Автор: Чистова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ " Школа № 167 имени Маршала Л.А.Говорова"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация ребёнка в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
« От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в
решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний
малыш» В.А. Сухомлинский
(Советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду)
ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ!
Работаю с детьми я довольно давно. Через мои руки и мое сердце прошли многие дети, разные,
интересные и, конечно, любимые. Берешь в свою группу совершенно маленького, беззащитного
ребенка. Отдаешь много сил, энергии, заботы, тепла, педагогического мастерства. В этом году ко
мне снова пришли малыши 3 лет. В статье я хочу поделиться опытом с их родителями и
коллегами.
Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем
тяжело и родителям, и детям, и воспитателям. Очень редко можно встретить родителей, которые с
приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в ясли или детский сад, не
испытывают волнения. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся с
воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем,
насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют
перед собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды
сказывается и на психологическом, и физическом здоровье детей. Нам воспитателя в это время
надо приложить максимум внимания, так как малыши впервые переходят из достаточно
замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт
коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и
без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу,
но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу
начинают капризничать и плакать. Постараемся разобраться в причинах «нежелания» детей
посещать детский сад.
Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:
1.Тревога, связанная со сменой обстановки и режима.
Ребенок 3-х лет еще нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной
домашней обстановки, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он
перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском
саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому
же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти
в детский сад.
2.Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.
Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями
развития. Чаще всего это происходит, когда малышу не хватает эмоционального общения с мамой.
3.Отсутствие навыков самообслуживания.
Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
4.Избыток впечатлений.
Ребёнок испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может
переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
Эмоциональная реакция родителей на поведение ребенка в этот период часто усугубляет
ситуацию. Из - за того, что они сами не знают, как лучше поступить, мама с папой не могут помочь
своему малышу. Для каждой семьи острый период адаптации индивидуален. Он может иметь
разную длительность. В связи с этим говорят о трех вариантах адаптации (Р.Р.Калинина): легкая
адаптация - поведение ребенка нормализуется в течение 10 - 15 дней; адаптация средней тяжести
- в течение месяца; тяжелая адаптация - требуется от 2 до 6 месяцев.
Предлагаю приемы, облегчающие ребенку адаптироваться к детскому саду. Используйте их!
1.
Научитесь прощаться с ребенком быстро. Не затягивайте расставание. Ребенок почувствует
ваше беспокойство за него, и ему будет еще труднее успокоиться.
2.
Придумайте забавный ритуал прощания и строго придерживайтесь его, например, всегда
целуйте малыша в щечку, потом нежно потритесь носиками или что-нибудь подобное.
3.
Не пытайтесь подкупить ребенка, чтобы он остался в детском саду за новую игрушку.
4.
Четко дайте ребенку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он все равно пойдет в
детский сад. Если вы хоть раз ему поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо
сложнее справиться с его капризами и слезами.
5.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем
ваш малыш дружит, приветствуйте и поддерживайте дружбу сына или дочери. Участвуйте
в жизни ребёнка, радуйтесь его успехам и творчеству.
6.
Начинаем день с улыбки! Чтобы помочь и детям и родителям, войдя в садик, улыбнуться,
в нашей раздевалке есть стенд с фотографиями детей, где они запечатлены в самые
приятные моменты своей жизни. Глядя на эти фотографии улыбаются все, а день в саду
начинается с приятных эмоций.
7.
Помните, что с начала посещения детского сада ребенок на время лишается физического
контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки,
обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания малышу
дома!
Удачи Вам в воспитании!