Автор: Воробьева Галина Виктровна
Должность: учитель химии и экологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Октябрьский Городок"
Населённый пункт: Саратовская область, Татищевский район
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность учащихся как одна из форм работы с одарёнными детьми
Раздел: полное образование
Исследовательская деятельность учащихся
как одна из форм работы с одарёнными детьми
МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»
учитель химии и экологии Воробьева Галина Викторовна
«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой
маленькой поисковой исследовательской работе».
А.Н. Колмогоров
Обучение и воспитание составляют единый педагогический процесс,
обеспечивающий
формирование
и
всестороннее
развитие
личности
учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются
лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока
с
целенаправленным
воздействием
на
учащегося
во
внеурочное
время,
поэтому внеурочная деятельность справедливо рассматриваются как важная
составная часть работы каждого учителя - предметника.
Внеурочная
деятельность
включена
в
Новые
образовательные
стандарты. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй
половине
дня.
В
новом
ФГОС
конкретизировано
соотношение
между
образованием
и
воспитанием:
воспитание
рассматривается
как
миссия
образования,
как
ценностно-ориентированный
процесс.
Оно
должно
охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности:
учебную и внеурочную.
Основными
целями
внеурочной
деятельности
по
ФГОС
являются
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе
социального
опыта
и
формирования
принимаемой
обществом
системы
ценностей,
создание
условий
для
многогранного
развития
и
социализации
каждого
учащегося,
создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных
интересов
учащихся
в
свободное
время,
развитие
здоровой,
творчески
растущей
личности
с
сформированной
гражданской
ответственностью
и
правовым
самосознанием,
подготовленной
к
жизнедеятельности
в
новых
условиях,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.
Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у
школьников значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не
имеют четких представлений даже о самом предмете химии, об основных
понятиях и законах, плохо усвоили химическую символику, не умеют решать
стандартные задачи. Даже подготовленные ученики не понимают логической
связи между отдельными химическими явлениями.
Международные
исследования
оценки
образовательных
достижений
PISA (ProgrammeforInternationalStudentAssessment) выявили, что российские
школьники чаще всего испытывают затруднения при выполнении практико-
ориентированных заданий, не умеют применять теоретические знания для
решения поставленных задач, демонстрируют слабую подготовленность к
жизни и деятельности.
Федеральные
стандарты
второго
поколения
делают
акцент
на
деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть
автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель,
искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и
ответственности
за
него,
максимально
использовать
свои
способности.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма
знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить
самостоятельно, на основе полученного материала.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской
и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся
погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду
знаний,
стремление
к
открытиям,
активному
умственному
труду
самопознанию. Стремление к лидерству, всегда быть первым побуждает к
исследовательской деятельности.
С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им
предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти
решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования
и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма
обучения
позволяет
одаренному
ребенку,
продолжая
учиться
вместе
со
сверстниками
и
оставаясь
включенным
в
привычные
социальные
взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить
свои
ресурсы
в
области,
соответствующей
содержанию
его
одаренности.
Задача учителя вовремя увидеть и включить в работу такого ученика.
Исследовательская
деятельность
на
современном
этапе
одно
из
перспективных направлений работы учителя. Это один из способов не только
повышения
эффективности
учебного
процесса,
но
и
развития
исследовательских
умений
учащихся
и
формирование
их
ключевых
компетенций.
Безусловно,
исследовательская
деятельность
активизирует
творческий
потенциал
школьников,
помогает
им
лучше
справляться
с
требованиями программы, развивает у них логическое мышление, создает
внутренний
мотив
учебной
деятельности
в
целом.
Исследовательская
деятельность позволяет рассматривать профессиональные знания в контексте
общечеловеческих и придавать всей поступающей информации объективное
звучание.
Объективность
знаний
закрепляется
только
тогда,
когда
они
осмысливаются и превращаются в личностные ценности.
Исследовательская
деятельность
способствует
формированию
определённого
опыта
по
поиску
подходов
к
проблеме,
проигрыванию
ситуаций
в
уме,
прогнозированию
последствий
тех
или
иных
действий,
проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний
и умений.
Под
исследовательской
деятельностью
понимают
поисковую,
экспериментальную,
междисциплинарную,
проектную,
техническую,
творческую и другие работы.
Чаще всего успешность формирования и развития исследовательских
умений
связывается
с
углублённым
изучением
предмета
в
специальных
классах
или
группах,
что
не
всегда
возможно,
особенно
в
небольшой
сельской школе. Выходом из такого положения служит внеклассная работа,
которая позволяет работать с учащимися, не ограничиваясь рамками учебной
программы.
На
протяжении
уже
нескольких
лет
в
нашей
школе
работает
химический
кружок
«
Юные
исследователь».
Он
создан
по
инициативе
школьников,
которые
интересуются
предметом
и
для
которых,
знаний
полученных на уроке, недостаточно. Очень жаль, что в последние годы
уменьшилось количество часов химии и биологии в школе. Многие учащиеся
считают,
что
знания,
полученные
на
этих
предметах
очень
важны
для
дальнейшего образования. Некоторым они необходимы для поступления в
учебные заведения, поэтому количество учащихся, сдающих ЕГЭ по химии и
биологии с каждым годом увеличивается. Такой кружок дает учащимся не
только возможность заниматься исследовательской работой, но и позволяет
получить им дополнительные знания по предметам – химии, биологии и
экологии. Кружок «Юный исследователь» предусмотрен для учащихся 7-11
классов, его посещают 10 - 15 учеников.
Исследовательская работа на занятиях кружка проходит как в группах,
так
и
индивидуально.
На
первых
занятиях
кружка
ребята
знакомятся
с
особенностями
исследовательской
деятельностью,
её
этапами.
Затем
на
занятиях
кружка
проводим
мини
-
исследовательские
работы
по
химии,
биологии и экологии. Например, выращиваем кристаллы разными способами;
изучаем
отбеливатели,
эффективность
их
воздействия
на
загрязнения;
исследуем действие зубных паст на скорлупу куриного яйца, которая по
составу сходна с эмалью зуба; изучаем хроматографию; варим мыло; изучаем
флюоресценцию
у
животных
и
растений;
исследуем
декоративно-
лекарственные растения; выдвигаем проекты по озеленению школы и многое
другое.
Научившись
всем
тонкостям
исследовательской
деятельности,
учащиеся готовы выбрать тему, которая их заинтересовала. При выборе темы
исследования
учитываются
возрастные
и
индивидуальные
особенности
учащихся, их интересы, а также уровень их подготовки. Конечно, большое
значение
имеет
актуальность
темы,
новизна
и
ее
практическая
направленность.
Работа
выполняется
в
форме
проектов.
Как
и
любая
исследовательская деятельность, наша работа проводится в три этапа. На
первом
этапе
мы
делаем
теоретический
анализ
литературы
по
проблеме
исследования, ставим цели и задачи, определяем содержание, структуру и
методы работы. На втором этапе, как правило, учащиеся проводят само
исследование, в форме эксперимента, наблюдения, анализа литературы. Это
формирует их исследовательские умения, повышает компетенцию, развивает
творческие способности и расширяет кругозор. Кроме этого, способствует
развитию
личностных
качеств
учеников:
целеуст рем ленно сти,
настойчивости, трудолюбия, упорства и любознательности. На третьем этапе
проводится
анализ
исследований.
Учащиеся,
анализируя
полученные
результаты, учатся делать выводы, обобщать, систематизировать, объяснять
увиденное, одним словом создают «продукт исследования». Это может быть
презентация по выбранной теме, творческий отчёт, реферативная работа и т.д.
За
последние
годы
учащиеся
подготовили
и
защитили
не
один
исследовательский
проект:
«Оценка
загрязнения
природных
водоемов
с.
Октябрьский
Городок
методом биоиндикации»,
«Медовое
счастье»,
«Молочная река», «Вода основа жизни на Земле», «Содержание витамина С в
яблоках»,
«Радуга
красок»,
«и
другие.
Каждая
из
работ
содержит
практическую составляющую и экспериментальную часть, которую проводят
ученики исходя из возможностей кабинета химии. Все работы объединяют
три предмета: химию, биологию и экологию. Так, в ходе исследовательской
работы «Оценка загрязнения природных водоемов с. Октябрьский Городок
методом биоиндикации»для
определения
степени
загрязнения
атмосферы
зимой,
ребята
брали
пробы
воды
с
различных
участках
проводили
химические
пробы,
используя
общепринятые
методики.
Определяли
рН
среды
воды,
наличие
основных
катионов
и
анионов,
органолептические
данные.
Остальные
исследования
проводили
совместно
с
СГАУ
им.
Вавилова. Результаты оформлялись в виде диаграмм и таблиц.
В ходе исследовательской работы, помимо защиты своих проектов,
учащиеся
изготавливают
буклеты,
раздают
их
в
качестве
справочного
материала.
Результаты
своих
научно-исследовательских
работ
учащиеся
представляют
на
школьных,
районных
и
региональных
конференциях
и
конкурсах.
Все
работы
получили
призовые
места
на
конкурсах
разного
уровня.
И конечно же уделяю время и занимательным опытам. Учащиеся всегда
ждут их с нетерпением. Перед проведением ребята изучают инструкции по
технике
безопасности,
химизм
этих
опытов,
записывают
уравнения
химических реакций. Если их могут провести учащиеся, то они сами их
демонстрируют. Подбор занимательных опытов в приложении 2.
В
ходе
исследовательской
деятельности
учащиеся
приобщаются
к
пониманию
глобальных
экологических
проблем,
у
них
появляется
ответственность
за
состояние
окружающей
среды,
за
здоровье
людей,
усиливается
стремление
к
получению
теоретических
знаний
в
области
экологии,
биологии,
химии
и
других
наук,
способствующих
решению
экологических задач.
Важнейшее
условие
успеха
учебно-исследовательской
деятельности
школьников – использование межпредметных связей.
Использование
исследовательской
деятельности
на
уроках
и
во
внеурочное
время
наиболее
полно
раскрывает
потенциал
человеческих
возможностей, открывает и развивает у детей как интеллектуальные, так и
потенциальные
творческие
способности,
повышает
уровень
интереса
к
данному
предмету,
делает
жизнь
ребенка
увлекательной
и
полезной.
У
учащихся развивается творческое мышление, логика, смекалка. Они учатся
видеть
проблему,
анализировать
сложившуюся
ситуацию,
применять
полученные знания на практике.
Я
не
могу
сказать,
что
исследовательская
деятельность
решит
все
проблемы в образовательном процессе, но это эффективный вид работы,
позволяющий нашим ученикам владеть определенными знаниями, умениями
и навыками, необходимыми для жизни. Она раскрывает перед ними большие
перспективы в дальнейшей учебе и работе, делает конкурентоспособными.
Она учит ребят, прежде всего, жить.
Литература
1.
Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции и оценка их
сформированности //Химия в школе. – 2009. - № 6. Стр.21-24
2.
Белов П.С.. Из опыта формирования химических компетенций
учащихся // Химия в школе. – 2009. - № 10. Стр.25-28
3.
Гольбрайх З.Е. Практикум по неорганической химии (с основами
качественногополумикроанализа): Учебное пособие для студентов
вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. Школа, 1979
4.
Зеленская Е.А.. Организация исследовательской деятельности
учащихся во внеурочное время //Химия в школе. – 2009. - № 8.
Стр.55-59
5.
Потапова С.А. Окислительно-восстановительные реакции: –
учеб.пособие по химии для слушателей фак-та довузовской
подготовки. Саратов: изд-во СГТУ, 1997.
6.
Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся
по биологии. Методическое пособие. М.:Планета, 2010 (Уроки
мастерства)
7.
Шаламова М.М. Использование контекстных задач для оценивания
компетенций учащихся //Химия в школе. – 2009. - № 4. Стр.24-28