Автор: Михайленко Ольга Борисовна
Должность: к.п.н., преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Социокультурная мотивация преподавателей в современной образовательной системе.
Раздел: среднее профессиональное
Социокультурная
мотивация
преподавателей
в
современной
образовательной системе.
к.п.н., преподаватель ГБПОУ «Кропоткинский
медицинский колледж», О.Б.Михайленко
Преподаватель является носителем определенных профессиональных
норм. Его роль в формировании благоприятных условий поликультурного
пространства
учебной
деятельности
является
очень
важной,
так
как
он
организует учебный, мыслительный процесс, формулирует для него цели,
задачи, учебный материал, является участником процесса коммуникации в
рамках
учебной
деятельности
в
вузе
и
является
представителем
определенного социального института, которым является образование.
Вместе с тем, преподаватель высшей школы испытывает серьезное
воздействие тех профессиональных норм, традиций, которые существуют в
высшем
образовании
и
которые
являются
результатом
сложившейся
доминантной цивилизационной матрицы. Как отмечает Г.И. Хозяинов, все
элементы системы образования, «преподаватель, ученик, содержание, методы
обучения,
организационные
формы
обучения,
средства
обучения,
методы
педагогического
воздействия
в
процессе
обучения,
цель
и
результат»
направлены
на
освоение
и
расширение
(потребление
и
производство)
социального и культурного опыта, способствует всестороннему развитию
личности, обеспечивает высокий уровень профессиональной социализации,
учитывает индивидуальные и социальные потребности субъектов.
На
всех
этапах
профессиональной
деятельности
вузовский
преподаватель выступает в качестве, во-первых, субъекта самостоятельного
выбора профессии и траекторий овладения знаниями, навыками, умениям
(очное, заочное, очнозаочное образование, экстернат, система повышения
квалификации,
аспирантура,
докторантура);
во-вторых,
субъекта
учебной
деятельности
в
учреждении
высшего
образования,
организационные
принципы построения которой связаны с а) свободной деятельностью при
выборе
методов
разрешения
учебно-познавательных
задач,
б)
взаимной
продуктивной
деятельности
преподавателя
и
студента,
в)
побудительной
деятельностью к процессу рефлексии, стимулирующей осознание целей и
задач
учебной
деятельности,
г)
развитием
индивидуального
стиля
деятельности,
в
основе
которого
лежит
осознание
своей
глубокой
индивидуально сти,
важно сти
и
значимо сти
и н д и в и д уа л ь н ы х
профессиональных
навыков,
совершенствования
их
в
проце ссе
самообразования,
д)
творческой
активностью
студентов
по
выработке
прогнозов
и
сценариев
профессиональной
жизнедеятельности;
в-третьих,
с у б ъ е к т а
индивидуальной
целенаправленной
деятельности
по
совершенствованию своей профессиональной
квалификации, повышению
личностного
профессионально-педагогического
потенциала
в
процессе
учебной деятельности, необходимых для сознательного целеустремленного
педагогического
творчества,
включая
разработку
и
создание
авторских
педагогических систем.
Таким
образом,
его
жизненная
и
профессиональная
позиция
имеет
большое
значение
для
организации
учебной
деятельности
студентов,
а
особенности содержания социокультурной мотивации и профессиональных
установок
преподавателей
высшей
школы
в
конкретных
социально-
педагогических
условиях
должны
учитываться
при
совершенствовании
учебной
деятельности
и
формировании
основ
поликультурного
образовательного пространства.
К
сожалению,
за
годы
реформ
российская
наука
и
образование
подверглись
негативному
воздействию,
последствия
которого
еще
только
начинают сказываться. Колоссальной проблемой остается старение кадрового
потенциала системы высшего образования. Наибольшее число докторов наук
из числа профессорско-преподавательского состава находится в возрасте 60-
69 лет - 33,2 %, следующая по численности группа – 50 – 59 лет - 31,4 %.
Вместе
они
составляют
64,6%
докторского
корпуса
профессорско-
преподавательского состава. Если к ним добавить еще группу докторов наук в
возрасте 70 и более лет, которые составляют 15,9 % от общего числа, то это
будет 80,5 %, то есть моложе 50 лет всего 19,5 % . Подобная ситуация
заставляет говорить некоторых авторов о возможности «образовательного
дефолта» в России.
В
современной
литературе
при
рассмотрении
вопроса
о
профессиональной
позиции
преподавателя
так
же
принято
выделять,
во-
первых,
мировоззренческую
сторону осознания общественной значимости
педагогической профессии, во-вторых, поведенческую сторону педагогической
позиции
как
способность
учителя
самостоятельно
принимать
решения
в
различных ситуациях обучения и нести за них ответственность , в-третьих,
морально-этический аспект профессиональной позиции преподавателя, то есть,
приобщенность его к этосу определенной коллективной группы.
Корпус ценностных ориентаций научных работников
впервые был
изучен Р. Мертоном. Морально-этический аспект профессиональной позиции
преподавателя связан с его приобщением к этосу определенной коллективной
группы,
который
представляет
собой
сложный
комплекс
ценностных
ориентаций,
полученных
в
результате
взаимодействия
в
процессе
профессиональной коммуникации в определенной социокультурной среде.
Исследования
Р.Мертона,
посвященные
анализу
этоса
науки
как
совокупности моральных императивов, принятых в научном сообществе и
определяющих
поведение
ученого,
характеризуют
следующие
четыре
составляющие
такой
совокупности:
универсализм
и
установка
на
объективность научного знания, бескорыстность как отказ от восприятия
профессиональной
успешности
в
связи
с
материальными
критериями,
коллективизм как основа профессиональной деятельности и сотрудничества
ученых,
организованный
скептицизм
как
опора
на
ре зульт аты
предшественников.
Подобные
составляющие
профессионального
этоса
научных работников являются универсальными для представителей научного
сообщества и вузовских преподавателей в целом и могут использоваться в
рамках организации поликультурного пространства учебной деятельности
высшей школы как совокупность общих, воспринимаемых всеми учеными,
императивов о профессиональной деятельности в вузе.
Вместе с тем, Р. Мертон указал на отрицательные характеристики в
этосе
научного
работника.
К
ним
относится:
амбивалентно сть,
двойственность и противоречивости мотивов поведения научного работника,
что
может
способствовать
таким
скрытым
патологиям
в
науке,
как
ко нку р е нция ,
пла гиат,
ид е оло гич е с ка я
пр ед убе жд е нно с т ь
и
ангажированность.
Данные
характеристики,
по
Р.
Мертону,
также
носят
универсальный
характер
для
науки
как
социального
института,
то
есть,
характерны, в той или иной степени, для деятельности большинства научных
организаций
и
университетов
и
задача
профессиональных
сообществ
преподавателей и исследователей заключается в том, чтобы такие негативные
проявления в деятельности работников высшей школы носили минимальный
характер.
Таким
образом,
суще ствуют
определенные
к ул ьт у р н ы е ,
мировоззренческие
универсалии,
которые
характеризуют
сферу
профессиональной деятельности научных работников и работников вузовской
системы,
сочетающих
в
себе
позиции
преподавателя
и
исследователя.
Подобные универсальные принципы могут являться основой для выработки
общей
мировоззренческой
позиции
в
ходе
реализации
мероприятий
Болонского процесса и нуждаются в поддержке со стороны руководителей
научных
коллективов,
поскольку
данные
черты
профессионального
этоса
испытывают
воздействие
как
в
рамках
российских
макроэкономических
преобразований,
так
и
в
период
реформирования
системы
высшего
образования
в
рамках
Болонского
процесса.
В
результате
забота
о
соответствии
духовно-нравственной
сферы
преподавателя
высшей
школы
ценностям
профессионального
этоса
является
важным
ресурсов
в
формировании общих установок и поликультурного пространства учебной
деятельности.
Несмотря на наличие общих ценностных установок, в рамках анализа
вузовского
сообщества
можно
выделить
определенный
конгломерат
ценностей, которые могут претендовать на роль профессионального этоса
представителей
отечественной
интеллектуальной
элиты. Основы
национального
этоса
научных
кадров,
являющиеся
определяющими
для
формирования российской позиции в рамках Болонского процесса, связаны у
большинства представителей с ярко выраженным стремлением увязать свою
профессиональную
деятельность
со
служением
Родине
и
проявлением
патриотизма.
Список используемых источников:
1.
Организационно-педагогические
условия
формирования
поликультурного пространства в образовательной системе российской
высшей школы: диссертация ... кандидата педагогических наук:
13.00.08 / Михайленко Ольга Борисовна.- Владикавказ, 2010.- 169 с.:
ил. РГБ ОД, 61 11-13/722