Автор: Владимирова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ дет.сад №8 Калининского района
Населённый пункт: Санкт - Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Гендерный подход в развитии игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Гендерный подход в образовании.
(Развитие игровой деятельности у детей дошкольного
возраста с учетом половой принадлежности)
Сегодня,
как
никогда,
актуальна
проблема
гендерного
воспитания
в
дошкольном образовании. Долгое время содержание воспитания и образования
в России было ориентировано не на мальчиков и девочек того или иного
возраста, а на усреднённые возрастные и психологические особенности детей.
Известно, что именно в сюжетной игре происходит становление гендерной
социализации дошкольников. В играх мальчиков и девочек
этого возраста
наблюдается, как общее, так и различное содержание ролевой игры. Для того
чтобы, игра стала эффективным средством развития и воспитания, необходимо
учитывать особенности игры мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в
семье.
В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются
разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только
физические (биологические ), но и психические гендерные различия.
Мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать
дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. У
девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от семьи и от
взрослых.
Поэтому
группа
сверстников
является
для
девочек
не
таким
значимым
фактором
социализации,
как
для
мальчиков,
которые
в
группе
подкрепляют свое представление о мужской доминантности. В группе мальчик
приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери.
Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады или триады, в
отличие от мальчиков , играющих в больших игровых группах.
К сожалению воспитатели и родители не всегда учитывают особенности
идентификации и социализации мальчиков и девочек. Поэтому очень важно :
1.
Сформировать у мальчиков адекватное представление о мужской
нравственной
твердости
,которая
выражается
в
таких
истинно
мужских
качествах как ответственность, умение преодолевать страх, надежность, умение
взять
на
себя
трудности
и
защитить
слабого.
Необходимо
дать
мальчикам
представление о том, как мужественность проявляется в семье и в различных
ситуациях вне семейного общения.
2.
Сформировать
у
девочек
адекватное
представление
о
женственности, которая проявляется в таких истинно женских качествах как
эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, заботливость,
готовность
прийти
на
помощь,
миролюбие
и
миротворчество(
неприятие
агрессии
как
способа
разрешения
конфликтных
ситуаций).Необходимо
девочкам дать представление о том, как женственность проявляется в семье и в
различных ситуациях вне семейного общения.
Таким образом , период активного развития сюжетно-ролевых и других
самодеятельных игр – это время самоопределения каждого ребенка в системе
полоролевых
стандартов
и
отношений.
Взрослые,
сознательно
или
бессознательно
обучают
ребенка
его
половой
роли.
В
соответствии
с
общепринятыми
традициями
ориентируют
его
в
том,
что
значит
быть
мальчиком или девочкой. Но родителям и педагогам следует очень деликатно
вмешиваться в отношения между детьми( девочками и мальчиками) , чтобы не
помешать полноценному и развёрнутому прохождению важного этапа развития
человека.
Следует отметить, что игровые интересы дошкольников определяются как
половой принадлежностью, так и социокультурной средой. В разных культурах
традиционно существует свой стиль мужского и женского поведения. Ребенок,
принадлежащий к определенной культуре, присваивает стиль своего пола в том
возрасте, когда он еще не отдает себе отчета, что же означает этот стиль.
Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на
социальные
роли
мужчин
и
женщин,
поэтому
девочки
в
свободных
играх
обустраивают дом, ухаживают за больными, ведут хозяйство и т.п., мальчикам
необходим простор для начала и развития игры. В играх мальчиков сильно
выражены соревновательные предпосылки, это зачастую приводит к спору,
конфликту, выяснению отношений и борьбе за лидерство.
Самодеятельные
игры
девочек
зарождаются
в
маленьких
«близких»
группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг
друга , взаимодействовать. При этом девочки более терпимы к исключениям из
правил и игровым нововведениям. Мальчики склонны нарушать существующие
правила
игры
и
самостоятельно
изобретать
новые,
более
подходящие
к
конкретной ситуации.
Игры
мальчиков
более
действенны
и
предметны,
сюжетами
своих
свободных игр они избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы,
спорт,
технику,
войну,
путешествия,
в
таких
играх
они
предпочитают
действовать, а не говорить. Самодеятельные игры девочек ориентированы на
использование
ближнего
зрения
и
обустройства
ближнего
пространства,
отгороженного ширмой или занавесом угла комнаты, накрытого скатертью или
покрывалом стола, являющегося уютным , привлекательным и комфортным.
Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, поэтому девочки
довольно охотно принимают приглашения мальчиков в совместную игру. Если
мальчики
и
девочки
объединяются
,
то
мальчики
обычно
очень
легко
захватывают
пальму
первенства
и
ведущие
роли.
Педагогам
и
родителям
следует иметь в виду, что даже самые активные девочки охотно уступают
мальчикам главные роли и право устанавливать игровые правила.
Следует отметить, что игровое общение с девочками вызывает некоторое
затруднение у мальчиков.
Мальчики и девочки могут меняться ролями. При этом мальчики научаются
заботиться о ком-либо, а девочки берут на себя мужские роли и учатся быть
ответственными
и
решительными.
Отмечено
,что
дети
имеющие
разноплановый
опыт
игрового
взаимодействия,
имеют
более
высокие
показатели развития интеллекта и воображения.
У большинства мальчиков( до 12 лет) более развито правое полушарие ,
обеспечивающее
склонность
к
творчеству,
конкретно-образному
характеру
познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных
и
музыкальных
образов,
форм
и
структуры
предметов,
за
сознательную
ориентацию
в
пространстве,
что
позволяет
мыслить
абстрактно,
формируя
понятия и образы. До поры до времени мальчику тяжелее облечь свою мысль в
форму грамматически правильно построенного высказывания. И в дошкольном
и в младшем школьном возрасте лучше развито пространственное , а не речевое
мышление.
У девочек лучше развит вербальный, связанный с речью, интеллект. У
большинства
девочек
(до
12
лет)
более
развито
левое
полушарие,
обеспечивающее
склонность
к
абстрагированию
и
обобщению,
словесно-
логический
характер
познавательных
процессов,
оперирующее
словами,
условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи , письма,
логического мышления.
Восприятие
мальчиков
и
девочек
сильно
различается
по
своим
физиологическим
характеристикам.
Мальчики
растут
медленнее,
позднее
начинают
говорить.
Они
заметно
уязвимее
физически
и
психически,
хуже
приспосабливаются
,
труднее
поддаются
воспитанию.
У
них
более
прогрессивный, требующий долгого развития мозг. Можно сказать, что девочки
запрограммированы
на
большую
устойчивость
к
разным
жизненным
ситуациям. Их отличают заметная выносливость и меньшая подверженность
вредным влияниям. В то же время в поведении мальчики куда более азартны и
настойчивы
,
чем
девочки.
Любознательны,
менее
пугливы
и
стремятся
осваивать новые территории.
Воспринимая информацию ,мальчики ориентируются в первую очередь на
ее смысл , а не на отношения между людьми. Девочки в группе обращают
внимание
,
прежде
всего
,на
то,
кто
и
как
к
кому
относится.
Разговор
используется
ими
для
установления
социальных
связей,
для
усиления
сплоченности группы и поддержания добрых отношений.
Игры
девочек
ориентированы
на
так
называемое
ближнее
зрение.
Ограниченное
пространство
для
игры
кажется
им
наиболее
удобным
и
комфортным. По той же причине девочки любят мелкие игрушки, вышивают,
вяжут, нанизывают бусы или бисер. Игры мальчиков опираются на дальнее
зрение. Поэтому мальчики бегают друг за другом, бросают предметы в цель,
используют все предоставленное им пространство. Если пространства мало в
горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную( забираются на
шкаф, лестницу и т.п.). Мальчикам для полноценного психического развития
требуется большее пространство , чем девочкам. Пространство, содержащее
предметы, представляющие интерес для мальчиков практически не ограничено,
поэтому они интересуются транспортом, техникой ,дальними странами.
Мальчик
охотно
выстроит
целый
город
со
сложными
транспортными
коммуникациями,и лишь в последнюю очередь задастся вопросом нужны ли в
нем жители. Девочка выстроит всего один дом, но зато со всеми деталями ,
важными для жизни , и непременно населит его жильцами.
Освоенное
пространство
по-разному
отражается
и
в
рисунках
детей.
Мальчики, рисуя окрестности своего дома , показывают больше дворов, улиц,
домов, чем девочки. Страницы альбомов мальчиков заполнены машинками и
военными
сражениями.
Девочки
заполняют
альбомы
принцессами
и
автопортретами.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
1.
Существуют значительные гендерные различия в выборе сюжетов
игры:
у
девочек
доминируют
бытовые
и
профессиональные
сюжеты,
у
мальчиков,
наряду
с
профессиональными,
представлены
приключенческие.
Фантастические сюжеты выбирают в равной степени и мальчики и девочки.
2.
Для создания ролевой позиции девочки чаще используют атрибуты
роли
(в
т.ч.
–
их
заместители)
и
образные
игрушки.
У
мальчиков,
чаще,
встречаются выразительные движения и предметы оперирования.
3.
Для игрового взаимодействия девочки значительно чаще мальчиков
используют
образные
игрушки,
однако
это
взаимодействие
носит
характер
партнерских отношений с куклой , либо режиссерской игры между куклами, в
то
время
как
у
мальчиков
идет
взаимодействие
через
куклу,
они
идентифицирует себя с куклой.
4.
В
игровом
взаимодействии
мальчиков
наблюдается
большее
количество конфликтов, чем в игре девочек (больше чем в три раза).
5.
При
построении
игрового
пространства
мальчики
гораздо
чаще
девочек прибегают к обозначению и моделированию места, пути и границ.
Девочки
отдают
предпочтение
реальному
пространству,
а
обозначение
используют как вспомогательный способ.
Источник :
Лыкова
Ирина
Александровна
«Играют
мальчики»
изд
–
во
Цветной мир, 2014;
Лыкова
Ирина
Александровна
«Играют
девочки»
изд
–
во
Цветной мир, 2014.