Автор: Короткова Татьяна Леонидовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ школы-интернат
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие познавательных способностей слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость с использованием занимательных упражнений во внеурочное время".
Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
Г.КРАСНОДАРА
Развитие познавательных способностей
слабослышащих детей,
имеющих умственную отсталость
с использованием занимательных упражнений
во внеурочное время.
Учитель: Короткова Т.Л.
г. Краснодар, 2018
В своей работе по развитию познавательных способностей
младших школьников вспомогательного класса я считаю, что
главное
–
не
само
знание,
а
умение
им
пользоваться,
самостоятельно его добывать, анализировать.
Поэтому были поставлены такие задачи:
1) Формировать умение учиться;
2) Расширить
и
углубить
представления
ребёнка
об
окружающем мире;
3) Развивать устную речь;
4) Развивать мелкую моторику.
Наблюдения
за
детьми
показывают,
насколько
они
различны, насколько различны их характеры, способности и
интересы, поведение, уровень умений и навыков. Все дети без
исключения
нуждаются
в
индивидуальном
подходе.
Под
влиянием систематического и продуманного индивидуального
подхода
дети
изменяются
в
положительную
сторону.
В
осуществлении
индивидуального
подхода
к
детям,
как
и
вообще в воспитании, мелочей нет.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от
природы любознательны. Но, как замечено, они редко имеют
уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у
них
отмечается
моторная
неловкость,
неточность
движений,
трудности усвоения двигательной программы и переключения,
содружественных движений других частей тела.
Ещё в середине прошлого века было установлено, что
уровень
развития
речи
детей
напрямую
зависит
от
степени
сформированности
тонких
движений
пальцев
рук.
Если
координация движений соответствует возрасту, то и речевое
развитие
находится
в
пределах
нормы.
Если
же
развитие
движений
пальцев
отстаёт,
то
задерживается
и
речевое
развитие.
Учёные
доказали,
что
движения
пальцев
рук
стимулируют
деятельность
центральной
нервной
системы
и
ускоряют развитие речи ребёнка. Весь материал, в котором
предполагаются движения (особенно рук), лучше усваиваются в
стихотворной форме, т.к. стихи дают возможность войти в ритм
движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт
больший
эффект
(включаются
и
речевой,
и
слуховой
анализаторы).
Это
является
и
одной
из
форм
коррекции
нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи.
С
выполнения
именно
дыхательной
и
пальчиковой
гимнастики
следует
начинать
занятия.
Дыхание
является
энергетической
основой
нашей
речи.
От
речевого
дыхания
зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей
речи. Пальчиковая гимнастика (кинезиологическая коррекция)
-
это
развитие
умственных
способностей
посредством
определённых
двигательных
упражнений.
Эти
упражнения
позволяют
создать
новые
нейронные
сети
и
улучшить
межполушарное
взаимодействие,
которое
является
основой
развития интеллекта, они помогают ребёнку быстрее усвоить
речевые звуки.
Мир, в котором живёт ребёнок, разнообразен и прекрасен.
Слыша ещё в дошкольном возрасте слово «школа», играя в неё,
в
первые
месяцы
учёбы
ребёнок
радуется
школе.
Он
любознателен,
открыт
миру,
доброжелателен.
Но
мы,
взрослые:
воспитатели,
учителя,
родители
–
часто
бываем
недовольны
им
–
опять
написал
грязно,
буквы
получились
кривыми,
заштриховал
рисунок
неаккуратно
и
т.д.
Наши
требования,
с
взрослой
точки
зрения,
обоснованны.
Но
у
ребёнка часто с каждым днём радость пребывания в школе
уменьшается.
Поэтому,
в
своей
работе
я
использую
упражнения,
направленные на
развитие познавательной, эмоционально –
творческой сферы личности ребёнка, психических процессов
(память, мышление, восприятие, воображение).
Все различные занимательные задания, головоломки, игры
помогают приобрести не только основные навыки письма и
счёта,
эти
упражнения
развивают
начала
критического
и
творческого
мышления,
логического
рассуждения.
Они
учат
думать, направляют внимание ученика на решение различного
рода математических задач, проблемных ситуаций, задач на
сообразительность.
Ребёнок
учится
рассуждать,
доказывать
свою
точку
зрения,
обосновывать
её,
делать
выводы.
Самостоятельное
придумывание
вопросов
и
рассказов
к
картинкам
даёт
простор
воображению
ребёнка,
служит
развитию речи, мышления.
В начале учебного года рука ребёнка быстро устаёт. Поэтому
не стоит сразу форсировать развитие мелких мышц кисти руки.
Сейчас
важнее
развитие
способностей
ребёнка
передавать
цветом своё настроение, своё состояние. И уже позднее идёт
развитие
способности
сравнивать,
сопоставлять,
умение
находить
общее
в
предметах,
комбинировать
буквы,
слова,
ребёнок тренируется в определении и различии цветов, учится
воспроизводить собственной рукой увиденное, знакомится с
числами и цифрами, учится читать и писать. Для профилактики
письма
и
дисграфии
я
использовала
такие
упражнения,
как
раскрашивание, обведение контуров, штриховка, рисование по
клеточкам и т.д.
Работая с занимательными заданиями, дети усваивали не
только счёт до 10, но также сложение и вычитание. Решение
начинается с рассматривания иллюстрации и её осмысливания.
В ходе составления и решения задач дети учатся обдумывать и
планировать
действия,
искать
ответ.
Такая
работа
увлекает
детей,
активизирует
их
мысл
ительную
деятельность,
углубляет математические представления.
Последним
этапом
в
работе
с
занимательными
упражнениями
должно
быть
развитие
способностей
по
желанию фантазировать, сочинять, выдумывать, изобретать, но
нам пока до этого ещё далековато.
В своей работе я отталкивалась от интереса ребёнка к
окружающему.
От
его
отношения
к
заданию
и
тому,
кто
работал быстрее, предлагалось
дополнительное творческое
задание.
Любить своего ученика – значит, верить в него, верить в то,
что
у
него
всё
получится.
Когда
в
детях
видишь
только
недостатки,
то
трудно
воспитать
из
них
успешных
людей.
Никогда нельзя давать ребёнку негативной оценки. Ни в коем
случае не позволяйте прижиться чувству неуверенности в его
душе. Старайтесь чаще напоминать ребёнку, что он справится
со всеми трудностями, а мы ему в этом поможем.