Напоминание

"Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников"


Автор: Козлова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ д/с № 10 "Теремок"
Населённый пункт: город Байконур
Наименование материала: Доклад
Тема: "Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 "Теремок"

Доклад к педагогическому совету № 2

На тему: «Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию

дошкольников»

Воспитатель:

Козлова О. А.

г. Байконур,

2017г.

Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить

одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.

К.Д. Ушинский.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение

окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе,

накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в

этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания,

экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые,

воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают

общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают

маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить

взаимоотношения с ним.

Метод с точки зрения экологического образования – способ совместной

деятельности воспитателя и детей, в ходе которого осуществляется

формирование экологических знаний, умений и навыков, а также воспитание

отношения к окружающему миру.

В каждом методе выделяют внешнюю (система способов действия детей и

воспитателя) и внутреннюю сторону (психические познавательные процессы,

который лежат в тех или иных способах действия).

Выделяют следующие группы методов:

- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)

- словесные ( беседа, рассказ, чтение х/л и т.д.)

- практические (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)

- собственно-практические ( обращение к опыту детей, практические

ситуации, поисковые действия, обследование)

- игровые ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,

имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические

игровые приемы, загадки).

Все группы методов используются на протяжении всего дошкольного

возраста с учетом преобладающей формы мышления и характере

деятельности детей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и

корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации,

интересы и потребности.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают

методы, стимулирующие самостоятельную деятельность. Игровая

деятельность дошкольников включает в себя много других разнообразных

видов деятельности и поэтому является универсальной. Педагогически

грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить

кругозор дошкольников, помогает воспитывать в ребятах чувство

ответственности за состояние родной природы.

При этом важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный

непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению

природной среды.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно

обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в

дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду

сочетается с воздействием на ребят в семье.

Можно сделать вывод, что работа по экологическому воспитанию в ДОУ

должна осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми, которая осуществляется в процессе различных видов

деятельности;

- работа с родителями.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания

состоит в использовании разнообразных форм и методов работы с детьми.

- экологические занятия;

- экологические экскурсии;

- экологические кружки;

- экологические конкурсы;

- КВН, викторина, "Поле чудес";

- экологические акции;

- обсуждение и проигрывание ситуаций;

- лаборатория юного эколога;

- ведение календарей природы;

- экологические выставки;

- день (неделя) экологического творчества;

- экологические праздники;

- экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование

- экологические сказки; и т.д.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста необходимо строить

на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в

ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать

трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость,

любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства. Знания о

природе должны быть построены на конкретном материале, которой

доступен наблюдению детей.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного

подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером

демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере

своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной

деятельности.



В раздел образования