Напоминание

"Общаться с приемным ребенком. А как?"


Автор: Власенко Елена Владимировна
Должность: педагог- психолог службы подбора, подготовки и сопровождения замещающих семей
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: город Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Общаться с приемным ребенком. А как?"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Краевое государственное казенное учреждение « Организация, осуществляющая

обучение, для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

« Детский дом № 12»

(КГКУ Детский дом 12)

Круглый стол для замещающих родителей по теме:

«Общаться с приёмным ребёнком. А как?».

Подготовила:

педагог-психолог

Службы подбора, подготовки и

сопровождения замещающих семей

КГКУ Детский дом 12

Е.В. Власенко

г. Амурск,

Хабаровский край

Цель: дать возможность приёмным родителям задуматься над проблемой общения

с

ребёнком.

Познакомить

приёмных

родителей

с

приёмами

эффективного

общения.

Материалы к встрече с родителями:

«капельки воды» из бумаги ( стикера

голубого цвета), флип - чарт, маркеры для флип – чарта, «капельки воды» из бумаги

( стикера голубого цвета), цветные изображения ромашки с надписью

«Семья», листы бумаги с изображением ромашки с надписью «Мой приёмный

ребёнок»,

вопросы

мини-анкеты,

видеофильм

«Социальная

реклама

против

детского насилия в семье», презентации «Умей слушать и слышать своего ребёнка»,

« Язык любви», раздаточный материал - памятки для родителей «Важные советы по

воспитанию ребенка».

Ход проведения:

Участники располагаются по кругу

- Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече.

Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми. Но прежде

чем мы приступим к основной теме нашей встречи, давайте немного познакомимся.

Связующая нить

Я предлагаю сейчас по очереди каждому представиться и рассказать о себе двумя -

тремя предложениями. Например: «Меня зовут Ирина Владимировна. Я работаю

поваром. У меня есть два приёмных сына: 10 лет и 4 года, которые проживают в

нашей семье 2 года ».

(Ответы родителей)

Мозговой штурм - Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно

общение для ребёнка? (ответы родителей)

- Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный

источник

его

психического

развития.

Ребёнок

не

может

стать

нормальным

человеком,

если

он

не

овладеет

теми

знаниями,

умениями,

способностями,

отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может

освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого

общества.

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими

взрослыми, дефицит тепла, любви нарушает формирование личности ребёнка. Чем

меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми

членами семьи.

Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких

людей, то дальнейшем он будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или,

напротив, жестоким, агрессивным…

Привязанность и семья в жизни ребенка

«Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых

нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым

в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Один мальчик,

попавший в детский дом, говорил о себе: «Я – лишенный родительских прав».

Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание

эту близость сохранить.

Глубокие

эмоциональные

связи

со значимыми

людьми

служат

основой

и

источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная

необходимость

в

буквальном

смысле

слова:

младенцы,

оставленные

без

эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей

постарше нарушается процесс развития.

Отвергаемые

дети

неблагополучны

эмоционально

и

это

гасит

их

интеллектуальную и познавательную активность. Результатом заботы о ребенке и

эмоционального отношения к нему становится базовое чувство доверия к миру,

формирующееся у младенца к 18 месяцам. Дети, получившие в раннем детстве

опыт

эмоционального

отвержения,

испытывают

недоверие

к

миру

и

большие

трудности в поддержании близких отношений.

Поэтому

перед

приемными

родителями

стоит

важная

задача

помочь

приемному ребенку сформировать чувство привязанности, наладить доверительные

отношения

к

миру.

Очень

важно,

чтобы

в

семье

каждый

мог

по

настоящему

слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать

достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если

нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Уважаемые

родители,

а

как

же,

по-вашему,

надо

правильно

общаться

с

ребёнком? (ответы родителей)

Как вы понимаете выражение « безусловно любить ребенка?»

- Прежде всего, надо безусловно принимать ребёнка – любить не за то, что он

умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть! Говорите ему

чаще, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший, обнимайте своего

сына или дочку.

А сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы мини-анкеты. Затем мы вместе

попытаемся обсудить их.

Мини-анкета ( на флип- чарте).

1.

Посчитайте

по

возможности,

вспомнив,

сколько

раз

вы

в

течение

дня

обращались

к

ребёнку

эмоционально

положительными

высказываниями

(одобрением, поддержкой)?

2.

Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?

3.

Сколько раз вы в течение дня обнимаете и целуете ребёнка?

4.

Какие говорите ласковые слова?

5.

Как называете ребёнка, когда сердитесь?

(Желающие родители высказываются, совместное обсуждение вопросов)

- Помните: если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем

его, то ребенок приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы

его

любили,

уважали,

чтобы

он

был

кому-то

нужен

и

близок.

Счастливость

человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт,

а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж

зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.

Давайте посмотрим с вами видеофильм «Социальная реклама против

детского насилия в семье»

Вывод: Как иногда слова взрослого ранят ребенка, настраивая его на негативный

жизненный сценарий будущей жизни.

Что в вашем понимании означает слово « семья»?- (ответы замещающих

родителей). Затем родителям предлагается выполнить упражнение « Заполни

ромашку» (раздаются

цветные

изображения

цветка

ромашки

с

надписью

«

Семья», на лепестках которой они пишут на чем основана их семья). Подводится

вывод

о

том,

что

именно

семья

является

самой

значимой

средой

для

эмоциональной поддержки детей.

А сейчас, я предлагаю вам игру" Продолжи фразу"

«Дети

-

это…»

(например:

цветы

жизни,

солнышки,

лучики,

ангелы

и

т.

д.)

(замещающие родители продолжают фразу).

- Да, ребёнок - это цветочек, очень хрупкий, ранимый и беззащитный, который

нуждается в любви, ласке, защите взрослого. И, чтобы цветочек рос и не увядал,

ему нужна вода. Так давайте подарим этому цветочку капли любви, которыми он

будет питаться всю жизнь:

упражнение « Наполни ребенка любовью»(На флип- чарте расположен

рисунок ребенка в виде цветка. Замещающим родителям предлагается назвать

ребёнка ласковым словом, которое они должны написать на капельке из бумаги.

После

этого

они

прикрепляют

эти

капельки

на

флип-

чарт

к

картинке

с

изображением ребёнка.)

- Да, да. Именно эти слова хочет услышать ребёнок из уст самых близких людей.

Это очень важные слова, подобные живительной энергии, которые питают всё

существование малыша, а потом и существование юношей и девушек. Говорите их

своему ребёнку каждый день.

Родителям предлагается Упражнение “Слушание в разных позах”.

-

Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Один из вас - родитель, второй - ребёнок.

Между вами диалог. Мама спрашивает о том, как прошёл день в школе, а ребёнок

сообщает о неприятности, случившейся с ним (подрался, обидели или сам обидел и

т.д.). Но разговаривать вы будете в разных положениях.

1. Мама сидит, ребёнок стоит.

2. Ребёнок сидит, мама стоит.

3. Оба сидят или оба стоят (выбор)

-

Выскажитесь

с

позиции мамы,

когда

вам

комфортнее

было

разговаривать

с

ребёнком? Когда, по-вашему, он был предельно раскрепощён и откровенен?

- А ребенку, какая позиция при разговоре наиболее комфортна?

-

Как

Вы

думаете,

почему

при

изменении

взаимного

расположения

меняется

эффективность общения?

Вывод: эффективным является общение на “одном уровне”, “глаза в глаза”

Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения. Взаимное

уважение означает, что и дети, и взрослые могут без страха

выражать свои

убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что

вам понятны переживания ребёнка, даже если вы и не разделяете его убеждений.

С правилами эффективного общения родителей с детьми вас познакомит

презентация «Умей слушать и слышать своего ребёнка».

Лекционный материал на слайдах

1.Слушая

эмоциональный рассказ ребёнка о каком-то событии из его жизни,

поддерживайте разговор уточняющими вопросами «А что было дальше?». Дайте

ему почувствовать, что вы понимаете его состояние и переживание. Выслушайте,

затем своими словами повторите то, что он вам сказал. Убедите ребёнка, что вы

понимаете его правильно.

К тому же, когда ваш ребёнок видит, что вы внимательно и с интересом слушаете

его, он с большей охотой будет слушать вас, когда Вы захотите ему что-то сказать.

2. Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда

дети, уверяют вас, что всё в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза

говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не совпадают, всегда отдавайте

предпочтение мимике, выражению лица, жестам, тону голоса.

3.

Поддерживайте и

подбадривайте

его

без

слов.

Улыбнитесь,

обнимите,

подмигните, потреплите по голове, посмотрите в глаза, возьмите за руку.

Вообще тактильных прикосновений родителя к ребёнку должно быть не менее 8 в

день. Погладить по голове, обнять, подержать за руку, погладить по «маминому

месту»- между лопатками, чуть ниже шеи.

4. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на его вопросы. Ваш тон говорит

больше, чем слова.

Просмотр и обсуждение презентации «Язык любви»

Замещающим

родителям

предлагается

выполнить

упражнение

«Мой

приемный

ребенок»- (раздаются

листы

бумаги

с

изображением

ромашки

с

надписью «Мой приёмный ребёнок», родители пишут на лепестках какими на их

взгляд личностными качествами обладает их приемный ребенок.) Подводится итог

о том, как важно напоминать ребенку какой он, предлагается эти заполненные

ромашки поместить дома над столом ребенка для повышения его самооценки,

осознания, что он любим в семье.

- В итоге нашей встречи хочу привести одну очень точную цитату.

«Отношения

между

родителями

и

детьми

столь

же

трудны

и

столь

же

драматичны, как отношения между любящими» А.Моруа.

-

Помните,

если

ваше

общение

с

детьми

будет

эффективным,

они

не

будут

чувствовать себя одинокими. Выстраивая правильную модель общения с вами,

ребёнок

научиться

грамотно

общаться

в

социуме.

А

это

очень

важно

для

дальнейшей жизни.

Предлагается раздаточный материал - памятки для родителей «Важные

советы по воспитанию ребенка».

Рефлексия

Сейчас я предлагаю ответить вам на несколько вопросов относительно нашей

встречи.

1. Является ли актуальной тема, заявленная сегодня?

2. Является ли полезной информация, услышанная Вами сегодня?

3. Хотели бы Вы изменить свое общение с детьми после нашей беседы?

– Спасибо за внимание. Успехов вам в воспитании детей.

Памятка для родителей

Умеете ли Вы общаться со своим ребёнком?

Советы для родителей

"Правила поведения в общении с детьми".

1.

Дайте понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он

есть. Старайтесь употреблять такие выражения: "Ты самый любимый",

"Мы любим, понимаем, надеемся на тебя", "Я тебя люблю любого",

"Какое счастье, сто ты у нас есть".

2.

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость

голоса несут сообщение ребёнку о его самоценности. Стремитесь создавать у

вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь

твоим успехам", "Ты очень многое можешь". И только тогда ваш ребёнок

будет способен видеть, принимать и уважать вас.

3.

Обратите внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают

другое, со временем испытывают на себе неуважении со стороны детей.

4.

В

общении

с

ребёнком

уделяйте

больше

внимание

невербальному

(неречевому общению). Так вместо того, чтобы категорично сказать слово "

нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

5.

Старайтесь высказывать своё отношение к поведению ребёнка без лишних

объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение

к нему, например "Саша, Сашенька, сын, сынок".

6.

Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребёнку в процессе

общения.

Подчёркивайте

это

кивком,

восклицаниями.

Слушая

его,

не

отвлекайтесь. В общении с детьми помните, что ребёнок имеет право голоса

в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а

не принимайте решение только сами: например, вместо фразы "Не твоего

ума дело…" – скажите: "Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твоё

мнение всем интересно".

7.

Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.

8.

Не

допускайте,

чтобы

ваш

ребёнок

находился

наедине

со

своими

переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя кто-

то огорчил".

9.

Используйте

разнообразные

речевые

формулы

(прощания,

приветствия,

благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать

ребёнка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите эти слова с

улыбкой,

доброжелательным

тоном

и

сопровождайте

их

тактильным

прикосновением.

Обязательно,

хоть

за

маленькую

услугу,

оказанную

ребёнком, не забывайте поблагодарить его.



В раздел образования