Автор: Калинин Максим Павлович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ "Минусинская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Минусинск Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Раздел: среднее профессиональное
Развитие профессионального самоопределения воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие
требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям
человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда;
возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется
высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное
сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход
предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности
социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными
возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии
имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.
В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными
нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является
важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-
воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива.
Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по
профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических
мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с
учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного
выбора профессии данной категории подростком профориентационная
работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.
Дети, обучающиеся, в школе для детей с ограниченными возможностями
здоровья имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические,
логопедические и педагогические проблемы, разный уровень
психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания
заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации
выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и
прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности
к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой
конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых
технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка
выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-профессиональной
адаптации в социуме становится актуальной и значимой.
Главная задача специального образования – подготовка учащихся с
ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной
жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Однако, из
опыта известно, что большинство учащихся выходят из образовательных
учреждений, не владея необходимыми для самостоятельной жизни знаниями
и навыками. Наблюдается тенденция к частой смене работы, необоснованная
неудовлетворённость заработной платой; сложности в установлении контакта
с членами коллектива, отстранённость от общественной жизни коллектива.
В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду
учащихся со сложной структурой дефекта ( интеллектуальной
недостаточностью и глухотой0 , т.к. выбор профессии для таких учащихся,
как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья,
суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им
специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной
работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья
является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к
рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для
обеспечения реальной возможности их трудоустройства.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к
профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне.
Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими
особенностями развития. Обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует
само регуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и
самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними
строится с учетом индивидуальных особенностей.
При работе с такими детьми в процессе трудового воспитания должны
решаться следующие задачи:
1.Формировать положительное отношение к труду взрослых, стремление
оказать возможную, посильную помощь.
2. Формировать трудовые навыки, совершенствовать их в процессе
деятельности.
3. Воспитывать ответственность, готовность помочь, бережливость.
4.Формировать умения организовать свою работу и работу в коллективе,
умение наводить порядок, складывать оборудование после завершения
работы.
5. Воспитывать умения дружно работать в коллективе, помогать друг другу,
оценивать свою и чужую работу.
Эти задачи решаются через урочную и внеурочную деятельность педагогов
школы-интерната. На классных часах, информационных, групповых часах
ведётся работа по формированию профессионального самоопределения и
профориентационная работа по воспитанию и формированию уважительного
отношения к труду, пониманию важности труда в жизни общества. Педагог
формирует у обучающихся дисциплинированность, умение доводить начатое
дело до конца.
Трудолюбие и уважение к труду прививается на занятиях через подбор
интересных и красочных материалов и заданий, что позволяет привить
стойкий интерес к труду.
Общественно-полезный труд позволяет на практике показать учащимся
значимость труда в жизни общества. Воспитанники ежегодно трудятся на
пришкольном участке, занимаются уборкой территории в осеннее-весенний
период, еженедельно посещают занятия в эко-клубе «Мир вокруг нас».
В качестве ежедневного способа для формирования трудовой дисциплины
в школе-интернате используется график дежурств. Данный способ позволяет
не только развивать навык самоконтроля, но и уважение к чужому труду.
В качестве познавательных внеклассных мероприятий используются игры.
Например, «Назови профессию». Учащимся раздают или показывают
картинку с человеком определенной профессии. Так как дети со сложной
структурой дефекта ( интеллектуальные нарушения и глухота), то к
картинкам добавляется карточка с речевым материалом. Они должны назвать
профессию, рассказать, что делает человек данной профессии. Или соотнести
предложения с картинкой. Можно повторять картинки и профессии, чтобы
учащиеся лучше запомнили соответствие между картинкой, названием
профессии и деятельностью. Игра может изменяться. Например, можно
показать или назвать инструмент, которым пользуется человек. Задача
учащихся - определить, люди какой профессии пользуются предложенными
предметами.
В дальнейшем обучающиеся более подробно знакомятся с трудом и
профессией. Именно тогда проводится работа по формированию
профессионального сознания. Характер работы по формированию
профессионального самоопределения усложняется.
На следующем этапе работы нужно не только развивать трудовые умения и
навыки учащихся, а ещё воспитывать стремление делать это
самостоятельно. Учить не только справляться с заданием, но и рассматривать
работу на занятии как шаг в направлении к профессиональной деятельности.
Работа по профориентации ведётся также на таком воспитательском
занятии как самостоятельное чтение. Педагог подбирает тексты, в которых
говорится не только о профессии, но и о ее трудностях. Профессии должны
быть понятными и доступными для умственно отсталых учащихся.
Для большей эффективности учащиеся ходят на экскурсии на
производство, знакомятся с представителями разных профессий и т.д.
Данные мероприятия продолжают формировать положительное отношение к
труду, к представителям разным профессий, продолжают формировать
понимание значимости труда для общества. Для того, чтобы встречи и
экскурсии были более информативными, нельзя упускать подготовительный
этап. На этом этапе педагог с обучающими составляют и записывают
вопросы, на которые нужно получить ответы в ходе экскурсии (встречи) или
после неё. Старшеклассники могут узнать и записать названия профессий,
виды работ на производстве, условия работы и т.д. Получая индивидуальное
задание, ребенок более внимательно будет слушать и наблюдать за
представителями интересующей его профессии.
Важно привлекать внимание детей к общественной значимости профессии
и к тому, какой труд в большей степени задействует специалист: физический
или интеллектуальный.
Такой метод работы позволяет не только заинтересовать учащихся в
работе на производстве, но и позволяет учащимся аргументировать свое
отношение к профессии с опорой на полученный опыт.
Через организацию выставок работ учащихся, конкурсов поделок
демонстрируются навыки, которые они приобрели. Такие внеклассные
мероприятия играют важную воспитательную роль. Учащиеся должны
ответственно отнестись к работе, показать себя с лучшей стороны,
На мероприятие приглашаются педагоги, родители, представители
профессии.
Привлечение детей со сложной структурой дефекта к занятиям
различными видами трудовой деятельности, выполнение упражнений,
имеющих как личностный, так и общественный смысл для каждого ребёнка,
позволяют наблюдать, как дети научаются устанавливать доступные
социальные связи на уровне коллектива класса и школы, как формируются у
них социальные навыки взаимодействия с окружающими и, как следствие
этого, достаточную социализацию в будущем.
Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если
профориентационная работа в школе - интернате носит системный характер,
т.е. с младшего школьного возраста до окончания обучения.
Литература:
1.Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников:
труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
2. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию. Комплексная
программа активного профессионального самоопределения школьников. М.:
Перспектива, 2002
3.Садковская, И.В. Проблемы профориентационной работы с обучающимися
с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях // Психология и педагогика:
методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 54.