Автор: Кривцова Анна Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ № 30 Населённый пункт: Егорьевк, д. Юрцово Наименование материала: методическая разработка Тема: Природа - воспитание души. Раздел: дошкольное образование
дошкольников.
В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды
особенно
актуальны.
Люди
еще
не
научились
осознанно
и
правильно
взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из
аспектов
решения
этих
вопросов
является
система
непрерывного
экологического образования. Она предусматривает развитие экологического
сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.
Слово
«экология»
в
переводе
с
греческого
означает
«дом»
непосредственное окружение человека. Экология — это общебиологическая
наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов как
между собой, так и с окружающей средой.
Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы
работы
в
детском
саду,
которая
стала
бы
интересным,
увлекательным
процессом для детей.
Цель экологического образования дошкольников – становление у детей
научно-познавательного,
эмоционально-нравственного,
практически-
деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи:
-
формирование
системы
элементарных
научных
экологических
знаний,
доступных пониманию ребенка – дошкольника.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного
и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы
и окружающему миру в целом.
- Формирование умений навыков наблюдений за природными объектами и
явлениями.
-
Формирование
первоначальной
системы
ценностных
ориентаций
(восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Становление первоначальных основ экологической культуры – это
накопление конкретных представлений о предметах и явлениях природы,
окружающих малышей, входящих в круг жизнедеятельности.
Этому способствует программа «Юный эколог», Николаевй С.Н. реализацию
которой мы начали с младшей группы.
Мы определили этапы работы над реализацией программы.
1.Изучили программу.
2.Пронализировали имеющиеся условия в детском саду.
3.Составили перспективный план ООД и циклы тематических наблюдений.
4.Созали экологически-ориентированную среду (уголок природы,
прогулочный участок, территория ДОУ). Подобрали дидактическое
оборудование для совместной деятельности с детьми по ознакомлению с
миром природы.
5.Изучили приемы и методы экологического воспитания детей, освоили
проектный метод.
6.Определили
в
календарном
плане
место
работы
по
экологическому
воспитанию
детей
в
режиме
дня:
ООД,
совместная
деятельность
на
прогулках, в первой и второй половине дня.
В возрасте трех лет дети должны научится различать и правильно называть
предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют,
должны познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того,
получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе
является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его
принципиального отличия от предмета (неживого объекта), формирования
элементарных
умений
правильного
взаимодействия
с
растениями
и
животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.
Поэтому мы даем детям основные понятия: растению на окне и на улице
нужна вода, свет, тепло; животным и птицам-корм, тепло и свет.
Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами,
наглядными
способами
функционирования
в
совершенно
определенных
условиях
–
это
и
есть
формирование
первоначальных
экологических
представлений, которые являются основой правильного отношения к живым
существам, правильного взаимодействия с ними. Такая деятельность должна
быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием
того, что говорит и делает воспитатель.
В
группе
мною
создан «Уголок
природы»,
где
размещены
комнатные
растения,
за
которыми
дети
ухаживают
(поливают,
протирают
листья),
составлен паспорт комнатных растений.
Календарь
природы
помогает
детям
различать
явления
природы,
Разнообразные
дидактические
игры
решают
различные
цели
и
задачи
в
познании
детей
интересного
мира
природы;
составлена
картотека
дидактиче ских
игр;
подобрана
литература,
иллюстрации
д л я
предварительной работы, беседы предшествующие дидактической игре. В
своей работе мы проводим такие игры как: «Кто где живет?» «Времена года»,
«Вершки-корешки»,
"Отгадай ягоды", «Чудесный мешочек».
Для того чтобы дошкольники получали больше впечатлений и приобретали
практический
опыт
взаимодействия
с
природой
отдельные
занятия
мы
проводим на природе (на участке или на территории детского сада).
1.
«Лесной уголок». Здесь растут разные деревья и кустарники: береза, ель,
клен,
сирень. Дети ими любуются. Здесь же наблюдаем за травянистыми
растениями.
Переходя
от
одного
дерева
к
другому,
дети
называют
их,
осматривают
ствол,
ветки,
почки.
Объясняю,
что
у
дерева
есть
корни,
которые находятся в земле. Дети учатся воспринимать растения как живые
существа, сочувствовать им, оберегать их целостность.
2. «Клумба»- украшение нашего сада. Растения цветут с весны до осени.
Дети наблюдают за цветами на клумбе, начиная с появления ростков и до
созревания
семян.
Во
время
цветения
рассматриваем
цветы,
обращаем
внимание на красоту, разнообразие.
Одним из важных средств ознакомления детей с окружающим миром
являются наблюдения. Они проводятся ежедневно. Наблюдения на прогулке
обогащают
представления
об
окружающем
мире,
формируют
доброжелательное
отношение
к
природе.
Мы
стимулируем
детскую
любознательность; учим детей видеть изменения в природе, самостоятельно
делать
элементарные
выводы.
Помним,
что
каждый
день
в
природе
неповторим!
Все
виды
наблюдений
требуют
руководства
со
стороны
педагога.
Мы
выделили общие требования ко всем видам наблюдений.
- Цель и задачу наблюдений ставим четко и конкретно. Задача всегда должна
иметь
познавательный
характер,
заставлять
ребенка
думать,
вспоминать,
искать ответ на поставленный вопрос.
-
В
организацию
наблюдений
стремимся
предусмотреть
системность,
обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируется более
полное, глубокое представление об окружающей природе.
-
Наблюдение
должно
способствовать
развитию
умственной
и
речевой
активности детей.
- Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание узнавать
о ней как можно больше.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений закрепляем , уточняем и
систематизируем
с
помощью
других
форм
и
методов
работы
(рассказ
воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календаря
природы, рассматривание альбомов о животных и растениях).
Используем современные технические средства, которые позволяет показать
природный объект в настоящих условиях (cмотрим видеофильмы о природе).
Для
развития экологической
культуры большую
роль
играет
сенсорный
опыт детей. При рассматривании объектов уточняем форму, цвет, размер,
запах. Весной наблюдаем за первыми весенними цветами: мать-и-мачехой,
весенними первоцветами. Учу находить, узнавать, правильно называть их.
Объясняю, что первые весенние цветы появляются на солнечных местах. Во
время летних прогулок начинается цикл наблюдений за растениями.
На участке детского сада, кроме клумбы с цветами, имеется небольшой
огород. Весной, вместе с детьми, вскапываем грядки, сажаем лук, редиску,
салат, картошку, огурцы. В течение всего лета, дети помогают поливать свои
посадки, помогают пропалывать сорняки. Дети с интересом наблюдают, как
из маленьких семян вырастают овощи.
В холодное время года высаживаем огород на подоконниках, лук, цветочную
рассаду, наблюдаем весь цикл роста растений.
Таким образом, с помощью наблюдений ребенок не только познает внешние
параметры
объектов
природы
(окрас,
строение,
запах
и
прочее,
но
и
приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое
преобразование
природы
(труд
по
уходу
за
растениями
и
животными,
рассказы детей на основе наблюдений и т . д.) Эти наблюдения дополняются
художественными
рассказами,
просмотром
иллюстраций,
картин,
прослушиванием
музыки.
Затем
все
эти
впечатления
отражаются
и
закрепляются
в
рисовании,
лепке,
аппликации.
Были
проведены
такие
занятия как:
- «Овощи с огорода», где продолжали закреплять знания об овощах,
их
пользе, дети охотно рассматривали овощи, отгадывали загадки,
показывали
сказку «Репка».
-Лепка
«Грибы»,
где
закрепляли
умение
лепить
знакомые
предметы,
вспомнили название некоторых грибов.
- Коллективная аппликация «Солнце в нашем детском саду», дать детям
первоначальное представление о солнце.
-
Аппликация
«Запасы
ежика
на
зиму»,
дети
закрепляли
приемы
наклеивания, узнали чем ежик питается.
-
Аппликация
«Деревья
осенью»,
закрепили
знания
детей
о
деревьях,
воспитывали внимание и интерес к явлениям природы, узнали о приметах
осени.
-
Многочисленные
поделки
и
аппликации
из
листьев,
круп,
природного
материала.
- «Уход за комнатными растениями», закрепили знания детей о потребностях
растений в воде, свете, тепле, воспитываем бережное отношение к росту и
уходу за ними.
-
Вода
–
источник
жизни.
Дети
с
удовольствие
участвуют
в
простых
экспериментах с водой, задают вопросы о воде, слушают рассказ воспитателя
«Кому нужна вода».
- «Времена года». Дети с удовольствием участвуют в наблюдениях за
сезонными изменениями, дети замечают красоту природы в разные времена
года, самостоятельно отражают ее в рисунках.
Также провели занятие по теме «Многообразие животных и их связь со
средой обитания»
- «Домашние животные».
Дети получают представления о кошке, собаке,
овце,
лошади,
свинье,
козе
и
других
домашних
животных.
Узнают
их
детенышей, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
- «Обитатели леса». Расширять первоначальные представления детей о лесе и
его обитателях (заяц, волк, медведь, лиса)
- « Перелетные и зимующие птицы». Дети знакомятся с конкретными видами
птиц
своей
местности,
узнают
их
названия,
характерные
особенности
внешнего облика, поведения, выясняют чем питаются.
Предлагаемая программа экологического воспитания детей младшего
дошкольного
возраста
построена
на
использовании
персонажей
широко
известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые
они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают.
(сказка «Курочка-ряба»,«Репка»)
Через познавательную деятельность у детей пробуждается интерес к природе,
желание узнать о природных объектах как можно больше, что приводит их к
пониманию
устройства
мира
природы,
установлению
причинно-
следственных связей и нахождению своего места в окружающем мире. Но,
задачи воспитателя осложняются тем, что дети часто видят, как взрослые
нарушают
элементарные
нормы
общения
друг
с
другом
и
с
природой
(оставляет
мусор
в
местах
отдыха,
бросают
и
бьют
бутылки,
обижают
бездомных животных).
Поэтому я уделяю большое внимание совместной работе с родителями, это
позволяет объединить деятельность по формированию у ребенка осознанного
отношения
к
природе. Чтобы
выяснить
отношение
родителей
к
экологическому воспитанию, было проведено анкетирование. Оно показало,
что
многие
родители
не
имеют
представления
о
задачах
экологического
воспитания.
С
этой
целью
дала
методические
рекомендации
по
приобщению ребенка к природе в семейных условиях (совместные походы в
лес,
прогулки,
совместный
труд
по
уходу
за
домашними
питомцами.
Консультацию
«Секреты
общения
с
природой». Стремимся
сделать
родителей союзниками в экологическом воспитании.
Наш сельский детский сад всегда открыт для родителей! Привлекаем их к
участию в субботниках по благоустройству территории участка и детского
сада, сбору урожая на детском огороде. Они активно принимают участие в
оформлении
выставок
поделок
из
природного
материала.
Для
них
были
организованы консультации, тематические беседы, наглядная информация.
Организован краткосрочный экологический проект «Здравствуй, дерево»,
результатом которого явилось расширение знаний детей о березе, возросшая
активность родителей в образовательном процессе группы.
2017 год объявлен годом экологии. Мы составили план экологических
мероприятий как с детьми, так и с родителями. Надеемся, что это поможет
еще больше сплотить коллектив родителей и педагогов.
Младшая группа - это только начало большой работы по формированию
основ экологической культуры. В конце учебного года итоги педагогической
диагностики покажут результативность нашей работы
Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные
задания
по
ней,
необходимо
его
научить
радоваться,
сопереживать
ей,
научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер
или
звенит
капель.
Именно
эти
навыки
обогащают
и
внутренний
мир
ребёнка,
заставляют
его
лучше
понимать,
познавать
окружающую
среду,
повышают интеллект и культуру общения с природой.
Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут
положительный результат в воспитании детей.