Автор: Закирьянова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №2 "Развитие
Населённый пункт: г. Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательной и речевой активности детей раннего
возраста через детское экспериментирование.
Закирьянова О.М.
Воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад № 2 «Развитие»
Требования
ФГОС
ДО
к
условиям
реализации
образовательной
программы
определяют,
что
содержание
социально-коммуникативного
развития в раннем возрасте должно включаться в такие виды деятельности,
как
экспериментирование
с
материалами
и
веществами,
общение
со
взрослыми
и
совместные
игры
со
сверстниками
под
руководством
взрослого.
Ранний
возраст
наиболее
благоприятен
для
закладывания
основ
грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что
нас
окружает.
Речь
маленького
ребенка
возникает
и
первоначально
функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому очень важной
задачей
является
развитие
коммуникативной
функции
речи.
Это
предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих
людей и овладение активной речью. Возможность понимать речь и говорить
становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания
окружающего,
а
познавательная
деятельность
стимулирует
развитие
его
инициативной речи. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей
раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из
важнейших
задач
воспитания
детей.
В
раннем
детстве
речь
ребенка,
выступая
как
средство
общения
с
взрослыми
и
с
другими
детьми,
непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой
им,
или
с
наглядной
ситуацией,
в
которой
или
по
поводу
которой
происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется
в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или при их помощи;
поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи
особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев
диалогический характер.
Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания,
расширяет
круг
представлений
о
предметах.
Речь
можно
развить
различными
способами:
устная
форма,
мелкая
моторика,
а
также
при
помощи игры ссенсорными материалами. В игре дети овладевают новыми
навыками
и
умениями,
знаниями.
Только
в
игре
осваиваются
правила
человеческого общения.
Цель моей работы: развитие речи детей раннего возраста в процессе
игр с сенсорными материалами.
Задачи:
- Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе
обогащения сенсорного опыта детей.
-
Формировать
у
детей
раннего
возраста
перцептивные
действия;
учить обозначать их словом.
- Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.
-
Формировать
положительный
эмоциональный
настрой
к
игре,
способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы
вежливого обращения.
Очень полезны для детей раннего возраста сенсорные игры, которые
дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной,
крупой,
бумагой
и
картоном
разной
фактуры
и
др.
Подобные
занятия
способствуют
развитию
сенсорной
системы
ребёнка:
зрения,
слуха,
обоняния, вкуса, температурной чувствительности [3].
Все
органы
чувств,
данные
нам
природой,
обязательно
должны
работать, а для этого им необходима «пища». На занятиях с детьми я так
организую среду вокруг ребенка, чтобы он получил возможность развивать
эти
анализаторы.
Помогая
ребенку
переживать
различные
телесные
ощущения, развиваю и обогащаю речь ребенка. При помощи речи малыш
выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В
процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность
детей,
обогащают
сенсорный
опыт,
обеспечивающий
практическую
ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащая
словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком,
бумагой, посудой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и
понятий.
В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои
действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь.
Игры
позволяют
заинтересовать
детей
раннего
возраста,
создают
положительный эмоциональный настрой, а так же способствуют развитию
диалогической и монологической форм речи [1].
В конце года по результатам педагогического отслеживания наблюдаю
итог своей работы. Провожу анализ своей деятельности, выявляю проблемы
и стараюсь устранить их. Анализ полученных данных позволил сделать
вывод, что игры с сенсорными материалами являются хорошим средством
для развития общения детей раннего возраста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком период
раннего детства. - Санкт-Петербург, 2008.– С.26-38.
2. Монина Г.Б., Лютова Е.Б. Проблемы маленького ребенка. Санкт-
Петербург, 2005. – С.22-34.
3.
Пилюгина
Э.Г.
Сенсорные
способности
малыша.
-
Москва:
Просвещение, 1996. –С.34-39.