Напоминание

Гендерный подход в развитии игровой деятельности


Автор: Владимирова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ дет.сад №8 Калининского района
Населённый пункт: Санкт - Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Гендерный подход в развитии игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гендерный подход в образовании.

(Развитие игровой деятельности у детей дошкольного

возраста с учетом половой принадлежности)

Сегодня,

как

никогда,

актуальна

проблема

гендерного

воспитания

в

дошкольном образовании. Долгое время содержание воспитания и образования

в России было ориентировано не на мальчиков и девочек того или иного

возраста, а на усреднённые возрастные и психологические особенности детей.

Известно, что именно в сюжетной игре происходит становление гендерной

социализации дошкольников. В играх мальчиков и девочек

этого возраста

наблюдается, как общее, так и различное содержание ролевой игры. Для того

чтобы, игра стала эффективным средством развития и воспитания, необходимо

учитывать особенности игры мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в

семье.

В самодеятельных играх у детей разного пола отчетливо проявляются

разные стили и модели поведения, в которых находят свое выражение не только

физические (биологические ), но и психические гендерные различия.

Мальчики более рациональны и агрессивны, у них труднее сформировать

дисциплинированность, аккуратность, послушание, тщательность в работе. У

девочек проявляется большая, чем у мальчиков, зависимость от семьи и от

взрослых.

Поэтому

группа

сверстников

является

для

девочек

не

таким

значимым

фактором

социализации,

как

для

мальчиков,

которые

в

группе

подкрепляют свое представление о мужской доминантности. В группе мальчик

приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери.

Девочки тяготеют к более интимной дружбе, предпочитая диады или триады, в

отличие от мальчиков , играющих в больших игровых группах.

К сожалению воспитатели и родители не всегда учитывают особенности

идентификации и социализации мальчиков и девочек. Поэтому очень важно :

1.

Сформировать у мальчиков адекватное представление о мужской

нравственной

твердости

,которая

выражается

в

таких

истинно

мужских

качествах как ответственность, умение преодолевать страх, надежность, умение

взять

на

себя

трудности

и

защитить

слабого.

Необходимо

дать

мальчикам

представление о том, как мужественность проявляется в семье и в различных

ситуациях вне семейного общения.

2.

Сформировать

у

девочек

адекватное

представление

о

женственности, которая проявляется в таких истинно женских качествах как

эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, заботливость,

готовность

прийти

на

помощь,

миролюбие

и

миротворчество(

неприятие

агрессии

как

способа

разрешения

конфликтных

ситуаций).Необходимо

девочкам дать представление о том, как женственность проявляется в семье и в

различных ситуациях вне семейного общения.

Таким образом , период активного развития сюжетно-ролевых и других

самодеятельных игр – это время самоопределения каждого ребенка в системе

полоролевых

стандартов

и

отношений.

Взрослые,

сознательно

или

бессознательно

обучают

ребенка

его

половой

роли.

В

соответствии

с

общепринятыми

традициями

ориентируют

его

в

том,

что

значит

быть

мальчиком или девочкой. Но родителям и педагогам следует очень деликатно

вмешиваться в отношения между детьми( девочками и мальчиками) , чтобы не

помешать полноценному и развёрнутому прохождению важного этапа развития

человека.

Следует отметить, что игровые интересы дошкольников определяются как

половой принадлежностью, так и социокультурной средой. В разных культурах

традиционно существует свой стиль мужского и женского поведения. Ребенок,

принадлежащий к определенной культуре, присваивает стиль своего пола в том

возрасте, когда он еще не отдает себе отчета, что же означает этот стиль.

Сюжетно-ролевые игры детей отражают бытующий в обществе взгляд на

социальные

роли

мужчин

и

женщин,

поэтому

девочки

в

свободных

играх

обустраивают дом, ухаживают за больными, ведут хозяйство и т.п., мальчикам

необходим простор для начала и развития игры. В играх мальчиков сильно

выражены соревновательные предпосылки, это зачастую приводит к спору,

конфликту, выяснению отношений и борьбе за лидерство.

Самодеятельные

игры

девочек

зарождаются

в

маленьких

«близких»

группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг

друга , взаимодействовать. При этом девочки более терпимы к исключениям из

правил и игровым нововведениям. Мальчики склонны нарушать существующие

правила

игры

и

самостоятельно

изобретать

новые,

более

подходящие

к

конкретной ситуации.

Игры

мальчиков

более

действенны

и

предметны,

сюжетами

своих

свободных игр они избирают строительство, ремонтные и плотницкие работы,

спорт,

технику,

войну,

путешествия,

в

таких

играх

они

предпочитают

действовать, а не говорить. Самодеятельные игры девочек ориентированы на

использование

ближнего

зрения

и

обустройства

ближнего

пространства,

отгороженного ширмой или занавесом угла комнаты, накрытого скатертью или

покрывалом стола, являющегося уютным , привлекательным и комфортным.

Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, поэтому девочки

довольно охотно принимают приглашения мальчиков в совместную игру. Если

мальчики

и

девочки

объединяются

,

то

мальчики

обычно

очень

легко

захватывают

пальму

первенства

и

ведущие

роли.

Педагогам

и

родителям

следует иметь в виду, что даже самые активные девочки охотно уступают

мальчикам главные роли и право устанавливать игровые правила.

Следует отметить, что игровое общение с девочками вызывает некоторое

затруднение у мальчиков.

Мальчики и девочки могут меняться ролями. При этом мальчики научаются

заботиться о ком-либо, а девочки берут на себя мужские роли и учатся быть

ответственными

и

решительными.

Отмечено

,что

дети

имеющие

разноплановый

опыт

игрового

взаимодействия,

имеют

более

высокие

показатели развития интеллекта и воображения.

У большинства мальчиков( до 12 лет) более развито правое полушарие ,

обеспечивающее

склонность

к

творчеству,

конкретно-образному

характеру

познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных

и

музыкальных

образов,

форм

и

структуры

предметов,

за

сознательную

ориентацию

в

пространстве,

что

позволяет

мыслить

абстрактно,

формируя

понятия и образы. До поры до времени мальчику тяжелее облечь свою мысль в

форму грамматически правильно построенного высказывания. И в дошкольном

и в младшем школьном возрасте лучше развито пространственное , а не речевое

мышление.

У девочек лучше развит вербальный, связанный с речью, интеллект. У

большинства

девочек

(до

12

лет)

более

развито

левое

полушарие,

обеспечивающее

склонность

к

абстрагированию

и

обобщению,

словесно-

логический

характер

познавательных

процессов,

оперирующее

словами,

условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи , письма,

логического мышления.

Восприятие

мальчиков

и

девочек

сильно

различается

по

своим

физиологическим

характеристикам.

Мальчики

растут

медленнее,

позднее

начинают

говорить.

Они

заметно

уязвимее

физически

и

психически,

хуже

приспосабливаются

,

труднее

поддаются

воспитанию.

У

них

более

прогрессивный, требующий долгого развития мозг. Можно сказать, что девочки

запрограммированы

на

большую

устойчивость

к

разным

жизненным

ситуациям. Их отличают заметная выносливость и меньшая подверженность

вредным влияниям. В то же время в поведении мальчики куда более азартны и

настойчивы

,

чем

девочки.

Любознательны,

менее

пугливы

и

стремятся

осваивать новые территории.

Воспринимая информацию ,мальчики ориентируются в первую очередь на

ее смысл , а не на отношения между людьми. Девочки в группе обращают

внимание

,

прежде

всего

,на

то,

кто

и

как

к

кому

относится.

Разговор

используется

ими

для

установления

социальных

связей,

для

усиления

сплоченности группы и поддержания добрых отношений.

Игры

девочек

ориентированы

на

так

называемое

ближнее

зрение.

Ограниченное

пространство

для

игры

кажется

им

наиболее

удобным

и

комфортным. По той же причине девочки любят мелкие игрушки, вышивают,

вяжут, нанизывают бусы или бисер. Игры мальчиков опираются на дальнее

зрение. Поэтому мальчики бегают друг за другом, бросают предметы в цель,

используют все предоставленное им пространство. Если пространства мало в

горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную( забираются на

шкаф, лестницу и т.п.). Мальчикам для полноценного психического развития

требуется большее пространство , чем девочкам. Пространство, содержащее

предметы, представляющие интерес для мальчиков практически не ограничено,

поэтому они интересуются транспортом, техникой ,дальними странами.

Мальчик

охотно

выстроит

целый

город

со

сложными

транспортными

коммуникациями,и лишь в последнюю очередь задастся вопросом нужны ли в

нем жители. Девочка выстроит всего один дом, но зато со всеми деталями ,

важными для жизни , и непременно населит его жильцами.

Освоенное

пространство

по-разному

отражается

и

в

рисунках

детей.

Мальчики, рисуя окрестности своего дома , показывают больше дворов, улиц,

домов, чем девочки. Страницы альбомов мальчиков заполнены машинками и

военными

сражениями.

Девочки

заполняют

альбомы

принцессами

и

автопортретами.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1.

Существуют значительные гендерные различия в выборе сюжетов

игры:

у

девочек

доминируют

бытовые

и

профессиональные

сюжеты,

у

мальчиков,

наряду

с

профессиональными,

представлены

приключенческие.

Фантастические сюжеты выбирают в равной степени и мальчики и девочки.

2.

Для создания ролевой позиции девочки чаще используют атрибуты

роли

т.ч.

их

заместители)

и

образные

игрушки.

У

мальчиков,

чаще,

встречаются выразительные движения и предметы оперирования.

3.

Для игрового взаимодействия девочки значительно чаще мальчиков

используют

образные

игрушки,

однако

это

взаимодействие

носит

характер

партнерских отношений с куклой , либо режиссерской игры между куклами, в

то

время

как

у

мальчиков

идет

взаимодействие

через

куклу,

они

идентифицирует себя с куклой.

4.

В

игровом

взаимодействии

мальчиков

наблюдается

большее

количество конфликтов, чем в игре девочек (больше чем в три раза).

5.

При

построении

игрового

пространства

мальчики

гораздо

чаще

девочек прибегают к обозначению и моделированию места, пути и границ.

Девочки

отдают

предпочтение

реальному

пространству,

а

обозначение

используют как вспомогательный способ.

Источник :

Лыкова

Ирина

Александровна

«Играют

мальчики»

изд

во

Цветной мир, 2014;

Лыкова

Ирина

Александровна

«Играют

девочки»

изд

во

Цветной мир, 2014.



В раздел образования