Напоминание

"Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование"


Автор: Закирьянова Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Детский сад №2 "Развитие
Населённый пункт: г. Верхний Уфалей, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста через детское экспериментирование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательной и речевой активности детей раннего

возраста через детское экспериментирование.

Закирьянова О.М.

Воспитатель МАДОУ ЦРР Детский сад № 2 «Развитие»

Требования

ФГОС

ДО

к

условиям

реализации

образовательной

программы

определяют,

что

содержание

социально-коммуникативного

развития в раннем возрасте должно включаться в такие виды деятельности,

как

экспериментирование

с

материалами

и

веществами,

общение

со

взрослыми

и

совместные

игры

со

сверстниками

под

руководством

взрослого.

Ранний

возраст

наиболее

благоприятен

для

закладывания

основ

грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что

нас

окружает.

Речь

маленького

ребенка

возникает

и

первоначально

функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому очень важной

задачей

является

развитие

коммуникативной

функции

речи.

Это

предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих

людей и овладение активной речью. Возможность понимать речь и говорить

становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания

окружающего,

а

познавательная

деятельность

стимулирует

развитие

его

инициативной речи. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей

раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из

важнейших

задач

воспитания

детей.

В

раннем

детстве

речь

ребенка,

выступая

как

средство

общения

с

взрослыми

и

с

другими

детьми,

непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой

им,

или

с

наглядной

ситуацией,

в

которой

или

по

поводу

которой

происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется

в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или при их помощи;

поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи

особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев

диалогический характер.

Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания,

расширяет

круг

представлений

о

предметах.

Речь

можно

развить

различными

способами:

устная

форма,

мелкая

моторика,

а

также

при

помощи игры ссенсорными материалами. В игре дети овладевают новыми

навыками

и

умениями,

знаниями.

Только

в

игре

осваиваются

правила

человеческого общения.

Цель моей работы: развитие речи детей раннего возраста в процессе

игр с сенсорными материалами.

Задачи:

- Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе

обогащения сенсорного опыта детей.

-

Формировать

у

детей

раннего

возраста

перцептивные

действия;

учить обозначать их словом.

- Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики.

-

Формировать

положительный

эмоциональный

настрой

к

игре,

способствовать развитию диалогических и монологических форм речи.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы

вежливого обращения.

Очень полезны для детей раннего возраста сенсорные игры, которые

дают им опыт работы с самыми различными материалами: с песком, глиной,

крупой,

бумагой

и

картоном

разной

фактуры

и

др.

Подобные

занятия

способствуют

развитию

сенсорной

системы

ребёнка:

зрения,

слуха,

обоняния, вкуса, температурной чувствительности [3].

Все

органы

чувств,

данные

нам

природой,

обязательно

должны

работать, а для этого им необходима «пища». На занятиях с детьми я так

организую среду вокруг ребенка, чтобы он получил возможность развивать

эти

анализаторы.

Помогая

ребенку

переживать

различные

телесные

ощущения, развиваю и обогащаю речь ребенка. При помощи речи малыш

выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В

процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность

детей,

обогащают

сенсорный

опыт,

обеспечивающий

практическую

ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащая

словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком,

бумагой, посудой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и

понятий.

В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои

действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь.

Игры

позволяют

заинтересовать

детей

раннего

возраста,

создают

положительный эмоциональный настрой, а так же способствуют развитию

диалогической и монологической форм речи [1].

В конце года по результатам педагогического отслеживания наблюдаю

итог своей работы. Провожу анализ своей деятельности, выявляю проблемы

и стараюсь устранить их. Анализ полученных данных позволил сделать

вывод, что игры с сенсорными материалами являются хорошим средством

для развития общения детей раннего возраста.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком период

раннего детства. - Санкт-Петербург, 2008.– С.26-38.

2. Монина Г.Б., Лютова Е.Б. Проблемы маленького ребенка. Санкт-

Петербург, 2005. – С.22-34.

3.

Пилюгина

Э.Г.

Сенсорные

способности

малыша.

-

Москва:

Просвещение, 1996. –С.34-39.



В раздел образования