Автор: Рженева Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 243"
Населённый пункт: Г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Стандарт дошкольного образования –
это стандарт поддержки разнообразия детства,
стандарт развития личности ребенка.
Стандарт дошкольного образования ставит цель,
чтобы дети остались почемучками».
А. Г. Асмолов
Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла
мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как
носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих
ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.
По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям
высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное
благополучие.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование
системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую
ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев). Цель экологического образования в ДОУ –
формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически
ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат
экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений
руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя
требование бережного отношения к ней.
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:
экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и
эстетической целостности;
экологическое
мышление
-
отражение
существенных
связей
и
отношений,
творческое
воссоздание
и
прогнозирование
последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;
экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в
форме экологических представлений, понятий, суждений;
экологическое
отношение
–
действенно-практическое,
волевое,
экологически
оправданное
поведение
в
природе
в
соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.
Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых
сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности» (Б.Т.Лихачев).
Задачи экологического образования в детском саду:
1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности)
экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
2.
Развитие
у
детей
навыков
экологически
ориентированной
деятельности
с
объектами
ближайшего
природного
окружения,
экологически грамотного поведения в быту и в природе
3. Развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
ФГОС о познании природы детьми
Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения
ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в
общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется
причинно-следственными
связями,
пытается
самостоятельно
придумывать
объяснения
явлениям
природы...
склонен
наблюдать,
экспериментировать.
Обладает
начальными
знаниями
о
себе,
природном
и
социальном
мире...
Обладает
элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную
программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится
60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И
в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года
Экологическое образование в образовательных областях
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-
эстетическое развитие
Физическое развитие
направлено на усвоение
норм и ценностей,
принятых в обществе,
включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и
взаимодействия ребёнка
со взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности и
саморегуляции
собственных действий;
развитие социального и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование готовности
к совместной
деятельности со
сверстниками,
формирование
уважительного отношения
и чувства
принадлежности к своей
семье и к сообществу
детей и взрослых в
Организации;
предполагает развитие
интересов детей,
любознательности и
познавательной
мотивации; формирование
познавательных действий,
становление сознания;
развитие воображения и
творческой активности;
формирование первичных
представлений о себе,
других людях, объектах
окружающего мира, о
свойствах и отношениях
объектов окружающего
мира (форме, цвете,
размере, материале,
звучании, ритме, темпе,
количестве, числе, части и
целом, пространстве и
времени, движении и
покое, причинах и
следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве,
представлений о
социокультурных
ценностях нашего народа,
об отечественных
традициях и праздниках, о
планете Земля как общем
доме людей, об
включает владение речью
как средством общения и
культуры; обогащение
активного словаря;
развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической и
монологической речи;
развитие речевого
творчества; развитие
звуковой и
интонационной культуры
речи, фонематического
слуха; знакомство с
книжной культурой,
детской литературой,
понимание на слух
текстов различных
жанров детской
литературы;
формирование звуковой
аналитико-синтетической
активности как
предпосылки обучения
грамоте
предполагает развитие
предпосылок ценностно-
смыслового восприятия и
понимания произведений
искусства (словесного,
музыкального,
изобразительного), мира
природы; становление
эстетического отношения
к окружающему миру;
формирование
элементарных
представлений о видах
искусства; восприятие
музыки, художественной
литературы, фольклора;
стимулирование
сопереживания
персонажам
художественных
произведений;
реализацию
самостоятельной
творческой деятельности
детей (изобразительной,
конструктивно-
модельной, музыкальной
и др.).
включает приобретение
опыта в следующих видах
деятельности детей:
двигательной, в том числе
связанной с выполнением
упражнений,
направленных на развитие
таких физических
качеств, как координация
и гибкость;
способствующих
правильному
формированию опорно-
двигательной системы
организма, развитию
равновесия, координации
движения, крупной и
мелкой моторики обеих
рук, а также с
правильным, не
наносящем ущерба
организму, выполнением
основных движений
(ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе
стороны), формирование
начальных представлений
о некоторых видах спорта,
овладение подвижными
играми с правилами;
становление
формирование
позитивных установок к
различным видам труда и
творчества; формирование
основ безопасного
поведения в быту,
социуме, природе.
особенностях её природы,
многообразии стран и
народов мира.
целенаправленности и
саморегуляции в
двигательной сфере;
становление ценностей
здорового образа жизни,
овладение его
элементарными нормами
и правилами (в питании,
двигательном режиме,
закаливании, при
формировании полезных
привычек и др.)
Основные компоненты (блоки) содержания экологического образования в ДОУ, их характеристика
I блок
II блок
III блок
знания экологического содержания
практическая деятельность детей в
природе
формирование системы
ценностей по отношению к
природе
Освоение ребенком элементов экологического сознания
определяется формированием у него знаний экологического
содержания.
Исходя из этого, содержание природоведческих знаний для
детей должно представлять собой целостную систему знаний о
природе:
формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.),
о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях её природы,
Природоохранительная
направленность: игровая, трудовая,
познавательная, учебная и т.д. Этот блок
должен обеспечить практикование
(применение) освоенных знаний,
сделать их «живыми», действенными,
предоставить возможность проявления
гуманных чувств и отношения к
природе:
ребёнок овладевает основными
культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении,
познавательно - исследовательской
предусматривает организацию
эмоционально – чувственного
положительного опыта общения
детей с природой (этического,
эстетического, познавательного,
практического, творческого).
Следует предусмотреть
организацию нравственно –
положительных этических
переживаний ребенка: заботы,
сострадания, ответственности и
т.д.
Важно организовать опыт
оценочной деятельности детьми
поступков других людей.
Элементарных знаниях о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живёт;
элементарных представлений из области живой природы,
естествознания
Система знаний о природе для дошкольников должна
включать:
Систему знаний о неживой природе, как среде обитания живых
организмов
Систему знаний о живом организме как носителе жизни, его
существенных признаках (целостности, системе потребностей
и приспособлений к среде и т.д.)
Систему элементарных знаний о человеке как биосоциальном,
духовном существе, живущем в условиях природной среды и
взаимосвязанного с ней теснейшими узами;
Систему знаний о значении природы в жизни людей,
раскрывающей ребенку многообразие ценностей природы – не
только материальных, но и познавательных, эстетических и
т.д.;
Систему элементарных знаний о взаимодействии человека и
природы, включающую как содержательный, так и
нормативный аспект этого взаимодействия.
деятельности, конструировании и др.;
склонен наблюдать,
экспериментировать
Ребёнок обладает установкой
положительного отношения к
миру адекватно проявляет свои
чувства (по отношению к себе,
другим людям)
Экологообразовательные технологии в целом включают три этапа:
1.
Непосредственный
контакт
с
природным
объектом
(чувствование),
задачей
которого
является
освоение
опыта
в
эмоционально-
перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.
2.
Ориентировка
(сбор
информации),
задача
которого
состоит
в
накоплении
экологических
представлений
и
овладении
способами
оперирования ими.
3. Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной
сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения
в природе.
Технологии формирования экологического сознания дошкольников
В процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры,
труда и т.д. сознание ребенка обогащается запасом конкретных представлений о природе, об ответственности человека за ее
состояние. Экообразовательный процесс ориентируется на отбор такой экологической информации, включение личности ребенка в
такие виды деятельности, специальное создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на
формирование
субъективного
отношения
к
природе,
когда
природные
объекты
воспринимаются
как
относящиеся
к
сфере
«человеческого» и равные ей в своей самоценности.
Обучение строится на основе образного видения и практического освоения мира природы и требует от ребенка способности
фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания перемещаются в образный, окрашенный фантазией внутренний мир, и
лишь затем превращаются в суждения и понятия. Душевное «переживание» обеспечивает осмысление ребенком полученной
информации и формирование его отношения к миру.
Ведущее значение в развитии экологической культуры ребенка отводится отношенческому компоненту. Экологическое отношение к
природе является компонентом экологической культуры, оно интегративно по сути и как психическое образование включает три
составляющие:
-
эмоционально-чувственный
или
перцептивно-аффективный
(чувство
влечения
к
природе),
-
когнитивный
(познавательный
интерес
к
природе
на
основе
ценностных
представлений)
-
практически-деятельностный
(склонность
к
непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов)компоненты.
Объекты, к которым необходимо формировать ценностное отношение:
Человек, его жизнь, здоровье, природа.
Ценностные аспекты, необходимые для формирования образа мира и понимания детьми взаимосвязи между человеком и
природой:
природа - великое богатство, Земля - общий дом человечества и всех живых существ, бережное отношение к природе;
жизнь - величайшая ценность, гуманное отношение, милосердие и сострадание к живым объектам природы,
человек - абсолютная уникальная ценность, уважение к жизни и достоинству личности, почитание родителей, забота о младших;
культура - великое богатство, накопленное человечеством, уважение к традициям разных народов;
Родина, завещанная предками, - единственная для каждого человека, уважение к истории и культурным традициям своей страны;
мир - главное условие существования человечества, вера в красоту и добро мира.
Нравственные качества личности, несущие экологический смысл:
отзывчивость - готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам другого, связана с эмпатией —
способностью сопереживать, сочувствовать;
гуманность - уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и
реализуется в содействии, оказании практической помощи;
бережность - осторожность по отношению к объектам природы, забота о них;
бережливость
—
способность
экономно
расходовать
природное
сырье
и
материалы,
принимать
во
внимание
возможные
негативные последствия деятельности;
рациональность
-
способность
разумно
и
научно
обоснованно
планировать
имеющиеся
природные
ресурсы
и
материалы,
деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности;
осознанность - отношение к природе на основе понимания природных закономерностей;
ответственность - высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые
соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.
В сфере формирования отношения к природе у ребенка-дошкольника акцент делается на освоении положительного опыта
эмоционально-чувственного общения с природным и социальным окружением.
Особенности отношения дошкольников к природе:
субъективизм в отношении к природе, т.е. восприятие природных объектов «на равных» - животные и растения могут «думать»,
«чувствовать», «общаться»;
анимизм (наделение неодушевленных объектов природы сознанием и жизнью);
антропоморфизм (объяснение любых причинно - следственных отношений в природе с точки зрения и отношений между людьми);
артификализм (представления о том, что все объекты и явления мира изготовлены самими людьми для собственных целей) придает
прагматическую направленность отношению к природе («дождь идет, чтобы можно было ходить по лужам»).
В основе практического отношения лежит утилитарный подход (извлечение практической пользы);
преобладает познавательное отношение к природе.
Работа по формированию экологического отношения детей к природе строится в нескольких направлениях:
развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание
воли;
формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие
объектов природы;
формирование личностно значимых целей экологической деятельности.
Технологии формирования экологически правильного отношения к природе
Формирование
экологического
отношения
начинается
с
накопления
опыта
в
эмоционально-перцептивной
сфере
через
непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»);
метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием
«превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;
игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств,
являющихся
базисными
характеристиками
экологичной
личности
(«Человечек
из
коры»,
«Мир
кролика
и
мир
муравья»,
«Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.) ;
метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;
чтение стихов, слушание музыки, пение песен
Диалог
с
природой
-
метод,
который
нацелен
на
развитие
эмоциональной
сферы
ребенка,
чувствительности.
Диалоги
осуществляются
в
различных
вариантах
–
«секретные»
(«один
на
один»
с
природой)
или
«открытые»
(устные
обращения),
вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).
Экологические упражнения — постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и
навыков общения с природой.
Виды экологически ориентированной деятельности детей:
познавательная,
направленная
на
формирование
опыта
приобретения
научной
информации
(анализ
фактического
материала;
наблюдения
в
природе
и
оформление
их
результатов;
определение
объектов
природы,
описание
их
состояния,
установление
причинных связей; овладение приемами исследовательской работы- экспериментирование, моделирование, коллекционирование и
т.д.).
ценностно-ориентационная,
направленная
на
приобретение
опыта
ценностных
ориентации
и
оценочных
суждений
(сравнение
эстетических
и
гигиенических
качеств
естественной
и
преобразованной
природной
среды,
критическая
оценка
состояния
окружающей
среды;
обсуждение
последствий
деятельности
человека,
возможных
вариантов
использования
природы
для
удовлетворения
индивидуальных
или
общественных
потребностей;
соотнесение
местных
проблем
охраны
природной
среды
с
глобальными,
выбор
решения
из
возможных
альтернатив
и
соблюдение
этических
и
правовых
норм
поведения,
пропаганда
природоохранных знаний и т.д.
практическая,
направленная
на
формирование
практических
умений
(труд
в
природе,
природопользование,
охрана
природы,
инвентаризация
охраняемых
природных
объектов,
составление
необходимой
документации,
защита
природных
объектов
от
разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.)
Игровая
деятельность
является
ведущей
в
дошкольном
возрасте,
поэтому
она
пронизывает
все
другие
виды
экологически
ориентированных деятельностей.
Художественно-эстетическая
деятельность
заключается
в
восприятии
эстетических
свойств
объектов
природы
и
произведений
искусства, отражающих ее, а также в создании художественных образов, связанных с репрезентацией мира природы и отношения к
нему. Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников: выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование
поделок из природного материала, сочинительство и др. технологии эстетического освоения мира природы.
Коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы,
ребенок
испытывает
потребность
высказаться,
выразить
свои
ощущения,
мысли
в
словесной
форме.
Такая
возможность
представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.
ФГОС о развивающей предметно – пространственной среде.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными
детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
наличие
в
Организации
или
Группе
полифункциональных
(не
обладающих
жёстко
закреплённым
способом
употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в
качестве предметов-заместителей в детской игре).
Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная
психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только
одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на
жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС
Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении,
игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка в раннем возрасте (1 год - 3 года) -
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.),
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними).
В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой) в разделе «непосредственно образовательная
деятельность» предлагается использовать следующие формы работы:
игры
дидактические,
дидактические
с
элементами
движения,
сюжетно-ролевые,
подвижные,
психологические,
музыкальные,
хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
чтение
и
обсуждение
программных
произведений
разных
жанров,
чтение,
рассматривание
и
обсуждение
познавательных
и
художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально - нравственного содержания, специальные рассказы
воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление,
изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования.
Формы работы:
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
оформление
выставок
работ
народных
мастеров,
произведений
декоративно
-
прикладного
искусства,
книг
с
иллюстрациями,
репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского
творчества, уголков природы;
викторины, сочинение загадок;
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных
играх имитационного характера;
рассматривание
и
обсуждение
предметных
и
сюжетных
картинок,
иллюстраций
к
знакомым
сказкам
и
потешкам,
игрушек,
эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-
прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности; и т.д.
На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит
основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.
Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что «обучение входит в жизнь ребёнка через ворота
детской
игры».
Игровые
педагогические
технологии
«включают
достаточно
обширную
группу
методов
и
приемов
организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр» (Г.К.Селевко).
Понятие
«игровые
педагогические
технологии»
включает
достаточно
обширную
группу
методов
и
приемов
организации
педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным
признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,
выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Цель игровой технологии – не менять ребёнка и
не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его
ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Целевые ориентации игровых технологий:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие
трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения,
фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
Игровая технология
строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем,
в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать
ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме
игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы
образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему
игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит
гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка
должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.