Напоминание

Развитие профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната


Автор: Калинин Максим Павлович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ "Минусинская школа-интернат"
Населённый пункт: г. Минусинск Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие профессионального самоопределения воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие

требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям

человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда;

возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется

высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное

сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход

предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности

социальной адаптации лиц, окончивших школу для детей с ограниченными

возможностями здоровья, поэтому вопрос правильного выбора профессии

имеет огромное значение в жизненном самоопределении учащихся.

В школе для детей с ОВЗ подготовка детей с интеллектуальными

нарушениями к самостоятельной жизни и производственному труду является

важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-

воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива.

Наряду с трудовой подготовкой в специальной школе ведется работа по

профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических

мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с

учетом потребности общества и своих способностей. Но для адекватного

выбора профессии данной категории подростком профориентационная

работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена.

Дети, обучающиеся, в школе для детей с ограниченными возможностями

здоровья имеют, разнообразные социальные, соматические, психологические,

логопедические и педагогические проблемы, разный уровень

психофизиологических процессов. В связи, с чем особого внимания

заслуживает проблема социальной и профессиональной адаптации

выпускников в современном социуме. Этот контингент молодых людей и

прежде часто попадал в группу риска вследствие своей неприспособленности

к реальной жизни. В современных условиях рыночной экономики, жесткой

конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых

технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка

выпускников школы для детей с ОВЗ к социально-профессиональной

адаптации в социуме становится актуальной и значимой.

Главная задача специального образования – подготовка учащихся с

ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей самостоятельной

жизни и их максимально полноценной интеграции в общество. Однако, из

опыта известно, что большинство учащихся выходят из образовательных

учреждений, не владея необходимыми для самостоятельной жизни знаниями

и навыками. Наблюдается тенденция к частой смене работы, необоснованная

неудовлетворённость заработной платой; сложности в установлении контакта

с членами коллектива, отстранённость от общественной жизни коллектива.

В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду

учащихся со сложной структурой дефекта ( интеллектуальной

недостаточностью и глухотой0 , т.к. выбор профессии для таких учащихся,

как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья,

суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им

специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной

работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к

рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для

обеспечения реальной возможности их трудоустройства.

У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к

профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне.

Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими

особенностями развития. Обучающиеся с ограниченными возможностями

здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует

само регуляция и самоконтроль, на низком уровне стремление к обучению и

самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними

строится с учетом индивидуальных особенностей.

При работе с такими детьми в процессе трудового воспитания должны

решаться следующие задачи:

1.Формировать положительное отношение к труду взрослых, стремление

оказать возможную, посильную помощь.

2. Формировать трудовые навыки, совершенствовать их в процессе

деятельности.

3. Воспитывать ответственность, готовность помочь, бережливость.

4.Формировать умения организовать свою работу и работу в коллективе,

умение наводить порядок, складывать оборудование после завершения

работы.

5. Воспитывать умения дружно работать в коллективе, помогать друг другу,

оценивать свою и чужую работу.

Эти задачи решаются через урочную и внеурочную деятельность педагогов

школы-интерната. На классных часах, информационных, групповых часах

ведётся работа по формированию профессионального самоопределения и

профориентационная работа по воспитанию и формированию уважительного

отношения к труду, пониманию важности труда в жизни общества. Педагог

формирует у обучающихся дисциплинированность, умение доводить начатое

дело до конца.

Трудолюбие и уважение к труду прививается на занятиях через подбор

интересных и красочных материалов и заданий, что позволяет привить

стойкий интерес к труду.

Общественно-полезный труд позволяет на практике показать учащимся

значимость труда в жизни общества. Воспитанники ежегодно трудятся на

пришкольном участке, занимаются уборкой территории в осеннее-весенний

период, еженедельно посещают занятия в эко-клубе «Мир вокруг нас».

В качестве ежедневного способа для формирования трудовой дисциплины

в школе-интернате используется график дежурств. Данный способ позволяет

не только развивать навык самоконтроля, но и уважение к чужому труду.

В качестве познавательных внеклассных мероприятий используются игры.

Например, «Назови профессию». Учащимся раздают или показывают

картинку с человеком определенной профессии. Так как дети со сложной

структурой дефекта ( интеллектуальные нарушения и глухота), то к

картинкам добавляется карточка с речевым материалом. Они должны назвать

профессию, рассказать, что делает человек данной профессии. Или соотнести

предложения с картинкой. Можно повторять картинки и профессии, чтобы

учащиеся лучше запомнили соответствие между картинкой, названием

профессии и деятельностью. Игра может изменяться. Например, можно

показать или назвать инструмент, которым пользуется человек. Задача

учащихся - определить, люди какой профессии пользуются предложенными

предметами.

В дальнейшем обучающиеся более подробно знакомятся с трудом и

профессией. Именно тогда проводится работа по формированию

профессионального сознания. Характер работы по формированию

профессионального самоопределения усложняется.

На следующем этапе работы нужно не только развивать трудовые умения и

навыки учащихся, а ещё воспитывать стремление делать это

самостоятельно. Учить не только справляться с заданием, но и рассматривать

работу на занятии как шаг в направлении к профессиональной деятельности.

Работа по профориентации ведётся также на таком воспитательском

занятии как самостоятельное чтение. Педагог подбирает тексты, в которых

говорится не только о профессии, но и о ее трудностях. Профессии должны

быть понятными и доступными для умственно отсталых учащихся.

Для большей эффективности учащиеся ходят на экскурсии на

производство, знакомятся с представителями разных профессий и т.д.

Данные мероприятия продолжают формировать положительное отношение к

труду, к представителям разным профессий, продолжают формировать

понимание значимости труда для общества. Для того, чтобы встречи и

экскурсии были более информативными, нельзя упускать подготовительный

этап. На этом этапе педагог с обучающими составляют и записывают

вопросы, на которые нужно получить ответы в ходе экскурсии (встречи) или

после неё. Старшеклассники могут узнать и записать названия профессий,

виды работ на производстве, условия работы и т.д. Получая индивидуальное

задание, ребенок более внимательно будет слушать и наблюдать за

представителями интересующей его профессии.

Важно привлекать внимание детей к общественной значимости профессии

и к тому, какой труд в большей степени задействует специалист: физический

или интеллектуальный.

Такой метод работы позволяет не только заинтересовать учащихся в

работе на производстве, но и позволяет учащимся аргументировать свое

отношение к профессии с опорой на полученный опыт.

Через организацию выставок работ учащихся, конкурсов поделок

демонстрируются навыки, которые они приобрели. Такие внеклассные

мероприятия играют важную воспитательную роль. Учащиеся должны

ответственно отнестись к работе, показать себя с лучшей стороны,

На мероприятие приглашаются педагоги, родители, представители

профессии.

Привлечение детей со сложной структурой дефекта к занятиям

различными видами трудовой деятельности, выполнение упражнений,

имеющих как личностный, так и общественный смысл для каждого ребёнка,

позволяют наблюдать, как дети научаются устанавливать доступные

социальные связи на уровне коллектива класса и школы, как формируются у

них социальные навыки взаимодействия с окружающими и, как следствие

этого, достаточную социализацию в будущем.

Обучающиеся с ОВЗ будут успешны в жизни и конкурентноспособны, если

профориентационная работа в школе - интернате носит системный характер,

т.е. с младшего школьного возраста до окончания обучения.

Литература:

1.Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Жизненное самоопределение школьников:

труд, мотивация, готовность: Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

2. Махаева О. А., Григорьева Е. Е. Я выбираю профессию. Комплексная

программа активного профессионального самоопределения школьников. М.:

Перспектива, 2002

3.Садковская, И.В. Проблемы профориентационной работы с обучающимися

с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях // Психология и педагогика:

методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 54.



В раздел образования