ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Автор: Шушкова Людмила Леонтьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ № 17 Населённый пункт: село Новостройка, Приморский край Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным
отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает
интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс
привлекательным на протяжении всего периода обучения?
За внешне одинаковыми проявлениями отсутствия положительной мотивации к
учению часто оказываются совершенно разные причины этого, и они индивидуальны
для каждого ребенка. За внешне высоким уровнем отношения к учению могут
скрываться мотивы только личного преуспевания, а за внешне низким - могут стоять
большая требовательность к себе, критичность. Понимание этого помогает находить
подход к каждому ребенку.
Выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников: широкий
познавательный мотив , то есть направленность на усвоение новых знаний, который
характерен для младшего школьника,
учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания
знаний, соответствующий подростковому возрасту,
мотив самообразования, этот зрелый познавательный мотив должен проявляться в
старшем школьном возрасте.
В педагогической литературе определяются три основных источника формирования
положительных познавательных мотивов деятельности:
Содержание учебного материала
Характер и уровень учебно-познавательной деятельности
Отношение учителя с учащимися.
Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного
материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может
быть мотивировано только при выполнении следующих условий:
учитывать характер потребностей учащихся;
быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;
опираться на прошлые знания, нести новую информацию;
направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего
мира, овладение методами этого познания.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в
процессе учебной
деятельности.
Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у
учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация,
её нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или
темы программы должно состоять из трех основных этапов, которые, исходя из их
назначения, можно назвать так:
1.
мотивационный;
2.
операционально-познавательный;
3.
рефлексивно-оценочный.
На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучить
данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы успешно
решить основную учебную задачу. Этот этап обычно состоит из нескольких учебных
действий.
На уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для
некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты
совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в
учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Такими
приемами являются:
1.
Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет
изучения предстоящей темы программы. Она может быть создана разными
способами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на
основе изучения данной темы;
б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической
значимости предстоящей темы (раздела) программы.
в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
г) выполнение практической работы, которая завершается постановкой
проблемного вопроса.
2.
Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится как итог
обсуждения проблемной ситуации.
Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою
деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может
возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход
этот процесс, дающей ему направление» . Поэтому, важное условие организации
учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и
принятию учебных задач.
3.
Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по
изучению темы.
После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся, намечается и
обсуждается план предстоящей работы. Необходимо сообщить время, отпущенное на
изучение темы, а также, что нужно знать и уметь для её изучения. Этим создается
установка на необходимость подготовки к изучению материала. А некоторые учащиеся
могут дать самооценку своим возможностям по изучению темы, указать, какой
материал они повторят и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
Весь этот этап изучения темы очень важен для становления мотивации учебной
деятельности учащихся. Поэтому нежелательно говорить: "Сегодня мы приступаем к
изучению темы...", и сразу переходить к изучению нового материала. Такая "экономия
времени" отрицательно сказывается на всем характере учебной деятельности
учащихся.
На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы
программы и овладевают необходимыми учебными действиями. Роль этого этапа в
становлении мотивации учебной деятельности зависит от того, будет ли учащимся
понятна необходимость содержания, всех учебных действий для решения основной
учебной задачи. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит деятельностный
метод обучения, который реализуется в развивающих образовательных программах.
Суть его состоит с том, учащиеся сами открывают каждое новое знание, обучение
ведется в «зоне ближайшего развития» каждого ученика. Основным содержанием
такого этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а также изучение
построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает творческий,
исследовательский характер.
Изучение темы завершается рефлексивно-оценочным этапом. На этом этапе
учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее,
сравнивая результаты с поставленными учебными задачами. Подведение итогов
изучения пройденного раздела нужно организовать так, чтобы учащиеся могли
испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания
нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание
таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в
упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой
мотивации учебной деятельности.
Так, полезно использовать задания типа: «Составьте вопросы или задания, по которым
можно проверить уровень усвоения изученной темы». Для сильных учащихся такое
задание: «Напишите основные вопросы, пройденные нами в данной теме, и рядом
пометьте, как вы этот материал усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или слабо
усвоили». Для менее способных учащихся можно часть вопросов дать, а их задача
отметить уровень усвоения материала.
Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали уровень усвоения
программного материала каждым учеником, но и использовались для побуждения его к
дальнейшей работе.
Формирование мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой
деятельности. Иными словами, если ученик не включен в деятельность, то
соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая
мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать
действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, то можно ожидать, что у
него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.
Большую роль в формировании мотивации учения играют различные
формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся,
от особенностей класса и учителя.
Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в
работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно
выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть
работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу
групп. С этой целью полезно выполнять ряд действий:
Определить участников групп, обязанности и права каждого члена.
Объяснить, зачем и почему они будут что-то делать все вместе и в отдельности.
Поставить конкретные цели, которые должны быть всем понятны и приняты
ими.
Выявить предмет деятельности.
Продумать способ решения задачи: репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский методы работы.
Определить правила совместной работы и меры воздействия за их нарушение.
Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные
условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы,
которые оказывают большое влияние на формирование мотивации.
Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации
учебной деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы ученика был
качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов,
продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков.
Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное
место. Особенно это важно помнить в период безотметочного обучения .
Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с
учащимися . Основное направление деятельности учителя в данном случае
заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе учения,
обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению
к учащимся педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель
ожидает от каждого ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и
верит в их способности. Но проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в
тоже время показывает недостатки в развитии личности, а не только его достижения.
И, конечно, учитель сам должен быть личностью с ярко выраженным интересом к
своей деятельности, любви к педагогической профессии, тогда он может
воздействовать на своих учеников и собственным примером.
Итак, путей формирования положительной мотивации учебной деятельности
несколько. И для становления мотивации важно использовать не один путь, а все пути
в определенной системе, потому что ни один из них не может играть решающей роли
для всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может
им не быть. А в комплексе все пути достаточно эффективное средство формирования
мотивации учения у школьников.
В младшем школьном возрасте имеются свои положительные и отрицательные
стороны мотивации учения, которые необходимо учитывать при организации
образовательного процесса.
При формировании мотивации учения нужно использовать общее положительное
отношение ребенка к школе, широту его интересов, любознательность, а также
непосредственность, доверчивость младших школьников, их веру в авторитет учителя
и готовность выполнять любые его задания. Однако нужно учитывать, что интересы
младших школьников неустойчивы, сами по себе долго не поддерживают учебную
деятельность, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать. Кроме
того, интересы ориентируются не на способы учебной деятельности, а на результат
учения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует интерес к
преодолению трудностей в учебной работе.
В своей деятельности учителю начальных классов нужно не только учитывать
основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать
различные приемы и методы стимулирования учащихся. Условно их можно разделить
на четыре группы:
Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание
ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание)
Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск
альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий
«на смекалку», создание проблемных ситуаций)
Волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований,
самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных
результатах обучения, рефлексия поведения ).
Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества,
взаимопроверка
Виды и приемы работы по формированию учебной мотивации
Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за
развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям:
1.
Сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности;
2.
Стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении
вопросов;
3.
Стремление выяснить непонятное;
4.
Активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа);
5.
Дополнения, исправления ответов товарищей;
6.
Задавание вопросов учителям и товарищам;
7.
Адекватность реакций на успех, на неудачу;
8.
Улучшение успеваемости по предмету;
Результаты наблюдений необходимо фиксировать в дневниках, это позволит
отслеживать их динамику и планировать дальнейшую работу.
К концу начальной школы возможно общее снижение мотивации учения. В этот
период угасает общее положительное отношение к школе, потому что оно уже
удовлетворено. Пребывание в школе само по себе теряет для ученика
непосредственную эмоциональную привлекательность, он к этому привыкает. Но если
у учащихся в начальный период обучения развивается интерес к самому содержанию
учения, к способам добывания знаний, т.е. формируется учебно-познавательный
мотив, то снижения мотивации учения к концу начальной школы можно избежать.
Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю
школу. Формирование этого нового уровня мотивации составляет резерв воспитания
положительного отношения к учению в данном возрасте.
Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к
учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие
интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать причиной
накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к учебной деятельности.
Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в
начальной школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в младшем
школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного
отношения к учению . Отсюда очень важно, чтобы ученик уже в начальных классах
осознавал мотивы учения, так как от этого зависит проявление его интеллектуальной и
волевой активности, формирование его отношения к учебному процессу в целом.
Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально-
действующими, нужно
вести работу по их формированию .
Поэтому целью работы является: формирование внутренних мотивов учения
(познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной
деятельности и зависящих от содержания и форм обучения.
Работая над формированием положительной мотивации учения, ставятся
следующие задачи:
1. Организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в
учении и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе.
2. Активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное
время.
3. Проследить, какие при этом произойдут изменения в структуре мотивации,
стараться повысить удельный вес внутренних мотивов.
Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию
внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается
безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят
исполнители готовых конструкций, лишенных стремления к поиску.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения,
желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность
учебного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Для учеников начальных классов очень важно сознательное усвоение знаний.
Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения
видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы
школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим.
Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их
учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов необходимо начинать с
исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование,
беседыс детьми и их родителями. Между учителем и учеником должен быть
установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.
В работе важно создать такие условия, при которых дети чувствуют, что учением
можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной
деятельности.
Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной
деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:
– создание условий для возникновения проблемных ситуаций;
– выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;
– подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на
чувственное восприятие, с использованием ИКТ;
– подача учебного материала в игровой форме через сказочного посредника;
– использование театрализованной наглядности на уроках и на внеклассных
мероприятиях
– создание ситуации успеха через выполнение заданий;
– соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;
– разнообразие самих форм обучения и воспитания – это уроки-путешествия,
интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с
элементами творчества, проектная деятельность, экологические марафоны, игровые
программы, выставки, детские научно-практические конференции, экскурсии заочные
и настоящие по городам России
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и
целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших
школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-
викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты
творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность,
внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование
и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования
мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Необходимо использовать следующие приемы работы:
1. Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя
прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина
«Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции
прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как
удивительное.
2. Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из
рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в
ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из
них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в
течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём
«Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы
начать с неё следующее занятие. При сообщении темы урока и его цели хорошо
использовать приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких
произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке.
Обоснуйте свой ответ: «Карлик Нос», «Беляночка и Розочка», «Кот в сапогах». Для
создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно
использовать игровой момент «Да-нет». «Я задумала персонаж детской сказки,
который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?» Ученики пытаются
найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами
«да» и «нет».
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых
ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных
приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При
включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности
резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке
знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно
использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке
немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем
необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей
фишки (они выбирают сами): красные — это «гости», жёлтые — это «хозяева».
«Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на
карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем
приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. Детям эта игра
нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях.
Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и
способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.
Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей
богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр
заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Какой звук чаще
всего слышим?» «Кто точнее?» «Что из чего сделано?» Для развития аналитико-
синтетических умений используются игры «Найди лишнее число», «Найди лишний
текст» и др.
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки,
раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа
быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных
упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия
выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях используется приём
«Привлекательная цель». На уроке математики во 2-м классе «Сложение и
вычитание двузначных чисел в пределах 100» одна из задач, решаемых на уроке, —
отработка навыков сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через
десяток в пределах 100. Детям же была поставлена цель: помочь Алёше Поповичу
восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли
русской.
В этом же случае можно дать ученикам возможность соревноваться, выполняя по
очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое
последующее действие зависит от предыдущего.
Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя
для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную
наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного
интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий,
форму подачи материала:
«Найди лишнее число в каждом ряду»,
«Зачеркни его»,
«Оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания»,
«Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,
«Запиши его».
Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им
решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с
практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через
практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь
класса, средний возраст членов семьи.
Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить
ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и
сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания.
Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса
противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и
решению.
В разработанные уроки и внеклассные мероприятия необходимо включать загадки,
пословицы, народные игры, которые вызывают у ребят положительный
эмоциональный настрой.
Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во
время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т.
е. организованно переводить учащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя).
Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит
2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния,
сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются
соответствующие виды учебной работы, например:
— Работа в парах, задать друг другу вопросы
— Игры на внимание
— Провести небольшую беседу
У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень
напряжённости при выполнении учебных заданий.
На современном этапе развития начального образования большое внимание уделяется
учёту психологических и личностных характеристик школьника, изменяются и цели
контролирующей и оценочной функции учителя. Педагогическое значение этой
деятельности таково:
— У учащихся развивается объективный взгляд на собственную деятельность и её
результаты;
— Воспитываются самостоятельность и ответственность школьников;
— Формируются важнейшие компоненты учебной деятельности, как самоконтроль и
самооценка. Активная позиция школьника в процессе обучения, учебно-
познавательная мотивация должны распространяться и на контролирующую
деятельность. Особенностью этой деятельности является следующее:
1. Замена жесткого «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так
думаешь, давай послушаем других».
2. Право учащегося на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на
отстаивание своего мнения.
Для развития способности детей сравнивать свой ответ с другими, находить более
верное решение учебной задачи используем такой прием: детям предлагаем выбрать
сигнал ответа:
— Красный круг – сомневаюсь, прошу помощи, могу ошибиться;
— Синий квадрат – могу доказать.
Очень важно, чтобы ребенок не только активно, с интересом работал на уроке, но и
видел плоды своего труда и мог их оценить. Ведь рефлексия в развитии личности
играет значительную роль в формировании положительной мотивации на учение.
Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не
только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.
Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой
степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым
условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и
сохранения здоровья ребенка.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и
определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно
приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к
совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной
деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели
обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному
предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить
качественные показатели познавательных процессов.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее,
если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы,
приёмы и методы и будут учитывать следующие факторы, влияющие на
формирование учебной мотивации:
Ситуация успеха
Эмоциональная атмосфера
Сказкотерапия
Дифференцированный подход
Разнообразные приемы работы