Автор: Корпунова Ельвина Рафиковна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Полянская СОШ" дошкольное отделение
Населённый пункт: Ленинградская область Выборгский район п.Каменка
Наименование материала: cтатья
Тема: "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИГР С ПЕСКОМ "ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное дошкольное
учреждение «Полянская СОШ» дошкольное отделение
Тема :
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИГР С
ПЕСКОМ «ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ»
Воспитатель :
Корпунова
Ельвина
Рафиковна
п
.
Поляны
2018
Содержание:
1.Введение
1.1. Выбор темы.
1.2. Вводная часть.
2. Теоретическая часть проекта.
2.3. Практическая часть.
2.4. Перечень игр.
2.5. Конспект занятия.
3. Итог.
3.1.Реализация образовательных областей ФГОС.
3.2. Подведение итогов .
4. Приложение.
4.1.Работа с родителями.
4.2.Фотографии.
Кто из нас в детстве не играл "в куличики"? Ведерко, формочки, совок - первое, что
мы приобретаем для ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в
песочнице. Это традиционные игры с песком.
Перед нами песок. Естественное желание - погрузить в него руки, ощутив прохладу;
пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук.
Приятные воспоминания охватывают нас: детство, море, солнце, ощущение
бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют нас, и нам хочется
поделиться ими. А рядом - ребенок. Он делает то же, что и мы. Его маленькие ручки
только что соприкоснулись с уникальностью мироздания, вечностью. Он стоит на
пороге открытия. Мы вместе с детьми делаем самые важные шаги по дороге
познания. А игры с песком помогут нам в этом.
Как известно игра – ведущая роль деятельности ребенка, посредством которой он
органично развивается. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности
ребенка. Она обладает почти неограниченными возможностями и способствует
развитию ребенка во всех аспектах. Они способствуют развитию тактильно-
кинетической чувствительности, мелкой моторики рук, позволяют успешно
развивать психические и познавательные процессы, благотворно влияют на
развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
В процессе игры и экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество
вопросов: «Почему? Зачем? Как? Что будет если? ». При этом взрослый – не
воспитатель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что
позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного
мозга, это расширяет возможности детей в познании окружающего мира. В этом
возрасте характерно наглядно-действенное и наглядно – образное мышление. Дети
«мыслят» руками: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют.
Познание окружающего мира основывается на самом близком для ребенка – игре. А
что может быть интереснее и ближе чем игры в песок?
С самого раннего возраста игры с песком помогают ребенку легче адаптироваться к
условиям дошкольного учреждения, поэтому ,работая с детьми раннего возраста, я
решила проблему адаптации детей - приобрести песочницу, чтобы облегчить
пребывание ребенка в детском саду.
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека
своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, легким
и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Песок – обычный,
повседневный и в тоже время необыкновенно приятный материал, состоящий из
мелких крупинок, при соединении образует любимую детьми песочную массу. Когда
мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде,
рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает
качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных
композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь
невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык
строго оценивать себя.
В ходе игр с песком дети ненавязчиво знакомятся с его свойствами: сыпучесть,
способность пропускать воду, держать форму.
Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий,
освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной
психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального
состояния ребенка.
Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:
- развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, что ведет к развитию
интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).
- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и
работать самостоятельно.
- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-
практическая деятельность.
- А главное, песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к
положительному результату в работе с «особыми» детьми.
Основные принципы игр на песке
1.Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя
комфортно и защищённо , проявляя творческую активность.
Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; взрослый
формулирует инструкцию к играм в обычной и в сказочной форме; исключается
негативная оценка действий, идей и результатов ребенка, поощряется фантазия и
творческий подход.
2. «Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную
мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3.Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями
сказочных игр.
На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в
реальное, и наоборот. Например, оказавшись в роли спасателя принцессы, ребенок
не просто предлагает выход из ситуации, но реально разыгрывает ее на песке с
помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или
ошибочности выбранного пути.
Практическая часть:
Что нужно для игры в песок?
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола -
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Для игр с песком понадобится:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его размер - 50x70x8 сантиметров.
Внутренняя поверхность ящика (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой
цвет. Таким образом, дно ящика будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок ( прокаленный в духовом шкафу). Он не должен быть
слишком крупным или слишком мелким.
3. "Коллекция" миниатюрных фигурок. В набор игрушек могут войти:
- человеческие персонажи
- здания: дома, школы, замки
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.
- машины: сухопутные, водные, космические, боевые.
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.
- постройки: мосты, ограды, ворота, загоны для скота.
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, и пр.
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с
сокровищами» драгоценности и др.
- сказочные герои: злые и добры
- живая зелень и пр.
- домашняя утварь
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры
(круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
В младшем дошкольном возрасте детей начинаем знакомить с самыми простыми
играми с песком, которые направлены на развитие мелкой моторики рук и
тактильно-кинестетической чувствительности. Это разогревающие упражнения:
Игра: « Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Воспитатель просит по-разному «поздороваться с песком», то есть
различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем
всеми пальцами одновременно;
• легко с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в
песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой
захотел поздороваться один из обитателей песка».
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «теплый — холодный»,
«мокрый -сухой», «колючий- шершавый» , «мягкий-твердый» и т.д.
Игра: «Песочный дождик».
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть
песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.
Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на
ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками,
взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем
они меняются ролями.
Игра :«Песочный ветер».
Цель: формировать умение управлять вдохом-выдохом.
Оборудование: Песочница, трубочки для коктейля.
Ход игры: Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям
постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям,
подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать
углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать
одноразовые трубочки для коктейля.
При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Игра: «Идут медвежата».
Ход игры: «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает
на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,
двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными пальцами рук делает поверхность
песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком
руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы,
придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие
следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем
песочной страны).
Игра « Я пеку, пеку»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки,
тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в
них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и
руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок
"угощает" пирожками маму, папу, кукол.
Игра « Угадай на ощупь»
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Малыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача
ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь
ролями.
Благодаря играм с песком дети легко заучивают программные четверостишия.
Игра «Флажок»
Цель: развитие мелкой моторики, внимания,памяти.
Рассказать с детьми стихотворение Агнии Барто « Флажок». Предложить детям
нарисовать флажок. Можно нарисовать много флажков.
Горит на солнышке флажок
Как будто я огонь зажег.
Игра «Цыплята».
Цель:развитие логического мышления,памяти ,художественных навыков.
Рассказать стихотворение В. Берестова « Цыплята».
Куда-Куда? Куд- куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд - куда вас понесло?
Беседа. Кто как кричит? Что умеют делать цыплята?
Предложить детям нарисовать двух цыплят, сначала рисуем большой кружок, а
сверху маленький туловище и голова. Теперь рисуем ноги, клюв, хвостик.
Можно поиграть в игру « Назови ласково»
Например: курица – курочка, гусь – гусёнок, петух –петушок.
Игра«Котик и козлик»
Рассказать и выучить с детьми стишок В. Жуковского « Котик и козлик».
Там котик усатый,
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
Рисуем с детьми сначала котика, а потом козлика. Можно детям задавать
вопросы: Чем они похожи? Чем отличаются? Как рисовать котика: нарисовать овал
большой, затем сверху круг – это туловище и голова. Теперь рисуем лапки и хвост. А
козлика размером побольше – с длинными рогами, маленьким хвостиком.
Игра «Мышка»
Загадать загадку.
Живёт в норке, грызёт корки.
Не большие ножки, боится кошки.
Рисуем мышку. Туловище у мышки овальное, головка вытянутая, длинный хвост.
Можно придумать, слова похожи по звучанию на слово «мышка»
(книжка, шишка, мишка)
Игра «Жук»
Прочитать детям стихотворение
- Жук, жук пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу, жу, жу
Я на дереве сижу
-Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу
Я летаю и кружу.
Напомнить, как рисовать жука. Тело у жука овальное, крылышки сложены, как два
полукруга, нарисовать маленькую головку, а теперь дорисуем много лапок.
Поговорить с детьми, где можно увидеть жука?
Игра«Солнышко».
Цель:обогащение словарного запаса.
Выучить с детьми считалку. Нарисовать солнышко и семь лучиков.
Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать-
Раз,два,три,четыре,пять.
Можно провести беседу, назови похожие слова на слово «солнце».
Например: Солнечный, солнышко, солнечная, подсолнух. Или на что похоже
солнышко?
Игра «Осьминог».
Прочитать стих Г. Сапгира
Восемь ног у осьминога
Говорит улитка:
- Много!
Восемь ног ему зачем?
Я б запуталась совсем!
На подносе с песком рисуем осьминога. Для этого сначала нарисуем круг, потом
немного стираем низ и выравниваем верхнюю часть, получится шапочка, и рисуем
длинные щупальца.
Можно провести беседу. Где живёт осьминог? А кто ещё живёт в море?
Запоминаем с детьми морских обитателей: рыба, медуза, краб, кальмар, морская
звезда.
Для развития математических знаний у младших дошкольников использую
следующие игры с песком.
«Найди и назови».
(геометрические фигуры по описанию).
«Выложи по образцу»
(узоры из камней, пуговиц , пробок и пр.)
Конструирование фигур из счетных палочек.
Игра «Цветные заборчики»
Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.
Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых),
миниатюрные фигурки.
Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый
просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета.
Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно
предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек
барельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал
взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и
ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми
формочками без предварительного их ощупывания.
Игра «Песочный круг»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его
различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.
Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он
производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о
каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Для старших дошкольников игра усложняется.
Игра «Песочные строители»
Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и
зрительной памяти.
Ход игры:
Педагог: Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для
начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом.
Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только
прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям
песочницы.
В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай
отпечаток.
Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей
песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества
персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану. .
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы
рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами
освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики,
лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо
продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную
инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной
последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и
пр.
Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие
узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В
верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Игра « Узоры на песке».
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации,
воображения.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно
использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут
только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только
птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на
указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку
«Кто, куда, зачем и что случилось?».
На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка
графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх,
удивление.
Художественное творчество также развивается с помощью игр с песком. Ребята
учатся изображать на песке с помощью кисти сначала несложные элементы , далее
сюжеты сказок. Вот пример:
Я предлагаю окунуться в сказку. Давайте попробуем нарисовать сюжет всем
хорошо известной русской народной сказки «Колобок».
А начну я свою работу с того, что затонирую поверхность тонким слоем песка.
Затем, используя расчёску, нарисуем домик, в котором живут дедушка и бабушка.
Дорисовываем мизинчиком крышу, окно, забор.
При помощи кисточки нарисуем дорожку, по которой непослушный Колобок
укатился в лес.
Ну, а где же сам герой сказки? Нарисуем Колобка с помощью кулачка.
При желании, можно дорисовать Колобку носик, глаза, ротик.
Посмотрите, как здорово получилось! Настоящие «песочные художники»!
Открытое занятие. «Солнечная сказка на песке».
Цели занятия:
1. Гармонизация психоэмоционального состояния детей.
2. Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.
3. Активизация словарного запаса.
Оборудование:
Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке,
песочные формочки в виде цветочков, небольшие игрушки.
Участники: дети 3-4 лет.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям картонную фигурку солнышка.
-Ребята, посмотрите, кто это к вам в гости пришел? (Солнышко)
- Правильно, и оно хочет пригласить вас с собой в путешествие. Готовы? (Да)
- Тогда – в путь!
Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице. Солнышко прикрепляется на
стену рядом с песочницей.
- Посмотрите - этот песок не простой, он волшебный и может чувствовать
прикосновения, говорить. Песочек может показать детям много интересных игр и
сказок. Но сначала давайте вспомним, как нужно правильно играть с песочком.
-Нельзя брать песок в рот- можешь подавиться!
-Нельзя бросать песок в лицо- можешь повредить глаза!
- Нельзя вдыхать песок- будет трудно дышать!
-После игры с песком -убери за собой и помой руки!
- А сейчас положите ладошки на песок. Давайте его погладим ладошкой, затем
ладошку перевернем. Какой песок?
- Теплый или прохладный?
- Шершавый или гладкий?
- Сухой или мокрый?
- Мягкий или твёрдый?
- Песок прохладный, шершавый, сухой, мягкий.
-Давайте поздороваемся с нашим другом-песочком.
-Здравствуй, песок!
- Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давайте его
развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой.
А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки
побежали по песку пальчиками.
-Давайте его потрем между ладонями.
- Давайте его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и
отпустим. Еще разок.
- А теперь, послушайте сказку:
Утром солнышко проснулось, Сладко – сладко потянулось. И, откинув одеяло, С
нами в сказку пошагало.
Воспитатель предлагает детям сделать солнышко на песке. Кладёт ладошку ребёнка
на песок, поворачивает её по кругу, оставляя отпечаток. Ребёнок поворачивается
вслед за ладошкой. Получилось солнышко.
– Давайте нарисуем глазки солнышку, нос, рот-улыбку.
-Получилось у нас солнышко? (да) .
- Какое солнышко у нас получилось?
Дети отвечают. (Доброе, лучистое, улыбчивое, песочное)
- Ребята, солнышко только проснулось, ещё не очень жарко, и лучики у солнышка
короткие, маленькие. Давайте погладим лучики пальчиками.
Дети прикасаются пальчиками к лучикам. Солнышко пригревает сильнее, и лучики
растут, становятся длинными, большими. Взрослый предлагает детям взять палочки
и нарисовать рядом с маленькими лучиками большие, длинные, продлевая
маленький лучик.
– Давай погладим пальчиком длинные лучики.
-Ой, посмотрите, на полянку прискакали зайчики. Они тоже рады солнышку.
Посмотрите, сколько у нас зайчиков: один или много? (много)
-Зайчики хотят поиграть с вами в прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся
в песок. После того, как я скажу: «Глазки открываем, поиск начинаем», вы должны
будете их найти в песке, раскапывая песок пальчиками.
Дети находят игрушки. Пока дети ищут игрушки- воспитатель наклеивает на
солнышко тучку.
-Молодцы, ребята, всех зайчиков отыскали. Зайчикам, очень понравилось играть с
вами, но им пора идти дальше. Давайте попрощаемся с ними.
- До свидания, зайчики.
- Ой, посмотрите, пока мы играли с зайчиками - наше солнышко спряталось за
тучку, сейчас польет дождик.
Каждому ребенку выдается леечка с водой. Дети поливают песок.
-Дождик, дождик лей веселей! Своих капель не жалей.
Для цветов, для полей и для маленьких детей.
-Какой теперь стал песок, сухой или влажный? (влажный)
Дождь покапал и прошел. Стало всем нам хорошо.
Солнце снова засветилось, засияло, заискрилось.
- После дождя, навстречу солнечным лучикам, свои лепестки протянули цветочки.
Воспитатель берёт пластмассовую формочку и лепит цветочек. Затем помогает
детям, сделать цветочки, объясняя, как правильно положить песочек в формочку,
постучать по ней, удаляя лишний песок и перевернуть, чтобы получился цветочек.
- Вот как много цветочков у нас получилось!
- Радуясь солнышку, к приветливым цветочкам прилетели бабочки. Они хотят
полакомиться сладким цветочным нектаром.
Воспитатель предлагает детям сделать бабочек. Он соединяет запястья рук ребёнка,
а кисти разводит в стороны, имитируя крылья. Бабочки летают, крыльями порхают,
радуются. Поднимая и опуская кисти рук ребенка, взрослый изображает полёт
бабочек.
– Отдохнули на цветочной полянке бабочки и полетели дальше, не забыв сказать
«Спасибо за угощение». Давай им помашем рукой и разгладим песочек. Ребята и
солнышку пора идти дальше. Давайте поблагодарим солнышко и песочек за сказку, и
сами тоже вернемся в группу. (Дети благодарят песочек и солнышко) .
В старшей и подготовительной группах игры с песком помогают решать такие
задачи ,как развитие фонематического слуха, коррекция звукопроизношения,
обогащение словарного запаса, обучение чтению и письму. Существует множество
таких игр .Вот одна из них :
Путешествия к звукам
Начнем с игры-сказки "Путешествие в страну "А".
Есть прекрасная страна - где принцессу зовут А, (Взрослый ставит в песочницу
фигурку, на которой приклеено изображение буква А).
В реке плещутся А-кулы (в песочнице создается река, и помещаются акулята из
коллекции "Киндер-сюрприза" на них тоже наклеена буква А).
А-исты в садах живут (в песочнице создается сад из веточек, и появляются птицы на
них также наклеена буква А).
А-пельсины и А-рбузы и А-кации цветут (в песочнице появляются растения, на
которых изображена буква А).
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей
В чьих названьях - А.
- Смелей! (произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный
акцент на звук А).
Для того чтобы начать игру взрослому нужно:
- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-10 штук),
- наклеить на них букву А,
- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей.
Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с
ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием.
Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная
мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной
работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками,
ребенок должен назвать не менее трех слов, в которых есть звук А. Важно помнить о
последовательности предъявления слов, содержащих звук, который мы
отрабатываем . Первыми предъявляются слова, содержащие звук в начале слова,
потом - в конце, потом - в середине. Причем, мы стараемся не брать слова, в которых
звук слышится не четко. Ребенку могут помочь вопросы. Например;
"Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон, и...?" "Посмотри
на другие фигурки, назови их. В каких именах и названиях ты услышал звук А?"
Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил
ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем . Он может играть с
каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Эта простая игра решает немало образовательных и психологических задач. И
главная из них развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и
вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой
формирования правильного звукопроизношения и правописания. В игре звук
выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним
интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его
друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый материал и формы его
подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на
первых порах должны облегчить процесс узнавания звука в словах. В дальнейшем,
мы усложняем задачу, убрав интонационные акценты и меняя сюжеты инструкций.
Так мы познакомим ребенка с множеством звуков.
Пока мы не вводили понятие "буква", хотя и использовали их в играх. Таким
образом, опираясь на слуховое, зрительное и тактильно-кинестетическое
восприятие, мы готовим ребенка к обучению чтению. Не оперируя пока понятием он
уже узнает буквы. И начинает, на первых порах неосознанно, соотносить звуки и их
графическое изображение. Это один из элементов опережающего обучения грамоте.
Таким образом, мы видим ,что игры с песком с самого раннего возраста помогают
детям . В младшем дошкольном возрасте благодаря этим играм решается очень
важная задача – адаптация детей к дошкольному учреждению . В дальнейшем игры
помогают решать те задачи, которые воспитатель ставит перед собой в процессе
обучения и развития своих воспитанников .
Игры с песком помогают реализовать все пять образовательных областей ФГОС :
Социально-коммуникативную
* Развитие активной речи детей в процессе познавательно-экспериментальной
деятельности
* Приобщение к правилам взаимоотношений со сверстниками
Познавательную
* Расширение представления о свойствах неживой природы – песка
* Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.
* Развитие любознательности в процессе наблюдений и практического
экспериментирования
Речевую
* Владение речью как средством общения и культуры;
* Обогащение активного словаря;
* Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
* Развитие речевого творчества;
* Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
* Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
* Формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте
Художественно-эстетическую
* Развитие творческой деятельности детей ( рисование на песке)
* Развитие воображения
* Развитие творчества и фантазии
Физическую
* Развитие двигательной и зрительной координации
* Развитие мелкой моторики обеих рук
* Соблюдение правил безопасности в играх с песком
* Формирование трудовых умений и навыков
ВЫВОДЫ :
Итак, мы можем подвести итог, что игры с песком способствуют развитию
предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие детей), развивают
тактильную чувствительность, такие игры учат детей владеть своими руками,
тренировать логику, умение получать удовольствие от совместной деятельности со
взрослыми… Наблюдая за играми детей, мы видим, как положительно влияет песок
на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и
самореализации ребёнка.
Дети учатся общаться с песком осторожно, не рассыпая. Путем
экспериментирования знакомятся со свойствами песка (состоит из песчинок,
рыхлый, мелкий, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, мокрый
темнее сухого и лепиться).
Учатся выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
При выполнении действий с песком пополняют словарный запас.
Учатся драматизировать сказки, используя настольный театр.
Родители получают информацию о разнообразии игр с песком.
Работа с родителями
:
Пополнение уголка детского экспериментирования.
Консультация: «Игры с песком. Это интересно!» Знакомство с разнообразием игр с
песком.
Консультация «Как играть дома с песком.»
Совместная деятельность детей и родителей «Песочные картинки».
Стендовая информация «Игры с песком».
Литература:
1.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по
песочной терапии.
2.
Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
3.
Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
4.
Рыжова Н. Игры с водой и песком.
5.
Смирнов Ю.И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб.,
1998.
6.
Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду.
7.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. М. :
Просвещение, 2009
8.
Мартынова А. Н. Потешки, считалки, небылицы .
9.
Интернет ресурсы.
ь