Автор: Козлова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ д/с № 10 "Теремок"
Населённый пункт: город Байконур
Наименование материала: Доклад
Тема: "Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 "Теремок"
Доклад к педагогическому совету № 2
На тему: «Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию
дошкольников»
Воспитатель:
Козлова О. А.
г. Байконур,
2017г.
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К.Д. Ушинский.
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение
окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе,
накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в
этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,
экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают
общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить
взаимоотношения с ним.
Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной
деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется
формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание
отношения к окружающему миру.
В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и
воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы,
который лежат в тех или иных способах действия).
Выделяют следующие группы методов:
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
- словесные ( беседа, рассказ, чтение х/л и т.д.)
- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)
- собственно-практические ( обращение к опыту детей, практические
ситуации, поисковые действия, обследование)
- игровые ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,
имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические
игровые приемы, загадки).
Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного
возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере
деятельности детей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и
корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации,
интересы и потребности.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают
методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая
деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных
видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически
грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить
кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство
ответственности за состояние родной природы.
При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный
непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению
природной среды.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно
обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в
дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду
сочетается с воздействием на ребят в семье.
Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ
должна осуществляется в нескольких направлениях:
- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов
деятельности;
- работа с родителями.
Один из путей повышения эффективности экологического воспитания
состоит в использовании разнообразных форм и методов работы с детьми.
- экологические занятия;
- экологические экскурсии;
- экологические кружки;
- экологические конкурсы;
- КВН, викторина, "Поле чудес";
- экологические акции;
- обсуждение и проигрывание ситуаций;
- лаборатория юного эколога;
- ведение календарей природы;
- экологические выставки;
- день (неделя) экологического творчества;
- экологические праздники;
- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование
- экологические сказки; и т.д.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить
на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в
ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать
трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость,
любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о
природе должны быть построены на конкретном материале, которой
доступен наблюдению детей.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного
подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером
демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере
своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной
деятельности.