Напоминание

"ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС"


Автор: Рженева Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 243"
Населённый пункт: Г.Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Стандарт дошкольного образования –

это стандарт поддержки разнообразия детства,

стандарт развития личности ребенка.

Стандарт дошкольного образования ставит цель,

чтобы дети остались почемучками».

А. Г. Асмолов

Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла

мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как

носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих

ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.

По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов), природа принадлежит к абсолютным ценностям

высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное

благополучие.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование

системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую

ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды (И.Д.Зверев). Цель экологического образования в ДОУ –

формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически

ориентированными поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней. Результат

экологического воспитания – экологическая культура личности, заключающаяся в наличии у ребенка экологических знаний и умений

руководствоваться ими в реальной практике поведения, готовности и умений осуществлять разнообразные деятельности в природе, реализуя

требование бережного отношения к ней.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы:

экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и

эстетической целостности;

экологическое

мышление

-

отражение

существенных

связей

и

отношений,

творческое

воссоздание

и

прогнозирование

последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы;

экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;

экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в

форме экологических представлений, понятий, суждений;

экологическое

отношение

действенно-практическое,

волевое,

экологически

оправданное

поведение

в

природе

в

соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Таким образом, сущность экологической культуры может быть представлена «как органическое единство экологически развитых

сознания, эмоционально-психических состояний и экологически обоснованной практической деятельности» (Б.Т.Лихачев).

Задачи экологического образования в детском саду:

1. Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности)

экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.

2.

Развитие

у

детей

навыков

экологически

ориентированной

деятельности

с

объектами

ближайшего

природного

окружения,

экологически грамотного поведения в быту и в природе

3. Развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.

4. Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.

ФГОС о познании природы детьми

Важным положением Стандарта являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения

ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в

общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется

причинно-следственными

связями,

пытается

самостоятельно

придумывать

объяснения

явлениям

природы...

склонен

наблюдать,

экспериментировать.

Обладает

начальными

знаниями

о

себе,

природном

и

социальном

мире...

Обладает

элементарными

представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО может быть реализовано двумя путями: через основную

программу, которую разрабатывает само учреждение, опираясь на ту или другую примерную образовательную программу (на нее отводится

60% учебного времени), или через парциальную программу, которая дополняет основную и может рассчитывать на 40% учебного времени. И

в том, и в другом случае экологическое воспитание детей осуществляется в системе на протяжении всего учебного года

Экологическое образование в образовательных областях

Социально-

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-

эстетическое развитие

Физическое развитие

направлено на усвоение

норм и ценностей,

принятых в обществе,

включая моральные и

нравственные ценности;

развитие общения и

взаимодействия ребёнка

со взрослыми и

сверстниками;

становление

самостоятельности,

целенаправленности и

саморегуляции

собственных действий;

развитие социального и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование готовности

к совместной

деятельности со

сверстниками,

формирование

уважительного отношения

и чувства

принадлежности к своей

семье и к сообществу

детей и взрослых в

Организации;

предполагает развитие

интересов детей,

любознательности и

познавательной

мотивации; формирование

познавательных действий,

становление сознания;

развитие воображения и

творческой активности;

формирование первичных

представлений о себе,

других людях, объектах

окружающего мира, о

свойствах и отношениях

объектов окружающего

мира (форме, цвете,

размере, материале,

звучании, ритме, темпе,

количестве, числе, части и

целом, пространстве и

времени, движении и

покое, причинах и

следствиях и др.), о малой

родине и Отечестве,

представлений о

социокультурных

ценностях нашего народа,

об отечественных

традициях и праздниках, о

планете Земля как общем

доме людей, об

включает владение речью

как средством общения и

культуры; обогащение

активного словаря;

развитие связной,

грамматически

правильной

диалогической и

монологической речи;

развитие речевого

творчества; развитие

звуковой и

интонационной культуры

речи, фонематического

слуха; знакомство с

книжной культурой,

детской литературой,

понимание на слух

текстов различных

жанров детской

литературы;

формирование звуковой

аналитико-синтетической

активности как

предпосылки обучения

грамоте

предполагает развитие

предпосылок ценностно-

смыслового восприятия и

понимания произведений

искусства (словесного,

музыкального,

изобразительного), мира

природы; становление

эстетического отношения

к окружающему миру;

формирование

элементарных

представлений о видах

искусства; восприятие

музыки, художественной

литературы, фольклора;

стимулирование

сопереживания

персонажам

художественных

произведений;

реализацию

самостоятельной

творческой деятельности

детей (изобразительной,

конструктивно-

модельной, музыкальной

и др.).

включает приобретение

опыта в следующих видах

деятельности детей:

двигательной, в том числе

связанной с выполнением

упражнений,

направленных на развитие

таких физических

качеств, как координация

и гибкость;

способствующих

правильному

формированию опорно-

двигательной системы

организма, развитию

равновесия, координации

движения, крупной и

мелкой моторики обеих

рук, а также с

правильным, не

наносящем ущерба

организму, выполнением

основных движений

(ходьба, бег, мягкие

прыжки, повороты в обе

стороны), формирование

начальных представлений

о некоторых видах спорта,

овладение подвижными

играми с правилами;

становление

формирование

позитивных установок к

различным видам труда и

творчества; формирование

основ безопасного

поведения в быту,

социуме, природе.

особенностях её природы,

многообразии стран и

народов мира.

целенаправленности и

саморегуляции в

двигательной сфере;

становление ценностей

здорового образа жизни,

овладение его

элементарными нормами

и правилами (в питании,

двигательном режиме,

закаливании, при

формировании полезных

привычек и др.)

Основные компоненты (блоки) содержания экологического образования в ДОУ, их характеристика

I блок

II блок

III блок

знания экологического содержания

практическая деятельность детей в

природе

формирование системы

ценностей по отношению к

природе

Освоение ребенком элементов экологического сознания

определяется формированием у него знаний экологического

содержания.

Исходя из этого, содержание природоведческих знаний для

детей должно представлять собой целостную систему знаний о

природе:

формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях

объектов окружающего мира (форме, цвете, размере,

материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и

целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и

следствиях и др.),

о малой родине и Отечестве, представлений о

социокультурных ценностях нашего народа, о планете Земля

как общем доме людей, об особенностях её природы,

Природоохранительная

направленность: игровая, трудовая,

познавательная, учебная и т.д. Этот блок

должен обеспечить практикование

(применение) освоенных знаний,

сделать их «живыми», действенными,

предоставить возможность проявления

гуманных чувств и отношения к

природе:

ребёнок овладевает основными

культурными способами деятельности,

проявляет инициативу и

самостоятельность в разных видах

деятельности - игре, общении,

познавательно - исследовательской

предусматривает организацию

эмоционально – чувственного

положительного опыта общения

детей с природой (этического,

эстетического, познавательного,

практического, творческого).

Следует предусмотреть

организацию нравственно –

положительных этических

переживаний ребенка: заботы,

сострадания, ответственности и

т.д.

Важно организовать опыт

оценочной деятельности детьми

поступков других людей.

Элементарных знаниях о себе, о природном и социальном

мире, в котором он живёт;

элементарных представлений из области живой природы,

естествознания

Система знаний о природе для дошкольников должна

включать:

Систему знаний о неживой природе, как среде обитания живых

организмов

Систему знаний о живом организме как носителе жизни, его

существенных признаках (целостности, системе потребностей

и приспособлений к среде и т.д.)

Систему элементарных знаний о человеке как биосоциальном,

духовном существе, живущем в условиях природной среды и

взаимосвязанного с ней теснейшими узами;

Систему знаний о значении природы в жизни людей,

раскрывающей ребенку многообразие ценностей природы – не

только материальных, но и познавательных, эстетических и

т.д.;

Систему элементарных знаний о взаимодействии человека и

природы, включающую как содержательный, так и

нормативный аспект этого взаимодействия.

деятельности, конструировании и др.;

склонен наблюдать,

экспериментировать

Ребёнок обладает установкой

положительного отношения к

миру адекватно проявляет свои

чувства (по отношению к себе,

другим людям)

Экологообразовательные технологии в целом включают три этапа:

1.

Непосредственный

контакт

с

природным

объектом

(чувствование),

задачей

которого

является

освоение

опыта

в

эмоционально-

перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту.

2.

Ориентировка

(сбор

информации),

задача

которого

состоит

в

накоплении

экологических

представлений

и

овладении

способами

оперирования ими.

3. Активное практическое взаимодействие с природным объектом, задачей которого является освоение опыта в поведенческо-деятельностной

сфере, обогащение детских видов практической экологически ориентированной деятельности, расширение опыта экологического поведения

в природе.

Технологии формирования экологического сознания дошкольников

В процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры,

труда и т.д. сознание ребенка обогащается запасом конкретных представлений о природе, об ответственности человека за ее

состояние. Экообразовательный процесс ориентируется на отбор такой экологической информации, включение личности ребенка в

такие виды деятельности, специальное создание таких педагогических ситуаций, которые оказывают наибольшее влияние на

формирование

субъективного

отношения

к

природе,

когда

природные

объекты

воспринимаются

как

относящиеся

к

сфере

«человеческого» и равные ей в своей самоценности.

Обучение строится на основе образного видения и практического освоения мира природы и требует от ребенка способности

фантазировать, чувствовать, а не только мыслить. Знания перемещаются в образный, окрашенный фантазией внутренний мир, и

лишь затем превращаются в суждения и понятия. Душевное «переживание» обеспечивает осмысление ребенком полученной

информации и формирование его отношения к миру.

Ведущее значение в развитии экологической культуры ребенка отводится отношенческому компоненту. Экологическое отношение к

природе является компонентом экологической культуры, оно интегративно по сути и как психическое образование включает три

составляющие:

-

эмоционально-чувственный

или

перцептивно-аффективный

(чувство

влечения

к

природе),

-

когнитивный

(познавательный

интерес

к

природе

на

основе

ценностных

представлений)

-

практически-деятельностный

(склонность

к

непрагматическому взаимодействию с природой на основе социально значимых мотивов)компоненты.

Объекты, к которым необходимо формировать ценностное отношение:

Человек, его жизнь, здоровье, природа.

Ценностные аспекты, необходимые для формирования образа мира и понимания детьми взаимосвязи между человеком и

природой:

природа - великое богатство, Земля - общий дом человечества и всех живых существ, бережное отношение к природе;

жизнь - величайшая ценность, гуманное отношение, милосердие и сострадание к живым объектам природы,

человек - абсолютная уникальная ценность, уважение к жизни и достоинству личности, почитание родителей, забота о младших;

культура - великое богатство, накопленное человечеством, уважение к традициям разных народов;

Родина, завещанная предками, - единственная для каждого человека, уважение к истории и культурным традициям своей страны;

мир - главное условие существования человечества, вера в красоту и добро мира.

Нравственные качества личности, несущие экологический смысл:

отзывчивость - готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам другого, связана с эмпатией —

способностью сопереживать, сочувствовать;

гуманность - уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и

реализуется в содействии, оказании практической помощи;

бережность - осторожность по отношению к объектам природы, забота о них;

бережливость

способность

экономно

расходовать

природное

сырье

и

материалы,

принимать

во

внимание

возможные

негативные последствия деятельности;

рациональность

-

способность

разумно

и

научно

обоснованно

планировать

имеющиеся

природные

ресурсы

и

материалы,

деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности;

осознанность - отношение к природе на основе понимания природных закономерностей;

ответственность - высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые

соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.

В сфере формирования отношения к природе у ребенка-дошкольника акцент делается на освоении положительного опыта

эмоционально-чувственного общения с природным и социальным окружением.

Особенности отношения дошкольников к природе:

субъективизм в отношении к природе, т.е. восприятие природных объектов «на равных» - животные и растения могут «думать»,

«чувствовать», «общаться»;

анимизм (наделение неодушевленных объектов природы сознанием и жизнью);

антропоморфизм (объяснение любых причинно - следственных отношений в природе с точки зрения и отношений между людьми);

артификализм (представления о том, что все объекты и явления мира изготовлены самими людьми для собственных целей) придает

прагматическую направленность отношению к природе («дождь идет, чтобы можно было ходить по лужам»).

В основе практического отношения лежит утилитарный подход (извлечение практической пользы);

преобладает познавательное отношение к природе.

Работа по формированию экологического отношения детей к природе строится в нескольких направлениях:

развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание

воли;

формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие

объектов природы;

формирование личностно значимых целей экологической деятельности.

Технологии формирования экологически правильного отношения к природе

Формирование

экологического

отношения

начинается

с

накопления

опыта

в

эмоционально-перцептивной

сфере

через

непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»);

метод экологической идентификации - отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием

«превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;

игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств,

являющихся

базисными

характеристиками

экологичной

личности

(«Человечек

из

коры»,

«Мир

кролика

и

мир

муравья»,

«Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.) ;

метод экологической эмпатии - сопереживание и сочувствие природным объектам;

чтение стихов, слушание музыки, пение песен

Диалог

с

природой

-

метод,

который

нацелен

на

развитие

эмоциональной

сферы

ребенка,

чувствительности.

Диалоги

осуществляются

в

различных

вариантах

«секретные»

(«один

на

один»

с

природой)

или

«открытые»

(устные

обращения),

вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).

Экологические упражнения — постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и

навыков общения с природой.

Виды экологически ориентированной деятельности детей:

познавательная,

направленная

на

формирование

опыта

приобретения

научной

информации

(анализ

фактического

материала;

наблюдения

в

природе

и

оформление

их

результатов;

определение

объектов

природы,

описание

их

состояния,

установление

причинных связей; овладение приемами исследовательской работы- экспериментирование, моделирование, коллекционирование и

т.д.).

ценностно-ориентационная,

направленная

на

приобретение

опыта

ценностных

ориентации

и

оценочных

суждений

(сравнение

эстетических

и

гигиенических

качеств

естественной

и

преобразованной

природной

среды,

критическая

оценка

состояния

окружающей

среды;

обсуждение

последствий

деятельности

человека,

возможных

вариантов

использования

природы

для

удовлетворения

индивидуальных

или

общественных

потребностей;

соотнесение

местных

проблем

охраны

природной

среды

с

глобальными,

выбор

решения

из

возможных

альтернатив

и

соблюдение

этических

и

правовых

норм

поведения,

пропаганда

природоохранных знаний и т.д.

практическая,

направленная

на

формирование

практических

умений

(труд

в

природе,

природопользование,

охрана

природы,

инвентаризация

охраняемых

природных

объектов,

составление

необходимой

документации,

защита

природных

объектов

от

разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.)

Игровая

деятельность

является

ведущей

в

дошкольном

возрасте,

поэтому

она

пронизывает

все

другие

виды

экологически

ориентированных деятельностей.

Художественно-эстетическая

деятельность

заключается

в

восприятии

эстетических

свойств

объектов

природы

и

произведений

искусства, отражающих ее, а также в создании художественных образов, связанных с репрезентацией мира природы и отношения к

нему. Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников: выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование

поделок из природного материала, сочинительство и др. технологии эстетического освоения мира природы.

Коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы,

ребенок

испытывает

потребность

высказаться,

выразить

свои

ощущения,

мысли

в

словесной

форме.

Такая

возможность

представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.

ФГОС о развивающей предметно – пространственной среде.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны

обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными

детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

наличие

в

Организации

или

Группе

полифункциональных

(не

обладающих

жёстко

закреплённым

способом

употребления)

предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в

качестве предметов-заместителей в детской игре).

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная

психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только

одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на

жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС

Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и

исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении,

игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка в раннем возрасте (1 год - 3 года) -

предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами

(песок, вода, тесто и пр.),

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и

экспериментирования с ними).

В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой) в разделе «непосредственно образовательная

деятельность» предлагается использовать следующие формы работы:

игры

дидактические,

дидактические

с

элементами

движения,

сюжетно-ролевые,

подвижные,

психологические,

музыкальные,

хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение

и

обсуждение

программных

произведений

разных

жанров,

чтение,

рассматривание

и

обсуждение

познавательных

и

художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально - нравственного содержания, специальные рассказы

воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление,

изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования.

Формы работы:

проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

оформление

выставок

работ

народных

мастеров,

произведений

декоративно

-

прикладного

искусства,

книг

с

иллюстрациями,

репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского

творчества, уголков природы;

викторины, сочинение загадок;

инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных

играх имитационного характера;

рассматривание

и

обсуждение

предметных

и

сюжетных

картинок,

иллюстраций

к

знакомым

сказкам

и

потешкам,

игрушек,

эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-

прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности; и т.д.

На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит

основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.

Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что «обучение входит в жизнь ребёнка через ворота

детской

игры».

Игровые

педагогические

технологии

«включают

достаточно

обширную

группу

методов

и

приемов

организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр» (Г.К.Селевко).

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

достаточно

обширную

группу

методов

и

приемов

организации

педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным

признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы,

выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Цель игровой технологии – не менять ребёнка и

не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его

ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Целевые ориентации игровых технологий:

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие

трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения,

фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.

Игровая технология

строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,

сюжетом, персонажем,

в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,

сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать

ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме

игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы

образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему

игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит

гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка

должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.



В раздел образования