Авторы: Акулинина Людмила Витальевна, Прокуратова Ксения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Н. М.Карамзина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: экологический проект
Тема: "Наш дом-природа"
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ Школа им. Н.М.Карамзина
Екатерининский корпус
Экологический проект «Наш дом-природа»
Тема: «Природное достояние Битцы».
Москва 2018
Участники проекта :
1. Дети средней группы №5.
2. Воспитатели: Прокуратова К.Ю. и Акулинина Л.В.
3. Родители воспитанников группы №5.
Сроки реализации проекта (октябрь 2017г.-февраль 2018г.)
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Актуальность проекта :
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге
изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен.
Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос
интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных
особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически
правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно
относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не
живой природе
Обоснование проблемы
Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов,
способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность
человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных
экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует
безотлагательного решения. В дошкольное возрасте происходит интенсивное накопление
знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям
Цель проекта :
Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания,
мышления, экологической культуры у взрослых их воспитывающих. Обогащение знания
детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов,
воспитание бережного отношение к природным ресурсам нашей планеты.
Задачи проекта:
Расширение и углубление представлений детей об окружающим мире, в том числе о воде.
Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.
Мотивирование детей на работу с природным и бросовым материалами(пенопласт,
пластик, картон, бумага, шишки, ветки, листва, дерево).
Развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности, познавательного
интереса к миру.
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Формирование в детях эмоционально-радостного ощущения от активного участия в
совместной коллективной работе.
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного
для природы и для самого ребенка поведения.
Активизация творческого потенциала родителей.
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Ожидаемый результат :
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.
Научатся различать живую природу - (растения, животные, человек) и неживую природу
(воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному
поведению по отношению к миру природы.
3. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.
Смогут объяснить причины смены времен года.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся
делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
6. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав,
растений леса, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые
для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы.
7. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких
животных, птиц и их детенышей.
8. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, вести наблюдения за
объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять
Законы общего дома природы: « Все живые организмы имеют равное право на жизнь.» В
природе все взаимосвязано. В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного
состояния в другое.
9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение
родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Формы организации проекта
• опыты;
• познавательные занятия (рисование, музыка, развитие речи, природный и социальный
мир);
• наблюдения;
• чтение художественной литературы по теме;
• беседы;
• дидактические, подвижные игры;
• трудовая деятельность
Формы реализации проекта
Проект проводится на базе ГБОУ Школа им. Н.М. Карамзина «Екатерининского» корпуса
воспитателями группы №5, совместно с воспитанниками и их родителями.
Продукт проектной деятельности
Макет на тему: « Природное достояние Битцы».
Стенгазета на тему : «Какой ты хочешь лес?»
Плакат на тему: «Экологическая помощь».
Принципы реализации проекта:
Учет возрастных и индивидуальных особенностей;
Интеграция;
Совместная работа с родителями.
Этапы проекта:
1 подготовительный
• Изучение уровня знаний;
• определение проблемы;
• выбор цели;
• определение задач;
• составление плана деятельности;
• разработка картотеки бесед
• подбор источников информации;
• подбор материалов и оборудования.
2.Основной
1.Художественная деятельность (приложение№1)
2.Лепка (приложение №2)
3.Экспериментальная деятельность (приложение №3)
4.Беседы с детьми (приложение №4)
5. Трудовая деятельность в уголке природы (полив цветов, посадка новых растений)
6. Трудовая деятельность на прогулке, помощь птицам.
7. Развивающие, дидактические игры и подвижные игры ( приложение №5).
8.Чтение художественной литературы по теме (приложение №6).
9.Целевые экскурсии на участки других групп детского сада.
10.Экскурси-прогулки с родителями в лес, на пруды.
11.Изготовление воспитателями плаката на тему экологической помощи природе.
12.Изготовление макета родника нашего леса совместно с детьми.
Обеспечение проекта: Создание экологической зоны в уголке природы, для разработки
проекта использовалась методическая литература, иллюстрационный материал,
информация в виде художественной литературы, видеофильмов о природе.
Подведение итогов
Результат:
• значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;
• приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе;
• повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании
дошкольников;
• демонстрация результатов макетирования проекта на тему «Природное достояние
Битцы»;
•демонстрация изготовленной родителями совместно с детьми стенгазеты « Какой ты
хочешь лес?»;
•демонстрация плаката «экопомощь», изготовленного воспитателями, совместно
с детьми;
• получение детьми удовольствия от работы с природным материалом и использование
бросового при изготовлении макета, а также удовольствие от выполненной работы в
коллективе;
• заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас», проявление их
познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме,
рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Литература:
• Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
• «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое
планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М.
Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003
• О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные
опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2004;
• Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников» ВАКО, 2010.
• Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006
Приложение №1
Изо деятельность:
«Снегири»
Цель: создать условия для развития творчества, воображения, обеспечить эмоциональное
благополучие детей, способствовать развитию у детей умений рисовать снегиря,
передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела, окраску, воспитывать
интерес к природе, желание отражать в рисунке полученные представления.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением снегиря, гуашь, кисть №3,
салфетки.
«Деревья зимой»
Цель: закрепление знаний детей о признаках зимы, сезонных явлениях, учить
пользоваться кистью и красками, развивать моторику рук, воображение, совершенствовать
умение аккуратно пользоваться гуашью. Воспитывать чувство сопереживания, любви к
природе.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением деревьев, зимнего пейзажа,
кисть, гуашь, салфетки.
Приложение №2
Лепка:
«Лесные жители»
Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.
Задачи: Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные
черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание,
соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать
интерес к лепке.
Приложение №3
Экспериментальная деятельность
Опыт №1
«Волшебная вода»
Цель: расширение представлений детей о свойствах воды (форма, способность растворять
другие вещества, окрашивание в разные цвета, прозрачность).
Развитие умение сравнивать и анализировать, логическое мышление. Активизирование
словарного запаса детей.
Опыт №»2
«Радуга»
Цель: обогатить представление о радуге, расширить представление о всех цветах радуги,
развивать познавательные умения,( сосредоточенность, внимание, наблюдательность,
умение сравнивать).Попробовать получить радугу в домашних условиях. Учить детей
приобретать новую информацию через эксперимент. Воспитывать интерес к
окружающему миру, стремление узнать что-то новое.
Оборудование: пластиковые тарелочки, конфеты драже, вода.
Приложение №4
Беседа с детьми:
«Птицы нашего леса»
Цель: способствовать формированию связной речи, упражнять в употреблении
прилагательных.
Расширять и углублять представления детей о зимующих птицах.
Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях.
Оборудование: Магнитофон, кукла в зимней одежде, кассета голоса птиц; иллюстрации с
изображением зимующих птиц. Кормушки, разные семена.
Предварительная
работа.
Наблюдение
за
птицами
на
прогулке.
Рассматривание
иллюстраций, чтение рассказов о птицах.
Беседа с детьми:
«деревья нашего леса»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что
дерево - живой организм.
Задачи:
продолжать,
уточнять
представление
детей
о
деревьях.
Учить
образовывать
п
р
и
л
а
г
а
т
е
л
ь
н
ы
е
.
Учить
анализировать
объекты
природы
(деревья),
выделять
существенные
признаки
( к о р е н ь ,
с т в о л ,
в е т в и ,
л и с т ь я ) . Р а з в и в а т ь
с в я з н у ю
р е ч ь
д е т е й .
Развивать
воображение,
мышление,
память,
любознательность
детей.
Воспитывать
бережное отношение к природе.
Приложение №5
Развивающие, дидактические и подвижные игры.
«Вершки и корешки»,
«Чудесный мешочек»,
экологическое лото «Животные»,
«Цветы»
«Собери картинку»,
«С какого дерева листок»
Просмотр иллюстраций по теме «Дикие и домашние животные»,
«Деревья», «Цветы»
Слушание музыкальных произведений, звуков природы.
Игра «Зоопарк»
Задачи: развивать двигательную активность; активизация речевой деятельности;
расширение словаря и понятий по теме животные.
Описание:
Дети выбирают себе роль какого – либо животного. Каждый зверь садится в свою клетку –
в обруч или в круг, нарисованный на земле. Незанятые дети становятся за воспитателем,
кладут руки на пояс впереди стоящего т.е. «садятся в поезд и едут» в зоопарк. Подходят к
«клетке», воспитатель спрашивает: Какой зверь живет в этой клетке? Сидящие там
«звери» должны показать движениями, мимикой, звуками кого они изображают, а
приехавшие экскурсанты угадывают зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе
с воспитателем, взяв друг друга за пояс и изображая поезд едут домой.
Игра «Зайчата»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве; развивать ритмичность выразительной
речи и координацию движений; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость,
внимание; воспитывать умение подчиняться правилам игры.
Описание:
Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка на роль Волка. Остальные дети –
Зайчата. Дети идут к логову Волка, произнося:
Мы зайчата смелые,
Не боимся волка.
Спит зубастый серый волк
Под высокой елкой.
Мы, зайчата, не просты:
Разбежались под кусты.
Волк просыпается и старается поймать зайчат, дети бегут за стулья.
Игра проводится 3-4 раза.
Игра «Пастух и коровы»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве; совершенствовать навыки ползания на
четвереньках; воспитывать выдержку и дисциплинированность.
Описание:
Воспитатель – Пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к Пастуху, который в
это время произносит:
Милые коровушки,
Белые головушки!
Злой колдун здесь побывал
И коров заколдовал.
На зеленом на лугу
Я буренкам помогу.
Будут все коровы
Веселы, здоровы.
Дети изображают коров, мычат, приближаются к Пастуху. Он касается их рукой,
расколдовывая, после чего дети пляшут.
Игра «Лошадки»
Задачи: развивать ориентировку в пространстве; отрабатывать произношение [ц];
развивать навыки бега в среднем темпе; воспитывать доброжелательное отношение к
участникам игры.
Описание:
Дети бегают по площадке, изображая лошадей, и читают стихотворение.
Цок, цок, цок –
Цокают копытца.
Бегают лошадки,
Им воды б напиться.
Топ, топ, топ –
Перешли они в галоп.
К речке быстро прибежали,
Весело заржали!
Тпру!
Игра «Хитрый лис»
Задачи: формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке;
упражнять в лазании по гимнастической стенке; закреплять умение согласовывать
движения со словами; воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.
Приложение №6
Чтение сказки " Лисичка – сестричка и волк".
Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с
помощью моделирования. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить
понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер
персонажей.
Т. Александрова « Светик – трёхцветик»
Цель: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь
поддерживать беседу.
Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого
Мишу – Короткий хвост"
Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему
автор так уважительно называет комара.
Чтение потешки «Гуси, вы гуси…»
Цель: Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть
М. Горький « Воробьишко».
Цель: учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё
отношение к содержанию; понимать образные выражения.
Настольный театр «Два жадных медвежонка»
Цель: развивать речевую активность детей. Воспитывать любовь к художественной
литературе. Развивать мимику лица.
В. Бианки «Первая охота» чтение
Цель: учить слушать рассказ, знакомиться со способами зверей, птиц насекомых; пытаться
спасаться от врагов расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;
развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
В. Зотов «Белки»
Цель: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление
детям о жанре рассказа. Учить понимать содержание.
Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь»
Цель: знакомить с русскими народными сказками.