Автор: Ступенко Валентина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№13 с УИП эстетического цикла"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Сотворчество оригами и кукольной театральной деятельности".
Раздел: дополнительное образование
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
Методическая публикация на тему:
«Сотворчество оригами и кукольной театральной
деятельности».
Автор: Ступенко В.Н. – педагог дополнительного образования.
2018г.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он засушливый цветок»
В.Сухомлинский.
Уже
нельзя
определить,
когда
в
мире
появилась
первая
кукла.
Но,
судя
по
дошедшим до нас историческим сведениям и результатам археологических раскопок, во
все времена куклы сопровождали человека. С малых лет, под руководством бабушки или
мамы, девочки учились изготавливать своих куколок.
Народная
кукла
«вертелась»
из
отрезков
ткани,
разноцветных
лент,
веревки,
соломы, веточек деревьев, мха, шишек, глины, древесного угля... Мастерить куклу можно
было только с хорошим настроением и любовью. По традиции, также было принято петь,
разговаривать,
загадывать
желание.
Через
изготовление
куклы
маленький
человек
познавал
большой
мир.
Эта
уникальная
возможность
сегодня
полностью
утеряна
в
покупной кукле.
К
сожалению,
для
большинства
современных
детей,
кукла
всего
лишь
милая
игрушка, некий символический партнер для игры. Вернуть ребенку радость творчества
может помочь древняя, но в то же время, очень доступная техника - оригами. Ведь бумага
-
простой,
доступный
и
послушный
материал,
работать
с
которым
легко,
полезно,
интересно и детям, и взрослым.
Занятие
оригами
имеет
большое
значение
в
развитии
памяти,
способствует
концентрации внимания, формированию пространственного воображения, активизирует
мыслительные процессы, развивает мелкие и точные движения рук. Возрастает скорость
дедуктивных
процессов,
гибкость
и
оригинальность
мышления.
Создается
ситуация
успеха благодаря небольшой затрате времени на поделку. Что приносит неимоверную
радость ребенку.
Второй ступенью в работе с этой техникой может быть усложнение изделий,
например модульное оригами. Но в своей практике в работе с учениками второго класса
начальной
школы
я
применяю
сотворчество
оригами
и
театральной
кукольной
деятельности.
Именно, театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные
ситуации,
помогает
преодолевать
робость,
застенчивость,
неуверенность
в
себе.
А
выступление с куклами изготовленными самостоятельно и в то же время, спрятавшись за
ширму, дает возможность повысить свою самооценку, укрепляет уверенность в своих
возможностях.
Первоначально,
ребята
изготавливают
куклы
в
технике
оригами,
учатся
разговаривать от имени куклы, ведя диалог между собой. Далее куклу выполняют в
увеличенном
формате,
более
красочно,
и
прикрепляют
в
трости.
Таким
образом,
изготавливаются все герои для будущего спектакля.
Сценарий спектакля так же обсуждается и придумывается самими ребятами. Далее
следует премьера, перед своими одноклассниками и учениками из параллельных классов.
Обязательным
в
наших
спектаклях
является
использование
технологии
«СТОП».
Маленькому зрителю предлагается ответить на вопрос: «Как вы думаете, что сказал, или
что сделал тот или иной герой спектакля?». Далее показывается версия самих актеров -
авторов. Это дает возможность зрителю быть активным участником спектакля.
Таким образом, занятия с использованием различных техник, работа с бумагой,
куклотерапия, театрализация и т.д. всесторонне развивают ребёнка. Помогают проявлять
свои способности, применять свои более сильные стороны (складывание, раскрашивание,
склеивание, украшение, придумывание сценария, озвучивание куклы, работа с залом в
качестве ведущего и т. д.). Развивают способности к состраданию и сопереживанию,
активизируют
мышление
и
познавательный
интерес,
а
главное
–
раскрепощают
его
творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.