Автор: Зауервальд Наталья Васильевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МКДОУ д/с №443
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Новые вызовы и современные решения вопросов профилактической работы дошкольной организации по противодействию идеологии терроризма
Раздел: дошкольное образование
Новые вызовы и современные решения вопросов профилактической работы
дошкольной организации по противодействию идеологии терроризма.
В современных условиях терроризм является одной из основных угроз национальной
безопасности Российской Федерации, что определяет необходимость противодействия ему по
всем
звеньям
социокультурных
институтов.
Образование-
это
социокультурный
институт
закрепления
традиций,
и
в
то
же
время
современное
образование-
это
пространство
формирования готовности к «новому миру». Образование не может реализовывать сценарий
«стихизации»,
не
обращать
внимание
на
развертывающиеся
социокультурные
процессы
и
реагировать на них случайным образом. Как же дошкольная организация - детский сад должен
реагировать на новые вызовы идеологии терроризма?
Вопросы противодействия терроризму регулируются различными отраслями российского
законодательства
и
базируются
на
положениях
Концепции
противодействия
терроризму
в
Российской Федерации. Правовая основа противодействию терроризму, основные его принципы
определены
Федеральным
законом
от
6
марта
2006
года
№
35-ФЗ
«
О
противодействию
терроризму».
Приоритетным
направлением
противодействия
терроризму
в
Российской
Федерации
является
предупреждение
(профилактика)
терроризма,
которая
обеспечивается
в
каждом ДОО. В чем заключается эта работа? В совокупности мер, направленных на выявление и
устранение
причин
и
условий,
способствующих
совершению
преступлений
террористической
направленности,
оказание
воспитательного
воздействия
на
воспитанников,
их
родителей,
окружающий социум в целях недопущения ими умыслов террористического характера.
Какими мерами мы можем достичь этих целей?
Своевременно предотвращать или оперативно решать возникающие социальные конфликты. Не
секрет, что в группах детского сада вместе сосуществуют воспитанники самых разных наций,
вероисповеданий, социальных слоев общества. Толерантное, равноправное отношение ко всем
представителям образовательного процесса - залог бесконфликтного сосуществования в рамках
одного
социального
коллектива.
Программа
Развития
образовательного
учреждения,
предусматривающая особенности гендерного развития представителей разных наций, традиций,
ценностных ориентиров. Правильно сбалансировать направление патриотического воспитания в
образовательной
программе,
обратить
внимание
на
реализацию
в
Программе
разделов
краеведения , истории и культуры народов России. Пропаганда социально значимых ценностей и
создание условий для мирного межнационального диалога. В современных реалиях не редко мы
сталкиваемся с тем, что приходящие в детский сад воспитанники совсем не владеют русским
языком, не понимают русскую речь. Иной раз из родителей таких воспитанников владеют русской
речью только один из родителей, а то, только старшее поколение семьи (бабушки, дедушки). В
основном это дети переселенцев из среднеазиатских республик (Таджикистан, Туркменистан,
Киргизия).
Такие
семьи
у
нас
на
особом
учете.
Для
них
разрабатываются
индивидуальные
дорожные карты, направленные на оказание воспитательного воздействия на конкретных лиц по
освоению
русской
речи,
знакомству
с
русским
укладом
жизни,
традициями,
правилами
общественного этикета. В тандеме работают все узкие специалисты и воспитатели детского сада. В
группах с такими детьми идет индивидуальное обучение с поэтапным вовлечением, по мере
изучения русского языка в общий ритм группы. С родителями, не говорящим на русском языке,
педагогом-
психологом
детского
сада
реализуется
Программа
психолого-
педагогического
сопровождения по культурной адаптации мигрантов, индивидуальное понятийное обучение с
использованием типичных бытовых примеров. Такие мероприятия включены в нашу программу
Развития.
Они
помогают
переселенцам
быстрее
освоиться
в
разговорной
речи,
снимается
взаимонепонимание, налаживается контакт. Другим аспектом работы с такими
родителями
является формирование у них понятия стойкого неприятия российским обществом идеологии
насилия; российского общества, как взаимодополняющего конгломерата культур народов разных
наций,
мирного
сосуществования
людей
разных
вероисповеданий;
разъяснение
сущности
терроризма и его крайней общественной опасности. Еще при приеме ребенка в детский сад,
внимание родителей обращается на то, что основной язык обучения - русский. Просим поддержки
у родителей, для быстрого освоения ребенком русского языка говорить с ребенком дома не менее
50% времени на русском языке.
Многие
переселенческие
семьи
являются
многодетными,
не
редко-
малоимущими.
Наши
специалисты помогают задействовать к этим семьям службы обеспечения социальной защиты
населения для выравнивания имущественного расслоения и снятия социальной напряженности,
проведения
социальной
адаптации
(оказание
помощи
в
бытовом
и
трудовом
устройстве).
Привлекаются
в
рамках
социального
партнерства
центр
социальной
адаптации
трудовых
мигрантов, некоммерческие организации по оказанию помощи мигрантам.
Работа по профилактике правонарушений проводится в формах профилактического воздействия
как
правовое
просвещение
и
информирование.
Проводятся
семинары,
лекции,
беседы
с
родителями воспитанников
на общих
родительских собраниях с привлечением специалистов
религиозных
организаций,
представляющими
традиционные
для
России
конфессий,
органов
прокуратуры,
деятелей
культуры,
представителей
теологии
государственных
университетов,
представителями диаспор ( землячеств), сотрудников правоохранительных органов по вопросам
взаимодействия с религиозными объединениями и т.д.
Сотрудники детского сада в деятельности по профилактике пропаганды
террористической
деятельности
проводят
мероприятия
по
выявлению
интернет
-
ресурсов
с
материалами террористического и экстремистского характера и работы по блокированию таких
ресурсов;
адресное
профилактическое
воздействие
на
лиц,
подверженных
воздействию
идеологии терроризма, в том числе размещение материалов на информационных стендах для
родителей воспитанников антитеррористической направленности; на информационных стендах в
детском саду размещается информация по действию
участников образовательного процесса в
случае
проявления
элементов
террористического
характера
(
обнаружение
на
территории
детского сада постороннего предмета, обнаружения пожара, ЧС и т.п); проведение общественно-
политических мероприятий, в том числе посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом
(3
сентября):
спортивные
турниры,
тематические
конкурсы
(рисунки,
поделки,
стенгазеты,
тематические
занятия,
книжные
выставки)
приуроченные
к
этой
памятной
дате.
При
планировании
таких
мероприятий
используем
рекомендуемые
аппаратом
АТК
типовыми
сценариями проведения Дня солидарности, образцы видео-, аудио- изобразительной продукции.
Главный вызов современному образованию - нарастающая сложность, многозначность и
неопределенность
во
всех
сферах
человеческой
деятельности,
быстрая
изменяемость
окружающего мира и, как следствие, необходимость применения новой методологии познания
мира и овладения ребенком комплексным инструментарием познания мира, решения задачи
определения
важности-
неважности
информации
и
отбора
содержания
дошкольного
образования, усиления роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия порой
излишней агрессивной окружающей социокультурной среды.