Автор: Мухаррямова Залия Рафаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №88"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
З.Р. Мухаррямова
г. Стерлитамак, 2018 г.
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Э. Успенский
Дети
дошкольного
возраста
еще
и
не
подозревают,
на
что
они
способны.
Вот
почему
необходимо
максимально использовать их тягу к
открытиям
для
развития
творческих
способностей
в
изобразительной
деятельности,
эмоциональность,
непосредственность,
умение
удивляться
всему
новому
и
неожиданному. Рисование, пожалуй,
самое любимое
и
доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже
рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты,
предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять,
уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-
то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или
повесить на стену и любоваться.
Чем
больше
ребенок
знает
вариантов
получения
изображения
нетрадиционной
техники
рисования,
тем
больше
у
него
возможностей
передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка
память, мышление, фантазия и воображение.
Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет
и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением
сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает.
Рисование является едва не самым интересным видом деятельности
дошкольников. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но как правило,
его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда
полностью
реализуются.
Создавая
условия,
побуждающие
ребенка
к
занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени
творческие наклонности.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие –
важнейшая
задача
педагогики
на
современном
этапе.
Если
в
детстве
не
научишься творчеству, не станешь самостоятельным, то откуда это умение
возьмется потом, когда подрастешь?
По словам М. Монтерея: «Процесс развития ребенка важно направлять
по творческому руслу – руслу созидания, самостоятельности, гибкости и
оригинальности мышления, чтобы, ребенок чувствовал себя тверже, чтобы
обогатил и украсил себя изнутри».
Само
понятие
«творчество»
определяется
как
деятельность,
в
результате
которой
человек
создает
новое,
оригинальное,
реализует
свой
замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения. Этот процесс
вызывает одновременно целый букет чувств: радость, удивление, гордость,
интерес к познанию новых свойств материалов. Частью любого творческого
процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках.
Способности – это индивидуально – психологические особенности,
отличающие
одного
человека
от
другого
и
имеющие
отношение
к
успешности
выполнения
какой
–
либо
деятельности
или
многих
деятельностей (Б.М. Теплов).
На
занятиях
по
изобразительной
деятельности
нетрадиционные
техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная
значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует
обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании,
материалах, их свойствах, способов действий с ними.
Применяя
нетрадиционные
способы
в
рисовании,
дети
получают
дополнительный ресурс для творческого самовыражения.
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает
еще
большой
толчок
к
развитию
воображения,
т в о р ч е с т в а ,
самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Ребенок
получает
возможность
отразить
свои
впечатления
от
окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью
разнообразных материалов в реальные формы, в результате чего создаются
живописные и графические изображения.
Кроме этого нетрадиционное рисование играет важную роль в общем
психическом
развитии
ребенка:
помогает
установить
творческий
и
эмоциональный контакт с ребенком, развить внимание, память и мышление.
Главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности:
ф о рм и р о ва н и е
у в е р е н н о с т и
в
с е бе ,
в
с во и х
с п о с о б н о с т я х ,
целенаправленность деятельности.
Таким
образом, нетрадиционные
техники
рисования
помогают
почувствовать
себя
свободным, увидеть
и
передать
на
бумаге
то,
что
обычными
средствами
сделать
труднее.
А
главное,
они
дают
детям
возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то
нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Список литературы:
1.
Венгер,
Л.А. Воспитание
сенсорной
культуры
ребенка
/Л.
А.
Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: «Просвещение», 2015.
2.
Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и
развить
творческие
способности
ребенка.
-
СПб.:
Речь;
М.:
Сфера,2011.
3.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.:
Сфера, 2011.