Автор: Косова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 36 "Росинка"
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Эмоциональные проблемы y детей в период адаптации к дошкольному учреждению
Раздел: дошкольное образование
Подготовила: воспитатель Косова Е.В.
МБДОУ д/с 67 города Белгорода
Эмоциональные проблемы y детей в период адаптации к дошкольному
учреждению.
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для
детей,
так
и
для
взрослых,
родителей
и
воспитателей.
Детям
трудно
привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со
стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за
своего
ребенка
и
так
же
привыкают
к
требованиям
детского
сада.
А
воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.
Поступление
в
дошкольное
учреждение
-
стресс
для
нормально
развивающихся
детей.
Однако
исследования
показали:
их
сверстники
с
проблемами
в
развитии
(с
общим
недоразвитием
речи,
задержкой
психического
развития,
легкой
степенью
умственной
отсталости,
глухие,
слабослышащие, слабовидящие) подвержены стрессу в этот период гораздо
больше.
Анализ
детских
анкет
(опросник
АИ.
Захарова)
показывает,
что
наибольшее количество страхов y глухих (пространственные страхи и страхи
причинения
физического
ущерба)
и
умственно
отсталых
детей
(страхи,
свойственные детям более младшего возраста, например, боязнь сказочных
персонажей).
Родители считают: наибольшей тревожностью отличаются дети с ЗПР
И
ОНР,
что
свидетельствует
о
недостаточной
их
осведомленности
об
эмоциональном
состоянии
своих
детей.
Ответы
родителей
во
многом
отличались от ответов детей, но были и совпадения (глухие дети боятся
нападения и транспорта; слабовидящие и дети с ЗПР — больших улиц и
площадей), что говорит о выраженности отдельных видов страхов.
Анализ рисунка «Дурной сон» (сказки Л. Дюсса) позволяет выявить
спонтанный,
бессознательный
уровень
страхов
и
тревожности.
Так,
выяснилось:
физического
насилия
боятся
не
только
глухие
дети,
что
совпадает с данными опросника, но и слабовидящие.
Страх перед
животными и сказочными персонажами, судя по рисункам, чаще испытывают
слабослышащие, умственно отсталые дети, дети с ЗПР И ОНР.
В этом тесте на тревожность (В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл) наибольшее
количество отрицательных
ответов (90%) всех категорий детей приходится
на
ситуацию
«ребенок—ребенок»,
что
указывает
на
проблемы
во
взаимоотношениях
со
сверстниками
и
связанную
с
этим
тревожность;
остальные 10% приходятся на ситуацию выполнения повседневных действий.
Анализ
состояния
и
динамики
процесса
адаптации
к
дошкольному
учреждению (ЛВ. Кузнецова) указывает на разный уровень ее успешности y
нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с проблемами в
развитии.
У детей с интеллектуальной недостаточностью преобладает низкий и
средне-низкий уровень адаптации, y детей с нарушенными зрительной и
слуховой функциями — средне-низкий. И средний уровень адаптации, в то
время как y нормально развивающихся дошкольников —средний и высокий
уровень адаптации.
В
этот период особое внимание важно уделять продолжительности и качеству
дневного
сна,
эмоциональному
состоянию,
контактам
со
сверстниками
и
взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой активности — это зоны
наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из них может служить
источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем.
Таким образом, все дети в период
адаптации
испытывают
тревожность,
связанную
с
общением
со
сверстниками, a также те или иные страхи. Причем дошкольники, имеющие
наибольшее
количество
страхов
(умственно
отсталые
и
глухие
дети),
показывают наиболее низкий уровень адаптации.
Д л я
у с п е ш н о й
адаптации
ребенка
к
условиям
дошкольного
учреждения
взрослым
необходимо сформировать y него положительную установку на детский сад,
позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства
воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Необходимо
организовать знакомство детей друг с другом и с сотрудниками детского сада.
В
первый
день
желательно,
чтобы
детей
и
их
родителей
встречали
оба
воспитателя.
В
этот
же
день
с
целью
ознакомления
можно
провести
экскурсию по детскому саду: познакомить детей с поваром (печет вкусные
пироги),
медицинской
сестрой
(угощает
полезными
витаминами),
музыкальным руководителем (поет веселые песни) И т.п.
В а ж н о ,
ч т о б ы
взрослые доброжелательно относились к детям, говорили ИМ как можно
больше добрых слов, делали комплименты, подчеркнуто показывали, как
любят и ждут малышей в детском саду.
Предлагаем
несколько
игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку, знакомство
детей друг с другом И сплочение группы.
Приветствие. Дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами
(здравствуй,
привет),
мимикой
и
пантомимикой
(кивок
головы,
улыбка,
рукопожатие, обнимание).
Знакомство.
Трое
детей
выходят
B
центр
и,
пожимая
друг
другу
руку,
здороваются. Затем один закрывает глаза, двое меняются местами. Ребенок с
закрытыми глазами через рукопожатие определяет, чье это приветствие.
Комплименты. Воспитатель объясняет, что комплименты — это приятные
для человека слова. Затем, подходя к каждому ребенку, спрашивает: «Какой
(ая) Миша (Лена...)? Дети отвечают добрый, веселый, красивый и т.п.
Узнай по голосу. Игра проводится, когда дети знают друг друга по именам.
Ребенок ВЫХОДИТ в центр 1/1 поворачивается к детям спиной. Те называют
его по имени, a он должен узнать, кто его позвал.
Узнай по описанию. Воспитатель или водящий описывает ребенка из группы
- дети догадываются, кто это.
«Ножки». Ребенок рисует верхнюю часть туловища животного или любого
предмета.
Затем
воспитатель
закрывает
нарисованное
листом
бумаги,
а
другой
ребенок
дорисовывает
нижнюю
часть
или
«ножки».
Получается
смешной предмет или животное.
Просьба. Один ребенок исполняет роль заведующей детским садом, другой
воспитанника, которому нужно позвонить домой или другу. Затем дети всей
группой обсуждают, что получилось, какие ошибки были допущены.
Преодолеть
неуверенность,
уменьшить
эмоциональное
торможение
скованность помогут подвижные игра, а также игры—драматизации. Дети
изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки, лазают по деревьям.
Родителям хорошо дать следую рекомендации.
1. Нельзя пугать детей (ни дядей, ни волком, ни бабой Ягой). По мере
развития ребенка можно указывать ему на реальные опасности, но никогда не
запугивать мнимыми, придуманными коллизиями.
2.
Нельзя
стыдить
ребенка
за
испытываемый
им
страх.
Насмешки
над
боязливостью ребенка - жестокость.
Из чувства стыда он будет скрывать
страх, который только усилится,
3. Следует ограничить просмотр ребёнком телепередач: долгое сидение перед
телевизором
притупляет,
собственную
активность
ребенка,
мешает
формированию его индивидуальных интересов.
4.не следует оставлять ребенка в незнакомой ему обстановке, в ситуации,
когда возможно появление чего—либо неожиданного для него.
5. Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими
взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с
детьми во дворе, в кружках и секциях; в детском саду.
6.
Поскольку
за
всеми
детскими
страхами
стоит
неосознанный
или
осознаваемый
страх
смерти,
то
и
профилактика
страхов
-
воспитание
ребенка, уверенного в себе, самостоятельного, знающего то, что положено
знать
по
возрасту,
об
опасностях
и
угрозах,
но
относящегося
к
этому
оптимистично. Важно помнить ребенку лишенному помощи взрослому не
познать мир без лишних страхов.