Напоминание

"Наш дом-природа"


Авторы: Акулинина Людмила Витальевна, Прокуратова Ксения Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа им. Н. М.Карамзина
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: экологический проект
Тема: "Наш дом-природа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБОУ Школа им. Н.М.Карамзина

Екатерининский корпус

Экологический проект «Наш дом-природа»

Тема: «Природное достояние Битцы».

Москва 2018

Участники проекта :

1. Дети средней группы №5.

2. Воспитатели: Прокуратова К.Ю. и Акулинина Л.В.

3. Родители воспитанников группы №5.

Сроки реализации проекта (октябрь 2017г.-февраль 2018г.)

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев

Актуальность проекта :

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге

изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в замен.

Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос

интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом возрастных

особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически

правильного отношения к природным объектам. Для того чтобы научить детей правильно

относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и не

живой природе

Обоснование проблемы

Научный прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов,

способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность

человека. Результатом этого процесса является все большее разрушение естественных

экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе требует

безотлагательного решения. В дошкольное возрасте происходит интенсивное накопление

знаний об окружающем мире, формируется отношение к природе и людям

Цель проекта :

Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания,

мышления, экологической культуры у взрослых их воспитывающих. Обогащение знания

детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов,

воспитание бережного отношение к природным ресурсам нашей планеты.

Задачи проекта:

Расширение и углубление представлений детей об окружающим мире, в том числе о воде.

Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей.

Мотивирование детей на работу с природным и бросовым материалами(пенопласт,

пластик, картон, бумага, шишки, ветки, листва, дерево).

Развитие наблюдательности, сообразительности, любознательности, познавательного

интереса к миру.

Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

Формирование в детях эмоционально-радостного ощущения от активного участия в

совместной коллективной работе.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного

для природы и для самого ребенка поведения.

Активизация творческого потенциала родителей.

Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Ожидаемый результат :

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

Научатся различать живую природу - (растения, животные, человек) и неживую природу

(воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному

поведению по отношению к миру природы.

3. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года.

Смогут объяснить причины смены времен года.

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся

делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

6. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав,

растений леса, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые

для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы.

7. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких

животных, птиц и их детенышей.

8. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, вести наблюдения за

объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять

Законы общего дома природы: « Все живые организмы имеют равное право на жизнь.» В

природе все взаимосвязано. В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного

состояния в другое.

9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение

родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Формы организации проекта

• опыты;

• познавательные занятия (рисование, музыка, развитие речи, природный и социальный

мир);

• наблюдения;

• чтение художественной литературы по теме;

• беседы;

• дидактические, подвижные игры;

• трудовая деятельность

Формы реализации проекта

Проект проводится на базе ГБОУ Школа им. Н.М. Карамзина «Екатерининского» корпуса

воспитателями группы №5, совместно с воспитанниками и их родителями.

Продукт проектной деятельности

Макет на тему: « Природное достояние Битцы».

Стенгазета на тему : «Какой ты хочешь лес?»

Плакат на тему: «Экологическая помощь».

Принципы реализации проекта:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей;

Интеграция;

Совместная работа с родителями.

Этапы проекта:

1 подготовительный

• Изучение уровня знаний;

• определение проблемы;

• выбор цели;

• определение задач;

• составление плана деятельности;

• разработка картотеки бесед

• подбор источников информации;

• подбор материалов и оборудования.

2.Основной

1.Художественная деятельность (приложение№1)

2.Лепка (приложение №2)

3.Экспериментальная деятельность (приложение №3)

4.Беседы с детьми (приложение №4)

5. Трудовая деятельность в уголке природы (полив цветов, посадка новых растений)

6. Трудовая деятельность на прогулке, помощь птицам.

7. Развивающие, дидактические игры и подвижные игры ( приложение №5).

8.Чтение художественной литературы по теме (приложение №6).

9.Целевые экскурсии на участки других групп детского сада.

10.Экскурси-прогулки с родителями в лес, на пруды.

11.Изготовление воспитателями плаката на тему экологической помощи природе.

12.Изготовление макета родника нашего леса совместно с детьми.

Обеспечение проекта: Создание экологической зоны в уголке природы, для разработки

проекта использовалась методическая литература, иллюстрационный материал,

информация в виде художественной литературы, видеофильмов о природе.

Подведение итогов

Результат:

• значительное повышение уровня знаний и представлений по вопросам проекта;

• приобретение экологически ценного опыта поведения и деятельности в природе;

• повышение воспитательской компетентности родителей в экологическом образовании

дошкольников;

• демонстрация результатов макетирования проекта на тему «Природное достояние

Битцы»;

•демонстрация изготовленной родителями совместно с детьми стенгазеты « Какой ты

хочешь лес?»;

•демонстрация плаката «экопомощь», изготовленного воспитателями, совместно

с детьми;

• получение детьми удовольствия от работы с природным материалом и использование

бросового при изготовлении макета, а также удовольствие от выполненной работы в

коллективе;

• заинтересованность детей темой «Вода вокруг нас», проявление их

познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме,

рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

Литература:

• Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста» С-П ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

• «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое

планирование, рекомендации, конспекты занятий» А-сост. Е. А. Мартынова, И. М.

Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.

• А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003

• О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетина «Неизведанное рядом». Занимательные

опыты и эксперименты для дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2004;

• Л. Г. Горького, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому

воспитанию дошкольников» ВАКО, 2010.

• Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки. Экология для малышей», Книголюб, 2006

Приложение №1

Изо деятельность:

«Снегири»

Цель: создать условия для развития творчества, воображения, обеспечить эмоциональное

благополучие детей, способствовать развитию у детей умений рисовать снегиря,

передавать особенности внешнего вида птицы - строение тела, окраску, воспитывать

интерес к природе, желание отражать в рисунке полученные представления.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением снегиря, гуашь, кисть №3,

салфетки.

«Деревья зимой»

Цель: закрепление знаний детей о признаках зимы, сезонных явлениях, учить

пользоваться кистью и красками, развивать моторику рук, воображение, совершенствовать

умение аккуратно пользоваться гуашью. Воспитывать чувство сопереживания, любви к

природе.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением деревьев, зимнего пейзажа,

кисть, гуашь, салфетки.

Приложение №2

Лепка:

«Лесные жители»

Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.

Задачи: Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей, передавая характерные

черты (уши, мордочку). Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание,

соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать

интерес к лепке.

Приложение №3

Экспериментальная деятельность

Опыт №1

«Волшебная вода»

Цель: расширение представлений детей о свойствах воды (форма, способность растворять

другие вещества, окрашивание в разные цвета, прозрачность).

Развитие умение сравнивать и анализировать, логическое мышление. Активизирование

словарного запаса детей.

Опыт №»2

«Радуга»

Цель: обогатить представление о радуге, расширить представление о всех цветах радуги,

развивать познавательные умения,( сосредоточенность, внимание, наблюдательность,

умение сравнивать).Попробовать получить радугу в домашних условиях. Учить детей

приобретать новую информацию через эксперимент. Воспитывать интерес к

окружающему миру, стремление узнать что-то новое.

Оборудование: пластиковые тарелочки, конфеты драже, вода.

Приложение №4

Беседа с детьми:

«Птицы нашего леса»

Цель: способствовать формированию связной речи, упражнять в употреблении

прилагательных.

Расширять и углублять представления детей о зимующих птицах.

Воспитывать любовь к птицам, стремление помочь им в трудных условиях.

Оборудование: Магнитофон, кукла в зимней одежде, кассета голоса птиц; иллюстрации с

изображением зимующих птиц. Кормушки, разные семена.

Предварительная

работа.

Наблюдение

за

птицами

на

прогулке.

Рассматривание

иллюстраций, чтение рассказов о птицах.

Беседа с детьми:

«деревья нашего леса»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе, закреплять знания детей о том, что

дерево - живой организм.

Задачи:

продолжать,

уточнять

представление

детей

о

деревьях.

Учить

образовывать

п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

ы

е

.

Учить

анализировать

объекты

природы

(деревья),

выделять

существенные

признаки

( к о р е н ь ,

с т в о л ,

в е т в и ,

л и с т ь я ) . Р а з в и в а т ь

с в я з н у ю

р е ч ь

д е т е й .

Развивать

воображение,

мышление,

память,

любознательность

детей.

Воспитывать

бережное отношение к природе.

Приложение №5

Развивающие, дидактические и подвижные игры.

«Вершки и корешки»,

«Чудесный мешочек»,

экологическое лото «Животные»,

«Цветы»

«Собери картинку»,

«С какого дерева листок»

Просмотр иллюстраций по теме «Дикие и домашние животные»,

«Деревья», «Цветы»

Слушание музыкальных произведений, звуков природы.

Игра «Зоопарк»

Задачи: развивать двигательную активность; активизация речевой деятельности;

расширение словаря и понятий по теме животные.

Описание:

Дети выбирают себе роль какого – либо животного. Каждый зверь садится в свою клетку –

в обруч или в круг, нарисованный на земле. Незанятые дети становятся за воспитателем,

кладут руки на пояс впереди стоящего т.е. «садятся в поезд и едут» в зоопарк. Подходят к

«клетке», воспитатель спрашивает: Какой зверь живет в этой клетке? Сидящие там

«звери» должны показать движениями, мимикой, звуками кого они изображают, а

приехавшие экскурсанты угадывают зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе

с воспитателем, взяв друг друга за пояс и изображая поезд едут домой.

Игра «Зайчата»

Задачи: развивать ориентировку в пространстве; развивать ритмичность выразительной

речи и координацию движений; развивать быстроту реакции, ловкость, скорость,

внимание; воспитывать умение подчиняться правилам игры.

Описание:

Воспитатель считалкой выбирает одного ребенка на роль Волка. Остальные дети –

Зайчата. Дети идут к логову Волка, произнося:

Мы зайчата смелые,

Не боимся волка.

Спит зубастый серый волк

Под высокой елкой.

Мы, зайчата, не просты:

Разбежались под кусты.

Волк просыпается и старается поймать зайчат, дети бегут за стулья.

Игра проводится 3-4 раза.

Игра «Пастух и коровы»

Задачи: развивать ориентировку в пространстве; совершенствовать навыки ползания на

четвереньках; воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Описание:

Воспитатель – Пастух, дети – коровы. Дети на четвереньках ползут к Пастуху, который в

это время произносит:

Милые коровушки,

Белые головушки!

Злой колдун здесь побывал

И коров заколдовал.

На зеленом на лугу

Я буренкам помогу.

Будут все коровы

Веселы, здоровы.

Дети изображают коров, мычат, приближаются к Пастуху. Он касается их рукой,

расколдовывая, после чего дети пляшут.

Игра «Лошадки»

Задачи: развивать ориентировку в пространстве; отрабатывать произношение [ц];

развивать навыки бега в среднем темпе; воспитывать доброжелательное отношение к

участникам игры.

Описание:

Дети бегают по площадке, изображая лошадей, и читают стихотворение.

Цок, цок, цок –

Цокают копытца.

Бегают лошадки,

Им воды б напиться.

Топ, топ, топ –

Перешли они в галоп.

К речке быстро прибежали,

Весело заржали!

Тпру!

Игра «Хитрый лис»

Задачи: формирование осторожность и осмотрительность на гимнастической стенке;

упражнять в лазании по гимнастической стенке; закреплять умение согласовывать

движения со словами; воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.

Оборудование: гимнастическая стенка, шапочки кур и лисицы.

Приложение №6

Чтение сказки " Лисичка – сестричка и волк".

Цель: Понимать образное содержание и идею сказки, передавать структуру сказки с

помощью моделирования. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; учить

понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер

персонажей.

Т. Александрова « Светик – трёхцветик»

Цель: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь

поддерживать беседу.

Д. Мамин-Сибиряк "Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого

Мишу – Короткий хвост"

Цель. Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему

автор так уважительно называет комара.

Чтение потешки «Гуси, вы гуси…»

Цель: Знакомить детей с потешкой, заучить её наизусть

М. Горький « Воробьишко».

Цель: учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё

отношение к содержанию; понимать образные выражения.

Настольный театр «Два жадных медвежонка»

Цель: развивать речевую активность детей. Воспитывать любовь к художественной

литературе. Развивать мимику лица.

В. Бианки «Первая охота» чтение

Цель: учить слушать рассказ, знакомиться со способами зверей, птиц насекомых; пытаться

спасаться от врагов расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы;

развивать интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

В. Зотов «Белки»

Цель: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление

детям о жанре рассказа. Учить понимать содержание.

Русская народная сказка «Лиса, волк и медведь»

Цель: знакомить с русскими народными сказками.



В раздел образования