрасен наш союз!

Еще раз звучат строки великого Пушкина. Как вы думаете, случайно ли я

начала наш урок именно с этих слов? Предложение содержит обращение,

урок

был

построен

на

материале

сказок

А.С.

Пушкина,

мы

прекрасно,

дружно работали.

-

Что

вы

узнали

об

обращении?

(ответы

обучающихся)

(Работа

с

учебником – стр.98 – правило) Сравним наши ответы с тем, что написано в

учебнике)

- Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные

люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

- Давайте сейчас вы обменяетесь тетрадями с соседом по парте и похвалите

его за работу, записав комплимент, используя обращение и соблюдая знаки

препинания (Чтение вслух несколько обращений ученикам)

Рефлексия.

- Ребята, а теперь с помощью рефлексии узнаем, насколько вы усвоили

материал урока. (Учащиеся по кругу высказываются одним предложением,

выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…)

VII. Домашнее задание.

-

Ребята, я предлагаю вам в качестве домашнего задания обращение к

Родине. Составьте 5-7 предложений, используя на письме обращения.

Например, «Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди,

говоря «наша Родина», «моя Отчизна». Все необъятные просторы великой

страны, все горы и реки, все долины и озера, все поля и пустыни – все это

наша с тобой Родина, мой друг…».



В раздел образования